Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сталей в машиностроение предполагается

сэкономить:

по предприятиям Минавтопром— 7,5,

Минсельхоз-

маш — 39,5 тыс. т металла и т. д. Особенно выгодно ис­ пользовать эти стали в строительном и дорожном маши­ ностроении, где по условиям работы машины и оборудо­ вание подвергаются большим воздействиям атмосферной и почвенной коррозии. Однако эти факторы у нас в стране до сих пор мало учитывались.

По данным Научно-исследовательского института строительного и дорожного машиностроения (Москва), в настоящее время в производстве строительных и до­ рожных машин в СССР расходуется 83%' углеродистых сталей, 11,1— легированных и только 1,9%—низколе­ гированных сталей, тогда как в этой отрасли машино­

строения США используются свыше 20%

легирован­

ных и 40%; — низколегированных сталей.

Причем все

наружные узлы машин изготовляются, как правило, из качественных сталей. Это позволяет эксплуатировать их

в

условиях Крайнего Севера.

ЦНИПС

и

Экономические

расчеты,

произведенные

ЦНИИЧермет,

показывают, что применение

низко­

легированных сталей

в металлоконструкциях

рента­

бельно даже тогда,

когда

процент удорожания их в

сравнении с обычной углеродистой сталью вдвое превы­ шает процент экономии, так как при этом уменьшается вес конструкции.

Практика использования низколегированных сталей в машиностроении республики подтверждает, что при сохранении требуемой прочности они обеспечивают сни­ жение конструктивной металлоемкости в пределах 20— 25%. Так, замена конструкционной стали марки 45 низ­ колегированной сталью 25ХГТ для изготовления шесте­ рен на Минском моторном заводе повысила их долговеч­ ность в 6 раз и обеспечила 221 тыс. руб. экономии в год.

На Минском автозаводе шестерни редуктора заднего моста делают из безникелевой стали ЗОХГТ вместо ста­ ли 12ХНЗА, сателлиты дифференциала, шестерни, полу­

оси заднего моста и

детали рулевого

управления — из

стали 18ХГТ вместо

никельсодержащей 40ХНМ. Опыт

эксплуатации автомашин с деталями,

изготовленными

из безникелевых сталей, свидетельствует о том, что они более износоустойчивы. В результате внедрения указан­ ных марок сталей экономический эффект только в ма­

60


териале на каждую тонну сортового проката составляет около 10—15%. На Белорусском автозаводе внедрение низколегированной стали СХЛ-4 вместо толстолистовой стали СтЗ дало возможность сэкономить 260 кг проката на каждом автомобиле.

Область применения низколегированных сталей в машиностроении весьма обширна (табл. 13). Они с большой экономической эффективностью могут исполь­ зоваться для изготовления силовых высоконагруженных деталей автомобилей, тракторов, дорожных и подъ­ емно-транспортных машин, металлорежущих станков, сельскохозяйственных машин.

Большие потенциальные возможности экономии ме­ талла таятся в использовании полуспокойной и кипящей сталей вместо спокойных. Полуспокойная сталь отлича­ ется от спокойной степенью раскисленности или сте­ пенью удаления кислорода. Термин «полуспокойная сталь» взят для характеристики стали, имеющей проме­ жуточную степень раскисленности.

Испытания металла опытных плавок и исследования промышленных партий полуспокойной стали на некото­ рых металлургических заводах страны показали, что по уровню и однородности механических свойств при испы­ тании на разрыв полуспокойная сталь, прокатанная на мелкий и средний сорт, балки и швеллеры, уголок и лист толщиной до 20 мм, практически не отличается от спо­ койной стали аналогичных марок.

По заключению Украинского научно-исследователь­ ского института металлов, замена спокойных сталей полуспокойными на 8—10% уменьшает расход металла на производство проката и в 2 раза сокращает расход ферросилиция и алюминия. При замене спокойной стали кипящей расход раскислителей сокращается еще боль­ ше. Стоимость полуспокойной и кипящей сталей на 10— 30% ниже стоимости спокойной стали.

Несмотря на указанные преимущества, потребители в большинстве случаев заказывают спокойную сталь, тогда как для многих деталей машин и оборудования можно с успехом применять полуспокойную и кипящую стали. Так, в США кипящей и полуспокойной сталей по­ требляется гораздо больше, чем спокойной. Эти соотно­ шения составляют 1:1, 1 : 2, а в СССР — 1:5, 1:10. В судостроении Белоруссии, к примеру, расходуется спо-

61

Т а б л и ц а 13

Низколегированные стали, рекомендуемые ЦНИИЧермет и ВИАМ для замены никельсодержащих сталей в машиностроении

 

 

В озм ож н ы й

М а р к а н и зк о л еги р о ван н ы х с т а л е й

Н азн ач ен и е

зам ен н и к е л ь ­

с о д е р ж а щ и х

 

 

с т ал е й

16ХГТА

(ЭИ274)

15Х2ГН2ТА

15Х2Н2ТРА

25Х2ГНТА

30X3BA

13Х14НВФРА

Нержавеющая

13Х12НВВМФА (ЭИ961)

Нержавеющая 23Х2НВФА

(ЭИ659)

цементируемые нагру­

12ХНЗА

женные детали

13Н5А

 

12Х2Н4А

 

18Х2Н4ВА

 

(18ХНВА)

«

12ХНЗА

 

13Н5А

 

12Х2Н4А

 

18Х2Н4ВА

«

(18ХНВА)

 

12ХНЗА

 

12Х2Н4А

 

18Х2Н4ВА

силовые детали с проч­

(18ХНВА)

ностью 140—170 кг/мм2

37XH3A

и цементируемые детали

 

(валы, шестерни)

 

высоконагруженные

40ХНМА

силовые детали, в том

20Х2Н4А

числе азотируемые и

2502Н4ВА

теплоустойчивые, рабо­

37ХНВА

тающие при температуре

18Х2Н4ВА

до 500 °С

 

детали двигателя, рабо­

18Х2Н4ВА

тающие при температуре

40ХНМА

до 500 °С

 

высоконагруженные дета­

18Х2Н4ВА

ли двигателя, работаю­

(18ХНВА)

щие при температуре

40XНМА

до 550—600 °С

 

высоконагруженные дета

40ХНМА

ли, работающие при

18Х2Н4ВА

температуре до 500 °С

 

62


 

 

Продолжение табл. 13

 

 

В озм ож н ы й

М ар к а н и зк о л еги р о ван н ы х сталей

Н азн ачен ие

зам ен н и к е л ь ­

с о д е р ж а щ и х

 

 

стал ей

12Х2НВФА (ЭИ712)

Х17Н2 (ЭИ268)

Нержавеющая 25Х18Н8В2 Нержавеющая

ЗОХГТ

20ХГР

4512

35СГ

25Г2С

10Г2

СХЛ4

СХЛФ

25Г2С

45Г2

высоконагруженные де­ 12ХНЗА тали, работающие при 12Х2Н4А температуре до 500 °С и цементируемые детали, работающие при темпе­ ратуре до 300 °С

детали, работающие в

18Х2Н4ВА

воздушной среде при

(18ХНВА)

температуре до 400 °С

 

трущиеся детали, рабо­ 4Х14Н14В2М тающие в средах, содер­ (ЭИ69) жащих воду (воздушная атмосфера, масло, керо­ син и т. д.)

шестерни коробок пере­ 12ХНЗ мены передач и задних мостов тяжелых грузо­ вых автомобилей

шестерни и другие на­ 20ХНА1 груженные детали

крупные оси, валы при­ Стб цепных комбайнов и другие детали, работаю­ щие на износ

лапы культиваторов

Ст65Г

легконагруженные оси

Стб

корпусы быстроходных

Ст4

грузовых судов

 

рамы и грядили плугов,

СтЗ

тяги, валы, управления,

 

рычаги и крюки оси

 

кулачки, карданные и

Ст5

трансмиссионные валы,

 

шатуны, тяги

 

рамы плугов, оси, валы,

Стб

рычаги

 

G3


конная сталь, а в зарубежных странах — полуспокойная. Для изготовления листов толщиной менее 12,5 мм там используют кипящую сталь.

Опыт отечественных металлургических заводов пока­ зывает, что полуспокойная стал* ожет с успехом при­ меняться для производства сортового и толстолистового проката. Производство сортового и толстолистового про­ ката в СССР в 1,5 раза выше, чем в США, а доля полуспокойной стали в сортаменте металлопотребления

СССР еще невелика. Удельный вес потребления полуспокойной и кипящей сталей в промышленности Белорус­ сии составляет 2,5—3% общего расхода проката. По предварительным данным научно-исследовательских ин­ ститутов, доля полуспокойной стали в машиностроении может быть повышена в 1,5—2 раза. Полуспокойные стали — неплохой материал в производстве сельхозма­ шин, кузовов автомобилей и других изделий.

Полуспокойная сталь вполне пригодна для фасонно­ го проката из стали ЗПС и 5ПС толщиной до 20 мм, сор­ тового проката диаметром 20—26 мм, а также горяче­ катаных листов из стали марок 1ПС, 2ПС, ЗПС, ДПС и 08ПС. Широкое внедрение полуспокойных и к пящих сталей в машиностроение позволит сберечь для нужд народного хозяйства значительные средства.

Большой экономический эффект дает использование рулонной стали. Применение ее в электротехнической промышленности экономит 6—8% металла, а в целом по машиностроению — около 200 тыс. т проката. Так, на могилевском заводе «Электродвигатель» за счет внедре­ ния холоднокатаной динамной стали, имеющей мень­ шие удельные потери и большую магнитную проницае­ мость по сравнению с горячекатаной такой же сталью, вес нового электродвигателя 4А по сравнению с анало­ гичным по мощности и числу оборотов на 45% меньше, а коэффициент полезного действия его на 2% выше.

Во вновь строящемся цехе кабин на Минском трак­ торном заводе намечено использовать широкополосный рулонный листовой прокат. Это даст возможность повы­ сить коэффициент использования проката с 0,69 до 0,75, благодаря чему будет сэкономлено свыше 600 т металла.

Для уменьшения веса машин и их стоимости весьма важное значение имеет повышение не только абсолютной прочности машин, но и относительной прочности. Пре-

64

имуществом пользуются алюминиевые и магниевые сплавы, титан и некоторые другие материалы. В этом случае снижение веса литых деталей из названных ма­ териалов достигается как за счет меньшего удельного веса, так и за счет ш/яушения точности отливок. Под­ считано, что при широком внедрении упомянутых мате­ риалов в машиностроении можно ежегодно высвобож­ дать 112 тыс. т проката черных металлов.

Практика показывает, что легковесные детали особен­ но эффективны в двигателестроении. Повышение мощно­ сти двигателя в первую очередь зависит от увеличения рабочего объема цилиндров. А это ведет к повышению габаритов двигателя. Следовательно, для снижения веса двигателя нужно больше применять в его конструкции легковесные материалы.

В последние годы создано большое количество высо­ копрочных и легких сплавов на алюминиевой, магниевой и титановой основе. Магниевые сплавы превосходно об­ рабатываются резанием, имеют повышенное сопротивле­ ние к коррозии и способны к сварке. Благодаря легковес­ ности и повышенной прочности магниевые сплавы нахо­ дят широкое использование в машиностроении для изготовления деталей, подвергаемых статическим и дина­ мическим нагрузкам, особенно в самолетостроении, авто­ мобильной промышленности и других отраслях.

Высокая механическая прочность, антикоррозийные и эрозийные свойства титановых сплавов в сочетании с лег­ ковесностью дают возможность широко использовать их в автомобилестроении, химической промышленности, в самолетостроении, атомной и реактивной технике, судо­ строении и других отраслях машиностроения.

Алюминиевые сплавы благодаря своей легковесности, высоким механическим свойствам, превосходной техно­ логичности нашли широкое применение не только в ма­ шиностроении, но и в строительстве, в выпуске товаров народного потребления и других изделиях.

Алюминиевый сплав АЛ 10В благодаря невысокой стоимости и хорошим технологическим свойствам про­ должительное время служил основой для изготовления поршней и других ответственных деталей в автомобиль­ ной промышленности и тракторостроении. Но в связи с тенденцией увеличения надежности и долговечности работы двигателя механическая прочность сплава оказа-

5. Зак. 504

65