Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
— коэффициент механических сопротивлений системы амортиза ция—фундамент, определяемый при действии на систему только
силы Qf(co) и при условии, что система может совершать колеба ния только в р-м участке и в v-м направлении; остальные колеба тельные скорости равны нулю.
С учетом уравнения (1.3) ql (со) можно определить из системы уравнений вида
//I 6
"Qr Н Ж с о И |
= |
?"(© )+ Е Е М/?о (со) X |
|
|
|
А:—1 /=1 |
|
т |
6 |
|
|
X S |
S |
</?(co)Z^a. ф(со). |
(1.4) |
р=1 v = l
Величины иЛ4г,о (и) и Mflo (со), характеризующие свойства соб ственно конструкций механизма, можно определить экспериментально. Методы определения податливостей судовых агрегатов рассмотрены
в § 20, 21. При известных "М'но (<и), Л4//о (®) и сопротивлениях опорных и неопорных связей Z^,fa. ф (со) вибрация механизма опре деляется из ситемы 6т уравнений вида (1.4) по формуле
Д.„ |
|
Яг (со) = ----д---- » |
(1.5) |
где Д^п(а)— определитель, полученный из |
А заменой членов при |
ql (со) свободными членами;
А — определитель системы уравнений вида (1.4).
Если сопротивления элементов виброизолирующих конструкций значительно меньше механических сопротивлений фундамента Za ф
Zq, то уровень qk (со) определяется только силой Qk (со). В таком случае для исследования колебаний механизмов приемлема схема, изображенная на рис. 1, б. Согласно этой схеме величина сил реак ции Q* (со) пропорциональна входным механическим сопротивлениям
собственно виброизолирующих элементов ZaAx. х (“ )
<2/И = — S <7v(®)Zvfe?a. x. x (со).
v = l
При однонаправленных колебаниях
Q/ (“ ) == —ql (со) 2 /* а. х . х (со).
Входные сопротивления Zakx. х (например, амортизатора) опре деляются, когда нижняя опорная его пластина полностью затормо жена (неподвижна). В таких случаях принимается, что амортиза тор работает в режиме холостого хода и имеет бесконечно большую нагрузку на выходе.
8
С учетом выражения |
Qf (со) уравнение (1.4) при Za ф |
Z4, |
|
принимает следующий вид: |
|
|
|
|
и£ ,(с о )Ж и И = 9? Н + |
|
|
m |
6 |
6 |
(1.6) |
+ £ |
£ А4/Й (со) 2 <7v (со) Z # а. X. * (со). |
||
/г— 1 /= 1 |
V — 1 |
|
При определении причин резонансных колебаний конструкций механизма совместно с опорными и неопорными связями, а также при подборе характеристик конструкций механизма и амортизации (для обеспечения минимума вибраций опорных поверхностей меха низма) силу ,lQr (ш), действующую В рабочем узле механизма, можно считать постоянной при любом конструктивном выполнении корпуса и ограничиться исследованием влияния на переходную податливость механических сопротивлений конструкций механизма и амортиза ции. Варьирование механических сопротивлений механизма и амор
тизации позволяет определить минимум ЯМ"{ (со), что необходимо для уменьшения и вибрации механизма.
Исключая из уравнения (1.4) nQr (со), получаем уравнения для определения переходных податливостей
|
|
|
"Л4?го (со) = "M'fi (со) -)- |
|
|
|
|||
|
|
//I |
6 |
ГП б |
|
|
|
|
|
|
+ |
S |
S М1?о (СО) 2 |
£ |
"Mprv (СО) Z^j а. ф (со). |
(1.7) |
|||
|
|
А = 1 f = l |
р = 1 v = I |
|
|
|
|
||
|
Величину "M'ri (со) находим по формуле |
|
|
|
|||||
|
|
|
"Мп (со) = |
Д |
(<0)/Д1 » |
|
|
|
|
где ДПд1„ (и) — определитель, полученный из Дх |
заменой членов |
||||||||
|
|
при "M"i (со) свободными членами; |
|
||||||
|
Дх— определитель |
системы уравнений вида (1.7). |
|
||||||
|
При значительной виброизоляции механизма от фундамента |
|
|||||||
|
|
|
"Mri О(СО) = |
"Mri (со) + |
|
|
|
||
|
|
m |
6 |
6 |
|
|
|
|
|
|
+ |
£ |
£ М% (СО) 2 |
"AtfV(СО) 4 / а. х. х. (со). • |
|
||||
|
|
k = 1 |
/ = I |
v=I |
|
|
|
|
|
|
Если в рабочих узлах |
механизма действуют |
несколько |
сил |
|||||
т 1 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ |
£ иQr (со) |
(т" — число |
точек |
приложения |
сил в механизме), |
||||
Н=1 г = 1 |
|
|
|
|
|
|
членов HQr (co)x |
||
тов |
уравнениях (1.2), (1.4), (1.6) вместо свободных |
||||||||
|
|
|
|
|
|
rrt1 6 |
|
|
|
х иМпо(со) следует записывать свободные члены 2 |
£ |
HQr (со) иЛ4",-о(со). |
|||||||
|
|
|
|
|
|
И=1 Г=1 |
|
9
Тогда, например, уравнение (1.4) примет следующий вид:
ШИ 6 |
|
|
Е Е |
= |
+ |
1=1г=1 |
|
|
+ Е Е < 0 fc=l j=l
|
6 |
pfi |
|
V\ |
|
(С0) |
E E |
??(co)Z: |
ps=l V=l |
vt a. ф И - |
При действии нескольких вибрационных сил для вычисления вибрации опорных поверхностей механизма и переходных податли востей его конструкций требуется знание фазовых и амплитудных соотношений между силами (см. § 17).
На низких частотах, когда механизмы колеблются как единое тело, вибрационные силы легко приводятся к центру тяжести ма шины. Уравнения расчета вибрации механизма, колеблющегося как единое целое, являются частным случаем приведенных уравне ний. Переходные податливости свободного механизма на низких частотах определяются расчетным путем.
На рис. 2 приведена схема расположения опорных креплений механизма 1—4, где с, b и а — координаты участков крепления (лап) механизма соответственно вдоль осей х, у и г, проходящих через центр тяжести механизма, а б, (3, у — угловые координаты лап механизма в полярных системах координат.
Выражения для переходных податливостей "А О (со) и М/"о (со)
для нормальной опорам вибрации е/з (со) механизма на низких частотах имеют следующий вид:
"Mrio (со) = 0 при г = |
1, 2, 6; |
|
||||
"Л4зоо (со) = иЛ4ззо (со) = |
"Мззо (со) |
|
||||
|
|
|
|
I “ т м |
||
"А4«о (со) = - |
cos Ря У |
4 4 - Ьп2 |
|
|||
|
CO0.V |
|
||||
|
|
|
|
|||
"М'зза (со) = |
— |
/ c o s Уп У а 2п + ь \ |
|
|||
|
0>&у |
( 1.8) |
||||
|
|
|
||||
A ffio |
(со) |
= a kuMs2o (со); |
||||
|
||||||
сИгзо (со) = |
—а к"М!{зо (со); |
|
||||
Мззо (со) |
= |
иМ 5зо(со); |
|
|||
M%3tо(со) = |
"М "зо (со); |
|
||||
Л4ззо (со) = |
Мззо (со) — c k |
УИ5зо (со) |
-)- |
|||
+ Ьк"МЧзо (со), |
|
|
||||
где тм— масса механизма; 0А, Qu — моменты |
инерции механизма |
|||||
вокруг осей х и у. |
|
|
|
|
|
10
В формулы для М т (со), М$го (со),' Мззо (со) значения ak, Ьк, ck следует подставлять с учетом знака координаты k-vo участка контакта с опорами вдоль соответствующей координатной оси. Например, для механизма с расположением лап согласно схеме рис. 2 значения коэффициентов третьей лапы необходимо подставлять со следующими знаками: а3 — —|Од|, Ь3 = —| Ь3\, с3= —|с 8|. Пере ходные податливости от третьей к первой лапе
Л1ззо (со) = "М зз о ( и ) —
— | 63 | "М ^ зо (со) -f- | с 3 1" М и о (со);
М 130 (to) = — I<Яз | "М зз о (со);
Мз?о (со) = | йз | "М^зо (со).
Для Qi Н
"М'по (со) — ; "М'по (со) = 0 при г = 2, 3, 4;
|
|
|
|
sin уп~\/~ап + сп |
||||
" М а ю (со) |
= |
— |
/ |
• |
сов,. |
|
||
Мою (со) |
/ cosб„ ]/"Ьп2 + 4 |
|||||||
|
|
сов. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
М а о (со) = |
"М 'п о (со )а-к) - М ы о(со) — Ь к 'М 'т(со); |
|||||||
|
M fio (со) = |
с / М з ю (со); |
||||||
|
М зп ) |
(со) |
= |
—С ь ’МЦю (со), |
||||
где 02 — момент инерции |
механизма |
вокруг оси z. |
||||||
Для cj2 (со) |
|
|
|
|
|
|
|
|
"М220(со) = |
1 |
; "М"20 (со) = |
0 |
при г — 1, 3, 5; |
||||
/сотм |
||||||||
"М?20 (со) = |
|
sin |
у |
4 |
+ |
|||
|
|
совТ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
/ |
sin 6Л Т |
/ |
" |
' + с* |
• "№((“) =-----Ьт—
М120 (со) = — Ь/г"Мб20 (со);
М320 (со) = ЬА"М420 (со);
Мзг'о(со) = "Мгго (со) cAKMg20 (со) •
(1.9)
( 1. 10)
---- £ji"M ?20(СО).
Вибрация некоторых механизмов обусловлена неточностями форм сопрягаемых в рабочих узлах деталей, которые при работе приводят к динамическим отклонениям элементов механизма от должной
И