Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
что и подтверждается практикой современного мирового судостро ения;
— кничные |
соединения балок внакрой (рис. 46, |
а ) ; |
помимо |
|
необходимости |
сведения |
концов балок эти узлы имеют еще .ряд |
||
в а ж н ы х технологических |
недостатков — невозможно |
ввести |
кницу |
в одну из секций, усложняется приварка кромок книц, располо
женных вблизи от обшивки секций |
(на рис. 46, а показаны стрел |
кой), что снижает качество сварного |
шва и работоспособность узла |
в целом. |
|
1
Рис. 46. Кничные соединения балок, расположенных в общей плос кости: а — иакройное; б — стыковое.
Стыковые кничные соединения этого типа (рис. 46, б) не имеют труднодоступных для сварки мест. Кроме того, возможность уста новки книц со сдвигом от теоретической плоскости позволяет отка заться от сведения концов балок, компенсируя неточности их вза
имного положения величиной сдвига кницы, |
а т а к ж е |
включать |
||
кницы в одну из секций, что уменьшает объем |
сборочно-сварочных |
|||
работ на стапеле. П р а в д а , |
здесь может |
возникнуть необходимость |
||
в подгонке кромок книц под |
малку. О д н |
а к о для |
реальных |
размеров |
книц (длина стороны до 500—600 мм) нормальные или несколько повышенные зазоры (до 3 мм) полностью обеспечиваются приня тыми допусками на изготовление и сборку секций, что подтвержда ется практически полным отсутствием пригонки под малку на за водах.
Одним из в а ж н ы х частных случаев соединения связей, л е ж а щ и х в общей плоскости, является соединение выгородок, особенно гоф рированных, с комингсом в ы ш е л е ж а щ е й палубы или ее набором . При расположении выгородки под тавровым карлингсом или рам
ным |
бимсом |
возможны лишь стыковые соединения (рис. |
47, а). |
Соединение |
выгородок с комингсом или с балкой набора |
несим |
|
метричного |
профиля часто осуществляется аналогичным |
образом |
|
(рис. |
47, б). |
Все такие узлы требуют выполнения пригоночных |
работ по прнчерчиванию и контуровке кромки выгородки, если выгородки и н а к р ы в а ю щ а я их палуба относятся к разным секциям
168
и устанавливаются раздельно . Исключить эти работы можно при использовании накройного соединения, которое все неточности из готовления и сборки компенсирует изменением величины перекроя (рис. 47, в ) . Однако данное решение приводит к необходимости установки заделок по торцам гофров и усложняет приварку выго родки по линии, обозначенной стрелкой на рис. 47, в, если высота комингса или балки набора невелика.
S) |
в) |
А-А
|
14 |
|
|
Рис. |
47. Соединения гофрированных |
выгородок |
с вышележащей палубой: |
а — с |
рамным набором палубы; б— с |
гнутым |
комингсом стыковое; б — то |
же, накройное.
Выбор оптимального узла соединений определяется на основе сопоставления трудоемкости по комплексу отличающихся операций изготовления деталей, сборки и установки секций:
—дл я стыкового соединения — причерчивание выгородки к ко мингсу, удаление припуска, поджатие и окончательная установка выгородки;
—дл я накройного соединения — изготовление, установка и при варка заделок, приварка выгородки к комингсу (трудоемкость при варки для стыкового и накройного соединений отличается из-за различной степени удобства выполнения сварочных р а б о т ) .
Расчеты показывают, что в зависимости от толщины выгородки (и соответствующего ей шага гофров) при переходе от стыкового
соединения к накройному снижение трудоемкости |
работ составляет |
|
2,3—2,6 нормо-ч на 1 пог. м. |
|
|
Если выгородки и н а к р ы в а ю щ а я их палуба относятся к одной |
||
объемной секции, ее сборку обычно |
производят |
в перевернутом |
положении на палубе. В этом случае |
соединение |
выгородок с ко |
мингсом (если он сохраняется) наиболее целесообразно осущест влять впритык без перекроя (см. рис.. 47, а, б) с предварительной контуровкой кромки выгородки в чистый р а з м е р . Трудоемкость выполнения накройного соединения в этом случае выше трудоемко сти стыкового на 0,2—0,4 нормо-ч на 1 пог. м.
Ко второй группе конструктивных узлов |
относятся т а к ж е |
соединения балок набора, расположенных в |
разных плоскостях |
169
(рис. 48). Решение уравнений размерных цепей, описывающих эти узлы, и трудоемкость работ по выполнению узла соединения суще ственно зависят от комплектации конструкции и деталей и секции.
В тех случаях, когда соединяемые связи относятся к одной сек ции (например, в секцию поперечной переборки включен шельф платформы с бимсом), расстояние между кромками связей выдер живается с достаточно высокой точностью, и пригонка деталей при стыковом узле соединения практически отсутствует. Кница может
быть |
з а р а н е е |
приварена к обшивке в нижнем положении и торцом |
|
к стенке балки в вертикальном |
с использованием полуавтоматиче |
||
ской |
сварки |
в среде защитных |
газов. Установка части одного пере- |
Рпс. 48. Соединения балок набора, расположенных в различных плоскостях: а — стыковое; б— накройиое.
крытия (обшивки с набором и заранее приваренными кницами) к полотнищу другого (основного) перекрытия секции осуществля ется в нижнем положении, и кницы могут быть приварены к сво бодной полке балок набора полуавтоматической сваркой. Неточ
ности установки |
книц вдоль шельфа устраняются сдвигом |
кницы |
|||||
по полке |
балок |
набора основного перекрытия (рис. |
48, а ) , что |
||||
невозможно при |
использовании накройных |
соединений. Поэтому |
|||||
д л я внутрисекционных узлов второй группы |
стыковые |
соединения |
|||||
являются, наиболее целесообразными. |
|
|
|
|
|
||
Если соединяемые связи относятся к разным секциям, то в сты |
|||||||
ковых соединениях необходимо у д а л я т ь припуск по длине |
кницы |
||||||
(или р е б р а ) . Технико-экономическая целесообразность |
исключения |
||||||
пригоночных работ в таких узлах путем использования |
накройных |
||||||
соединений зависит от пространственного расположения |
узла . |
||||||
При потолочном расположении узла |
(соединение |
балок |
верти |
||||
кального |
набора |
переборки или борта с |
палубным |
набором) |
сты |
ковые кницы могут быть з а р а н е е установлены и приварены к вер
тикальным |
б а л к а м . Узел с иакройными кницами при введении их |
|||
в секцию |
переборки или борта не имеет |
никаких |
преимуществ по |
|
сравнению |
со стыковым соединением, т а к |
как не отпадает |
операция |
|
пригонки |
кницы по длине. Введение накройных |
книц |
в секцию |
170
п а л у бы требует пригонки по плоскости перекроя и приводит фактически к предварительной приварке кницы лишь к балке па
лубного набора, |
при этом сохраняется м о н т а ж н а я |
приварка к на |
стилу палубы . |
Следовательно, накройные кницы |
без пригонки |
могут быть установлены и приварены только в потолочном поло жении после стыкования секций, балки которых соединяются этими кни цами.
|
При |
горизонтальном |
||||
расположении |
узла |
(со |
||||
единение |
продольных |
|
ре |
|||
бер |
жесткости |
борта |
и |
|||
продольных |
переборок |
с |
||||
верти к ал ьиы м и |
сто й к а м и |
|||||
поперечных |
|
переборок |
||||
на |
танкерах) |
по анало |
||||
гичным |
причинам |
на |
||||
кройные |
соединения |
без |
||||
пригонки |
|
|
возможны |
|||
только |
в |
случае |
мон |
|||
тажного |
|
выполнения |
||||
узла . |
|
|
|
|
|
При нижнем располо жении узла (соединение шпангоутов с продоль ными ребрами днища скуловыми кницами на танкерах — рис. 49) сты ковое соединение позво ляет включить т я ж е л у ю скуловую кницу в секцию
Рис. 49. Соединение шпангоута со скуловой
кницей: а — стыковое; б — накройное.
днища . Если торец шпангоута сваривают с листом кницы, требу
ется пригонка только по длине шпангоута |
и |
сведение |
его |
конца |
||||
в теоретическую |
плоскость |
кницы; при наличии |
з а з о р а |
м е ж д у тор |
||||
цом |
шпангоута |
и кницей |
неточности |
расположения |
шпангоута |
|||
по |
длине секции |
борта компенсируются |
сдвигом плоскости |
кницы |
||||
по свободной полке шпангоута . Применение |
накройного |
соединения |
при введении скуловой кницы в секцию днища исключает пригонку по длине шпангоута, но требует пригонки по плоскости перекроя, т. е. приводит к операции сведения концов балок. Поэтому и для нижнего расположения узла накройные соединения без пригонки осуществимы лишь при монтажной установке книц.
Третью группу узлов соединений корпусных конструкций со ставляют узлы пересечения балок набора (рис. 50). Технико-эко-
171