Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

траектории движения (например, вибрация от неточности изготовле­ ния шеек роторов, подшипниковых составляющих, зубцовые частоты в редукторах из-за неточностей изготовления зубьев). Возникающие напряжения распространяются по конструкциям механизма к опор­ ным поверхностям и далее в опорные и неопорные связи. Если сопря­ гаемые детали контакта имеют суммарное отклонение q (г, /) от идеальной формы, то они совершают относительно друг друга в про­ странстве дополнительное колебательное движение.

В результате разложения в ряд Фурье колебательное движение, соответствующее суммарному отклонению q (г, t) деталей контакта от идеальной формы, представляется как совокупность некоторых

колебательных скоростей ^qr (со).

Рис. 2. Схема опорных креплений механизма.

Скорость колебательного движения каждого элемента в отдель­

ности составит Hqr (со) при соблюдении равенства z ’qr (со) =

S "kг (со).

Н Г

Колебательные скорости сопрягаемых деталей в точке контакта обратно пропорциональны их механическим сопротивлениям. Сумма всех сил реакций контактируемых деталей равна нулю.

При преодолении неточности во время движения контактируе­ мых деталей вдоль одного направления возникают силы реакции

"Qr(w) = "qr (iay'Zrr(a).

(1.11)

Коль скоро величина дефектов, приводящих к появлению вибра­ ции, связана с величиной сил реакции, для определения вибрации, возникающей в результате погрешностей форм сопрягаемых дета­ лей, в принципе приемлемы выражения, приведенные для расчета вибрации по заданным силам. Задача заключается в переходе от известных неточностей изготовления сопрягаемых деталей к вели­ чине сил реакции через собственные механические сопротивления

сопрягаемых деталей. Вычисление сил иQr (со) и порядок расчета вибрации зависят от специфики механизма и кинематики движения его узлов. Например, при вибрациях подшипников силы реакции от неточностей канавок качения или шеек ротора приложены к ротору и к подшипниковой опоре. Так как ротор непосредственно не связан с корпусом механизма, при расчетах вибрации механизма учиты­

12


вают лишь силы, действующие на подшипниковую опору, и сопро­ тивления системы корпус механизма—присоединенные опорные и не­ опорные связи. Заметим, что величина этих сил косвенно зависит от характеристик ротора.

Если обе сопрягаемые детали, например шестерни переборного редуктора, крепятся к корпусу механизма, то вибрацию механизма необходимо рассчитывать от обеих реактивных сил с учетом осо­ бенностей передачи каждой из сил на корпус.

Приведенные соотношения между силами в источнике и колеба­ тельными скоростями механизма представим в матричной форме. Совокупность 6т колебательных скоростей образует шестимерный вектор (матрицу-столбец) колебательной скорости

<Н(®Г

<72 (со)

<76 И

Ц = • 2 , ч .

<71N

<7бН

Аналогично векторы сил

_ №

)

 

 

1

 

1

 

в

 

Q l (со)

'O

 

" Q l

н

 

Q l (® )

и< 2 б И

 

Q l (® )

и0 ? И

;

Q l (® )

 

 

Q =

и< ? б И

 

Q l и

13


Совокупность податливостей, характеризующих инерционножесткостные свойства конструкций механизмов от рабочих узлов до опор, образует матрицу податливости

хм\ 1м1 . . . 'Mg* ”м0= 2м1 2Мо . . .

т"м1 . . '""Мо'

где 11Мо — квадратная матрица шестого порядка

 

 

" М п о (со)

" М5го (со) . .

. "М "о о (со)

K Tj'i

=

"М 210 (со) "М 220 (со) .

.

. "М гбО (со)

/и о

 

 

 

>

 

 

_ "Mg io(CO)

" Mg20 (со) . .

.

"М ббо (со )_

характеризующая соотношения между составляющими силы, дей­ ствующими в точке «и» источника, и колебательной скоростью

вп- й точке опорной (или неопорной) поверхности механизма. Аналогично записывают матрицу податливости конструкций

механизма в районе опорных и неопорных связей

II о 15

м \ 1

Мо2 .

. м 1 т

Мо1

Мо2 .

. м 1 т

M f М о2 .

. м г _

где Мо" — квадратная матрица шестого порядка

Мпо (со) М*2и (со) .

. . Мщ> (со)

М210 (со) М220 (со) .

. . М26О с,со)

М%п

 

Мб10 (со) Mg20 (со) .

. . Мбб”о(со)

характеризующая связь между составляющими силы Q* (со) и ско­

рости qn (со).

неопорных связей

Матрица сопротивлений опорных и

 

“ 7 й

7 12

 

^ а . ф

^ а . ф •

 

у21

^22

2

^ а . ф

^ а . ф •

а. ф —

 

 

~уШ\

7Ш2

 

ф

^ а . ф .

7Iт

£ а . ф

"72^1

. ^ а . ф

~уГШП

• ^ а . ф_

14


где Z

— квадратная

матрица

шестого

порядка

 

 

Z l/'a .

ф (м )

Z \2

а. ф (й>) .

. Z i 6 a. ф (<в)

 

ykll

Z n а. ф (<»)

Z 22 а. ф (® ) .

. Z $6 а .ф (ю )

 

 

ф —

 

 

 

 

 

 

__Zg\ а. ф (ft))

Zg 2

a . ф N .

Z e sa . ф (ffl)_

характеризующая степень связи между составляющими силы, дей­ ствующими в k-м участке контакта механизма с опорными и не­ опорными связями, и колебательной скоростью в п-м участке кон­

такта.

Матричное уравнение связи между силами в источнике и уровнями вибрации механизма

’■Q"Mo = 7 + QM0.

(1.12)

Так как Q = Za. ф?, получим

 

"Q"M0==q + M 0Za. ф?.

(1.13)

Уравнение (1.13) можно перевисать относительно матрицы скорости

в виде

_

 

 

q = [E + M0Za. фГ1н7Йои$,

(1.14)

где Е — единичная

матрица.

 

При отсутствии влияния фундамента на вибрации опорных

поверхностей механизма (см. рис.

1, б) матрица Za ф превращается

в квазидиагональную матрицу Za

х х:

Za. С. X —

§ 2

z “ X. X

0

. .

0

0

^za22. x . x

. .

0

0

0

"уmm

^ a . x

Определение вибрационных сил, развиваемых в рабочих узлах механизмов

Правильная характеристика системы дей­ ствующих в механизмах вибрационных сил по величине, фазовым и корреляционным соотношениям— одно из основных условий успешной вибродиагностики и исследования динамики механизмов совместно с опорными и неопорными связями.

Вибрационные силы в судовых механизмах чрезвычайно разно­ образны по характеру проявления.

Вибрации судовых механизмов по происхождению делятся на механические, электромагнитные, аэро-и гидродинамические [41].

15


Вибрации механического происхождения обусловлены, в част­ ности, остаточными неуравновешенностями роторов, дефектами меха­ нической обработки деталей вращения (шейки роторов, полумуфт и др.), подшипников и их деталей, асимметричностью жесткостей роторов в главных плоскостях изгиба, технологическими и эксплуа­ тационными дефектами в линии вала (расцентровка, излом, прогиб вала, динамические несоосиости). При расчетах эти вибрации можно рассматривать как результат действия сил и моментов, приложен­ ных к центру тяжести роторов в трех взаимно перпендикулярных направлениях, а также сил, действующих в районе каждого под­ шипника в трех взаимно перпендикулярных направлениях.

В зубчатых передачах вибрационные силы направлены по каса­ тельной к окружности колес в местах их контакта при зацеплении

[13, 18, 19].

Возмущения от соударения деталей в поршневых механизмах (удар поршня о втулку цилиндра), кривошипно-шатунных механиз­ мах (удары поршня о головку шатуна, мотыля о шатун) локализо­ ваны и направлены перпендикулярно оси цилиндра и шатуна в пло­ скости движения поршня [30].

Между роторными силами, приложенными в различных точках механизма, имеется фазовая связь (как и между поршневыми силами или силами зацепления), определяемая кинематикой рабочих узлов.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что во всем звуковом диапазоне частот между дискретными составляю­ щими вибрации различных участков механизма наблюдается чет­ кая корреляционная связь. Поэтому при характеристике системы вибрационных сил на дискретных составляющих спектра необхо­ димо указывать фазовые соотношения между силами различного направления и места их приложения.

Подшипники как источник вибрации на средних и высоких частотах характеризуются силами трех взаимно перпендикулярных направлений [8, 12], примерно одинаковыми по величине. Силы, действующие в различных подшипниках, статистически не свя­ заны.

Один из основных источников вибраций электрических машин — переменные во времени и пространстве магнитные поля. Электро­ магнитные вибрации — следствие силового по характеру возбужде­ ния [8, 12, 34]. Эти силы приложены к полюсам и к якорю в районе полюсов.

Возмущающие силы раскладываются для каждого полюса мини­ мум на два вектора (радиальный и тангенциальный), а при неравно­ мерности магнитного поля или зазора между полюсом и якорем вдоль оси машины—на три вектора (радиальный, тангенциальный и осевой). Можно рассматривать и другую систему обобщенных возмущающих сил [8, 12, 41]:

— радиальная сила Fr и изгибающий момент М 0, направлен­ ный вдоль оси ротора машины;

— радиальная сила Fr и два изгибающих момента, направлен­ ных вдоль и поперек оси ротора машины.

16