Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
нормальная к г0 составляющая). На рис. 3. 12 дан график откло нения фокального параметра и эксцентриситета участков полета по кривым конических сечений, следующих за активным участ ком, от уровня тяги. Из рис. 3. 10—3. 12 видно, что протяжен ность исполнения импульсов ЛУ влияет на параметры, и если это не учитывать, то фактические величины будут значительно отли чаться от расчетных.
Влияние нецентрального поля притяжения на точность наве дения устраняют решением задачи аналогичной одноимпульсной коррекции траектории движения КА [16]. Отклонения параметров движения КА от расчетного значения гн в заданный момент вре мени ti равны
Аг = г —гн, |
(3.52) |
где г — радиус-вектор положения КА в момент времени U, полу ченный решением уравнений (2. 23) с учетом мгновенной реали зации приращения скорости (при йс— йл = 0 ).
Задача сведения величины Ат к допустимому значению заклю чается в определении поправки AVh к требуемому для перелета в заданную точку приращению импульса скорости ЛУ, рассчи танному в предположении движения КА в центральном поле притяжения. Поправка AVh должна приводить к условию
(3.53)
сзаданной точностью до величины высшего порядка малости.
Вусловии (3. 53) АХ, AY, AZ — составляющие вектора Лг в пла-
Рис. 3. 10. |
График зависимости между |
Рис. 3. 11. График зависимости между |
|
радиальным |
смещением и уровнем тяги |
отклонением радиальной |
скорости |
КА |
|
и уровнем тяги |
73
Рис. 3. 12. График изменения фокального па* |
Рис. 3. |
13. К |
определению величины- |
раметра и эксцентриситета участка полета |
сдвига |
точки |
включения двигательной |
в зависимости от уровня тяги |
установки |
|
нетоцентрической системе координат. Связь между составляю
щими вектора AFft(Ajfe, AУ*, AZk) и отклонениями АХ, AY, AZ запишется в виде
|
- д * \ |
/ А Х Л |
|
|
|
|
- д к |
= Б |
ЛК* |
, |
(3. 54) |
|
— д z l |
\ A Z j |
|
||
где Б — матрица |
частных |
производных, |
связывающая текущее |
||
положение с исходным. |
определяют значения составляющих |
||||
Из соотношения (3. 54) |
|||||
вектора ДТД, которые позволяют |
устранить с заданной |
точно |
|||
стью отклонения, |
порождаемые отличием поля притяжения от |
центрального. Элементы матрицы Б могут быть определены чис ленным или аналитическим способом. При определении элемен тов матрицы используют предположение о независимости малых возмущений в плоскости орбиты от возмущений, направленных по нормали к этой плоскости.
Для устранения влияния работы двигательной установки на точность наведения применяют программы управления с пере менной ориентацией вектора тяги на активных участках движе ния. Однако зачастую выбор закона изменения ориентации свя зан с большими вычислительными работами [6, 14]. Для
74
реализации на БЦВМ можно рекомендовать более простой спо соб учета влияния протяженности времени исполнения прира щений скорости КА. При этом способе двигательную установку КА включают с опережением [13]. Время опережения включения Д/ц=^ц — 10 (рис. 3. 13) определяется из уравнения
(3. 55)
/о
В выражении (3. 55) ускорение u(t) определяется для тела пере менной массы из соотношения
u{t) = --- Г—, t0< t < t k, |
(3.56) |
т 0 — m t |
|
где т0■— начальная масса КА;
т — скорость изменения массы КА; 4 — расчетное время отсечки двигательной установки.
Рассмотренные способы устранения влияния возмущающих факторов на точность наведения КА предъявляют к БЦВМ допол нительные требования. Так, устранение влияния нецентральности поля притяжения влечет за собой значительное усложнение про граммы вычислений и увеличение объема ЗУ для хранения промежуточных результатов и конечных результатов расчета. При подготовке математического обеспечения для БЦВМ в этом случае необходимо учесть большой объем вычислений, связан ных с расчетом определителей и тригонометрических функций.
Определение величины tn при устранении влияния протяжен ности исполнения приращений скорости не вызывает существен ных усложнений реализации схемы счета на БЦВМ. Однако при разработке программного обеспечения следует учесть возмож ность расчета логарифмических и экспоненциальных зависи мостей.
Указанные расчеты можно проводить после выбора общей схемы траектории встречи.
3.3. КОРРЕКЦИЯ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
При реализации схемы наведения КА возникает задача исправления (коррекции) фактической траектории в соответст вии с заданной программой полета. Коррекция может быть одноимпульсной, двухимпульсной и многоимпульсной.
В общем случае при малых отклонениях фактической траек тории от номинальной применяется метод малых коррекций, при котором определяется приращение скорости КА, необходимое для исправления орбиты.
75
Рис. 3. 14. Одноимпульсная коррекция траекторий:
1— расчетная; 2— до коррекции; 3— после коррекции
В обобщенной прямоугольной системе координат для эллип тической орбиты в произвольной точке координаты равны
X = Ox (t, clt c2,. •, к , У, Z);
К= фз(А clt |
C2, . . . , X, |
Y, |
Z); |
X = Фд (A 0-^, |
C2, . . •, X |
, Y , |
Z), |
где с4, с2, с3— постоянные интегрирования.
Изменяя величины составляющих скорости КА, получим траекторию, обеспечивающую выход аппарата в заданное время ^ в точку Хх, Уь Zx (рис. 3. 14). При малых отклонениях от расчетной орбиты можно считать, что в выбранной начальной точке (Хо, Уо, Zo) в момент t0 справедливо соотношение
|
* 0 = ^ 0 + 8Х0; |
|
|
У*= У0 + 8У0; |
(3. 58) |
|
Z0= Z 0 + 8Z0, |
|
где |
Х0, Уо, Zo — составляющие скорости в точке |
коррекции; |
ЬХ0, |
бУо, 6Z0 — требуемые приращения составляющих скорости |
КА для выхода на заданную орбиту. Подставив значения состав ляющих скорости КА в уравнение траектории и вычислив коор динаты для точки в момент t\, получим
Х \ - Х х= |
дХ\ |
ЬХп |
|
|
|
|
дХ0 |
дУ, |
dZ0 |
|
|
||
|
|
|
о |
|
|
|
Y \ - Y x = |
|
|
|
дУ | |
|
(3. 59) |
d r,- 8 ^ o + S L 8K0 + ^ 5U Z 0; |
||||||
|
дХп |
|
дУо |
dZ,о |
|
|
Z j - Z 1 = |
dZ |
|
dZx |
dZx |
8Z,O’ |
|
^ 8 ^ 0 + У ^8К0 + |
dZn |
|
||||
|
дХ, |
|
дУ,о |
|
|
76
где Х и Yi, Zi — координаты |
точки, |
в которую прибудет КА |
в момент U без коррекции; |
Х х, Yx, |
Z, — заданные коорди |
наты КА для момента t x. |
|
|
Решая систему уравнений |
(3.59) |
относительно потребных |
приращений скорости в точке U, получим
-А*_. |
§у - |
8Z = ^ - , |
- д . |
6Г0- |
где
дХ \ дХ \ д Х ] |
|
|
\ X дХ\ d X i |
||||
д Х 0 д Г 0 d i g |
|
|
|
dYg |
d i g |
||
д = dYi |
dTj_ дГ, |
|
Д *= |
|
dY i |
AY, |
|
dXg |
dY о |
dig |
|
|
|
<ЭГ0 |
dZg |
dZ i |
f)Z| |
azi |
|
|
LZ dZ, |
dZ\ |
|
|
dZ0 |
dZ0 |
|
|
|
dYg |
d i g |
|
Д* d X i |
|
|
d X 0 |
dYg |
|
|
|
|
d i g |
|
|
|
||
дХ0 |
дК d Y , |
; |
Az — |
d Y x d Y , |
' |
||
|
d i g |
|
|
d X 0 dY о |
|||
d- ^ - LZ dZ\ |
|
|
d Z i |
dZ\ |
|
||
dXg |
|
d i g |
|
|
5 Z 0 |
dYg |
. |
a x = x \ |
L1> t x |
= |
Y l - Y |
u A Z = |
Z l - z 1 |
(3. 60)
(3.61)
В общем случае для вычисления координат Х х, Y Z x необ ходимо интегрировать дифференциальные уравнения движения вида (2.25) или (2.26), (2.27).
Наиболее удобны методы одноимпульсной коррекции, осно ванные на аналитическом решении уравнений движения (2. 29) и последующем вычислении приращений составляющих вектора скорости.
Составляющие приращения вектора относительной скорости в момент t 0 определяются решением системы однородных урав нений (2. 29) для граничных условий:
в момент t 0— 0 |
|
х0, Уо, z0; |
(3. 62) |
в момент tx |
|
x'= y' — z ' = 0. |
(3. 63) |
77
Рис. 3. 15. Двухимпульсная коррекция: |
|
|
|
||
1 — расчетная |
траектория |
движения |
КА; |
2 — траектория |
движения КА до коррекции, |
3 — траектория |
движения |
КА с учетом |
коррекции |
КА, возвращающегося с Луны |
|
а — околоземной траектории движения |
КА; |
б — траектории |
Для этих условий решения однородных уравнений (2. 29) запи шутся в виде
|
|
2 ( 2 — — Зу0) sin ш/х — 2 — cos <oL-f |
|
||||
|
|
|
\ |
<0 |
/ |
«О |
|
|
|
|
|
( |
• * \ |
** |
|
|
|
|
|
6Уо— 3 — ) ш^1-|-х0+ 2 — = 0; |
(3. 64) |
||
|
|
** |
|
\ |
со / |
со |
|
|
|
|
• * |
• * |
0; |
||
|
2 -2-— |
|
3у0I cos |
sin |
-j- 4уи— 2 — |
||
|
|
со |
|
/ |
со |
со |
|
_ |
** |
*я* |
|
u>z0 cosoo^-j-zosin 0)^= 0, |
|
||
|
• * |
|
вектора относительной скорости |
||||
где |
-То, |
г/о, |
ZQ— составляющие |
||||
в момент to, |
удовлетворяющие условиям (3.62) |
и (3.63). Их |
значения определяют из системы уравнений (3.64):
*0= |
14г/0 (1 — cos оДр — (6со^| + х 0) |
||
• # |
(8/m)(l — cos |
— 3^1 sin |
|
До (3(o<| cos 4>t\ — 4 sin io^i) — |
2 x q |
Уо=
(8/<o)(l— cos<o^i)— 3^i sin
Zci= — Zgiootga)^.
[ (3-65)
|
Составляющие приращения вектора скорости и их ориентация в относительной системе координат для момента t0 определяют как
----- То |
X q, |
§Д о — Уо у |
— Z() |
Z q\ |
|
|
|
8х0 |
cos a„ |
cos a |
ьго |
\ |
(З-66) |
cos a ..= —- , |
8F0 |
’ |
|
|||
A |
S70 |
y |
'* |
|
78
где
^]/~(8хо)2+ (Si/o)2_b (8го) ;
хо, уо, 2о — составляющие вектора скорости К.А в момент U до проведения коррекции.
Приведенную логику для одной коррекции на среднем участке траектории применяют для регулирования трехмерного вектора отклонения. Можно применять и более сложные схемы с много кратным приложением коррекций. В частности — двух коррекций для устранения шестимерного вектора отклонений в момент tx, либо множество последовательных коррекций для точного устра нения трехмерного промаха в требуемый момент времени.
Рассмотрим вначале двухимпульсную коррекцию (рис. 3.15). Для совпадения шестимерного вектора фактической и номиналь ной траекторий в момент времени ti необходимо устранить отно сительную скорость приложением второго импульса скорости. В орбитальной системе координат для граничных условий в точке to, Xq, уо, z0 составляющие вектора относительной скорости для момента U
х (tx) = (б'.оу0— Зхо) |
2z/o sin Ых-)- (4хо — 6лу0) cos соtx; |
||
У(Д)= (Зшг/о— 2хо) sin Ы |
у*0cos <>ух, |
(3.67) |
|
z {tx) = z o>cos соtx— шг0 sin №/r |
|
||
Следовательно, в момент времени |
U необходимо устранить |
||
составляющие х (ti), у {t{), z(tx) . |
первого корректирующего |
||
Выбор момента |
для |
приложения |
импульса довольно сложная задача. Как правило, этот момент в процессе полета уточняют на основании данных предваритель ного предполетного моделирования в предположении, что изве стны матрица ошибок определения параметров движения КА на любой момент времени и матрица ошибок отработки импуль сов наведения. Основным условием выбора момента приложения корректирующего импульса является выполнение условий попа-
Рис. 3. 16. Минимальный импульс тяги двигательной установки:
*0, tyi tK — соответственно время включения, время установивш егося режима,
время конца последействия
79