Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
|
|
е л я , |
т р а к |
|
|
|
вес |
||
М а р к а и л и м о д е л ь |
|
а т |
й |
|
ивдпиТга т е л я |
стьонщоМ д в и г .с.л |
утрсноКк ти в н ы к,аротг |
||
артпиТк т о р а |
||||
т р а к т о р а |
|
|
|
Американского произвол- |
|
|
|
|
||
ства: |
|
|
д |
55,7 |
2960 |
|
«Джондиер 2510» |
_ |
|||||
» |
«4020» |
— |
д |
96,3 |
4020 |
|
«Опл-НИНЕТИ ХТ» |
д |
95,0 |
3600 |
|||
— |
||||||
«Опл-НИНЕТИ 11Д21» |
|
|
|
|
||
«Массей-Фергисон» |
____ |
д |
129,5 |
4840 |
||
« МФ-135» |
|
— |
д |
38,4 |
1660 |
|
«МФ-165» |
|
— |
д |
53,2 |
2307 |
|
«МФ-180» |
|
д |
64,6 |
3064 |
||
|
— |
|||||
«МФ-1100» |
|
— |
д |
95,5 |
5185 |
|
«Фармалл 656» |
— |
д |
62,5 |
3280 |
||
«Фармалл 1206» |
_ |
д |
114,2 |
4590 |
||
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 7
, т |
О тнош ение |
||
е |
к о н с т р у к т и в |
||
ю к |
|||
ного |
веса |
||
к р |
т р а к т о р а |
||
н а |
к ном инальной м ощ н ости д в и г а т е л я , к г / л . с . |
к т я го в о м у у с и лию на к р ю к е , кг / т |
|
Т я г о в о е у с и л и е |
|||
|
|
! |
|
3,1 |
53,1 |
— |
|
5,1 |
41,7 |
— |
|
4,0 |
37,8 |
||
____ |
|||
|
|
||
6,9 |
37,4 |
|
|
2,0 |
43,2 |
|
|
2,6 |
43,3 |
|
|
2,8 |
47,4 |
|
|
5,0 |
54,3 |
|
|
3,4 |
40,1 |
|
|
4,9 |
49,1 |
|
П р и н я т ы е о б о з н а ч е н и я . Тип трактора: Г — гусеничный, К — колесный. Тип двигателя: Д — дизельный, К —-карбюраторный.
измеряться площадью, обрабатываемой за час (га/час), уборочных машин — количеством хлебной или зеленой массы, пропускаемой в секунду или за час, у экскавато ров — количеством грунта, перемещенного в отвал за час работы.
Для двигателей внутреннего сгорания подобным из мерителем является вес, приходящийся на лошадиную силу его мощности. Диаметры валов, размеры зубьев шестерен трансмиссии зависят от величины передаваемо го ими крутящего момента. Поэтому при определении удельного веса трансмиссии последний может быть при нят за знаменатель.
В станкостроении показателем рациональности кон струкции может считаться отношение веса станка к мощ ности установленных двигателей. Для насосов разного
34
Т а б л и ц а 8
Технические и эксплуатационные параметры некоторых моделей автомобилей
|
|
О |
0Э |
|
|
|
|
||
|
|
Ч* |
О |
|
|
|
а |
||
|
|
, |
»< |
|
|
|
л я |
X |
|
|
|
X |
||
|
|
т е |
к |
|
|
|
а |
сГ |
|
Ф ирм а |
М о д е л ь |
и г |
||
о |
||||
|
|
в |
X , |
|
|
|
д |
||
|
|
X |
||
|
|
сть |
<у |
|
|
|
X |
||
|
|
о |
о |
|
|
|
ч |
||
|
|
|
||
|
|
щн |
о |
|
|
|
с |
||
|
|
Мо |
о |
|
|
|
о. |
||
|
|
|
03 |
|
«БМВ» |
2000ТЛ |
135 |
р |
|
«Форд» |
Корсаир |
76 |
в |
|
«Хиллман» |
Минх VI |
58 |
р |
|
«Хиллман» |
Супер |
39 |
р |
|
«Мерседес- |
250С |
146 |
|
|
Бенц» |
р |
|||
«Мерседес- |
250СЕ |
170 |
|
|
Бенц» |
р |
|||
«Ниссан» |
Седан 1300 |
67 |
р |
|
«Порше» |
1991см3 |
148 |
г |
|
«Тоета» |
1300 |
ПО |
р |
|
«Фолкваген» |
50 |
г |
||
«Фолкваген» |
1600 |
65 |
г |
|
|
|
|
4 |
ЙО тн ош ен ие
О
О.
С ухой вес д в и г а т е л я , |
Рабочий о б ъ ем ди ли н г д в и г а т е л я , с м 3 |
веса д в и г а т е л я к тего, м о щ н о сти , к г / л . с . |
м ощ н ости д в и га т е л я к л и т р а ж у , л . с . / л |
145 |
1990 |
1,1 |
67,5 |
148 |
1663 |
1,9 |
44,7 |
141 |
1725 |
2,4 |
34,1 |
160 |
875 |
4,1 |
43,3 |
180 |
2496 |
1,2 |
58,4 |
190 |
2496 |
1,1 |
68,0 |
139 |
1299 |
2,0 |
51,5 |
184 |
1991 |
1,2 |
74,0 |
168 |
1988 |
1,5 |
65,0 |
1 1 1 |
1285 |
2,2 |
30,8 |
128 |
1584 |
1,9 |
40,6 |
П р и н я т ы е о б о з н а че н и я: Р —рядные, В— вертикальные, Г—горизонтальные.
назначения удельная металлоемкость может исчисляться как отношение их веса к производительности, т. е. к ко личеству жидкости, пропускаемой за секунду или за час.
Общей тенденцией в тракторостроении является уве личение мощности на единицу конструктивного веса машин. Однако этот показатель не может быть объектив ной оценкой. Как известно, номинальное тяговое усилие, определяющее тяговый класс трактора, характеризует возможность агрегатирования трактора с соответству ющими ему по тяговому сопротивлению сельскохозяйст венными или строительно-дорожными машинами и ору диями. Вот почему металлоемкость трактора, отнесенная к эффективной мощности двигателя, не всегда объектив но оценивает его удельный вес. Например, колесный
з* |
35 |
трактор по сравнению с гусеничным имеет большую по терю мощности на буксование и прессование почвы при работе. В связи с этим его тяговая мощность значительно отличается от расчетной. Следовательно, для наиболее объективной оценки металлоемкости трактора при ана лизе его конструктивный вес следует относить не только к мощности двигателя, но и к тяговому усилию, что позволит с достаточной точностью сравнить его с гусе ничным.
Проведенные исследования и многочисленные при меры дают основание рассматривать рациональность веса машин и некоторых агрегатов как функцию их про изводительности. Для сравнительной оценки металлоем кости особенно подвижных машин целесообразно пользо ваться относительным удельным весом, выражающимся как отношение конструктивного веса машин к ее произ водительности.
Теоретически производительность в общем виде мож но определить путем умножения размера рабочего орга на (вместимости) на скорость его движения. Пользуясь этой зависимостью, можно рассчитать удельную металло емкость: грузового автомобиля — как отношение веса к полной грузоподъемности и скорости перемещения груза, т. е. к тонно-километрам; экскаватора — как отношение его веса к количеству перемещенного грунта в отвал за час или другой промежуток времени; насоса —• как отно шение его веса к количеству перекаченной жидкости.
Разработка научно обоснованных показателей опреде ления удельной металлоемкости машин, оборудования, узлов и некоторых деталей, введение этих показателей в государственные стандарты позволят значительно под нять и укрепить роль нормирования веса в машиностро ении, особенно при конструировании машин. Снижение материалоемкости, экономия сырья и материалов при проектировании и производстве машин явятся большим подспорьем в борьбе за повышение эффективности обще ственного производства.
4. Использование запаса прочности материалов
Теория и практика создания облегченной конструк ции начались со времен Сен-Венана. Он предложил мно гообразие форм поперечного сечения и разработал форму
36
лы, определяющие рациональность профиля с точки зре ния наименьшего веса.
Наряду с этим большое значение имеет рациональный выбор материала, так как он неодинаково сопротивляет ся различным видам нагрузки.
Продолжительное время выбор допускаемых напряже ний производился по таблицам Баха и Бока. Этот способ очень прост и удобен для практического пользования, об ладает однозначностью и определенностью в решении. Его недостаток — то, что он не учитывает специфичности условий работы деталей машин и способов их изготов ления.
Сокращение массы материалов, затрачиваемых на производство машины, зависит в основном от рациональ ной разработки конструкции, методов расчета, свойств материалов, способов изготовления деталей и условий эксплуатации машин. Пренебрежение этими факторами приводит к значительным величинам запасов прочности и, как следствие, к излишнему расходу материалов.
Машины могут иметь весьма сложную, часто про странственную конструкцию, для силового расчета кото рой необходим выбор ясной расчетной схемы. Расчетная схема по возможности должна быть простой и одновре менно отражать основные черты действительности маши ны, чтобы гарантировать ее надежную службу под на грузкой при минимальных затратах металла. Ошибки, связанные с непрерывным выбором расчетной схемы, могут быть настолько значительными, что их невозможно устранить при последующих этапах расчета.
Следовательно, одним из важных источников эконо мии металла в машиностроении является рациональное использование резерва прочности материалов при кон струировании деталей. Конструктору принадлежит веду щая роль в создании экономичных машин не только в сфере их производства, но и в эксплуатации.
Замысел конструктора по снижению металлоемкости машин должен проявляться при составлении техническо го задания и на всех стадиях проектирования. В техниче ском задании должны быть учтены прогрессивные весо вые показатели будущей машины в сравнении с лучшими отечественными и мировыми образцами, рационально выбраны основные технические и эксплуатационные па раметры.
37
В повышении прочности деталей машин важную роль играет конструктивная форма, конфигурация деталей. В этом случае деталь должна обеспечить, во-первых, на правление силового потока для того, чтобы в восприятии нагрузки принимала участие большая часть объема, вовторых, при сопряжении ее с другими деталями узла — передачу нагрузки по всей запроектированной поверхно сти контакта.
Таким образом, при создании конструктивных форм деталей машин должны соблюдаться следующие прин ципы:
а) не следует допускать резких изменений форм дета лей. При несоблюдении этого принципа в зоне сопряжения сечений наблюдается значительная концентрация напря жений, снижающая прочность детали при действии в ее сечениях переменных напряжений;
б) при выборе конфигурации деталей конструктор должен стремиться к обеспечению равнопрочности всех ее сечений. Это положение обусловлено в первую очередь экономическими соображениями;
в) для равномерного распределения силового потока по объему деталей следует отводить его от зон возмож ной концентрации нагрузки. Среди существующих раз личных конструктивных приемов по улучшению распре деления силового потока по объему детали главное место занимают разгружающие надрезы, которые позволяют повысить выносливость деталей на 20—30%;
г) снятие мест вероятной концентрации нагрузки способствует ее равномерному распределению по всей запроектированной поверхности контакта;
д) в целях достижения равномерного распределения нагрузки деталям придают такие формы, при которых места вероятной концентрации нагрузки будут сняты.
Распределение нагрузки в детали — весьма важный фактор в деле повышения ее прочности и снижения веса. Английское Общество авиационных конструкторов в целях снижения конструктивной металлоемкости само летов дает следующие рекомендации по распределениям нагрузок и элементам основного проектирования 3:
3 Р. Б. Хэ йв уд . Проектирование с учетом усталости. Пер. с
англ. М., «Машгиз», 1969, стр. 432.
38
1)наименьшая деталь является самой легкой;
2)простые конструкции можно проектировать с наи меньшим количеством деталей;
3)вместо того чтобы для каждой концентрирован ной нагрузки вводить отдельный элемент, эти элементы надо расположить таким образом, чтобы каждый из них нес несколько видов нагрузок;
4)нагрузки могут более эффективно восприниматься элементами, работающими на растяжение или сжатие, чем элементами, работающими на изгиб и кручение;
5)соединение отдельных элементов между собой увеличивает вес и должно применяться только при необ ходимости;
6)самый короткий путь является самым легким как для элемента, несущего нагрузку, так и для трубы или электрического кабеля.
Металлоемкость машины зависит в основном от раз меров ее нагруженных деталей, которые определяются расчетами на прочность, жесткость и долговечность. Существующие методы инженерных расчетов нагружен ных деталей не всегда отвечают современным требова ниям. В большинстве случаев при расчетах применяются табличные данные, иногда — устаревшие нормативы и
коэффициенты, определяемые чаще всего на исследуемых образцах, что не всегда соответствует действительным условиям эксплуатации детали.
Иногда конструктор не знает точно, какие нагрузки действуют на деталь и каков характер их приложения. Бывают случаи, когда он не может точно учесть влияния на прочность детали ее формы, размеров, концентрации напряжений и других подобных факторов.
До настоящего времени еще не разработана единая методика определения запаса прочности. Это приводит к тому, что при инженерных расчетах деталей часто завы шаются коэффициенты запаса прочности, что ведет к не обоснованному повышению веса машин, увеличению рас хода металла.
Анализ существующих конструкций машин, проведен ный в ЭНИИМС, ВИСХОМ и других научно-исследова тельских институтах, показывает, что величина запаса прочности колеблется в очень больших пределах: от 1,3 до 6, а иногда до 10—15. Случается, когда однотипные машины, равнозначные по мощности и условиям эксплуа-
39