Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Выбор требований к надежности оборудования для пилоти руемых КА имеет свои особенности. К оборудованию, которое обеспечивает безопасность экипажа, т. е. возможность сохранения жизни и возвращения на Землю, предъявляются повышенные требования. Так, при проектировании пилотируемых КА в США требования по надежности оборудования выбираются такими, чтобы вероятность обеспечения безопасности экипажа составля ла 99,9%, в то время как вероятность выполнения поставленной задачи принимается равной лишь 95%•
Повышение надежности аппаратуры осуществляется двумя путями:
—повышением надежности отдельных элементов схем;
—введением избыточности (резервированием).
Рассмотрим некоторые способы повышения надежности путем
введения избыточности, так как именно |
способы, |
относящиеся |
к этому пути, существенным образом |
влияют |
на структуру |
и принципы построения бортовых ЭВМ.
Методы резервирования можно разделить на две группы: активное и пассивное резервирование.
При активном резервировании (рис. 6. 5) отказавший элемент Б ЦВМ обнаруживается специальной схемой и заменяется исправ ным при помощи устройства переключения.
Активнее резервирование может быть реализовано на различ ных уровнях:
— резервирование элементов, блоков, устройств, ЦВМ. При выборе уровня резервирования необходимо учитывать следую щие два обстоятельства. Чем меньше уровень резервирования, тем надежнее система. С другой стороны, устройства обнаруже ния отказов и переключения не имеют абсолютной надежности и усложняют сами устройства, увеличивая при этом их массу. Необходимо отметить, что постоянно проводимый процесс инте грации схем естественным образом приводит к повышению уровня резервирования.
Интерес с точки зрения влияния на принципы обработки пред ставляют следующие варианты организации вычислительных систем:
—мультимашинная структура; •— мультимодульная структура;
—структура с рассредоточенным процессором. Мультимашинная структура реализуется в виде нескольких
ЭВМ, не связанных между собой. Подключение исправной маши ны осуществляется через коммутатор, который и является единст венным связующим ЦВМ звеном.
Мультимодульная структура и структура с рассредоточенным процессором являются разновидностями мультипроцессорных вычислительных систем.
Модульная структура предусматривает наличие ряда одно типных функциональных блоков. Блок-схема такой структуры
161
Процессоры
Рис. 6. 5. Блок-схема активного резервирования Рис. 6. 6. Мультимодульная организация
приведена на рис. 6.6. Любой из модулей процессоров связан с любым модулем памяти, а те, в свою очередь, связаны с моду лями ввода — вывода. Такая организация обладает достаточной гибкостью, предусматривает широкие возможности по наращива нию модулей всех уровней. При помощи такой структуры в период критических фаз могут быть использованы все средства. В обыч ном режиме часть модулей отключается и не используется.
В структуре с рассредоточенным процессором система состоит из блоков, каждый из которых имеет вычислительные возможно сти и свою память. Процесс обработки может быть разделен между такими блоками, при этом каждый блок может быть управляемым и управляющим.
Для эффективной реализации активных методов резервиро вания бортовая вычислительная машина должна обладать совер шенной системой контроля. Методы контроля разделяются на два вида — аппаратные и программные. Аппаратный контроль основывается на введении в состав ЦВМ специального оборудо вания. При помощи такого оборудования контролируются про цессы обмена данными между различными устройствами, пра вильность выполнения арифметических операций и т. д.
Программный контроль позволяет с использованием про граммных средств проверять правильности работы ЦВМ. Конт роль может осуществляться или при помощи тест-программ, решаемых в промежутках между основными программами, или при помощи специальных приемов, позволяющих проверять пра вильность решения основных программ. В качестве примера такого специального приема может быть проведен способ, использующий двукратное решение задачи. В этом случае по совпадению результатов судят об исправности ЦВМ. Другим
162
примером является использование разных методов получения одного и того же результата.
Если отличительной чертой аппаратных способов контроля является необходимость увеличения оборудования, то программ ные способы требуют для своей реализации дополнительного машинного времени, т. е. приводят к некоторой потере произво дительности ЦВМ. Естественно, что наибольший эффект дает разумное сочетание программных и аппаратных методов кон троля.
Для бортовых ЦВМ особо важное значение имеет сохран ность программ. Для того чтобы повысить надежность хранения программ, используют запоминающие устройства, допускающие только считывание. Чтобы исключить возможность непроизволь ного разрушения хранящихся данных, может быть использована система защиты памяти. В простейшем случае система защиты может быть основана на использовании специального реги стра, содержащего начальный и конечный адрес, реализуемой в данный момент программы. В процессе выполнения программы при обращении к памяти адрес обращения сравнивается с содер жимым регистра. Команда выполняется, если адрес не выходит за пределы адресов, хранимых в регистре. В противном случае формируется сигнал, соответствующий аварийной ситуации.
Простота является существенным достоинством данного спо соба, однако он применим лишь при работе с одним массивом. При большем числе массивов и при динамическом распределении памяти между программами объем аппаратных и программных средств защиты памяти возрастает.
Основным недостатком активных методов резервирования является необходимость временных затрат для определения отка завшего элемента и подключения вместо него другого элемента из резерва.
Несмотря на данный недостаток, активные методы резервиро вания широко используются на уровне крупных блоков и ЦВМ в целом.
На уровне ячеек и деталей используются пассивные методы резервирования. В качестве примера рассмотрим лишь некото рые из них.
1. Самокомбинирующая избыточность.
Классическим примером таких схем является схема, приве денная на рис. 6.7, а. В данной схеме отказ отдельного элемента или даже пар элементов (за исключением одновременного выхода элементов с номерами 1—3, 2—4) не приводит к неправильному формированию выходного сигнала.
2. Мажоритарная логика.
Особенностями методов данной группы является то, что вы ходной сигнал формируется при помощи специальной схемы мажоритарного элемента (см. рис. 6.7,6).
163
а)
Рис. 6. 7. Блок-схема |
пассивного |
резервирования: |
а — самокомбинирующая схема; |
6 — схема, реализующая мажоритарную логику: |
|
в — логическая схема |
мажоритарного клапана |
Мажоритарный элемент (клапан) формирует выходной сиг нал таким же, как большинство входных. Пусть а, Ь, с — выход ные сигналы трех параллельных схем. Тогда клапан должен сформировать выходной сигнал в соответствии с табл. 6.1.
Т а б л и ц а |
6.1 |
|
|
а |
Ь |
с |
^вых |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Мажоритарный клапан, реализующий данную логику, при веден на рис. 6.7, в. В соответствии с реализуемой логикой оди ночный сбой или отказ в схеме, формирующий входной для
164
2 Ы |
Схема |
|
|
Вход |
отключения |
Мажоритарный |
Выхо9 |
неиспра8ного |
|||
rv-T 7-/77 |
элемента |
элемент |
|
C/SJL&л |
|
|
|
Рис. 6. 8. |
Самонастраивающаяся мажоритарная |
логика |
клапана сигнал, не приводит к нарушению функционирования всей схемы.
3. Самонастраивающая мажоритарная логика.
Данный тип резервирования использует потенциальную спо собность мажоритарной логики определять неисправный эле мент. Для этого используется мажоритарный клапан Пирса,, и схема резервирования содержит помимо мажоритарного кла пана устройство отключения неисправного элемента (рис. 6.8).
Отличительной особенностью активных методов резервиро вания и мажоритарной логики является то, что их надежность, существенным образом зависит от надежности устройств обна ружения отказавшего элемента и мажоритарных клапанов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Виленкин С. Я-, Трахтенгерц Э. А. Математическое обеспечение управ ляющих и вычислительных машин. М., «Энергия», 1972, 392 с.
2.Лавров С. С. Универсальный язык программирования. М., «Наука»,.
1967, 196 с.
3.Липаев В. В., Колин К. К., Серебровский Л. А. Математическое обеспе чение управляющих ЦВМ. М., «Советское радио», 1972, 528 с.
4.Хопгуд Ф. Методы компиляции. М., «Мир», 1972, 160 с.
5.Шерр А. Анализ вычислительных систем с разделением времени. М.„
«Мир», 1970, 135 с.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЦВМ
К основным параметрам бортовой вычислительной машины могут быть отнесены:
—быстродействие или производительность;
—структура памяти и характеристики ЗУ; ■— адресность;
—разрядность;
—система команд;
—надежность;
—масса и энергопитание и т. д.
Выбор параметров определяется задачами, решаемыми дан ным КА, и требованиями, предъявляемыми к аппарату, которые вытекают из особенностей решаемых задач. Ряд параметров
•однозначно определяется этими требованиями. Так, например, вероятность выполнения задачи и необходимая продолжитель ность полета позволяют определить надежность БЦВМ. Воз можности КА также определяют допустимую массу и энерго потребление.
При определении конкретных требований к БЦВМ необхо димо учитывать тот факт, что оценка этих требований должна
•быть приближенной в связи с тем, что одним из требований, предъявляемых к БЦВМ, является гибкость, т. е. возможность наращивать задачи в процессе совершенствования КА данного назначения без изменения его конструкции. Таким образом,
•сделав даже точный подсчет, необходимо предусмотреть некото рый резерв по памяти и быстродействию. Кроме того, необхо димо учесть также, что для каждого ИСЗ нецелесообразно кон струировать отдельную БЦВМ. В интересах экономии матери альных затрат на создание бортовых машин целесообразно идти по пути стандартизации, т. е. создания определенного набора типовых БЦВМ, перекрывающих возможный диапазон требований, предъявляемых к ним.
166
7.1. ОЦЕНКА БЫСТРОДЕЙСТВИЯ И ПАМЯТИ
При определении требований по памяти и быстродействию последовательность действий должна быть следующей. Опреде ляем цикличность программы полета и строим временную диа грамму фаз полета. Для каждой фазы определяем задачи,, решаемые в данной фазе, и время выполнения фазы. Пример перечня фаз и задач, решаемых в каждой из них для космиче ского корабля «Аполлон», приведен в табл. 7. 1. Для каждой фазы строится временная диаграмма решения задач на БЦВМ и на основании этой диаграммы определяются потребности по быстродействию и памяти для решения каждой из задач. При оценке вычислительных возможностей на борту целесообразно использовать такой показатель, как производительность вычис лительной системы. Этот показатель является обобщенным. Он зависит от целого ряда факторов, таких как время выпол нения операций в арифметическом устройстве, характеристик ЗУ,, числа обслуживаемых каналов ввода — вывода и т. д.
В качестве производительности может быть выбран такой частный показатель, как быстродействие ЦВМ.
Под быстродействием ЦВМ следует понимать среднее количе ство операций, выполняемое машиной в единицу времени при реализации конкретной задачи и определяемое соотношением [3]:
i
где Pi — частота выполнения операции г-го типа; т, ■— время выполнения операции /-го типа.
Из соотношения (7. 1) видно, что быстродействие ЦВМ меняется от задачи к задаче, так как частоты выполнения тех или иных операций различны.
Однако для инженерной оценки реализуемости различных алгоритмов целесообразно оценить номинальное быстродействие V Hom, п о д которым следует понимать количество стандартных операций, выполняемых ЦВМ в единицу времени при реализации некоторой программы, приведенной только к стандартным опе рациям:
V =- ■— |
(7. 2\ |
Ат |
|
где Тот — время выполнения стандартной операции.
Проанализировав время выполнения операции, последние можно разделить на две группы с близким временем их выпол нения. Достаточно иметь две группы операций: типа сложения и типа умножения.
167
Т а б л и ц а |
7. 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Фазы полета и задачи, решаемые БЦВМ КК «Аполлон» |
|
|
|
|
||||||
■С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
05 |
О сн о вн ы е ф азы п о л е т а К К |
О сновны е з а д а ч и , |
р е ш а е м ы е |
н а б о р т у |
К К |
|
||||
Я |
|
„А поллон" |
п р и п о м о щ и Б Ц В М |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод |
КК |
на геоцентриче |
Определение |
скорости |
и |
положения |
КК |
||
|
скую орбиту ожидания |
в пространстве при работающей двигатель |
||||||||
|
|
|
|
ной установке ракеты-носителя |
сигналов |
|||||
|
|
|
|
Формирование |
управляющих |
|||||
|
|
|
|
системы стабилизации с учетом эксцентри |
||||||
|
|
|
|
ситета между линией действия тяги и цент |
||||||
|
|
|
|
ром масс КК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работает БЦВМ ракеты-носителя |
|
|
||||
|
Старт на втором витке с гео |
Уточнение |
ориентации |
|
гиростабилизиро- |
|||||
|
центрической |
орбиты на траек ванной платформы |
|
и |
положения |
КК |
||||
|
торию перелета к Луне |
Определение |
скорости |
впространстве Формирование управляющих сигналов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
системы стабилизации |
|
|
|
|
Первая |
коррекция |
|
траекто |
Обработка навигационных |
измерений |
|
|||||||
рии движения КК |
|
|
|
Выставка ГСП, уточнение ее ориентации |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уточнение импульса коррекции |
|
|
КК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение скорости и |
положения |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на участке движения с включенной |
двига |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельной установкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование управляющих сигналов си |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стемы стабилизации |
|
|
|
|
Вторая |
коррекция |
|
траекто |
Задачи, аналогичные фазе № 3 |
|
|
|
||||||
рии движения КК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Проверка |
состояния |
борто |
Опрос датчиков систем функциониров? |
||||||||||
вых |
систем |
лунного |
корабля |
ния корабля |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обмен информацией с экипажем |
|
|
||
Третья |
|
коррекция |
(третья |
Задачи, аналогичные фазе № 3 |
|
|
|
||||||
коррекция |
проводится в случае |
|
|
|
|
|
|||||||
необходимости) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Подготовка к |
переводу |
КК |
Обработка навигационных измерений |
|
|||||||||
на |
селеноцентрическую орбиту |
Уточнение ориентации ГСП |
для |
пере |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уточнение импульса скорости |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
хода КК на селеноцентрическую орбиту |
КК |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка функционирования |
систем |
|||
Переход |
|
КК |
на |
эллиптиче |
Определение скорости и |
положения |
КК |
||||||
скую |
селеноцентрическую |
ор |
в пространстве при включенной двигатель |
||||||||||
биту |
|
|
|
|
|
|
|
ной установке |
|
сигналов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование управляющих |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
системы стабилизации |
|
|
|
|
Переход |
|
КК с эллиптической |
Уточнение импульса скорости и задачи, |
||||||||||
орбиты |
на |
круговую |
селено аналогичные фазе № 8 |
|
|
|
|
||||||
центрическую орбиту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
10 Проверка |
состояния |
лунного |
Задачи, аналогичные фазе № 5 |
|
|
|
|||||||
корабля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
168