Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 в. И. Попков
u -jvучноM H O-технT c x H b-.'-w,ie

В зависимости от соотношения числа зубцов якоря и числа пар полюсов машины принимают максимальные или минимальные зна­ чения Fr или М 0.

Если полюса расположены на роторе машины, т. е. вращаются вместе с ним, систему вибрационных сил целесообразно определять как неподвижную в пространстве относительно какого-либо мгно­ венного положения ротора. Так как ротор вращается, между векто­ рами сил, приложенных в различных точках, вводится фазовый сдвиг. Например, для двухполюсного генератора при равномерном зазоре систему радиальных сил можно представить четырьмя векто­

рами (рис. 3). Причем горизон­

 

 

 

тальные силы сдвинуты по фазе

 

 

 

на 90° относительно

вертикаль­

 

 

 

ных.

 

основного

рабочего

 

 

 

Кроме

 

 

 

магнитного поля, в электриче­

 

 

 

ских машинах возникают поля

 

 

 

от неравномерного

насыщения

 

 

 

магнитолровода,

несимметрич­

 

 

 

ности

питающего

напряжения,

 

 

 

несимметричности

в

магнитной

 

 

 

цепи и др. Это приводит к зна­

 

 

 

чительному

усложнению

кар­

 

 

 

тины

силового

воздействия.

 

 

 

При

исследовании

вибрации,

Рис. 3. Схема действия

радиальных сил

обусловленной такими

полями,

достаточно

рассматривать си­

двухполюсного

генератора.

стему действующих сил, состоя­

 

 

 

щую

из равномерно распределенных по окружности статора

равных некоррелированных сил, приложенных

на

расстоянии

друг

от друга не

более

четверти длины изгибной

волны в кор­

пусе машины на высшей частоте исследуемого частотного диапа­ зона.

Наиболее сложно представить в виде локальных векторов силы аэро- и гидродинамического происхождения в насосах, турбинах, компрессорах и вентиляторах [29, 72, 76, 83, 87]. Известно, что в проточных частях механизмов наблюдаются объемные пульсации давления, которые и действуют на движущиеся рабочие тела и корпус механизмов. Все же при исследовании процессов распространения по конструкциям колебаний аэро- и гидродинамического происхо­ ждения целесообразно говорить о приведенных локальных силах, приложенных к корпусу в трех взаимно перпендикулярных на­ правлениях через подшипники и в радиальном направлении в рай­ оне наиболее интенсивного вихреобразования на расстоянии, при­ мерно равном четверти длины изгибной волны в статоре на верхней граничной частоте исследуемого диапазона. Силы эти допустимо считать статистически несвязанными.

Действующие на трубопровод силы при взаимодействии двиг. жущегося пульсирующего потока с внутреннейтттерхроэддодйуры

I 5


обычно концентрируются в местах резкого изменения направления трубопроводов.

Установление характера силового воздействия внутри механиз­ мов, связи между вибрационными силами и энергетическими пара­ метрами механизма, кинематики движения элементов его рабочих узлов — одна из основных задач конструкторов и проектантов малошумных механизмов. Решению этой задачи применительно к широкому кругу судовых механизмов посвящены исследования М. Д. Генкина, В. К- Гринкевича, Ф. М. Диментберга, В. И. Зин­ ченко, Н. И. Муркеса, М. М. Исаковича, И. Г. Шубова, Г. А. Хорошева, С. Я- Новожилова, А. В. Римского-Корсакова, К. И. Сели­ ванова, Е. Я. Юдина и др. Результаты их работ достаточно осве­ щены в литературе.

Однако данную проблему нельзя считать решенной. Физика шумо- и виброобразования чрезвычайно сложна, и для большин­ ства механизмов и процессов не удалось установить точные теоре­ тические соотношения между энергетическими и виброакустическими параметрами, дать расчетные методы определения сил, действующих в районе рабочих узлов. Поэтому важно разрабатывать экспери­ ментальные методы определения действующих в источниках вибра­ ции сил. Если схема системы сил выбрана и обоснована, то величины сил можно экспериментально установить, в частности, методом вза­ имности. Рассмотрим этот метод.

Допустим, действие источника эквивалентно действию единич­ ной силы "Qr (со). Согласно принципу взаимности

" К .- И = Л С ( со).

Из уравнения (1.1.) следует, что

ИК » = -

Qr (СО)

Величину МТг (со) можно определить, если воздействовать с по­

мощью вибратора силой F niB (со) на неработающий механизм в рай­ оне л-ro болтового соединения в i-м направлении и измерить вели­

чину возбуждаемой колебательной скорости "qrB (со) в точке и нап­ равлении действия силы нQr (со)

мг; (со)_

"дгв (со)

Таким образом,

 

 

^ в (“ ) '

 

 

 

 

<И' (®)

 

 

"дгв (со)

"Qr (СО)

 

(со) ’

откуда искомая величина

 

 

 

 

НЛ /,л

 

^ 1в

„‘п /,-л

Q r (® ) =

 

г

— —

9с И ;

 

 

'qrS (со)

 

Г < ?» 1

 

К ( ® ) |

ц\ (“ ) I-

\"дгв (со) |

18


Из этой формулы видно, что действующее в рабочем узле усилие 11Qr (со) вычисляют по данным измерения вибрации работающего механизма ql (со) и переходных сопротивлений его конструкций

F'k («>)/"Чгв (ю).

При стационарном случайном характере вибрационных процессов усилие нQr (Асо) в полосе частот-Асо определяется из выражения

Q r эфф (А ® )

р 1в зфф (Аю) 9* эфф (Асо).

 

ИЦ ГВ эфф (Дш)

Измерение | /И"" (Асо) | =

"qrBэфф (Асо)/F"Bэфф (Асо) производится

при возбуждении механизма стационарным случайным силовым процессом, аналогичным по характеру процессу вибрации. Для воспроизведения такого силового процесса на практике целесо­ образно использовать в качестве генератора электрических коле­ баний запись на магнитной ленте сигнала, пропорционального скорости (или ускорению) вибрации работающего механизма.

При нескольких источниках

сил в механизме

"*

v

Ш

и

чЧИ = Е

Е "Qr М Ж И

= !<2i (со) Е

Е Ж - И ,и« 1, (со),

=1

г= I

п= 1

г=1

где 1Q1 — сила, действующая в первом источнике вдоль оси х; 1пахг — комплексный коэффициент соотношения между силами

в источниках.

Согласно принципу взаимности работы сил иQr (со) на соответ­ ствующих перемещениях "qrB (со), возбуждаемых силой FniB (со),

равны работе силы F?B(со) на суммарном перемещении q" (со), обу­ словленном силами HQr (со), т. е.

т 11

6

 

. Е

Е "9/-в(со)1на1Л(ш)

Я*М

И= 1 г= 1___________________

 

F?в (®)

*Qi (со)

Откуда

F 'Ib (®) я'1 (со)

lQi (СО) =

/ПИ 6

Е Е"^в(со) ^ ( с о )

11=17-=1

Остальные величины действующих в источниках вибрации сил

"Qr (со) = 1иоС1Л(со) QJ (со).

При стационарном случайном характере вибрационных процессов и отсутствии статистической связи между действующими в различ­

ных узлах силами “Qr (Асо) величины этих сил определяются по

2*

19



формулам

^зф ф (Л ео) = F?aэфф(Лео)

9?эфф (Ам)

;

,

/ т и 6

 

V

S S I V b(Део) |2| 1па 1г (Лео) |2

'

11=1 Г=1

”Qr эфф (А ® ) — 1(? 1эфф (^ ® ) I ,Iccl r ( ^ co) I-

Измерение 2

2"<7гв (®)lHair (“ )

и ] /

2

I “ (Лео) |21lHo£ir(Лео) 2

и

г

г

и

г

производят автоматически с помощью тракта, блок-схема которого представлена на рис. 54.

§ з

Упрощение общих уравнений

 

колебаний механизмов по результатам

 

экспериментальных исследований

Обычно центры тяжести и жесткости вибро­ изолирующих элементов (амортизаторов и патрубков) расположены на одной оси, нормальной поверхности участка крепления к меха­ низму и проходящей через центр этого участка (ось г). Опорные пластины таких амортизаторов и патрубков под действием сил со стороны механизма совершают независимые колебания в направле­ нии координат 2 и | и попарно связанные— в направлениях у ф,

х — ф .

Учитывая это, получаем следующие уравнения:

ш11 6

 

 

2

2 " & и ил& 0и

= <7"И +

 

 

Н=1

Г—I

 

 

 

 

 

т

6

 

 

 

 

+

2

2

M /fo M 2

 

х. x N

 

 

k= l j= l

V

 

 

(причем v =

/ при /

=

1, 2, 3, 6, v =

2 и 4 при / = 4, v

при / = 5)

или

т н

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 2 U H X i o N = 9 ? H +

 

 

Н—1 Г=1

 

 

 

 

 

т

Г б

 

4 //kkа

 

 

+

2

2

м + о ( с о )t i n

(®) +

 

 

k= 1 L}=1

 

 

 

 

+ . 2

лг/Го 2 ^ ( “ ) 4 - а. х .х (с о )

(1.15)

и 5

(причем v = 2 при / = 4, т = 1 при / = 5).

Выражение для переходной податливости от источника вибрации внутри механизма до опор также упрощается

т

6

 

 

" К * ОN = ИЛ % (СО) + 2

2 Л4/Го (со) 2

X. X (СО) (1 .1 6 )

fc=l 1=1

v

 

20