Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Рис. 46. Блок-схема измерителя механических сопротивлений.

 

 

/

-

генепатотг

2 -

блок компрессии; 3 — усилитель мощности; 4 — исследуемые конструкции;

5 - переходник,

6

-

датчик ускорения- 7 - датчик силы; 8 - вибратор; 9 - предварительные усилители;

0,

11 -

корректирующие

усилители

12

13 -

измерительные усилители силы

и ускорения; 14 -

блок компрессии;

15 -

измерительный инте-

^

 

'

 

грирующий усилитель;

16 — умножители;

17 — самописцы.

 

 

 

с помощью интегрирующего усилителя 15 преобразуется в сигнал, пропорциональный вибрационной скорости, и операция перемно­ жения UF, U • и cos а выполняется электронным умножающим

устройством 16.

Наиболее целесообразно использовать умножители, построенные по схемам с квадратичными характеристиками [35, 57 ] или кор­ реляторов, например фирмы Диза. Эти приборы производят пере­ множение в широком динамическом диапазоне и с достаточной точ­ ностью. Постоянная составляющая напряжения на выходе умно­ жающего устройства пропорциональна величине UFU-q cos а. Она

записывается на ленту самописца, т. е. автоматически фиксируется частотная характеристика действительной части сопротивления. С помощью аналогичного умножителя определяют и мнимую часть сопротивления, для чего перемножают сигнал силы и сдвинутый на 90° сигнал скорости. Последний получается с помощью блока ком­ прессии 14, на вход которого поступает напряжение, пропорцио­ нальное вибрационному ускорению. Коэффициент усиления блока компрессии регулируется таким образом, чтобы выходной сигнал блока изменялся в малых пределах (5—10%). Напряжение с умно­ жителя записывается на самописец с линейным потенциометром для определения знака мнимой части. Сигнал, постоянный по величине и сдвинутый на 90° относительно сигнала скорости, можно получить также с 'помощыо фазосдвигающей цепочки [4]. Однако с помощью одной цепочки не удается охватить широкий частотный диапазон и получитьтакого же, как при использовании компрессора, постоян­ ства сигнала и близкого к 90° угла сдвига фаз.

Существенное значение имеет способ измерения силы и скорости. Для этих целей используют либо специально сконструированный комбинированный датчик, либо устройства, которые комплектуют из датчиков силы [63] и ускорения.

На рис. 47 представлены схемы расположения датчиков силы и ускорения для измерения механических сопротивлений.

Крепление датчиков силы и ускорения в одном блоке с исполь­ зованием переходного устройства (рис. 47, а) дает возможность опре­ делить точечное сопротивление конструкции с достаточно малыми размерами точки, равными размерам опорной поверхности переход­ ника.

При измерении точечных сопротивлений пластин можно обойтись без переходника. В этих случаях датчик силы устанавливают не­ посредственно на пластину со стороны вибратора, а датчик ускоре­ ний — с обратной стороны пластины (рис. 47, б). Без переходника возможны также измерения модуля сопротивления непластинчатых конструкций, когда длины возбуждаемых волн имеют значительные размеры. Это относится к исследованиям в диапазоне низких частот монолитных конструкций с большим сопротивлением. Датчик уско­ рений устанавливают относительно датчика силы на расстоянии, значительно меньшем длин возбуждаемых волн (рис. 47, б). Про­ изводить измерения действительной и мнимой частей точечного

8*

115


сопротивления при расположении датчиков в разных точках нецеле­ сообразно. Появляется погрешность, обусловленная дополнитель­ ным фазовым сдвигом между силой и скоростью за счет распростра­ нения волн от точки силового воздействия до точки установки дат­ чика ускорений. Оценить эту погрешность в общем случае не пред­ ставляется возможным.

Как уже упоминалось выше, обязательным элементом комбини­ рованного датчика и устройства, приведенного на рис. 47, а, является переходник 3. Он изготовлен в виде конуса, с тем чтобы обеспечить точечное воздействие на исследуемые конструкции. Поверхности

блоке; б — на одной оси; в — на расстоянии друг от друга.

/ — датчик силы; 2 — датчик ускорения; 3 — переходник; 14 — исследуемые

конструкции.

переходника и исследуемых конструкций необходимо чисто обрабо­ тать — это одно из основных условий проведения точных измерений ZF. Для обеспечения хорошего контакта под переходник целесооб­ разно насыпать свинцовую стружку, смазывать его основание мастикой или стиракрилом и привинчивать с помощью мелкой резьбы. Переходник оказывает существенное влияние на точность измерения ZF. Дело в том, что датчик силы измеряет усилие, затра­ чиваемое на преодоление сопротивления конструкции, и усилие, затрачиваемое на преодоление инерции переходника. Кроме того, перемещение точки установки датчика ускорений отличается от пере­ мещения исследуемых конструкций на величину деформации переход­ ника под действием усилия, передаваемого от вибратора. Эту дефор­ мацию невозможно учесть калибровкой комбинированного датчика по ускорению, так как деформация переходника Дп, обусловленная силами инерции комбинированного датчика, всегда значительно меньше перемещения колеблющейся поверхности qnoB

Ап —

+ отд)0)2

Япов

2 5 п

116

где т п, т д и Sn — соответственно масса переходника и датчика и жесткость переходника.

Относительные погрешности измерения силы е' и скорости е'.,

ч

обусловленные конечными массой и жесткостью переходника, опре­ деляются по формулам

шпп

j

Zpus

Ef ~ ~ T f

Еч ~ К 7 '

На рис. 48 приведена диаграмма минимального частотного и динамического диапазонов, в которых обеспечиваются измерения

силы и скорости с точностью не менее

Z, дин с/см

10% при помощи переходника, выпол­

ненного из стали и имеющего диаметр

 

40 и высоту 20 мм.

погрешно­

 

Вносимые переходником

 

сти в измерения силы и скорости можно

 

устранить

корректировкой

сигналов,

 

поступающих с датчиков силы и уско­

 

рения, электронными средствами. Де­

 

формация переходника однозначно свя­

 

зана с действующим на переходник

 

усилием. Поэтому сигнал с датчика

 

силы используютдля корректировки

 

сигнала, поступающего с датчика уско­

 

рения (см. рис. 46). Через корректирую­

 

щий усилитель сигнал силы поступает

 

на вход

измерительного

усилителя

 

ускорения. Коэффициент усиления k x

Рис. 48. Диапазон измерения

корректирующего усилителя ускорения

сопротивлений.

определяется из условия равенства и

 

отличия по знаку сигнала с датчика ускорения, усиленного предвари­ тельном усилителем, и сигнала с датчика силы, усиленного коррек­ тирующим усилителем, получаемых при возбуждении конструкций с бесконечно большим сопротивлением:

 

ki = k

ш2х.

(4.1)

 

4

S.n%F

 

где

k у — коэффициент усиления предварительного усилителя

1

канала ускорения;

и силы соот­

и %Р — чувствительность

датчика ускорения

ветственно.

Усилие, затрачиваемое на преодоление инерции переходника FK, выражается через колебательное ускорение точки установки вибро­

датчика qR и усилие воздействия

на переходник Кд

 

2/12

= № +

(4.2)

 

Ь П

117


где hn, рп, Еп — высота, плотность и модуль Юнга материала пе-' реходника; А равно 6,17 или 5,8 при соотношениях радиусов верх­ него и нижнего оснований переходника R J R IV равных 2,3 или 4 соответственно.

Таким образом, корректировку напряжения, поступающего с дат­ чика силы, осуществляют с помощью сигналов датчика силы и дат­ чика ускорения. Составляющая силы Fn, характеризуемая вторым членом уравнения, компенсируется введением цепи отрицательной обратной связи в предварительном усилителе тракта силы. Соста­ вляющая F„, характеризуемая первым членом, компенсируется сигналом с датчика ускорения, поступающим на вход измеритель­ ного усилителя силы через корректирующий усилитель.

При определенных размерах переходника можно оценивать F„

по первому

члену уравнения (4.2)

и корректировать

поступающее

с датчика силы напряжение только

сигналом ускорения. Напри­

мер,

когда

|ZF|< : 1 0 ю а п п , т . е. при

FA^ l O q Amn,

высота пере­

ходника, при которой F„ определяется

первым членом уравнения

(4.2)

с погрешностью sF,

 

 

 

Коэффициент усиления k 2 корректирующего усилителя выби­ рают таким образом, чтобы при возбуждении конструкций с сопро­ тивлением ZF = 0 увеличенный в k 2 раз сигнал с датчика ускорения был бы равен, но противоположен по знаку сигналу, поступающему с предварительного усилителя канала силы

тп If

( 4 . 3 )

где kF — коэффициент усиления предварительного усилителя тракта силы.

Для уменьшения погрешности измерений целесообразно осуще­ ствлять экспериментальную подстройку коэффициентов усиления кор­ ректирующих усилителей. Корректирующий усилитель подстраи­ вается при работе вибратора в ненагруженном режиме (ZF — 0). Регулировку коэффициента усиления корректирующего усилителя осуществляют до обеспечения минимума показаний измерительного усилителя тракта силы. Величина минимума определяется разрешаю­ щей способностью потенциометра—регулятора коэффициента уси­ ления корректирующего усилителя. Погрешность подстройки обычно не превышает 5%. Для настройки k x необходимо нагрузить вибра­ тор бесконечным сопротивлением, т. е. обеспечить неподвижное по­ ложение опорной поверхности переходника. Такой режим возможен при встречном механическом включении одинаковых вибраторов с идентичными переходниками. Вибраторы должны возбуждаться одним сигналом. Ввиду симметрии возбуждения опорная поверх­ ность переходника остается неподвижной.

118


Влияние переходника на точность измерений можно уменьшить, изготовив переходник из легких и обладающих большим модулем упругости материалов (например, из титана).

На погрешность измерения модуля сопротивления основное влия­ ние оказывают:

неточность калибровки датчиков силы и скорости и измери­ тельных усилителей;

нелинейные искажения тракта возбуждения, а также изме­ рительных и предварительных усилителей;

степень непостоянства поддерживаемого уровня скорости (обычно не превышает 10%);

конечность жесткости и массы переходного устройства ком­ бинированного датчика и ошибка настройки коэффициентов уси­ ления корректирующих усилителей.

Появление в спектре возбуждающей силы гармоник, обусловлен­ ных нелинейными искажениями тракта возбуждения, приводит к относительной погрешности измерения среднеквадратичного зна­ чения основной гармоники усилия

= | | Л + У — 1|.

где у — коэффициент нелинейных искажений тракта возбуждения. Относительная погрешность измерения основной гармоники ско­ рости возбуждаемых в исследуемых конструкциях колебаний опре­

деляется из'выражения

 

е- =

 

 

 

 

где

— отношение амплитуды i-й гармоники силы к ампли­

 

туде основной

составляющей;

на основ­

 

Z 1 и Zt- — сопротивления

исследуемых конструкций

 

ной частоте и частоте i-й гармоники.

отношения

Статистика показывает,

что максимальные значения

[ 2 г )/| 2t-1— 1ч-5-102 при

соотношениях

частот fi/f1 =

3-=-5, а |3,-

для

электродинамических

вибраторов не

превышает 10“2.

При настройке корректирующих усилителей с погрешностью ех и е2 относительные погрешности измерения действующего на конст­ рукции усилия и возбуждаемых колебаний определяются по фор­ мулам

' __ е„сотп ' е ^ с о

Погрешность измерения действительной и мнимой частей сопро­ тивления превышает погрешность измерения модуля ввиду неидентичности фазовых характеристик каналов силы и скорости, а также погрешности при перемножении. Относительная погрешность опре­ деления действительной части, обусловленная фазовыми искаже­ ниями,

eRe = | 1 —cos Да ± tg a sin Да |,

119