Файл: Бирзниекс, Л. В. Импульсные преобразователи постоянного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и ТИП Д-1500/3, разработанных для электропоездов ЭР-2, ЭР-2А6 и ЭР-22, описание которых дано ниже.

Импульсный преобразователь ТИП-900/3 содержит два одинако­ вых прерывателя. Группа главных тиристоров Т1 каждого прерыва­

теля состоит из девяти последовательно включенных тиристоров ти­ па ТЛ-150-10,0, шунтированных шестью обратными диодами типа

Рис. 10-5. Общий вид опытной уста­ новки преобразователя ТИП-900/3.

ВЛ -200-10,0. Цепь вспомогательных тиристоров Т2 состоит из шести

последовательно включенных тиристоров типа ТЛ-150-10,0, шунтиро­ ванных шестью обратными диодами типа ВЛ-200-10,0. В качеств* диодов Д , шунтирующих цепь нагрузки, используются 12 последова­

тельно включенных диодов типа ВЛ-200-10,0. Таким образом, преоб­ разователь ТИП-900/3 содержит 30 тиристоров и 48 диодов.

229

Рис. 10-6. Общий вид блока управления тиристорного импульсно­ го преобразователя ТИП-900/3.

Прн питании от контактной сети коммутация прерывателя осу­ ществляется при помощи одного коммутирующего конденсатора ти­ па КМ-3,15-8 (3,15 кВ, 8 мкФ), а при питании от аккумуляторной

батареи, когда может иметь место работа с пониженным напряже­ нием питания (около 2 000 В при разряженной батарее), для обес­ печения коммутации параллельно подключается еще один конденса­ тор типа КМ-3,15-8.

Дроссель перезаряда L (без сердечника) имеет индуктивность

0,22 мГ. Для ограничения скорости нарастания прямого напряжения на тиристорах в схему включены три дросселя насыщения. Для огра­ ничения скорости нарастания напряжения служат также цепочки тС,

которыми шунтируются

тиристоры

77, Т2 и

диоды

Д .

В

каче­

стве шунтирующих

конденсаторов

приняты

конденсаторы

типа

МБГЧ-1000-0,5 (1000

В,

0,5 мкФ),

последовательно

с

которыми

включены два параллельно соединенных резистора типа ПЭВ-50-43 Ом

(50 Вт).

Оба прерывателя ТП-А и ТП-Б (кроме коммутирующих конден­ саторов и дросселей перезаряда) конструктивно объединены в одном каркасе с общим вентилятором принудительного воздушного охлаж­ дения (рис. 10-5).

Вентилятор с электродвигателем постоянного тока типа П21 обеспечивает поток охлаждающего воздуха между ребрами радиато­

ров тиристоров и диодов со скоростью

1 0 — 1 2 м/с.

Общий вид электронного блока

управления преобразователя

ТИП-900/3 показан на рис. 10-6. Описание основных узлов и полная электрическая схема системы управления преобразователем ТИП-900/3 даны в [Л. 2].

Первая опытная установка ТИП-900/3 изготовлена на Таллин­ ском электротехническом заводе в 1966 г. по электрическим схемам, описанным в [Л. 18].

10-2. ТИРИСТОРНЫЙ ИМПУЛЬСНЫ Й ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ

j

ТИП-1200/3 ДЛЯ БЕЗРЕОСТАТНОГО П УС КА

 

ЭЛЕКТРО ПО ЕЗДА ЭР-2

а) Силовая схема моторного вагона

Силовая схема моторного вагона электропоезда типа ЭР-2 с тири­ сторным импульсным преобразователем (рис. 10-7) разработана на основе исследований, проведенных на опытной секции контактно-ак­ кумуляторного поезда С3 р-А6 МТ. В апреле 1970 г. (в честь 100-летия

230



Рис. 10-7. Принципиальная силовая схема моторного вагона

электропоезда Э Р - 2 с

тяговыми

двигателями

1 50 0 В и с

си­

стемой

безреостатного

пуска.

 

 

 

 

 

 

ПМ — пульт

 

машиниста;

1 — блок

увеличения частоты

задающего

ге­

нератора; 2

 

задающий

генератор;

3 — пересчетный

триггер; 4 — жду­

щий

мультивибратор; 5 — блок сравнения;

6 — блок

изменения фазы

управляющих

импульсов

вспомогательных

тиристоров;

7 — генератор

пилообразных импульсов;

 

р

 

 

 

м

ѵ

3

электронное

реле;

 

 

 

 

 

 

9 — триггер;

 

10 — выход-

 

 

 

 

 

 

 

ной усилитель; 01 — по-

'

'

 

 

 

 

 

вышенная уставка пуско-

 

 

 

 

 

вого

тока; 02 — нормаль­

 

 

 

 

 

 

 

ная

уставка

 

пускового

 

 

 

 

 

 

 

тока;

03

— пониженная

 

 

 

 

 

 

 

уставка

пускового

тока;

 

 

 

 

 

 

 

04 — первый режим пу­

 

 

 

 

 

 

 

ска

(коэффициент

за­

 

 

 

 

 

 

 

полнения

 

импульсного

 

 

 

 

 

 

 

цикла

постепенно увели­

 

 

 

 

 

 

 

чивается

до

YMaitc=0,5);

 

 

 

 

 

 

 

05 — второй

 

режим

пу­

 

 

 

 

 

 

 

ска (коэффициент запол­

 

 

 

 

 

 

 

нения

увеличивается до

 

 

 

 

 

 

 

ѴКаксЯ І'°)5 06 — запуск

 

 

 

 

 

 

 

блока

изменения

фазы

 

 

 

 

 

 

 

управляющих

импульсов

 

 

 

 

 

 

 

вспомогательных

тири­

 

 

 

 

 

 

 

сторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


со дня рождения В. И. Ленина) были переоборудованы

первые две

секции поезда ЭР-2.

 

 

 

Остальные две секции поезда

переоборудованы

в 1971

г. и

с 1 сентября 1971 г. восьмивагонный

поезд ЭР-2 с импульсными

пре­

образователями ТИП-1200/ЗП находится в регулярной эксплуатации на пригородных линиях г. Риги. В 1973 г. работают, кроме того, еще три таких же поезда (№ 821, 639 и 657).

На первом этапе переоборудования тиристорные импульсные пре­ образователи используются только для автоматического безреостатного пуска. На этом этапе сохранена также существующая система ступенчатого ослабления поля.

Так же как на контактно-аккумуляторном поезде, силовая схема моторного вагона поезда ЭР-2 состоит из двух параллельных цепей, каждая из которых содержит ива последовательно соединенных тя­ говых двигателей типа УРТ-110А (200 кВт, 1 500 В, 146 А). Отличия

Рис. 10-8. Осциллограмма процесса безреостатпого пуска поезда ЭР-2 при входном напряжении 3 200 В и нормальной уставке пускового тока двига­ телей 190 А.

от силовой схемы моторного вагона С3Р-А6 МТ состоят в том, что

схема моторных загонов ЭР-2 не содержит устройств и аппаратуры для рекуперативно-реостатного торможения и применяется более мощный импульсный преобразователь ТИП-1200/ЗП в подвагонном исполнении. Импульсный преобразователь состоит из входного индук­ тивно-емкостного фильтра ДФ, КФ и двух прерывателей ТП-А\ ТП-Б.

Основные технические данные преобразователя ТИП-1200/ЗП приве­ дены в табл. 10-1. От преобразователя ТИП-900/3 он отличается кон­ структивным исполнением, меньшей емкостью коммутирующих кон­ денсаторов и более мощными тиристорами с номинальным током 200 А. Процесс автоматического безреостатпого пуска осуществляет­ ся так же, как на секции контактно-аккумуляторного поезда. После пуска прерыватели ТП-А и ТП-Б шунтируются контакторами КШ1 и КШ2. Электронная система управления преобразователя имеет та­

кие же блоки, как схема управления преобразователя ТИП-900/3. Осциллограмма процесса безреостатпого пуска поезда ЭР-2 по­

казана на рис. 10-8. Среднее значение напряжения на конденсаторе входного фильтра 11= 3 200 В, и пуск осуществлялся с уставкой тока


Рис. 10-9. Общий вид тиристорного импульсного пре­

образователя

ТИП-1200/ЗП (I 200

кВт,

3 000 В,

2X200 А).

 

 

 

 

 

а — правая

сторона

с импульсными

трансформаторами

управления;

б — левая

сторона с дросселями насыщения.

двигателей /о =190

А.

В конце процесса повышения

напряжения тя­

говых двигателей скорость поезда составляла около 50 км/ч, а общий ток /, потребляемый от контактной сети, достигал 380 А. Максималь­ ные пульсации напряжения конденсатора входного фильтра при этом составляли около ±170 В (±5,3% ), а пульсации тока тяговых дви­

гателей— ± 2 6 А (±13,7% ).

Пульсации тока, потребляемого от контактной сети, как видно на осциллограмме рис. 1 0 -8 , весьма малы, и поэтому точное опреде­

ление их величин затруднено.

Пуск тяговых двигателей до выхода на естественную скоростную характеристику происходит примерно за 17 с.

233

б) Технические параметры и конструкций преобразователя ТИП-1200/3 (1 200 кВт, 3 кВ)

Общий вид тиристорного силового блока импульсного преобразовате­ ля ТИП-1200/ЗП (в подвагонном исполнении) показан на рис. 10-9. Этот блок устанавливается под моторным вагоном на месте демон­ тируемых пусковых реостатов.

Дроссель

входного фильтра Д Ф размещен на крыше моторного

вагона (рис.

1 0 - 1 0 ), а три конденсатора фильтра — в торцевом шка-

Рис. 10-10. Общий вид дросселя фильтра пре­ образователя ТИП-1200/ЗП.

фу тамбура. Четыре коммутирующих конденсатора установлены в су­

ществующем подвагонном

ящике вместо группового контроллера

(рис. 1 0 - 1 1 ).

 

В силовом блоке (рис.

10-9), кроме тиристоров н неуправляемых

вентилей, размещены также дроссели насыщения и выходные импульсные трансформаторы системы управления. Дроссели насыще­ ния выполнены на тороидальных сердечниках из леиты пермаллоя

50НП толщиной 0,05 мм, с размерами 0

215/125 X 30 мм. Обмотка

содержит 17 витков провода сечением 35

мм2.

Общий вид блока управления преобразователя ТИП-1200/ЗП по­ казан на рис. 10-12. Конструктивно схема управления выполнена в ви­ де 14 отдельных функциональных блоков, расположенных в верхнем и нижнем рядах, и двух блоков в среднем ряду — блока питания и блока выходных усилителей.

Блок управления является общим для обоих прерывателей, и в связи с этим его схема состоит из двух одинаковых каналов.

Все функциональные блоки выполнены с применением печатного монтажа. Дроссели и трансформаторы залнгы эпоксидным компаун­ дом. Блок управления потребляет ток 1,6 А при входном напряжении 50 В. Конструктивно блок управления выполнен для внутривагонной установки и размещен в пассажирском салоне вблизи силового блока,

234