Файл: Решение задач машиноведения на вычислительных машинах [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОВЕДЕНИЯ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ МАШИНОВЕДЕНИЯ
НА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
МОСКВА
197 4
о |
о и Ь Н Ы й |
• л Si" |
Т' |
* |
о А |
о £ |
♦
а4
!
УДК 621.5
Сб. «Решение задач машиноведения на вычислительных машинах». М., изд-во «Наука», 1974.
Сборник освещает вопросы методологии оптимиза ции многомерных и многокритериальных задач из об ласти машиноведения, результаты исследования на АВМ и ЦВМ поперечных колебании стержней, дина мики металлообрабатывающих машин, в том числе с копировальными системами управления, вопросы устойчивости, управления и подналадки металлорежу щих станков и моделирование задач из области при кладной метрологии.
Материалы рассчитаны на научных и инженернотехнических работников.
Ответственные редакторы: академик Н. Г. Б Р У Е В И Ч ,
доктор техн. наук проф. В. И. С Е Р Г Е Е В
Решение задач машиноведения на вычислительных машинах
Утверждено к печати Государственным научно-исследовательским институтом машиноведения
Редактор издательства Ю. А. Юдина Технические редакторы Я. Я. Кузнецова, В. И. Зудина
Сдано в набор 24/V 1974 г. Подписано к печати 30/VII 1974 г. Формат бОхЭО1/^- Бумага № 1. Уел. печ. л. 7,5. Уч.-изд. л. 7,4. Тираж 2250. Т-12064. Тип. зак. 1229. Цена 52 коп.
Издательство «Наука». 103717 ГСП, Москва, К-62, Подсосенский пер., 21
1-я типография издательства «Наука», 199034, Ленинград, В-34, 9 линия, д. 12
30501-100 |
|
Р 055(02)-1974 1050-74 |
© Издательство «Наука», 1974 г. |
ЛП-ПОИСК - МЕТОД ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
В. И. Сергеев, Р. Б. Статников, И. Н. Статников
Впоследние два десятилетия возникла проблема исследования многомерных и многокритериальных задач большой размерности
сразличного рода нелинейными ограничениями [1, 2, 3].
Введешш ограничений (в общем случае функциональных) на фазовые координаты проектируемой модели и ее отдельные параметры далеко не во всех случаях может быть увязано в усло виях, когда речь идет о задачах оптимального синтеза. Это при водит к необходимости создания новых методов, которые позво лили бы исследовать класс задач нелинейного программирования
иперейти к этапу автоматизации самого процесса проектирования.
Внастоящее время круг задач в теории машин и механизмов, исследованных статистическим методом (например, методом Монте-Карло), невелик. Это прежде всего работы Я. Голинского
[4]и Я. Одерфельда [5] по проектированию сложных механи ческих систем минимального веса н габаритов. В них показано, что эффективное использование кинематических соотношений, связывающих вход механизма с выходом, и подпрограммы, яв ляющейся генератором случайных чисел, позволяет в течение не скольких минут машинного времени рассчитать механизмы, не владея методами синтеза.
Статистический подход к решению проблем оптимального конструирования позволяет значительно углубить и расширить содержание классической формулировки синтеза машин и ме ханизмов. Сформулируем в общем виде задачи синтеза [1].
1.Задана кинематическая схема модели с п степенями сво боды. Модель определяется многомерной точкой а= (ах, . . аг) r-мерного параллелепипеда
где [а*, а**] — пределы допустимых вариаций параметров мо
дели. Различные дополнительные ограничения на поведение си стемы выделяют в параллелепипеде (1) некоторую замкнутую область Сг, объем которой считаем положительным.
Качество модели определяется функцией Ф (а) (критерием
качества), определенной в G, т. е. |
Ф (8|б). |
||
Пусть задано Фv(a|6rv), |
v= l, |
2, . |
. ., к. Прежде чем принять |
решение об оптимизации параметров |
модели по одному из этих |
||
критериев или о выборе |
|
|
к |
компромиссного критерия Ф = 2 |
|||
где Сч — весовое значение Ф^, |
|
v=l |
|
необходимо проанализировать |
роль каждого из критериев. Для этого надо исследовать возмож ности оптимизации модели по каждому из критериев Ф^, которые могут оказаться весьма противоречивыми.
2. Задана иерархия структур, расположенных, например, по возрастанию числа степеней свободы. Требуется найти модель, удовлетворяющую некоторым заданным условиям, с наиболее простой струшурой.
3. Задано желательное поведение динамической системы х (t). Требуется среди возможных решений у (t\ а) системы, описываю щей исследуемый процесс, найти такое, которое минимизирует функцию
Ф (а) = ||x(t) — y(t; а
Существующие аппроксимационные методы решения задач синтеза чаще всего не дают оптимальных результатов, так как они не гарантируют физической реализуемости модели. Потребо валось создание новых методов, учитывающих сложные функцио нальные ограничения.
Пусть при описании модели даны уравнения состояния, а также любые ограничения, накладываемые на систему и выражаемые
равенствами |
|
(3) |
h(yt; a\G )= 0, |
||
где a . — параметры системы (1); |
yt — переменные системы урав |
|
нений; G — замкнутая область |
r-мерного |
параллелепипеда, на |
которой строится модель. |
|
|
При конструктивной реализации моделей возникает следую щая задача: из множества моделей выбрать оптимальную, которая максимизирует некоторый функционал, зависящий от решения системы (3).
В некоторой замкнутой области Сг, принадлежащей паралле
лепипеду W- |
|
(4) |
sup Ф (а) — Ф (а+), |
||
«6G |
|
|
где Ф (а+) — оптимальное значение |
искомого |
функционала; а+ — |
вектор, при котором функционал |
принимает |
оптимальное значе |
4
ние. Тогда вектор а+ будем называть оптимальным на области G. Для краткости значения Ф (а+) при а+£G будем записывать в виде Ф (а+ | G).
Условиями нахождения оптимальной модели, удовлетворяю щей (4), являются функциональные неравенства в виде ограни
чений |
(5) |
?(<; а IG) < 0 . |
Рассмотрим в качестве примера постановку задачи оптималь ного проектирования редукторной установки с косозубым зацеп
лением. |
На рис. 1 |
/ 1? |
/ 4, / 2, / 3 |
— моменты инерции соответственно |
||
ротора |
двигателя, |
установки, |
шестерни и |
колеса; т1 и |
т2 — |
|
массы; |
с1? с4, с5, |
с2, |
с3 — жесткости валов, |
зацепления и |
опор; |
|
<Pi, ф2, |
^з, у2, Уз — |
угловые и линейные перемещения. |
|
На основании принципа Даламбера взаимосвязь между жесткостными и инерционными параметрами для установившихся вы нужденных колебаний без демпфирования описывается следующей системой уравнений:
—7i®2tpj — ctf2 — Cjtpj = |
0, |
|
|
— / 2U>2Cf2 + |
Cjcp2 — Cjtpj + |
Съу 2Г1 + |
C5<p2r? — ; |
|
— Ч У 3Г 1 + Сз Ъ Г 1Г 2 — С5Дг1= 0, |
||
—miU>% — c2y2+ съу2+ |
cs?2rx — c5y3+ c^.3r1— c5A = 0, (6) |
||
—ЩаРУз + |
съу3— c6i/2 — c5cp2r! + |
csy3 — c5<f3r2+ csl = 0, |
|
---- / 3«>2<РЗ + |
C4?3 — С4?4 + |
ЧУзГ2 + |
Св<р2ГхГ2 — С5у 3Г2 - f |
+ W l — С5Д г 2 = ° . |
|
||
—14<02® — C4<p3 + C4<p4 = |
0. |
|
Здесь A — максимальная погрешность пересопряжения, являю щаяся фактором, приводящим к возбуждению колебаний в си стеме редуктора; гх, г2 — радиусы инерционных дисков шестерни и колеса.
5
Впроцессе проектирования передачи обычно заданы верхняя
инижняя границы допустимых изменений параметров.
**
к ’
Известны также аналитические зависимости, устанавливаю щие прочностные ограничения на звенья передачи.
[°"Ь, г+1 ^ |
;+1» |
(^) |
где [о]4.>4.+1 — допускаемое напряжение, действующее |
в звене |
£, &+1.
Для рассматриваемой пары на основании формулы Герца контактные напряжения в полюсе зацепления и изгибные напря
жения |
будут |
составлять |
|
|
|
|
|
||
|
= |
0 4 1 8 1 / |
Ч f ^ |
~1~ СЬ (У* ~Ь У2Г1 ~~ У3 Ч~ сРзг 2 + -М 1 |
( 9) |
||||
К . |
3 “ |
’ |
У |
|
РпрXzsbcos |
^ |
|||
|
= |
Р + |
°5 (У2 + |
у + № |
+ |
д) cos2 р < |
3 |
( 10 ) |
|
|
|
|
|
н cos а |
|
1 ^ |
|
||
Здесь |
Е — приведенный |
модуль |
упругости; |
р]ф — приведенный |
|||||
радиус |
кривизны |
контактирующих |
зубьев; |
Р — нагрузка |
на |
зубья с учетом передаваемой мощности N, числа оборотов колеса п п величины диаметра его делительной окружности dA\ ss — тор цовой коэффициент перекрытия; тп — нормальный модуль за цепления; b — ширина зубчатого колеса.
Значения кКц, X, Ъ, as приведены в [6], ср2, <р3, у2, Уз— решения системы уравнений (6). Проектируемая передача может быть рассмотрена, в частности, при одном из следующих критериев качества:
1) динамическое усилие в зацеплении должно быть минималь ным на заданном частотном отрезке [со*, со**], а вибрационные нагрузки, передаваемые на корпус редуктора через опоры, не должны превосходить наперед заданных величин, т. е. требуется найти минимум величины 1
со**
|
Ф = |
\ |
с 5 [Vi + |
W |
i ~ У з + ?sr 2 + |
Л ] do) |
( И ) |
|
|
|
со* |
|
|
|
|
|
|
при |
условии, что подынтервальная функция ограничена сверху, |
|||||||
|
С5 (Vi |
fzrl |
Уз |
f3r2+ Д) ^ ^1 ’ |
(12) |
|||
|
(13) |
|||||||
|
|
|
|
|
с-1у2< |
|
||
|
|
|
|
|
СзУз < |
ГГ, |
(14) |
|
1 В |
(9), (И ) (ojd [ СО*, |
О)**], где wj 0 = 1 , 2, . . ., |
6) — собственные частоты. |
|||||
В противном случае задача сводится |
к созданию |
«запретных зон» |
[7]. |
6
где F**, FT, F*T — ограничения на усилия в зацеплении и в опорах. Оптимизация передачи по целевой функции (11) соот ветствует минимуму контактных и изгибных напряжений в (9)
и(10);
2)суммарное усилие в опорах минимально при силовых огра ничениях (12)—(14). Необходимо найти минимум величины
О)**
фп = $ (с2г/2 + слУз) dw’ |
(15) |
3) межцентровое расстояние минимально и т. д. Рассмотрен ный пример позволяет отметить следующие моменты, возникаю щие при решении задач оптимального проектирования машин
имеханизмов:
1.Минимизируемые функции зависят от многих переменных, т. е. задача является многопараметрической (в рассмотренном примере 9 параметров). Перед проектировщиком нет априорной информации о рельефе r-мерной гиперповерхности поиска; возни кает необходимость в просмотре множества вариантов решения.
2.Оптимальные значения вектора а +=(а^, . . ., аД могут ока
заться на границе области G.
3. Осуществление физической реализации конструкции вы двигает непременное условие поиска моделей с учетом ограниче ний в виде системы неравенств, это существенно усложняет про цесс оптимизации, поскольку пространство поиска зачастую ока зывается невыпуклым и несвязным.
Для большинства локальных методов оптимизации, приме няющихся в задачах нелинейного программирования с ограниче ниями, характерны свойства, существенно ограничивающие их применение. Во-первых, эти методы эффективны при поиске па
раметров в пространстве, |
размерность которого |
не превышает |
п = 4. В современных же |
задачах теории машин |
и механизмов, |
где размерность гиперпространства поиска существенно больше, эти методы становятся практически неприемлемыми. Во-вторых, в результате наложенных даже на «хорошие» функции ограниче ний в виде нелинейных неравенств пространство поиска может оказаться невыпуклым и несвязным. В-третьих, разработчики лишены необходимой информации о рельефе поверхности поиска.
Универсальными методами, позволяющими просмотреть все гиперпространство параметров независимо от его свойств, являются методы статистических испытаний (метод Монте-Карло и ЛП-
поиск [8—10]).
Метод ЛП-поиск — детерминированный аналог метода МонтеКарло, позволяющий в отличие от последнего осуществлять в гиперпространстве параметров квазиравномерный поиск.
При решении задач оптимального проектирования метод ис пользуется не только для поиска глобального оптимума, но также
7