Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
дополнительных ограничений. |
Ч а щ е всего |
т а к а я форма позволяет |
||||||||||||
упростить |
задачу |
и уменьшить объем |
необходимых |
вычислений. |
||||||||||
На |
основании |
|
уравнений поведения |
(1.1) |
с учетом |
введенных |
||||||||
ограничений |
(1.2) |
находят |
допустимые |
проектные |
решения, |
кото |
||||||||
рые полностью |
отвечают |
функциональному |
назначению |
и |
усло |
|||||||||
виям |
эксплуатации |
конструкции. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
I ll |
этап. Обоснование и выбор оптимальной |
конструкции. Полу |
||||||||||||
ченные допустимые проектные |
решения |
составляют |
целую |
группу, |
||||||||||
а во |
многих |
случаях — д а ж е |
бесконечное |
множество |
различных |
|||||||||
вариантов |
одной |
конструкции, |
отличающихся |
как |
в количествен |
ном, так п в качественном отношениях. Однако эти варианты не
эквивалентны между собой, и задача |
рационального |
проектирова |
||
ния |
заключается |
в том, чтобы выбрать из всех возможных реше |
||
ний |
наилучшее. |
|
|
|
|
Вместе с тем |
само по себе понятие |
о п т и м а л ь н о е |
р е ш е н и е |
неопределенно. Оно приобретает реальный смысл только по отно шению к конкретному критерию оценки различных вариантов про екта. Следовательно, до начала поисков наилучшего варианта необ ходимо сформулировать этот критерий, выбрать показатель, по от ношению к которому желательно получить наиболее рациональную конструкцию, или проектное решение.
Любой критерий оценки должен зависеть от проектных пере
менных. Поэтому в самом |
общем виде |
его |
можно |
записать |
как |
|||
некоторую |
функцию F(Y), |
которую |
принято |
называть |
функцией |
|||
цели. Тогда задача сводится к нахождению |
совокупности проект |
|||||||
ных переменных У0 рь при |
которой |
функция |
F(Y), |
рассматривае |
||||
мая только в области допустимых пределов |
изменения |
перемен |
||||||
ных Г (или |
их допустимых |
дискретных |
значений), достигает |
опти |
мальной величины.
Часто говорят об оптимизации проектного решения по отноше нию к нескольким различным критериям оценки. Однако выбран
ный таким |
образом вариант конструкции является не оптималь |
|
ным, а компромиссным. С а м о введение нескольких критериев |
ука |
|
зывает на |
недостаточность знаний о поведении конструкции |
или |
о влиянии ее конструктивного оформления на эффективность экс
плуатации судна. Выбор компромиссного решения |
показывает, что |
|
в неявной форме субъективно вводится некоторый |
единый |
крите |
рий оценки, обобщающий и сводящий к условным |
единым |
мерам |
все учитываемые частные оценки. |
|
|
Таким образом, оптимальное решение получают в результате последовательного проведения большого числа взаимосвязанных
ивзаимозависимых операций, а окончательный оптимальный
вариант может |
быть найден |
на основе |
анализа |
исходных |
данных |
|
на |
к а ж д о м этапе. Итоговая |
обобщенная |
схема |
выбора оптималь |
||
ных |
проектных |
решений, предусматривающая возможность |
вариа- |
16
ции количественных и качественных характеристик конструкции
ид а ж е изменение исходных данных, показана на рис. 3. Математическая часть задачи оптимизации конструкции, как
отмечено выше, сводится к нахождению совокупности проектных переменных (t/i, уг,-• •, Уп) opt, доставляющих условный экстремум функции цели при наложенных ограничениях в форме уравнений
связи |
(1.1), |
число которых |
t меньше |
количества |
проектных |
пере |
|||||||||
менных п, |
и |
неравенств |
(1.2), число |
которых |
определяется |
коли' |
|||||||||
чеством ограничений, содержащихся в условиях задания на |
проек |
||||||||||||||
тирование |
(включая |
необходимость выполнения требований |
П р а в и л |
||||||||||||
классификационных |
обществ) . Д л я |
решения |
задач |
такого |
типа |
||||||||||
разработаны |
различные |
способы: методы |
дифференциального й |
||||||||||||
вариационного исчисления, |
линейное |
и |
нелинейное |
программиро |
|||||||||||
вание, метод |
статистических |
испытаний |
(Монте - Карло), динамиче |
||||||||||||
ское |
программирование |
и др. К а ж д ы й |
из |
этих |
методов |
включает |
|||||||||
множество |
разновидностей, |
пригодных |
для |
решения |
определен |
||||||||||
ного |
круга |
задач оптимизации. Особенно |
важное |
значение |
имеет |
алгоритмизация этих методов, возможность применения ЭВМ, про стота и надежность вычислительных программ.
Наиболее целесообразным является выбор ограниченного числа
расчетных методов и составление относительно небольшого |
ряда |
|||||
широко |
применяемых программ на основе анализа |
практически |
||||
в а ж н ы х |
задач |
оптимизации |
и требуемой |
точности |
их решения. |
|
В этом |
случае |
д а ж е такие |
неформальные |
этапы оптимизации, |
как |
выбор проектных переменных, показателей их поведения, запись уравнений связи и ограничений, составление выражений для функ ции цели, могут быть выполнены заранее в р а м к а х каждой про
граммы, так |
что конструктору останется только |
заполнить таблицы |
||||||
исходных |
данных » конкретных |
величин, |
входящих в |
программу. |
||||
В к а ж д о м |
конкретном случае нужно установить соответствие |
между |
||||||
решаемой задачей и выбираемой программой ее решения. |
|
|||||||
Однако |
|
опыт работ |
по оптимизации |
конструкций |
еще |
очень |
||
мал, и для создания парка унифицированных программ |
необхо |
|||||||
димы дальнейшие теоретические исследования и проектные |
разра |
|||||||
ботки. Особенно перспективны для проектирования |
корпусных |
|||||||
конструкций |
некоторые |
методы |
нелинейного |
программирования |
и статистических испытаний, которые использованы при оптими зации отдельных конструкций и корпусов судов [120].
Таким образом, выполнение |
промежуточных |
этапов процесса |
|||
оптимизации сводится к более |
или |
менее сложным |
формальным |
||
математическим преобразованиям, |
не вызывающим |
принципиаль |
|||
ных |
затруднений. Наиболее в а ж н ы е этапы — формулировка зада |
||||
ния |
и выбор критерия оценки, а |
т а к ж е их запись |
в количественном |
выражении . От правильности и рациональности этих работ зависят результаты проектирования. |
2 |
А. И. БронскиЛ н др . |
17 |
Формулировка требовании задания и выполняемых функций
|
|
|
Q (Qi, |
|
• • . |
, |
Q,„) |
|
|
|
||
|
Выбор конструктивного |
типа |
|
проектного |
решения |
|||||||
|
|
|
Определение |
переменных |
|
|
|
|||||
|
проектных |
|
|
|
|
|
поведения |
|
||||
У U/i, |
Уг, • • |
• ,Уп) |
|
|
|
|
|
a(aj_, |
а 2 , |
. . . |
а,) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Математическая |
запись |
|
|
|
|||||
поведения |
системы |
|
ограничений |
|
критерия |
оценки |
||||||
Ф ( 0 ', Q, |
|
о) = о |
|
|
Q. О") > О |
|
решения |
|||||
» = 1,2, |
.ч |
. . J |
/ = |
1,2, |
. . . |
, |
/ |
|
F(Y) |
|||
|
|
Выбор проектных |
переменных |
У, |
. , t) |
|
||||||
и |
|
анализ |
системы |
о к |
= |
ск (К)(& = 1,2, |
. . |
|
||||
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль |
ограничений |
|
|
|
|||||
о |
|
|
Оценка |
f |
(Y) |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оптимизация |
оценки |
|
F ( K ) = |
opt |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
{ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ проектного |
решения |
|
|
|
|||||
|
|
|
Оптимальное |
решение |
|
|
|
|||||
Рис. 3. Выбор оптимальных |
решений при проектировании. |
18
§ 2. Критерии оценки конструкций корпуса судна
Сопоставление и оценка вариантов конструкции, из которых
выбирают |
оптимальный, |
осуществляются |
по различным показате - |
|
лям . К а ж д ы й из них о т р а ж а е т |
некоторую |
функциональную харак* |
||
теристику |
конструкции. |
Д л я |
принятия |
какого-либо конкретного |
показателя в качестве критерия оценки необходимо выявить суще ственные стороны конструкции, требования к которым могут слу жить этим критерием. Затем качественную характеристику следует выразить в количественной форме, позволяющей найти оптималь^ иое решение.
Очевидно, критерии оценки могут отличаться не только чис ленно, по величине, но и принципиально, по существу, в зависи
мости |
от совокупности |
эксплуатационных |
требований, предъявляе |
||||
мых |
к |
конструкции, |
и |
конкретных условий производства. От вы |
|||
бора |
ж е |
критерия |
оценки полностью |
зависит |
окончательный |
||
результат |
процесса |
оптимизации, т. е. в |
конечном |
итоге проектное |
|||
решение. Это можно |
показать на ряде примеров. |
|
При проектировании различных перекрытий корпуса часто при ходится выбирать размеры сварных тавровых профилей при раз личных критериях оценки: массе профиля, его габаритах и т. д. Рассмотрим результаты проектирования, полагая заданным необ
ходимый момент сопротивления сечения профиля с |
присоединен |
|||||||||||||
ным |
пояском |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W=W(h, |
|
8, |
b, |
tn), |
|
|
|
|
|
(1.3) |
|
где |
/г, б — соответственно |
высота |
и толщина стенки |
профиля; |
||||||||||
|
b, t„ — ширина |
и толщина |
пояска. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
П р и этом размеры присоединенного |
пояска |
следует |
считать |
|||||||||||
заданными и неизменными |
при вариациях элементов |
профиля . |
||||||||||||
К р и т е р и й |
м и н и м а л ь н о й |
м а с с ы . |
Характеристикой |
|||||||||||
массы профиля при одинаковых пролетах и расстояниях |
м е ж д у |
|||||||||||||
балками является площадь его поперечного |
сечения |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
F = f1, + |
fer=btn |
+ |
hb, |
|
|
|
|
|
(1.4) |
||
где |
/п и /ст — соответственно |
площади |
сечения |
пояска |
и |
стенки. |
||||||||
Проектирование |
таврового |
профиля |
минимальной |
массы |
рас |
|||||||||
смотрено в ряде работ |
[88]; [91]. При этом могут |
быть |
з а д а н ы : |
|||||||||||
— минимальная толщина |
стенки |
профиля бты (как это |
пред |
|||||||||||
усмотрено, например, |
П р а в и л а м и |
Регистра |
С С С Р дл я |
вертикаль |
||||||||||
ных рамных стоек или горизонтальных шельфов |
переборок); |
|
||||||||||||
— постоянное соотношение м е ж д у толщиной |
и высотой |
стенки, |
||||||||||||
з а в и с я щ е е от предела |
текучести |
материала |
(например, по |
усло |
||||||||||
виям устойчивости |
стенки |
при заданном |
характере |
нагружения |
||||||||||
б а л к и ) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2* |
19 |