Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
сталей в машиностроение предполагается |
сэкономить: |
по предприятиям Минавтопром— 7,5, |
Минсельхоз- |
маш — 39,5 тыс. т металла и т. д. Особенно выгодно ис пользовать эти стали в строительном и дорожном маши ностроении, где по условиям работы машины и оборудо вание подвергаются большим воздействиям атмосферной и почвенной коррозии. Однако эти факторы у нас в стране до сих пор мало учитывались.
По данным Научно-исследовательского института строительного и дорожного машиностроения (Москва), в настоящее время в производстве строительных и до рожных машин в СССР расходуется 83%' углеродистых сталей, 11,1— легированных и только 1,9%—низколе гированных сталей, тогда как в этой отрасли машино
строения США используются свыше 20% |
легирован |
ных и 40%; — низколегированных сталей. |
Причем все |
наружные узлы машин изготовляются, как правило, из качественных сталей. Это позволяет эксплуатировать их
в |
условиях Крайнего Севера. |
ЦНИПС |
|||
и |
Экономические |
расчеты, |
произведенные |
||
ЦНИИЧермет, |
показывают, что применение |
низко |
|||
легированных сталей |
в металлоконструкциях |
рента |
|||
бельно даже тогда, |
когда |
процент удорожания их в |
сравнении с обычной углеродистой сталью вдвое превы шает процент экономии, так как при этом уменьшается вес конструкции.
Практика использования низколегированных сталей в машиностроении республики подтверждает, что при сохранении требуемой прочности они обеспечивают сни жение конструктивной металлоемкости в пределах 20— 25%. Так, замена конструкционной стали марки 45 низ колегированной сталью 25ХГТ для изготовления шесте рен на Минском моторном заводе повысила их долговеч ность в 6 раз и обеспечила 221 тыс. руб. экономии в год.
На Минском автозаводе шестерни редуктора заднего моста делают из безникелевой стали ЗОХГТ вместо ста ли 12ХНЗА, сателлиты дифференциала, шестерни, полу
оси заднего моста и |
детали рулевого |
управления — из |
стали 18ХГТ вместо |
никельсодержащей 40ХНМ. Опыт |
|
эксплуатации автомашин с деталями, |
изготовленными |
из безникелевых сталей, свидетельствует о том, что они более износоустойчивы. В результате внедрения указан ных марок сталей экономический эффект только в ма
60
териале на каждую тонну сортового проката составляет около 10—15%. На Белорусском автозаводе внедрение низколегированной стали СХЛ-4 вместо толстолистовой стали СтЗ дало возможность сэкономить 260 кг проката на каждом автомобиле.
Область применения низколегированных сталей в машиностроении весьма обширна (табл. 13). Они с большой экономической эффективностью могут исполь зоваться для изготовления силовых высоконагруженных деталей автомобилей, тракторов, дорожных и подъ емно-транспортных машин, металлорежущих станков, сельскохозяйственных машин.
Большие потенциальные возможности экономии ме талла таятся в использовании полуспокойной и кипящей сталей вместо спокойных. Полуспокойная сталь отлича ется от спокойной степенью раскисленности или сте пенью удаления кислорода. Термин «полуспокойная сталь» взят для характеристики стали, имеющей проме жуточную степень раскисленности.
Испытания металла опытных плавок и исследования промышленных партий полуспокойной стали на некото рых металлургических заводах страны показали, что по уровню и однородности механических свойств при испы тании на разрыв полуспокойная сталь, прокатанная на мелкий и средний сорт, балки и швеллеры, уголок и лист толщиной до 20 мм, практически не отличается от спо койной стали аналогичных марок.
По заключению Украинского научно-исследователь ского института металлов, замена спокойных сталей полуспокойными на 8—10% уменьшает расход металла на производство проката и в 2 раза сокращает расход ферросилиция и алюминия. При замене спокойной стали кипящей расход раскислителей сокращается еще боль ше. Стоимость полуспокойной и кипящей сталей на 10— 30% ниже стоимости спокойной стали.
Несмотря на указанные преимущества, потребители в большинстве случаев заказывают спокойную сталь, тогда как для многих деталей машин и оборудования можно с успехом применять полуспокойную и кипящую стали. Так, в США кипящей и полуспокойной сталей по требляется гораздо больше, чем спокойной. Эти соотно шения составляют 1:1, 1 : 2, а в СССР — 1:5, 1:10. В судостроении Белоруссии, к примеру, расходуется спо-
61
Т а б л и ц а 13
Низколегированные стали, рекомендуемые ЦНИИЧермет и ВИАМ для замены никельсодержащих сталей в машиностроении
|
|
В озм ож н ы й |
М а р к а н и зк о л еги р о ван н ы х с т а л е й |
Н азн ач ен и е |
зам ен н и к е л ь |
с о д е р ж а щ и х |
||
|
|
с т ал е й |
16ХГТА
(ЭИ274)
15Х2ГН2ТА
15Х2Н2ТРА
25Х2ГНТА
30X3BA
13Х14НВФРА
Нержавеющая
13Х12НВВМФА (ЭИ961)
Нержавеющая 23Х2НВФА
(ЭИ659)
цементируемые нагру |
12ХНЗА |
женные детали |
13Н5А |
|
12Х2Н4А |
|
18Х2Н4ВА |
|
(18ХНВА) |
« |
12ХНЗА |
|
13Н5А |
|
12Х2Н4А |
|
18Х2Н4ВА |
« |
(18ХНВА) |
|
12ХНЗА |
|
12Х2Н4А |
|
18Х2Н4ВА |
силовые детали с проч |
(18ХНВА) |
ностью 140—170 кг/мм2 |
37XH3A |
и цементируемые детали |
|
(валы, шестерни) |
|
высоконагруженные |
40ХНМА |
силовые детали, в том |
20Х2Н4А |
числе азотируемые и |
2502Н4ВА |
теплоустойчивые, рабо |
37ХНВА |
тающие при температуре |
18Х2Н4ВА |
до 500 °С |
|
детали двигателя, рабо |
18Х2Н4ВА |
тающие при температуре |
40ХНМА |
до 500 °С |
|
высоконагруженные дета |
18Х2Н4ВА |
ли двигателя, работаю |
(18ХНВА) |
щие при температуре |
40XНМА |
до 550—600 °С |
|
высоконагруженные дета |
40ХНМА |
ли, работающие при |
18Х2Н4ВА |
температуре до 500 °С |
|
62
|
|
Продолжение табл. 13 |
|
|
В озм ож н ы й |
М ар к а н и зк о л еги р о ван н ы х сталей |
Н азн ачен ие |
зам ен н и к е л ь |
с о д е р ж а щ и х |
||
|
|
стал ей |
12Х2НВФА (ЭИ712)
Х17Н2 (ЭИ268)
Нержавеющая 25Х18Н8В2 Нержавеющая
ЗОХГТ
20ХГР
4512
35СГ
25Г2С
10Г2
СХЛ4
СХЛФ
25Г2С
45Г2
высоконагруженные де 12ХНЗА тали, работающие при 12Х2Н4А температуре до 500 °С и цементируемые детали, работающие при темпе ратуре до 300 °С
детали, работающие в |
18Х2Н4ВА |
воздушной среде при |
(18ХНВА) |
температуре до 400 °С |
|
трущиеся детали, рабо 4Х14Н14В2М тающие в средах, содер (ЭИ69) жащих воду (воздушная атмосфера, масло, керо син и т. д.)
шестерни коробок пере 12ХНЗ мены передач и задних мостов тяжелых грузо вых автомобилей
шестерни и другие на 20ХНА1 груженные детали
крупные оси, валы при Стб цепных комбайнов и другие детали, работаю щие на износ
лапы культиваторов |
Ст65Г |
легконагруженные оси |
Стб |
корпусы быстроходных |
Ст4 |
грузовых судов |
|
рамы и грядили плугов, |
СтЗ |
тяги, валы, управления, |
|
рычаги и крюки оси |
|
кулачки, карданные и |
Ст5 |
трансмиссионные валы, |
|
шатуны, тяги |
|
рамы плугов, оси, валы, |
Стб |
рычаги |
|
G3
конная сталь, а в зарубежных странах — полуспокойная. Для изготовления листов толщиной менее 12,5 мм там используют кипящую сталь.
Опыт отечественных металлургических заводов пока зывает, что полуспокойная стал* ожет с успехом при меняться для производства сортового и толстолистового проката. Производство сортового и толстолистового про ката в СССР в 1,5 раза выше, чем в США, а доля полуспокойной стали в сортаменте металлопотребления
СССР еще невелика. Удельный вес потребления полуспокойной и кипящей сталей в промышленности Белорус сии составляет 2,5—3% общего расхода проката. По предварительным данным научно-исследовательских ин ститутов, доля полуспокойной стали в машиностроении может быть повышена в 1,5—2 раза. Полуспокойные стали — неплохой материал в производстве сельхозма шин, кузовов автомобилей и других изделий.
Полуспокойная сталь вполне пригодна для фасонно го проката из стали ЗПС и 5ПС толщиной до 20 мм, сор тового проката диаметром 20—26 мм, а также горяче катаных листов из стали марок 1ПС, 2ПС, ЗПС, ДПС и 08ПС. Широкое внедрение полуспокойных и к пящих сталей в машиностроение позволит сберечь для нужд народного хозяйства значительные средства.
Большой экономический эффект дает использование рулонной стали. Применение ее в электротехнической промышленности экономит 6—8% металла, а в целом по машиностроению — около 200 тыс. т проката. Так, на могилевском заводе «Электродвигатель» за счет внедре ния холоднокатаной динамной стали, имеющей мень шие удельные потери и большую магнитную проницае мость по сравнению с горячекатаной такой же сталью, вес нового электродвигателя 4А по сравнению с анало гичным по мощности и числу оборотов на 45% меньше, а коэффициент полезного действия его на 2% выше.
Во вновь строящемся цехе кабин на Минском трак торном заводе намечено использовать широкополосный рулонный листовой прокат. Это даст возможность повы сить коэффициент использования проката с 0,69 до 0,75, благодаря чему будет сэкономлено свыше 600 т металла.
Для уменьшения веса машин и их стоимости весьма важное значение имеет повышение не только абсолютной прочности машин, но и относительной прочности. Пре-
64
имуществом пользуются алюминиевые и магниевые сплавы, титан и некоторые другие материалы. В этом случае снижение веса литых деталей из названных ма териалов достигается как за счет меньшего удельного веса, так и за счет ш/яушения точности отливок. Под считано, что при широком внедрении упомянутых мате риалов в машиностроении можно ежегодно высвобож дать 112 тыс. т проката черных металлов.
Практика показывает, что легковесные детали особен но эффективны в двигателестроении. Повышение мощно сти двигателя в первую очередь зависит от увеличения рабочего объема цилиндров. А это ведет к повышению габаритов двигателя. Следовательно, для снижения веса двигателя нужно больше применять в его конструкции легковесные материалы.
В последние годы создано большое количество высо копрочных и легких сплавов на алюминиевой, магниевой и титановой основе. Магниевые сплавы превосходно об рабатываются резанием, имеют повышенное сопротивле ние к коррозии и способны к сварке. Благодаря легковес ности и повышенной прочности магниевые сплавы нахо дят широкое использование в машиностроении для изготовления деталей, подвергаемых статическим и дина мическим нагрузкам, особенно в самолетостроении, авто мобильной промышленности и других отраслях.
Высокая механическая прочность, антикоррозийные и эрозийные свойства титановых сплавов в сочетании с лег ковесностью дают возможность широко использовать их в автомобилестроении, химической промышленности, в самолетостроении, атомной и реактивной технике, судо строении и других отраслях машиностроения.
Алюминиевые сплавы благодаря своей легковесности, высоким механическим свойствам, превосходной техно логичности нашли широкое применение не только в ма шиностроении, но и в строительстве, в выпуске товаров народного потребления и других изделиях.
Алюминиевый сплав АЛ 10В благодаря невысокой стоимости и хорошим технологическим свойствам про должительное время служил основой для изготовления поршней и других ответственных деталей в автомобиль ной промышленности и тракторостроении. Но в связи с тенденцией увеличения надежности и долговечности работы двигателя механическая прочность сплава оказа-
5. Зак. 504 |
65 |