Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 9

Экономия металла в результате применения гнутых профилей проката вместо обычных профилей

Р а зм ер ы сеч ен и й гн у т ы х п р о ф и л е й , мм

Зам еняем ы й обы ч ­

Э кон ом ия

ный п р о ф и л ь

м е т а л л а , %

 

Швеллер равнобокий (ГОСТ8276—57):

швеллер

6—38

6 = 16-4- 80

двутавр

10—33

6= 10 4- 80

полосы

5—72

d = 24-5

 

 

Угловой равнобокий (ГОСТ 8277—57):

уголок равнобокий

до 54

6=16 4-250

 

 

<1=2 4-6

 

 

Угловой неравнобокий (ГОСТ

уголок неравнобо­

до 74

8277—57):

кий

6 = 16-4- 160

 

 

6 = 1 0 - 100

 

 

d = 2 4-5

 

 

Составной полый прямоугольник

швеллер

3—15

(8 типоразмеров):

уголок

40—64

6=80-4 120

 

 

6=59 4- 92

 

 

d = 34-4

 

 

Составной полый квадрат (8 типораз­

швеллер

40—64

меров):

уголок

40—64

6=80 4- НО

 

 

6=99 4- 192

 

 

d=3-f 4

 

 

ки могут употреблять более 100 видов гнутых профилей.

Ими можно заменить около 20% расходуемого металла. За счет этого расход металла сократится на 50 тыс. т, а

общий экономический эффект от

экономии

металла

и сокращения трудовых затрат

составит

примерно

2,9 млн. руб.

 

 

По данным Научно-исследовательского института тракторосельхозмашиностроения, замена гнутых профи­ лей проката вместо горячекатаных и штампованных в производстве сельхозмашин позволит сэкономить от 10 до 30% металла. Использование аналогичных профилей проката при изготовлении картофелеуборочных машин на заводе «Лидсельмаш» дало возможность сберечь 15 т металла в год.

4. З а к . 504

49



Т а б л и ц а 10

Экономическая эффективность применения гнутых профилей проката в различных отраслях народного хозяйства СССР

О т р а с л и

Экон ом ия

ме т а л л а

п р о ­ к г

п р о ­

у т о г о о к а т а ,

я е м о г о

гн п р

е н

1 т л я

за м т а

н а ф и

% к а

т р а т е й ,

т ,

з а и л

1

ы х о ф

на

ия т р у д о в гн у т ы х п р

эк о н о м и я

ом т

а я

Э кон н а 1 р у б .

О б щ р у б .

Автотракторостроение

279

•18,6

7,85

21,59

Сельхозмашиностроение

350

25,9

5,43

26,43

Транспортное машиностроение

42

4,1

9,87

Электротехническая промышленность

319

24,2

6,70

25,84

Судостроение

248

19,8

6,07

20,95

Прочие отрасли машиностроения

264

21,1

0,78

25,62

Товары народного потребления

295

22,8

16,44

33,14

Внедрение гнутых профилей проката в различных от­ раслях машиностроения республики экономит от 10 до 40% металла и ускоряет сборку узлов и монтаж машин. В конструкциях автомобилей МАЗ гнутые профили типа швеллеров, угольников и корытообразные с успехом ста­ вятся на борта переднего, заднего и бокового основания платформы. Замена швеллера № 16а холодногнутыми профилями проката размером 160x80x6 мм в конструк­ циях рам автоприцепов и полуприцепов МАЗ экономит 254 т металла в год, а замена швеллера № 14а гнутым профилем размером 140X70X6 мм для полуприцепа сбе­ регает 46 т металла в год. Применение гнутых профилей для изготовления лонжеронов и боковин рам некоторых автомобилей МАЗ экономит более 30 кг металла на каж­ дую автомашину. На Минском мотовелосипедном заводе из рулонной стали изготовляются щитки и ободья колес мотоциклов и велосипедов. При этом станы для профи­ лирования ободьев оснащены стыковарочными машина­ ми, что позволяет повысить производительность труда и улучшить качество изделий.

Анализ конструкций и характер работы сельскохо­ зяйственных машин дают основание полагать, что сель-

50


хозмашипостроение должно стать основным потребите­ лем гнутых профилей проката.

На роликогибочных станках освоено около 700 про- филе-размеров гнутых профилей из углеродистых и низ­ колегированных сталей. Многие из них уже исполь­ зуются в конструкциях доильной установки, картофеле­ копателя, машины для измельчения кормов, прицепа сельскохозяйственного назначения и др. В результате внедрения гнутых профилей для изготовления лонжеро­ нов, траверзов и других деталей прицепа на заводе «Бобруйсксельхозмаш» экономится более 30 кг металла на каждый прицеп. На «Гомсельмаше» спроектирован и установлен профилировочный станок, на котором делают стойку борта тракторного прицепа «2ПТС-4». Произво­ дительность этого станка в 3 раза выше по сравнению со штамповкой.

Гнутые профили проката в машиностроении Бело­ руссии могут найти более широкое применение, если использовать опыт их внедрения в аналогичных отрас­ лях машиностроения других республик. Так, замена сварных швеллеров № 20 и 25С в конструкции лонжеро­ нов передней рамы колесного трактора «К-700» на замк­ нутые прямоугольные профили размером 200X120X8 мм

и160X130X8 мм на Ленинградском заводе им. Кирова дает возможность снизить вес детали на 15—20% и сэко­ номить более 1300 т металла в год.

По данным Челябинского ЦКТБ, использование спе­ циального профиля для ободьев колес 7,0—20 в кон­ струкции автомобиля «Урал-375» позволяет снизить вес детали на 20% и сэкономить 4 тыс. т металла в год. Гнутые профили с большой эффективностью можно ре­ комендовать для окантовки бортов платформ, раскосов

идержателей запасного колеса, бокового усилителя, основания платформ грузовых автомобилей.

Большой сортамент гнутых профилей весьма эффек­ тивен при изготовлении электротехнического оборудова­ ния: трансформаторов, автоматических выключателей, комплектных трансформаторных подстанций (КТП), си­ ловых шкафов, станций управления и др. На Ленинград­ ском электротехническом заводе, например, при замене штампованного профиля специальным гнутым типа гоф­

рированного

листа расход металла на трансформатор

снизился на

30 кг, стоимость трансформатора — на

4*

51

 


650 руб. По данным ленинградского завода «Электро­ сила», использование гнутых швеллеров размером 32X32X2 и 32X 16X2 мм на станциях управления эконо­ мит около 7672 руб. в год в пересчете на станцию. На серпуховском заводе «Конденсатор» замена штампо­ ванных профилей в деталях электромагнитных выклю­ чателей на гнутые прямоугольные замкнутые позволяет сэкономить до 25% металла.

В машиностроении Белоруссии гнутые профили впер­ вые стали внедрять в 1963 г. К настоящему времени по­ требность в них увеличилась более чем в 20 раз. Одна­ ко удельный вес их в общем расходе проката черных металлов остается на низком уровне. Например, в авто­ мобильной промышленности доля их потребления составляет немногим более 14% общего расхода горяче­ катаного проката, а в производстве сельхозмашин — еще меньше. Это объясняется тем, что черная металлур­ гия медленно осваивает производство экономичных профилей проката, а технические службы машинострои­ тельных заводов и отраслевые научно-исследовательские институты мало уделяют внимания их внедрению в кон­ струкции машин, оборудования и приборов.

В плане развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. указывается, что одной из важнейших задач в области развития черной металлургии является создание в ближайшее время массового производства гнутых профилей проката. За счет ввода новых и расши­ рения действующих мощностей к концу 1975 г. намеча­ ется увеличить их выпуск в 3,8 раза и за счет этого сэко­ номить проката черных металлов: по предприятиям Минавтопром— 178,0, Минтяжмаш— 474,4 и Минсельхозмаш — 160,0 тыс. т.

Несмотря на то что производство гнутых профилей проката в текущем пятилетии увеличится, потребность народного хозяйства в них, по предварительным данным Украинского научно-исследовательского института ме­ таллов, будет удовлетворена только на 53%.

К весьма эффективным видам заготовок относятся специальные фасонные профили проката, применяемые непосредственно в узлах машин почти без обработки. К фасонным профилям высокой точности относится сор­ товая фасонная сталь, подвергнутая волочению или хо­ лодной прокатке. По данным Украинского нау,чно-ис-

52

следовательского института металлов (УкрНИИМет), использование в машиностроении фасонных профилей проката экономит в среднем 18% металла за счет сокра­ щения отходов и применения более рациональных сече­ ний, значительно повышает производительность труда и снижает себестоимость изделий. Еще в 1964 г. ученые научно-исследовательских институтов машиностроения совместно с технологическими службами машинострои­ тельных заводов страны выявили возможность внедрения в машиностроение 475 наименований стальных фасонных профилей высокой точности с общей годовой потребно­ стью 11 тыс. т. В эту номенклатуру включены П-образные, 3-образные, Т-образные, фасонно-трубчатые, типа шли­ цевых валиков и звездочек, граненые и другие профили сложной конфигурации.

Из общего количества профилей, по заключению это­ го института, 40% их не требует дальнейшей механиче­ ской обработки, а для 30% профилей нужна лишь фи­ нишная шлифовка или полировка.

Фасонные профили высокой точности используются в машиностроении, как правило, без дополнительной по­ верхностной обработки, что резко уменьшает трудоем­ кость и сокращает расход металла. Если делать из них, например, ободья колес автомобиля «БелАЗ-527», мож­ но сэкономить более 14% металла и значительно снизить трудовые затраты.

О высокой экономической эффективности облегчен­ ных фасонных профилей проката свидетельствуют та­ кие факты: при выпуске тракторных прицепов «2-ПТС-4» на заводе «Ташавтомаш» внедрение 9 их типов позволило снизить вес прицепа на 70 кг, повысить грузоподъем­ ность на 1 т. Это дало возможность за год сэкономить 6.8 тыс. т стального проката и 180 тыс. руб.

Несмотря на большую эффективность высокоточных профилей, их производство возрастает очень медленно. Между тем, по предварительным подсчетам УкрНИИМет, потребность в периодическом прокате в 1975 г. составит: по предприятиям Минавтопром — 256 тыс. т, Минсельхозмаш — 1073, Минэлектропром — 170 и Минтяжмаш — 261 тыс. т. Экономические расчеты показывают, что при­ менение 1 т облегченных профилей проката экономит у потребителей до 200 кг металла и на 30 руб. снижает стоимость изделий.

53