Файл: Решение задач машиноведения на вычислительных машинах [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОВЕДЕНИЯ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ МАШИНОВЕДЕНИЯ

НА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»

МОСКВА

197 4

о

о и Ь Н Ы й

• л Si"

Т'

*

о А

о £

а4

!

УДК 621.5

Сб. «Решение задач машиноведения на вычислительных машинах». М., изд-во «Наука», 1974.

Сборник освещает вопросы методологии оптимиза­ ции многомерных и многокритериальных задач из об­ ласти машиноведения, результаты исследования на АВМ и ЦВМ поперечных колебании стержней, дина­ мики металлообрабатывающих машин, в том числе с копировальными системами управления, вопросы устойчивости, управления и подналадки металлорежу­ щих станков и моделирование задач из области при­ кладной метрологии.

Материалы рассчитаны на научных и инженернотехнических работников.

Ответственные редакторы: академик Н. Г. Б Р У Е В И Ч ,

доктор техн. наук проф. В. И. С Е Р Г Е Е В

Решение задач машиноведения на вычислительных машинах

Утверждено к печати Государственным научно-исследовательским институтом машиноведения

Редактор издательства Ю. А. Юдина Технические редакторы Я. Я. Кузнецова, В. И. Зудина

Сдано в набор 24/V 1974 г. Подписано к печати 30/VII 1974 г. Формат бОхЭО1/^- Бумага № 1. Уел. печ. л. 7,5. Уч.-изд. л. 7,4. Тираж 2250. Т-12064. Тип. зак. 1229. Цена 52 коп.

Издательство «Наука». 103717 ГСП, Москва, К-62, Подсосенский пер., 21

1-я типография издательства «Наука», 199034, Ленинград, В-34, 9 линия, д. 12

30501-100

 

Р 055(02)-1974 1050-74

© Издательство «Наука», 1974 г.

ЛП-ПОИСК - МЕТОД ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

В. И. Сергеев, Р. Б. Статников, И. Н. Статников

Впоследние два десятилетия возникла проблема исследования многомерных и многокритериальных задач большой размерности

сразличного рода нелинейными ограничениями [1, 2, 3].

Введешш ограничений (в общем случае функциональных) на фазовые координаты проектируемой модели и ее отдельные параметры далеко не во всех случаях может быть увязано в усло­ виях, когда речь идет о задачах оптимального синтеза. Это при­ водит к необходимости создания новых методов, которые позво­ лили бы исследовать класс задач нелинейного программирования

иперейти к этапу автоматизации самого процесса проектирования.

Внастоящее время круг задач в теории машин и механизмов, исследованных статистическим методом (например, методом Монте-Карло), невелик. Это прежде всего работы Я. Голинского

[4]и Я. Одерфельда [5] по проектированию сложных механи­ ческих систем минимального веса н габаритов. В них показано, что эффективное использование кинематических соотношений, связывающих вход механизма с выходом, и подпрограммы, яв­ ляющейся генератором случайных чисел, позволяет в течение не­ скольких минут машинного времени рассчитать механизмы, не владея методами синтеза.

Статистический подход к решению проблем оптимального конструирования позволяет значительно углубить и расширить содержание классической формулировки синтеза машин и ме­ ханизмов. Сформулируем в общем виде задачи синтеза [1].

1.Задана кинематическая схема модели с п степенями сво­ боды. Модель определяется многомерной точкой а= (ах, . . аг) r-мерного параллелепипеда


где [а*, а**] — пределы допустимых вариаций параметров мо­

дели. Различные дополнительные ограничения на поведение си­ стемы выделяют в параллелепипеде (1) некоторую замкнутую область Сг, объем которой считаем положительным.

Качество модели определяется функцией Ф (а) (критерием

качества), определенной в G, т. е.

Ф (8|б).

Пусть задано Фv(a|6rv),

v= l,

2, .

. ., к. Прежде чем принять

решение об оптимизации параметров

модели по одному из этих

критериев или о выборе

 

 

к

компромиссного критерия Ф = 2

где Сч — весовое значение Ф^,

 

v=l

необходимо проанализировать

роль каждого из критериев. Для этого надо исследовать возмож­ ности оптимизации модели по каждому из критериев Ф^, которые могут оказаться весьма противоречивыми.

2. Задана иерархия структур, расположенных, например, по возрастанию числа степеней свободы. Требуется найти модель, удовлетворяющую некоторым заданным условиям, с наиболее простой струшурой.

3. Задано желательное поведение динамической системы х (t). Требуется среди возможных решений у (t\ а) системы, описываю­ щей исследуемый процесс, найти такое, которое минимизирует функцию

Ф (а) = ||x(t) — y(t; а

Существующие аппроксимационные методы решения задач синтеза чаще всего не дают оптимальных результатов, так как они не гарантируют физической реализуемости модели. Потребо­ валось создание новых методов, учитывающих сложные функцио­ нальные ограничения.

Пусть при описании модели даны уравнения состояния, а также любые ограничения, накладываемые на систему и выражаемые

равенствами

 

(3)

h(yt; a\G )= 0,

где a . — параметры системы (1);

yt — переменные системы урав­

нений; G — замкнутая область

r-мерного

параллелепипеда, на

которой строится модель.

 

 

При конструктивной реализации моделей возникает следую­ щая задача: из множества моделей выбрать оптимальную, которая максимизирует некоторый функционал, зависящий от решения системы (3).

В некоторой замкнутой области Сг, принадлежащей паралле­

лепипеду W-

 

(4)

sup Ф (а) — Ф (а+),

«6G

 

 

где Ф (а+) — оптимальное значение

искомого

функционала; а+ —

вектор, при котором функционал

принимает

оптимальное значе­

4


ние. Тогда вектор а+ будем называть оптимальным на области G. Для краткости значения Ф (а+) при а+£G будем записывать в виде Ф (а+ | G).

Условиями нахождения оптимальной модели, удовлетворяю­ щей (4), являются функциональные неравенства в виде ограни­

чений

(5)

?(<; а IG) < 0 .

Рассмотрим в качестве примера постановку задачи оптималь­ ного проектирования редукторной установки с косозубым зацеп­

лением.

На рис. 1

/ 1?

/ 4, / 2, / 3

— моменты инерции соответственно

ротора

двигателя,

установки,

шестерни и

колеса; т1 и

т2

массы;

с1? с4, с5,

с2,

с3 — жесткости валов,

зацепления и

опор;

<Pi, ф2,

^з, у2, Уз —

угловые и линейные перемещения.

 

На основании принципа Даламбера взаимосвязь между жесткостными и инерционными параметрами для установившихся вы­ нужденных колебаний без демпфирования описывается следующей системой уравнений:

—7i®2tpj — ctf2 — Cjtpj =

0,

 

— / 2U>2Cf2 +

Cjcp2 — Cjtpj +

Съу 2Г1 +

C5<p2r? — ;

 

Ч У 3Г 1 + Сз Ъ Г 1Г 2 — С5Дг1= 0,

—miU>% — c2y2+ съу2+

cs?2rx — c5y3+ c^.3r1— c5A = 0, (6)

—ЩаРУз +

съу3— c6i/2 — c5cp2r! +

csy3 — c5<f3r2+ csl = 0,

---- / 3«>2<РЗ +

C4?3 — С4?4 +

ЧУзГ2 +

Св<р2ГхГ2 — С5у 3Г2 - f

+ W l — С5Д г 2 = ° .

 

—14<02®C4<p3 + C4<p4 =

0.

 

Здесь A — максимальная погрешность пересопряжения, являю­ щаяся фактором, приводящим к возбуждению колебаний в си­ стеме редуктора; гх, г2 — радиусы инерционных дисков шестерни и колеса.

5


Впроцессе проектирования передачи обычно заданы верхняя

инижняя границы допустимых изменений параметров.

**

к

Известны также аналитические зависимости, устанавливаю­ щие прочностные ограничения на звенья передачи.

[°"Ь, г+1 ^

;+1»

(^)

где [о]4.>4.+1 — допускаемое напряжение, действующее

в звене

£, &+1.

Для рассматриваемой пары на основании формулы Герца контактные напряжения в полюсе зацепления и изгибные напря­

жения

будут

составлять

 

 

 

 

 

 

=

0 4 1 8 1 /

Ч f ^

~1~ СЬ (У* ~Ь У2Г1 ~~ У3 Ч~ сРзг 2 + -М 1

( 9)

К .

3

У

 

РпрXzsbcos

^

 

=

Р +

°5 (У2 +

у + №

+

д) cos2 р <

3

( 10 )

 

 

 

 

н cos а

 

1 ^

 

Здесь

Е — приведенный

модуль

упругости;

р]ф — приведенный

радиус

кривизны

контактирующих

зубьев;

Р — нагрузка

на

зубья с учетом передаваемой мощности N, числа оборотов колеса п п величины диаметра его делительной окружности dA\ ss — тор­ цовой коэффициент перекрытия; тп — нормальный модуль за­ цепления; b — ширина зубчатого колеса.

Значения кКц, X, Ъ, as приведены в [6], ср2, <р3, у2, Уз— решения системы уравнений (6). Проектируемая передача может быть рассмотрена, в частности, при одном из следующих критериев качества:

1) динамическое усилие в зацеплении должно быть минималь­ ным на заданном частотном отрезке [со*, со**], а вибрационные нагрузки, передаваемые на корпус редуктора через опоры, не должны превосходить наперед заданных величин, т. е. требуется найти минимум величины 1

со**

 

Ф =

\

с 5 [Vi +

W

i ~ У з + ?sr 2 +

Л ] do)

( И )

 

 

со*

 

 

 

 

 

 

при

условии, что подынтервальная функция ограничена сверху,

 

С5 (Vi

fzrl

Уз

f3r2+ Д) ^ ^1

(12)

 

(13)

 

 

 

 

 

с-1у2<

 

 

 

 

 

 

СзУз <

ГГ,

(14)

1 В

(9), (И ) (ojd [ СО*,

О)**], где wj 0 = 1 , 2, . . .,

6) — собственные частоты.

В противном случае задача сводится

к созданию

«запретных зон»

[7].

6


где F**, FT, F*T — ограничения на усилия в зацеплении и в опорах. Оптимизация передачи по целевой функции (11) соот­ ветствует минимуму контактных и изгибных напряжений в (9)

и(10);

2)суммарное усилие в опорах минимально при силовых огра­ ничениях (12)—(14). Необходимо найти минимум величины

О)**

фп = $ (с2г/2 + слУз) dw’

(15)

3) межцентровое расстояние минимально и т. д. Рассмотрен­ ный пример позволяет отметить следующие моменты, возникаю­ щие при решении задач оптимального проектирования машин

имеханизмов:

1.Минимизируемые функции зависят от многих переменных, т. е. задача является многопараметрической (в рассмотренном примере 9 параметров). Перед проектировщиком нет априорной информации о рельефе r-мерной гиперповерхности поиска; возни­ кает необходимость в просмотре множества вариантов решения.

2.Оптимальные значения вектора а +=(а^, . . ., аД могут ока­

заться на границе области G.

3. Осуществление физической реализации конструкции вы­ двигает непременное условие поиска моделей с учетом ограниче­ ний в виде системы неравенств, это существенно усложняет про­ цесс оптимизации, поскольку пространство поиска зачастую ока­ зывается невыпуклым и несвязным.

Для большинства локальных методов оптимизации, приме­ няющихся в задачах нелинейного программирования с ограниче­ ниями, характерны свойства, существенно ограничивающие их применение. Во-первых, эти методы эффективны при поиске па­

раметров в пространстве,

размерность которого

не превышает

п = 4. В современных же

задачах теории машин

и механизмов,

где размерность гиперпространства поиска существенно больше, эти методы становятся практически неприемлемыми. Во-вторых, в результате наложенных даже на «хорошие» функции ограниче­ ний в виде нелинейных неравенств пространство поиска может оказаться невыпуклым и несвязным. В-третьих, разработчики лишены необходимой информации о рельефе поверхности поиска.

Универсальными методами, позволяющими просмотреть все гиперпространство параметров независимо от его свойств, являются методы статистических испытаний (метод Монте-Карло и ЛП-

поиск [8—10]).

Метод ЛП-поиск — детерминированный аналог метода МонтеКарло, позволяющий в отличие от последнего осуществлять в гиперпространстве параметров квазиравномерный поиск.

При решении задач оптимального проектирования метод ис­ пользуется не только для поиска глобального оптимума, но также

7