Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— коэффициент механических сопротивлений системы амортиза­ ция—фундамент, определяемый при действии на систему только

силы Qf(co) и при условии, что система может совершать колеба­ ния только в р-м участке и в v-м направлении; остальные колеба­ тельные скорости равны нулю.

С учетом уравнения (1.3) ql (со) можно определить из системы уравнений вида

//I 6

"Qr Н Ж с о И

=

?"(© )+ Е Е М/?о (со) X

 

 

 

А:—1 /=1

 

т

6

 

 

X S

S

</?(co)Z^a. ф(со).

(1.4)

р=1 v = l

Величины иЛ4г,о (и) и Mflo (со), характеризующие свойства соб­ ственно конструкций механизма, можно определить экспериментально. Методы определения податливостей судовых агрегатов рассмотрены

в § 20, 21. При известных "М'но (<и), Л4//о (®) и сопротивлениях опорных и неопорных связей Z^,fa. ф (со) вибрация механизма опре­ деляется из ситемы 6т уравнений вида (1.4) по формуле

Д.„

 

Яг (со) = ----д---- »

(1.5)

где Д^п(а)— определитель, полученный из

А заменой членов при

ql (со) свободными членами;

А — определитель системы уравнений вида (1.4).

Если сопротивления элементов виброизолирующих конструкций значительно меньше механических сопротивлений фундамента Za ф

Zq, то уровень qk (со) определяется только силой Qk (со). В таком случае для исследования колебаний механизмов приемлема схема, изображенная на рис. 1, б. Согласно этой схеме величина сил реак­ ции Q* (со) пропорциональна входным механическим сопротивлениям

собственно виброизолирующих элементов ZaAx. х (“ )

<2/И = — S <7v(®)Zvfe?a. x. x (со).

v = l

При однонаправленных колебаниях

Q/ (“ ) == —ql (со) 2 /* а. х . х (со).

Входные сопротивления Zakx. х (например, амортизатора) опре­ деляются, когда нижняя опорная его пластина полностью затормо­ жена (неподвижна). В таких случаях принимается, что амортиза­ тор работает в режиме холостого хода и имеет бесконечно большую нагрузку на выходе.

8


С учетом выражения

Qf (со) уравнение (1.4) при Za ф

Z4,

принимает следующий вид:

 

 

 

и£ ,(с о )Ж и И = 9? Н +

 

m

6

6

(1.6)

+ £

£ А4/Й (со) 2 <7v (со) Z # а. X. * (со).

/г— 1 /= 1

V — 1

 

При определении причин резонансных колебаний конструкций механизма совместно с опорными и неопорными связями, а также при подборе характеристик конструкций механизма и амортизации (для обеспечения минимума вибраций опорных поверхностей меха­ низма) силу ,lQr (ш), действующую В рабочем узле механизма, можно считать постоянной при любом конструктивном выполнении корпуса и ограничиться исследованием влияния на переходную податливость механических сопротивлений конструкций механизма и амортиза­ ции. Варьирование механических сопротивлений механизма и амор­

тизации позволяет определить минимум ЯМ"{ (со), что необходимо для уменьшения и вибрации механизма.

Исключая из уравнения (1.4) nQr (со), получаем уравнения для определения переходных податливостей

 

 

 

"Л4?го (со) = "M'fi (со) -)-

 

 

 

 

 

//I

6

ГП б

 

 

 

 

 

+

S

S М1?о (СО) 2

£

"Mprv (СО) Z^j а. ф (со).

(1.7)

 

 

А = 1 f = l

р = 1 v = I

 

 

 

 

 

Величину "M'ri (со) находим по формуле

 

 

 

 

 

 

"Мп (со) =

Д

(<0)/Д1 »

 

 

 

где ДПд1„ (и) — определитель, полученный из Дх

заменой членов

 

 

при "M"i (со) свободными членами;

 

 

Дх— определитель

системы уравнений вида (1.7).

 

 

При значительной виброизоляции механизма от фундамента

 

 

 

 

"Mri О(СО) =

"Mri (со) +

 

 

 

 

 

m

6

6

 

 

 

 

 

 

+

£

£ М% (СО) 2

"AtfV(СО) 4 / а. х. х. (со). •

 

 

 

k = 1

/ = I

v=I

 

 

 

 

 

 

Если в рабочих узлах

механизма действуют

несколько

сил

т 1 6

 

 

 

 

 

 

 

 

£

£ иQr (со)

(т" — число

точек

приложения

сил в механизме),

Н=1 г = 1

 

 

 

 

 

 

членов HQr (co)x

тов

уравнениях (1.2), (1.4), (1.6) вместо свободных

 

 

 

 

 

 

rrt1 6

 

 

х иМпо(со) следует записывать свободные члены 2

£

HQr (со) иЛ4",-о(со).

 

 

 

 

 

 

И=1 Г=1

 

9



Тогда, например, уравнение (1.4) примет следующий вид:

ШИ 6

 

 

Е Е

=

+

1=1г=1

 

 

+ Е Е < 0 fc=l j=l

 

6

pfi

 

V\

(С0)

E E

??(co)Z:

ps=l V=l

vt a. ф И -

При действии нескольких вибрационных сил для вычисления вибрации опорных поверхностей механизма и переходных податли­ востей его конструкций требуется знание фазовых и амплитудных соотношений между силами (см. § 17).

На низких частотах, когда механизмы колеблются как единое тело, вибрационные силы легко приводятся к центру тяжести ма­ шины. Уравнения расчета вибрации механизма, колеблющегося как единое целое, являются частным случаем приведенных уравне­ ний. Переходные податливости свободного механизма на низких частотах определяются расчетным путем.

На рис. 2 приведена схема расположения опорных креплений механизма 14, где с, b и а — координаты участков крепления (лап) механизма соответственно вдоль осей х, у и г, проходящих через центр тяжести механизма, а б, (3, у — угловые координаты лап механизма в полярных системах координат.

Выражения для переходных податливостей "А О (со) и М/"о (со)

для нормальной опорам вибрации е/з (со) механизма на низких частотах имеют следующий вид:

"Mrio (со) = 0 при г =

1, 2, 6;

 

4зоо (со) = иЛ4ззо (со) =

"Мззо (со)

 

 

 

 

 

I “ т м

"А4«о (со) = -

cos Ря У

4 4 - Ьп2

 

 

CO0.V

 

 

 

 

 

"М'зза (со) =

/ c o s Уп У а 2п + ь \

 

 

0>&у

( 1.8)

 

 

 

A ffio

(со)

= a kuMs2o (со);

 

сИгзо (со) =

а к"М!{зо (со);

 

Мззо (со)

=

иМ 5зо(со);

 

M%3tо(со) =

"М "зо (со);

 

Л4ззо (со) =

Мззо (со) — c k

УИ5зо (со)

-)-

+ Ьк"МЧзо (со),

 

 

где тм— масса механизма; 0А, Qu — моменты

инерции механизма

вокруг осей х и у.

 

 

 

 

 

10


В формулы для М т (со), М$го (со),' Мззо (со) значения ak, Ьк, ck следует подставлять с учетом знака координаты k-vo участка контакта с опорами вдоль соответствующей координатной оси. Например, для механизма с расположением лап согласно схеме рис. 2 значения коэффициентов третьей лапы необходимо подставлять со следующими знаками: а3 — —|Од|, Ь3 = —| Ь3\, с3= —|с 8|. Пере­ ходные податливости от третьей к первой лапе

Л1ззо (со) = "М зз о ( и ) —

— | 63 | "М ^ зо (со) -f- | с 3 1" М и о (со);

М 130 (to) = — I<Яз | "М зз о (со);

Мз?о (со) = | йз | "М^зо (со).

Для Qi Н

"М'по (со) — ; "М'по (со) = 0 при г = 2, 3, 4;

 

 

 

 

sin уп~\/~ап + сп

" М а ю (со)

=

/

сов,.

 

Мою (со)

/ cosб„ ]/"Ьп2 + 4

 

 

сов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М а о (со) =

"М 'п о (со )а-к) - М ы о(со) — Ь к 'М 'т(со);

 

M fio (со) =

с / М з ю (со);

 

М зп )

(со)

=

С ь ’МЦю (со),

где 02 — момент инерции

механизма

вокруг оси z.

Для cj2 (со)

 

 

 

 

 

 

 

 

220(со) =

1

; "М"20 (со) =

0

при г — 1, 3, 5;

/сотм

"М?20 (со) =

 

sin

у

4

+

 

 

совТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

sin 6Л Т

/

"

' + с*

• "№((“) =-----Ьт—

М120 (со) = — Ь/г"Мб20 (со);

М320 (со) = ЬА"М420 (со);

Мзг'о(со) = "Мгго (со) cAKMg20 (со) •

(1.9)

( 1. 10)

---- £ji"M ?20(СО).

Вибрация некоторых механизмов обусловлена неточностями форм сопрягаемых в рабочих узлах деталей, которые при работе приводят к динамическим отклонениям элементов механизма от должной

И