Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важное условие экономии металла — приближение формы профиля к форме деталей, которая достигается путем пластического деформирования металла прессо­ ванием. Этот процесс не требует сложного инструмен­ та, а детали можно получать самых различных конфи­ гураций. Он более эффективен по сравнению с прокат­ кой. Так, если при штамповке или ковке заготовок из обычной профильной стали от 15 до 20% металла на­ правляется в облой, высечку и стружку при последую­ щей механической обработке, то с внедрением прессова­ ния эти потери можно намного сократить.

Сортамент фасонных сортовых профилей, выпускае­ мый в СССР, намного уже, чем в наиболее развитых за­ рубежных странах. Французская фирма «Шверторпрофил», например, освоила около 15 тыс. типоразмеров горячекатаных, прессованных и холоднотянутых фасон­ ных профилей из различны* марок сталей. Фирма по­ ставляет их предприятиям 10 отраслей промышленности как в виде готовой продукции, так и в виде заготовок под последующее волочение или механическую обработ­ ку. По данным этой фирмы, изготовление деталей из прессованных или холоднотянутых фасонных профилей позволяет экономить от 15 до 22,5% металла.

Другая французская фирма («Сефилас») фасонные профили обычной и высокой прочности делает из прессо­ ванных заготовок методом холодного волочения либо хо­ лодной прокатки. Бельгийская фирма поставляет на ры­ нок 5,3 тыс. типоразмеров стальных фасонных профилей обычной и высокой точности. Из них Т-образных— 189

типоразмеров,

Г-образных — 479,

П-образных— 152,

Z-образных — 45, С-образных — 80,

5-образных — 75,

балочного типа — 33, клинообразных — 46.

Расширение

производства экономичных видов про­

филей металлопроката в повой пятилетке . позволит повысить планируемую эффективность использования ме­ талла в машиностроении. Например, внедрение Т-образ- ного профиля для рессор снизит их вес на 8—12%„ увели­ чит долговечность при эксплуатации. Только за счет этого будет сэкономлено 100 тыс. т проката в машиностроении.

Недавно фирма «Форд» (Англия) разработала но­ вую технологию получения рессорной стали повышенно­ го качества. Это позволяет снизить вес рессоры на 24 и уменьшить число листов в ней на 40%. Расширяется

54


Т а б л и ц а 11

Сравнительная прочностная характеристика профилей проката различных по форме сечений при одинаковом весе

П р о ф и л и

Трубчатый

Коробчатый

Круглый

Двутавровый

Прямоугольный

Н а и б о л ьш и й

2

г

доп усти м ы й

к

м ом ент по

см

а,

н а п р я ж е н и ю ,

 

р

дащолПь сеч ен и я ,

есВогопн н о г о м е т

юабигзищ и й

к г /с м

ищятурк й

Р а зм ер ы с еч ен и я , мм

 

 

 

D=100, d = 90

d = 10

28,3

22

58,2

116,0

/г= 100,

6=75,

29,5

22

66,3

104,0

d = 60

6=100,

d=10

28,3

22

21,2

43,2

6=100,

29,5

22

90,0

12,0

/г= 100,

6=29

 

29,0

22

48,3

2,7

объем применения более прогрессивных рессор: с листа­ ми переменного сечения, многолистовых с постоянной частотой собственных колебаний и однолистовых. Вы­ носливость таких рессор в отдельных случаях возросла до 60%.

Многообразие профилей проката открывает большие возможности для наиболее рационального их использо­ вания в конструкциях машин. Если применять их диф­ ференцированно, в соответствии с характером переда­ ваемых усилий, это обеспечит значительное снижение конструктивной металлоемкости машин.

От выбора формы поперечного сечения профиля в значительной мере зависят прочностная характеристика и расход металла (табл. 11). При одинаковых площадях поперечного сечения и весе наиболее высокой несущей способностью обладают коробчатые формы поперечного сечения. Поэтому они и положены в основу конструкции станин металлорежущих станков, используются и для усиления рамы грузовых автомобилей.

Большой экономической эффективностью отличаются полые профили проката по сравнению со сплошными та­ кой же формы (табл. 12), так как при одинаковой проч-х ности у них меньшие площади поперечного сечения и вес погонного метра.

55


Т а б л и ц а 12

Экономическая эффективность применения полых профилей проката в машиностроении

Ф орм а сечения

Р а зм е р ы с е ч е н и я , м м

М ом ент и н е р ц и и , см*

М ом ент с о п р о т и в л е н и я , с м 3

П л о щ а д ь п о п ер еч н о го с е ч е ­ н и я , см

В ес погонн ого м е т р а , к г

С ни ж ен и е в е с а по сравнению со сплош ны м к р у г л ы м сечен и ем , %

Круглая сплошная

0=50

31,4

12,5

19,6

15,3

6

Круглая полая

0= 60

33,5

11,2

8,6

6,8

55

 

d = 50

 

 

 

 

 

Квадратная сплошная

А = 4 2

26,0

12,4

17,6

13,7

10

Квадратная полая

А 0= 50

30,6

12,4

9,0

7,0

54

 

а = 40

 

 

 

 

 

Прямоугольная сплошная

0=25

34,4

12,5

13,8

10,8

30

Прямоугольная полая

//=55

33,0

11,1

8,0

6,2

59

 

о 0= зо

 

Н 0= 60

 

 

 

 

 

 

Ь= 20

 

 

 

 

 

 

А=50

 

 

 

 

 

Эллипсообразная сплошная

Л=30

31,8

12,0

15,5

12,0

21

Эллипсообразная полая

0=15

33,0

11,0

8,0

6,3

59

 

Л0=25

Оо=20 а=17 &=12

Полые профили проката в машиностроении обеспечи­ вают снижение веса деталей по сравнению со сплошны­ ми в среднем на 50%. Например, если для изготовления деталей машин применить сплошные круглые или квад­ ратные профили, то вес погонного метра заготовок со­ ставит 15,3 и 13,7 кг. При использовании для этих целей равнопрочных полых заготовок такой же формы их вес уменьшится соответственно до 6,8 и 7 кг.

56


Уменьшение веса металла на единицу прочности мо­ жет быть достигнуто путем рационального сочетания размеров между отдельными элементами конфигурации профилей массового потребления. Наибольшую эффек тивность в этом отношении может дать применение в ма­ шиностроении сортамента облегченных балок и швелле­ ров, а также улучшенной уголковой стали. При том же моменте сопротивления вес профилей нового сортамента меньше. В результате уменьшения толщины стенки и полки двутавровых балок за счет увеличения ширины полки жесткость их по сравнению с обычными возросла, а вес снизился от 15 до 27%. Весьма перспективно использовать тонкостенные балки и швеллера, широко­ полочные двутавры (ГОСТ 6184—52, 6185—52 и 6183 — 52). Как показывают ориентировочные подсчеты, эконо­ мия металла в данном случае составляет 13—30% веса заменяемых профилей. Так, в результате частичной за­ мены обычных балок и швеллеров в дорожных машинах на заводе «Ударник» экономится 70 т проката в год.

ВИСХОМ разработаны рациональные профили швел­ леров с укороченными и удлиненными полками. При за­ мене обычных швеллеров, двутавра или полосовой ста­

ли облегченными

в конструкциях

сельскохозяйствен­

ных машин экономится от 5 до 72% металла.

Облегченные профили проката еще не нашли широ­

кого применения

в машиностроении

республики. Доля

потребления их в общем расходе проката такого сорта­ мента не превышает 3%. Между тем при сохранении требуемой жесткости и прочности трубы облегченного профиля значительно снижают вес конструкции. На их изготовление идет мало материала, отходы металла не­ значительны. На Минском автомобильном заводе, к при­ меру, в результате изготовления трех деталей для авто­ прицепов из легких труб сэкономлено в течение года

92т проката.

Ксожалению, борьба за экономию металла на мно­ гих предприятиях находится еще не на должном уровне. Еще довольно много металла используется нерацио­ нально. Например, замена валов механизма трансмис­ сии мостовых кранов и валов растворомешалок на по­ лые профили или толстостенные трубы дала бы возмож­ ность сэкономить на этих предприятиях не менее 40% металла.

57


Рациональное использование металла в значитель­ ной степени зависит от поразмерного сортамента про­ ката. Известно, что все массовые профили проката име­ ют различные геометрические размеры по длине, шири­ не и поперечному сечению. Частота градации каждого профиля играет важную роль в деле экономного расхо­ дования металла.

Из конструкторской практики известно, что при опре­ делении необходимого сечения данного профиля полу­ ченное расчетным путем сечение округляют до целых чи­ сел в большую сторону, а при отсутствии в сортаменте данного размера берут больший из них. Следовательно, чем больше частота градации размеров данного профи­ ля проката, тем шире возможность выбора размера, на­ ходящегося ближе к расчетному, и тем меньше перерас­ ход металла. И наоборот, при значительных диапазонах между ближайшими размерами, предусмотренными по стандартам, получается перерасход металла. Поэтому узкий сортамент проката по размерам и профилям имеет преимущество только с точки зрения эффективно­ сти использования производственных мощностей прокат­ ных станов и не преследует цель эффективного расходо­ вания металла потребителями. Например, по действую­ щим стандартам горячекатаный лист толщиной от 6 до 12 мм изготовляется через 1 мм, от 12 до 32 мм — че­ рез 2, от 32 до 60 мм — через 4—5 мм. Подобная града­ ция в размерах наблюдается и по другим видам.

При выборе материала в таком случае конструкторы поступают следующим образом: если по условиям кон­ структорского расчета требуется лист толщиной 12,5 мм, то предусматривается ближайший больший размер по стандарту, т. е. 14 мм, что приводит к перерасходу око­ ло 12% металла. Если нужен по расчету круг или квад­ рат размером 23 мм, то по стандарту можно брать про­ филь 24 мм. Тогда расход металла увеличивается на

8- 10% .

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что металлургические заводы больше интереса проявляют к эффективной загрузке производственных мощностей (при этом меньше времени уходит на переналадку про­ катных станов), нежели к экономному использованию вырабатываемого ими проката в потребляющих отрас­ лях промышленности.

Черная металлургия пока не в полной мере обеспе­ чивает потребность машиностроения в нужных профи­ лях и размерах металлопроката, что является одной из причин низкого использования металла. Поэтому произ­ водство поразмерного сортамента проката должно раз­ виваться не в узковедомственных интересах, а с учетом экономии металла потребителями.

Экономия металла в процессе потребления в значи­ тельной степени зависит от его качества и сортамента. Применяемая в металлоконструкциях углеродистая сталь обыкновенного качества имеет низкие механические свойства, что приводит к увеличению сечения профиля. В результате значительная доля прочности металла рас­ ходуется на несение собственного веса конструкции за счет уменьшения доли прочности, предназначенной для полезной нагрузки. Уменьшение размера сечений за счет внедрения материалов повышенной прочности для на­ груженных деталей намного снижает вес машин.

Важное условие повышения прочностных характера стик стали на единицу площади сечения — улучшение ее химического состава путем легирования различными элементами. Вносимые в качестве легирующих добавок хром, никель, вольфрам, молибден и ванадий очень де­ фицитны и дорогостоящи. В связи с этим велись поиски по замене названных элементов менее дефицитными.

Они увенчались созданием низколегированных сталей.

По сравнению с углеродистыми этим сталям прису­ щи весьма высокие механические и технологические свойства: повышенная прочность и пластичность, малая чувствительность к старению и хладноломкости, хоро­ шая сопротивляемость абразивному износу и коррозии.

Внедрение низколегированных сталей в машино­ строение позволяет снизить вес машин и оборудования, уменьшить геометрические размеры деталей и узлов и за счет этого сэкономить не менее 20% металлопроката. Долговечность металлических конструкций из низколе­ гированной стали по сравнению с углеродистой сталью обыкновенного качества повышается в 1,5—2 раза.

В связи с большой эффективностью низколегирован­ ных сталей в машиностроении и других отраслях народ­ ного хозяйства выпуск их к концу 1975 г. возрастет по сравнению с 1970 г. на 69%. За счет роста объема про­ изводства и широкого внедрения низколегированных