Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что и подтверждается практикой современного мирового судостро­ ения;

— кничные

соединения балок внакрой (рис. 46,

а ) ;

помимо

необходимости

сведения

концов балок эти узлы имеют еще .ряд

в а ж н ы х технологических

недостатков — невозможно

ввести

кницу

в одну из секций, усложняется приварка кромок книц, располо­

женных вблизи от обшивки секций

(на рис. 46, а показаны стрел­

кой), что снижает качество сварного

шва и работоспособность узла

в целом.

 

1

Рис. 46. Кничные соединения балок, расположенных в общей плос­ кости: а — иакройное; б — стыковое.

Стыковые кничные соединения этого типа (рис. 46, б) не имеют труднодоступных для сварки мест. Кроме того, возможность уста­ новки книц со сдвигом от теоретической плоскости позволяет отка­ заться от сведения концов балок, компенсируя неточности их вза­

имного положения величиной сдвига кницы,

а т а к ж е

включать

кницы в одну из секций, что уменьшает объем

сборочно-сварочных

работ на стапеле. П р а в д а ,

здесь может

возникнуть необходимость

в подгонке кромок книц под

малку. О д н

а к о для

реальных

размеров

книц (длина стороны до 500—600 мм) нормальные или несколько повышенные зазоры (до 3 мм) полностью обеспечиваются приня­ тыми допусками на изготовление и сборку секций, что подтвержда ­ ется практически полным отсутствием пригонки под малку на за­ водах.

Одним из в а ж н ы х частных случаев соединения связей, л е ж а щ и х в общей плоскости, является соединение выгородок, особенно гоф­ рированных, с комингсом в ы ш е л е ж а щ е й палубы или ее набором . При расположении выгородки под тавровым карлингсом или рам ­

ным

бимсом

возможны лишь стыковые соединения (рис.

47, а).

Соединение

выгородок с комингсом или с балкой набора

несим­

метричного

профиля часто осуществляется аналогичным

образом

(рис.

47, б).

Все такие узлы требуют выполнения пригоночных

работ по прнчерчиванию и контуровке кромки выгородки, если выгородки и н а к р ы в а ю щ а я их палуба относятся к разным секциям

168


и устанавливаются раздельно . Исключить эти работы можно при использовании накройного соединения, которое все неточности из­ готовления и сборки компенсирует изменением величины перекроя (рис. 47, в ) . Однако данное решение приводит к необходимости установки заделок по торцам гофров и усложняет приварку выго­ родки по линии, обозначенной стрелкой на рис. 47, в, если высота комингса или балки набора невелика.

S)

в)

А-А

 

14

 

 

Рис.

47. Соединения гофрированных

выгородок

с вышележащей палубой:

а — с

рамным набором палубы; б— с

гнутым

комингсом стыковое; б — то

же, накройное.

Выбор оптимального узла соединений определяется на основе сопоставления трудоемкости по комплексу отличающихся операций изготовления деталей, сборки и установки секций:

дл я стыкового соединения — причерчивание выгородки к ко­ мингсу, удаление припуска, поджатие и окончательная установка выгородки;

дл я накройного соединения — изготовление, установка и при­ варка заделок, приварка выгородки к комингсу (трудоемкость при­ варки для стыкового и накройного соединений отличается из-за различной степени удобства выполнения сварочных р а б о т ) .

Расчеты показывают, что в зависимости от толщины выгородки (и соответствующего ей шага гофров) при переходе от стыкового

соединения к накройному снижение трудоемкости

работ составляет

2,3—2,6 нормо-ч на 1 пог. м.

 

 

Если выгородки и н а к р ы в а ю щ а я их палуба относятся к одной

объемной секции, ее сборку обычно

производят

в перевернутом

положении на палубе. В этом случае

соединение

выгородок с ко­

мингсом (если он сохраняется) наиболее целесообразно осущест­ влять впритык без перекроя (см. рис.. 47, а, б) с предварительной контуровкой кромки выгородки в чистый р а з м е р . Трудоемкость выполнения накройного соединения в этом случае выше трудоемко­ сти стыкового на 0,2—0,4 нормо-ч на 1 пог. м.

Ко второй группе конструктивных узлов

относятся т а к ж е

соединения балок набора, расположенных в

разных плоскостях

169


(рис. 48). Решение уравнений размерных цепей, описывающих эти узлы, и трудоемкость работ по выполнению узла соединения суще­ ственно зависят от комплектации конструкции и деталей и секции.

В тех случаях, когда соединяемые связи относятся к одной сек­ ции (например, в секцию поперечной переборки включен шельф платформы с бимсом), расстояние между кромками связей выдер­ живается с достаточно высокой точностью, и пригонка деталей при стыковом узле соединения практически отсутствует. Кница может

быть

з а р а н е е

приварена к обшивке в нижнем положении и торцом

к стенке балки в вертикальном

с использованием полуавтоматиче­

ской

сварки

в среде защитных

газов. Установка части одного пере-

Рпс. 48. Соединения балок набора, расположенных в различных плоскостях: а — стыковое; б— накройиое.

крытия (обшивки с набором и заранее приваренными кницами) к полотнищу другого (основного) перекрытия секции осуществля­ ется в нижнем положении, и кницы могут быть приварены к сво­ бодной полке балок набора полуавтоматической сваркой. Неточ­

ности установки

книц вдоль шельфа устраняются сдвигом

кницы

по полке

балок

набора основного перекрытия (рис.

48, а ) , что

невозможно при

использовании накройных

соединений. Поэтому

д л я внутрисекционных узлов второй группы

стыковые

соединения

являются, наиболее целесообразными.

 

 

 

 

 

Если соединяемые связи относятся к разным секциям, то в сты­

ковых соединениях необходимо у д а л я т ь припуск по длине

кницы

(или р е б р а ) . Технико-экономическая целесообразность

исключения

пригоночных работ в таких узлах путем использования

накройных

соединений зависит от пространственного расположения

узла .

При потолочном расположении узла

(соединение

балок

верти­

кального

набора

переборки или борта с

палубным

набором)

сты­

ковые кницы могут быть з а р а н е е установлены и приварены к вер­

тикальным

б а л к а м . Узел с иакройными кницами при введении их

в секцию

переборки или борта не имеет

никаких

преимуществ по

сравнению

со стыковым соединением, т а к

как не отпадает

операция

пригонки

кницы по длине. Введение накройных

книц

в секцию

170



п а л у бы требует пригонки по плоскости перекроя и приводит фактически к предварительной приварке кницы лишь к балке па­

лубного набора,

при этом сохраняется м о н т а ж н а я

приварка к на­

стилу палубы .

Следовательно, накройные кницы

без пригонки

могут быть установлены и приварены только в потолочном поло­ жении после стыкования секций, балки которых соединяются этими кни­ цами.

 

При

горизонтальном

расположении

узла

(со­

единение

продольных

 

ре­

бер

жесткости

борта

и

продольных

переборок

с

верти к ал ьиы м и

сто й к а м и

поперечных

 

переборок

на

танкерах)

по анало ­

гичным

причинам

на­

кройные

соединения

без

пригонки

 

 

возможны

только

в

случае

мон­

тажного

 

выполнения

узла .

 

 

 

 

 

При нижнем располо­ жении узла (соединение шпангоутов с продоль­ ными ребрами днища скуловыми кницами на танкерах — рис. 49) сты­ ковое соединение позво­ ляет включить т я ж е л у ю скуловую кницу в секцию

Рис. 49. Соединение шпангоута со скуловой

кницей: а — стыковое; б — накройное.

днища . Если торец шпангоута сваривают с листом кницы, требу­

ется пригонка только по длине шпангоута

и

сведение

его

конца

в теоретическую

плоскость

кницы; при наличии

з а з о р а

м е ж д у тор­

цом

шпангоута

и кницей

неточности

расположения

шпангоута

по

длине секции

борта компенсируются

сдвигом плоскости

кницы

по свободной полке шпангоута . Применение

накройного

соединения

при введении скуловой кницы в секцию днища исключает пригонку по длине шпангоута, но требует пригонки по плоскости перекроя, т. е. приводит к операции сведения концов балок. Поэтому и для нижнего расположения узла накройные соединения без пригонки осуществимы лишь при монтажной установке книц.

Третью группу узлов соединений корпусных конструкций со­ ставляют узлы пересечения балок набора (рис. 50). Технико-эко-

171