Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. 25. Движение изображающей точобласти параметров fcy—

Рис. 3.26. Функциональная схема

сближения

космических аппаратов

с

примене*

кием безразмерных параметров и

включением в контур управления БЦВМ:

Д У — двигательная установка для

управления

движением центра м асс

КА ;

Д У 0 р—

двигательная установка для ориентации КА в пространстве

96

Функциональная схема управления сближением с примене­ нием БЦВМ приведена на рис. 3.26. Процесс управления осуще­ ствляется следующим образом. Измеренные параметры относи­

тельного движения D, D, « л. в и составляющие вектора управля­ ющего ускорения поступают на БЦВМ. Согласно приведенной выше схеме анализа определяется закон управления в фиксиро­ ванные моменты времени, который и отрабатывается двигателем. Изменяемые параметры относительного движения измеряются координатором и периодически поступают на БЦВМ. В БЦВМ в фиксированные моменты времени проводится анализ схемы сближения и уточнение закона управления. Расчеты проводятся по формулам (3.96), (3.98), (3.99). Расчеты могут проводиться в реальном масштабе времени с прерыванием для поступления уточненной информации об относительном движении сближаю­ щихся космических аппаратов.

Приведенный вариант реализации схемы сближения при помощи БЦВМ не исключает проведения, как выше отмечалось, качественного анализа особенностей участка сближения. В этом случае информация об относительном движении и управляющем ускорении используется в БЦВМ для предварительного выбора возможной схемы сближения. Расчеты для данного случая прово­ дятся не в реальном масштабе времени и параметры управления могут уточняться в полете по мере поступления реальной инфор­ мации об относительном движении космических аппаратов.

Анализ соотношений (3. 96) — (3.99) позволяет сделать выводы о том, что при организации программного обеспечения БЦВМ необходимо предусмотреть возможность расчета триго­ нометрических функций.

3.5. ОРИЕНТАЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Для выполнения целевых задач на борту беспилотных и пило­ тируемых космических аппаратов их построительные оси должны быть определенным образом ориентированы в пространстве. Угловое положение КА определяется в базовой системе коорди­ нат, ориентация осей которой в пространстве заранее известна. При ориентации КА определяют отклонения связанных с аппа­ ратом осей относительно ооей базовой системы координат и при­ дают космическому аппарату желаемое положение относительно базовой системы координат.

Базовые системы координат воспроизводятся при помощи измерительных приборов. Центр отсчета таких систем совме­ щают с центром масс КА, а направление осей устанавливается параллельно осям связанной с корпусом аппарата системы коор­ динат. Во второй главе отмечалось, что положение координат связанной системы o'xiyiZi относительной базовой системы o'x6y5z6 определяется тремя углами Эйлера у, ■&, ф — углами крена, тангажа и рыскания. Особенности определения ориента-

4

994

97


г

' 3 5 4

Рис.

3. 27.

Конструктивная

схем а цифрового

датчика

угла :

 

1 — кодовый ди ск ;

2 — корпус платформы ;

3 — источник света;

4 — кронш ­

тейн;

5 —

щелевая

кодовая

м аска;

6 — датчики

(два

кольцевых

р я д а ); 7 —

наружная

рама подвеса гироскопа;

8 — корпус

гироскопа

 

ции КА с применением БЦВМ следует рассмотреть для наиболее распространенных схем реализации.

Ориентация КА при помощи гироустройств

Необходимая для управления угловым положением КА инфор­ мация может быть получена от гироскопических датчиков углов (двухстепенных или трехстепенных) и двухстепенных гироскопи­ ческих датчиков угловых скоростей. Подробное описание таких устройств и их особенностей изложено в работах [1, 5, 18]. Воз­ можность применения БЦВМ для определения положения свя­ занной системы координат относительно базовой предъявляет новые конструктивные требования к моментным датчикам углов. В обычных аналоговых системах ориентации часто применяются потенциометрические датчики.

В последнее время находят применение гироблоки с цифро­ вым выходом [8]. На рис. 3.27 приведена конструктивная схема оптического цифрового датчика гироскопа. Оптический датчик имеет инкрементный кодовый диск 1, укрепленный на оси рамки подвеса гироскопа. Кронштейн 4 датчика угла, установленного на внешней общей раме подвеса, жестко связан с последней. На кронштейне размещен источник света 3 (сверху над диском 1) и кремниевые датчики (снизу под диском). Кроме непосредст­ венной выдачи исходной информации в двоичном коде, эти дат­ чики обладают хорошими точностными данными, что достигается устранением трущихся элементов конструкции.

На рис. 3. 28 приведен кодовый диск цифрового инерциаль­ ного устройства отсчета [8]. Он имеет две кольцевые дорожки Ак и Вк. Каждая дорожка состоит из 1024 прорезей, отстоящих на равном угловом расстоянии друг от друга. Дорожки смещены по фазе на 1/4 цикла таким образом, что если один из датчи­

98


ков 6 на кронштейне 4 (см. рис. 3.27) полностью открыт для входящего светового потока, то другой полностью закрыт. При повороте диска на 1/4 цикла это состояние изменяется на проти­ воположное.

Угловое положение рамок определяется оптическими датчи­ ками инкрементным методом, а именно подачей на счетчик импульсов положительных и отрицательных приращений. Соот­ ношение фаз между двумя выходными сигналами оптического датчика определяется направлением поворота рамок. Если пово­ рот рамки совершается по часовой стрелке, то выходной сигнал Лк датчика будет опережать по фазе на 90° выходной сигнал Вк. Если рамка будет поворачиваться против часовой стрелки, то соотношение фаз будет обратным. Сигналы с оптических датчиков проходят затем через схему формирования прямоуголь­ ных импульсов, пригодных для БЦВМ. Сигнал фотоэлемента А,л служит для подачи информации о приращении угла на счетчик, а выходной сигнал Вк обеспечивает направление отсчета.

Ориентация КЛ с использованием датчиков горизонта

Широкое применение в управлении КА находят системы ориентации, основанные на построении местной вертикали.

Рассмотрим вначале структурную схему аналоговой системы ориентации с (инфракрасной) ИК-вертикалью для КА, движу­ щегося в околоземном пространстве. На рис. 3.29 приведена схема построения базовой системы координат для КА, управляе­ мого по угловому положению в системе «местная вертикаль — плоскость орбиты» таким образом, что ось рыскания гб направ­ лена к центру Земли, ось крена хо лежит в плоскости орбиты

инаправлена по вектору скорости, а ось тангажа уа составляет

сосями крена и рыскания правую прямоугольную систему коор­ динат.

4‘

99


Рис. 3. 29. Схема построения базовой системы координат с помощью инфракрасного и солнечного датчиков

Ориентация связанной системы координат относительно

системы

координат «местная вертикаль — плоскость

орбиты»

задается

правой системой эйлеровых углов поворота

^ '1-

относительно осей хд, уд, zg соответственно и может быть выра­ жена следующей зависимостью:

Л Л

Ув .

где элементы матрицы а имеют вид

аи = cos 9- соэф;

а12= sin 9 sin у cos ф-f- cos Y/in ф; а1з = — sin 9 cos ycos ф-f- sin y sin ф;

а21 = — cos 9 sin <]»;

а22= — sin 9 sin ysin ф-f- cos Ycos ф; а23 = sin 9 cos ysin ф -(- sin y cos ф;

аз\==sin 9;

 

йд2= — cos 9 sin y;

*

азз= cos 9 cos Y-

 

( 3. 100)

( 3. 101)

100

Проекции угловой скорости на связанные оси, измеряемые датчиками угловой скорости, определяются через скорости изме­ нения эйлеровых углов зависимостью

/

cos &cos Ф sin <]> О

/ у V

/ о

( 3. 102)

 

— cos &sin Ф cos ф

О

& I “Ь а (

— (В

\

sin &

0

1

\ Ф/

V

О

где со — орбитальная угловая скорость КА.

При малых углах выражение (3. 100) можно записать как

 

(3. 103)

а выражение (3. 102)

 

сй^=& — to;

(3. 104)

toz= (}>-{-toy.

 

На рис. 3.30 приведена функциональная схема аналоговой системы ориентации. Особенностью этой системы является то, что угол рыскания непосредственно не измеряется. Углы тангажа и крена определяются при помощи сканирующего датчика гори­ зонта, показания которого не зависят от угла рыскания. Един­

ственным источником информации

об угле рыскания является

датчик

угловой скорости крена.

Кроме того, из выражения

(3. 104)

и рис. 3. 30 следует, что показания датчика угловой ско­

рости крена содержат член (—co-ф), который может быть выде­ лен, если известна орбитальная угловая скорость. Такой метод определения угла рыскания носит название гирокомпасного [8].

Из схемы видно, что датчик угловой скорости крена исполь­ зуется для косвенного измерения угла рыскания. Уходы этого датчика сильно влияют на величину угла рыскания, в связи с чем точность определения последнего хуже, чем точность опре­ деления углов тангажа и крена. Повышение точности аналоговой гирокомпасной системы может быть достигнуто усложнением методов обработки показаний датчиков горизонта и угловой ско­ рости при помощи БЦВМ.

Текущий вектор углового положения КА можно представить

в виде

 

 

 

xt=

x t {y, &, <i, <от, (о*, щ, уг, »г, уА, уА, &л, ЬА), (3. 105)

где

у,

ф — углы крена, тангажа и рыскания;

101


Рис. 3. 30. Функциональная схема аналоговой гирокомпасной системы ориен' тации:

K t y — масш табные

коэф ф ициенты ; ----- — оператор интегрирования;

0) — орбитальная скорость

вращения КА

сот, о)9, Шф— уходы датчиков угловой скорости крена, тан­ гажа и рыскания;

Уг, Фг— показания датчика горизонта;

Ya, Фа, Ya, 'З’а — периодические помехи датчика горизонта по каналам крена, тангажа и скорости их изме­ нения.

Обработка измерений осуществляется одним из способов, приведенных во второй главе (см. разд. 2.4), для обработки навигационных измерений.

Системы ориентации с солнечным датчиком

Значительное повышение точности ориентации КА может быть достигнуто при применении цифрового солнечного датчика [8], принцип действия которого ясен из рис. 3.31. На космическом аппарате устанавливают перпендикулярно один другому два солнечных датчика, которые позволяют определить угол между плоскостью входной щели датчика и направлением'на Солнце. В каждом из датчиков луч проходит через входную оптическую систему и попадает на пластинку, прорези которой образуют двоичный код. За каждым рядом прорезей пластинки находится силиконовый фотоэлемент. Кодируемый сигнал является простой тригонометрической функцией угла падения солнечного луча,

102

а поскольку солнечный датчик жестко установлен на борту, то и функцией углового положения КА. Зная положение Солнца в геоцентрической инерциальной системе координат и ориента­ цию системы «местная вертикаль — плоскость орбиты», можно вычислить направляющие косинусы единичного вектора, направ­ ленного на Солнце в указанной системе координат. Если вели­ чины, относящиеся к системе координат «местная вертикаль — плоскость орбиты», обозначить индексом «О», а величины, отно­ сящиеся к связанной системе, — индексом «В», то выражения для единичного вектора направления на Солнце в каждой из систем примут вид

So--- (*-*0Х! S0у, Soz)

(3. 106)

Sb~(Sbxi SBy, SBz)

 

Если отклонение одной системы координат от другой мало,

то имеет место равенство

 

SB= (а)50,

(3.107)

юз