Файл: Шаталов, В. А. Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
—увеличением числа членов экипажа обитаемых КА;
—увеличением степени автономности систем управления при ^сохранении, если это возможно, способности управлять аппара
том с Земли.
Первая тенденция связана с заметными успехами в области
•средств вывода на орбиту значительных масс. Масса первого ИСЗ, запущенного в СССР в 1957 году, была 83,6 кг. Уже в 1965 году масса советского космического аппарата «Протон-1» была 12 200 кг. Естественно, что появившаяся возможность рас ширения объемов экспериментов и все более возрастающий инте рес к широкому и детальному исследованию космического про странства требуют расширения состава оборудования, предназначенного для проведения различных экспериментов. Число задач, решаемых при полете данного КА, увеличивается. Все это приводит к постоянному росту объемов информации, под лежащей обработке на бортовых вычислительных средствах
(рис. 1.5).
В связи с увеличением объема программ увеличивается объем памяти и все более возрастают требования к про
изводительности вычислительных средств. Кроме |
того, |
услож |
няется организация ввода — вывода данных и |
организация |
|
вычислительного процесса в целом. |
|
актив |
Другая тенденция — увеличение продолжительности |
ного существования КА определяется двумя факторами. Прин ципиально новые задачи требуют увеличения продолжительности полетов. Так, например, полет межпланетной станции «Пио нер-10», запущенной в США 3 марта 1972 года, должен продол жаться до Юпитера 21 месяц, а связь со станцией рассчитывают поддерживать 7—7,5 лет, пока она не окажется между орбитами
•Сатурна и Урана. Проектирование орбитальной космической
24
станции предполагает использование ее в течение 10 лет. Второй фактор определяется тем, что увеличение продолжительности эксплуатации ряда спутников существенным образом снижает экономические затраты на решение поставленной задачи. Так, например, в системе метеорологических или связных спутников увеличение продолжительности активного существования КА существенно удешевляет систему.
Увеличение продолжительности существования КА предъяв ляет одно из самых важных требований к бортовым машинам — постоянное повышение надежности. Надежность— это преждевсего гарантия сохранения жизни экипажа. Поэтому требования к надежности систем космического аппарата различаются в зави симости от степени их влияния на безопасность полета (успеш ное возвращение экипажа на Землю). К системам, оказывающим непосредственное влияние на безопасность полета, предъяв ляются более высокие требования по надежности, чем к другим системам, отказ которых может сорвать выполнение постав ленной задачи, но не повлиять на возвращение экипажа на Землю.
Поэтому при определении требований к надежности борто вых систем и их элементов исходят из следующих крите риев:
—вероятности успешного выполнения задачи;
—вероятности успешного возвращения экипажа на Землю.
ВСША эти вероятности принимаются соответственно равными 95 и 99,9%. Естественно, что такие высокие требования опреде ляют еще более высокие требования к бортовым вычислителям. Необходимо отметить, что в этой области также достигнут существенный прогресс. Так, например, время безотказной рабо ты БЦВМ возросло с 1000 ч в 1965 году до 9000 ч в 1970 году.
Однако потребуются еще более значительные усилия в этой
Рис. |
1. 6. График |
запаздываний |
|
радиосигнала |
при |
радиосвязи |
|
между |
Марсом |
и Землей |
25
области для того, чтобы выполнить требования, предъявляемые к бортовым ЭВМ, для аппаратов, предназначенных для пилоти руемых полетов.
Тенденция увеличения числа членов экипажа также сущест венно влияет на характеристику БЦВМ. Широкий круг задач, решаемых экипажем космического корабля, потребует большой загрузки вычислителей по обработке данных наблюдения, конт роля за окружающей средой, управления сложной системой жиз необеспечения и координации деятельности членов экипажа. Заметной тенденцией является увеличение степени автономности космических аппаратов. Автономность систем управления с БЦВМ особенно необходима для межпланетного КА из-за зна чительного запаздывания радиосигналов, а также из-за ограни ченности периода существования связи. На рис. 1.6 приведен график запаздывания управляющих сигналов при связи между Марсом и Землей для программы исследования с посадкой КА на Марс 15 октября 1975 года. Среднее время запаздывания сиг нала для 6-месячной программы исследований составит 15,2 мин. Время же принятия решения в особо сложных ситуациях может составлять гораздо меньшие интервалы времени. Кроме того, управление с Земли аппаратом, находящимся на Марсе, нежела тельно из-за ограниченности времени существования радиосвязи. Земля видна с Марса только часть каждых земных суток, а аппа ратом, перемещающимся по поверхности Марса, необходимо управлять непрерывно. Связь же в течение 8—12 ч в сутки воз можна только для узкой полосы широт в экваториальной части Марса, и продолжительность периода радиосвязи уменьшается с увеличением широты.
Автономность управления является существенным преимуще ством и для КА, совершающих полет вблизи Земли, так как сокращается время реакции системы управления на внешние воз действия из-за исключения из контура управления Земли, а так же обеспечивается возможность своевременно принять соответ ствующие меры при аварийных ситуациях и ' отсутствии радиовидимости КА с Земли.
Указанные тенденции определяют жесткие требования, предъ являемые к таким характеристикам, как масса оборудования, потребляемая мощность, надежность и продолжительность существования аппарата. Учитывая эти противоречивые требова ния, необходимо решать на БЦВМ или с использованием БЦВМ в контуре управления принципиально новые задачи:
минимизации расхода топлива при решении задач коррек ции и маневра;
оптимального перераспределения энергоресурсов в процес се полета;
учета при управлении в процессе полета изменяющихся статических и динамических характеристик КА;
26
— прогнозирования поведения систем аппарата.
Указанные тенденции должны учитываться при определении требований к бортовым вычислительным машинам будущего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.«Известия», 1972, 9 сент., с. 1—3.
2.Кондратьев К., Николаев А., Севастьянов В. Краски космоса. — «Правда», 1973, 21 февр., с. 3.
3.Космонавтика. М., «Советская энциклопедия», 1968, 528 с.
4.Минчин С. Н., Улугбеков А. Т. Земля — космос — Луна. М., «Машино строение», 1972, 244 с.
5.Сонин Е. К. Радиоэлектронное оборудование космических аппаратов. М., «Энергия», 1972, 96 с.
6.Хауссерман В. Требования к управлению в проектах американских
долговременных орбитальных |
станций. — «Вопросы |
ракетной техники», 1972, |
№ 4, с. 57—73. |
|
|
7. Хейнес, Боулмен, О Нейл. Запуск КА «Маринер-71» на орбиту вокруг |
||
Марса. — «Вопросы ракетной |
техники», 1971, № 5, |
с. 66—83. |
8. Sohn Robert L. Future manned planetary mission J. Astronaut. Sci., 1967, 14, No. 5, pp. 200—2111.
i
НАВИГАЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ПРИ ПОМОЩИ БЦВМ
Задачи по управлению движением КА могут быть разделены на следующие группы:
—навигации;
—наведения или управления движением КА как материаль ной точки;
—управления ориентацией КА.
Перечисленные группы задач требуют для своей реализации применения различных систем координат и уравнений движе ния.
В данной главе будут рассмотрены задачи первой группы, а также основные системы координат и уравнения движения, используемые при вычислениях на БЦВМ.
Анализ возможных методов управления предусматривает следующую схему:
—рассмотрение методов управления, которые могут быть решены на БЦВМ;
—определение области их применения в зависимости от усло вий полета и задач, стоящих перед КА;
—анализ особенностей задач управления, влияющих на тре бования к БЦВМ.
На структуру цифровой вычислительной машины, характери стики ее вычислителя и математическое обеспечение существен ным образом влияют следующие особенности решения задач:
—класс вычислительных операций;
—методы решения, точности решения;
—ожидаемые объемы исходных данных и программ, реали зующих задачи;
—требования к времени решения (задача может решаться заранее или в реальном масштабе времени);
диапазоны изменения вычисляемых величин, особенности масштабирования;
28
— ожидаемое соотношение операций, характерное для дан ного класса задач.
Перечисленные особенности могут быть выяснены только при помощи анализа применяемых методов управления движением КА и его функционирования.
2.1. СИСТЕМЫ КООРДИНАТ
При описании уравнений движения КА применяются различ ные системы координат. Рассмотрим некоторые из них, исполь зуемые при дальнейшем изложении материала.
Началом координат могут быть выбраны центр планеты, центр
масс КА и т. |
д. Если ориентация осей не изменяется во време |
|
ни — систему |
координат называют инерциальной. |
Наиболее |
часто применяют планетоцентрические системы |
координат, |
|
в частном случае геоцентрические. |
|
Геоцентрическая подвижная система координат
Начало координат в этой системе совпадает с центром Земли (рис. 2. 1), ось OZF— с осью вращения Земли, ось ОХг направ лена на точку пересечения гринвичского меридиана с экватором, Ось ОУг перпендикулярна оси ОХг и лежит в плоскости эква тора.
Положение космического аппарата в системе координат OXrYrZT определяют расстояние г от центра Земли до КА и два угла: Аг — долгота, угол между плоскостью гринвичского мери диана и плоскостью местного меридиана, проходящей через век тор положения КА, изменяется от 0 до я рад к востоку и к западу (соответственно восточная и западная долгота); <рг — геоцентри ческая широта, угол между вектором положения КА и плоско стью экватора (положительное направление отсчитывается на Север).
Рис. 2. 1. Геоцентрическая подвижная система координат
29
Геоцентрическая экваториальная инерциальная система координат
Начало координат в данной системе (рис. 2. 2) |
совпадает |
с центром Земли. Ось OZ совпадает с осью вращения Земли, ось |
|
ОХ направлена в точку весеннего равноденствия *, |
а ось О У |
перпендикулярна оси ОХ и лежит в плоскости экватора. Систе ме координат OXYZ соответствуют следующие полярные коорди наты:
а — прямое восхождение, отсчитываемое от оси ОХ в плоско сти экватора в направлении на Восток;
Р — склонение, отсчитываемое от плоскости экватора в на правлении на Север;
г — расстояние от центра Земли до КА.
При расчете траекторий движения КА применяют следующую систему элементов орбиты: наклонение I, долготу восходящего узла й, аргумент перицентра соп, большую полуось а, эксцентри ситет е, время прохождения КА через перицентр т. Величины i, й (рис. 2. 3) определяют положение плоскости орбиты в простран стве, величины а и е характеризуют форму и размер орбиты. Угол и характеризует положение аппарата на орбите.
Параметры движения в системе координат OXYZ могут быть получены по заданным значениям элементов эллиптической орбиты а, е, I, й, шп. т и угла и при помощи следующих соотно шений [2]:
X —г (cos 2 cos « —'sin 2 sin « cos i);
Y = r (sin 2 cos и -f- cos 2 sin «cos i);
Z = r sin «sin/;
X= V t (cos 2 cos и — sin 2 sin и cos i ) —
—l/u(cos 2 sin «-|-sin 2 cos к cos/);
Y = Vr(sin 2 cos « -|- cos 2 sin « cos /) —
— l/„(sin 2 sin « — cos 2 cos « cos i);
Z = V rsin « sin i-{-Vacos и sin /,
где |
'a —радиальная составляющая вектора |
|
скорости; |
В действительности оси принятой системы координат медленно пере мещаются в пространстве вследствие прецессии и нутации. Точка весеннего равноденствия прецессирует со скоростью 2,424 10 -4 рад/год [17].
30