Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
мнимой части
eim = I 1 — cos Да ± ctg а sin Да |,
где Да — различие фазовых характеристик каналов силы и скорости; значение Да не должно превышать 1,5°.
В процессе измерения сопротивлений воздействие на исследуе мые конструкции осуществляется с помощью электродинамических или пьезоэлектрических вибраторов. Пьезоэлектрические вибраторы позволяют осуществлять более направленное силовое воздействие,
Рис. 49. Блок-схема измерителя механических сопротивлений
сгетеродинным устройством.
/— измерительный усилитель силы; 2 —• блок компрессии; 3 — измери тельный интегрирующий усилитель; 4 — анализирующие гетеродинные
устройства типа 2020; 5 — генератор; 6 — самописцы; 7 — умножитель, или коррелятор.
особенно на высоких частотах, и имеют значительно меньший коэф фициент нелинейных искажений. В области низких и средних ча стот обычно используют электродинамические вибраторы, так как усилие, развиваемое пьезоэлектрическим вибратором (примерно до 500 Гц), как правило, недостаточно для возбуждения необходимых уровней вибрации в исследуемых конструкциях.
При использовании гетеродинных двухканальных фильтров ти пов 2020 или 2021 фирмы Брюль и Кьер измерение сопротивлений зачастую целесообразно производить с помощью тракта, блок-схема которого представлена на рис. 49. В этой схеме самописцы 6 фикси руют частотные характеристики модуля сопротивления или подат ливости в зависимости от того, какая величина поддерживается постоянной — скорость или сила. Одновременно самописцы выпол няют роль блоков компрессии — с их движков снимаются напря жения, постоянные по амплитуде и имеющие фазовые характеристики сигналов силы и скорости. Эти напряжения поступают на умножи тель 7 или коррелятор фирмы Диза, с помощью которых измеряют
120
действительную часть коэффициента карреляции между силой и ско ростью или косинус угла сдвига фаз. По \ ZF \ и R e R Fq (или cos сс^)
определяют ReZF. Для измерения мнимой части коэффициента корреляции в устройстве 2020 предусмотрен фазовращатель на 90° сигнала силы или скорости. При включении фазовращателя умно житель измеряет или sin aFq.
Механическое сопротивление конструкций по отношению к мо менту ZM определяется как комплексное отношение изгибающего
Рис. 50. К определению сопротивлений по отношению к моменту.
/ — вибраторы; 2 — датчики деформации; 3 — датчики ускорения; 4 — балка; 5 — исследуемые конструкции; 6 — предварительные усилители; 7 — измерительный уси литель поворотных колебаний.
момента М, приложенного к этой конструкции, к составляющей скорости поворота ср при нахождении исследуемой конструкции в состоянии гармонических колебаний. По информации о действую щем моменте и ускорении возбуждаемых крутильных колебаний величины \ZM\, ReZMи ImZMопределяют с помощью электронного устройства, используемого для измерения сопротивления по отно шению к силе ZF.
В процессе измерения ZH воздействие на исследуемую систему изгибающим моментом может быть осуществлено с помощью кон сольной, Т- или Г-образной балки (рис. 50). На свободный конец балки действуют поперечным усилием. При этом в месте закрепле ния балки возникает изгибающий момент. Считается, что участок балки, протяженность которого вдоль оси значительно меньше длины балки, подвергается чистому изгибу. В таком случае про дольная деформация пограничного слоя небольшого по протяжен ности участка пропорциональна действующему в его поперечном сечении моменту. Учитывая это, для получения информации о мо менте, действующем на исследуемые конструкции, при измерении ZM
121
достаточно определить деформацию пограничного слоя балки вблизи ее корневого сечения. Датчики деформации наклеиваются при этом с обеих сторон балки в плоскости действия момента электрически встречно для исключения влияния деформации сдвига и продоль ной волны на показания датчиков.
Электрический сигнал, пропорциональный возбуждаемым кру тильным колебаниям, получают с помощью двух пьезоэлектри ческих датчиков ускорения, устанавливаемых на исследуемые кон струкции симметрично относительно центра крепления балки на расстоянии / друг от друга и в плоскости измерений ZM.Можно исполь зовать и датчики скорости, но пьезоэлектрические датчики ускоре ния наиболее компактны и позволяют производить измерения в более широком диапазоне частот.
Симметричное расположение датчиков ускорения относительно точки приложения момента практически не ограничивает частот ный диапазон измерений |ZM|. Для уменьшения погрешности изме рения действительной и мнимой частей ZMпьезодатчики устанавли вают на исследуемой конструкции на расстоянии от пограничного слоя балки (месте установки датчиков деформации), значительно меньшем длины к возбуждаемых в изделии изгибных или сдвиговых
волн. |
Возможная максимальная относительная погрешность изме |
||||
рения |
б - |
ускорения |
поворотных колебаний, обусловленная раз |
||
ностью |
фаз |
колебаний |
датчиков, |
определяется из выражения |
|
|
|
1 —cos ("^-Збо")] |
\ + J - ' |
||
|
|
L |
V к |
) \ |
ф* . |
|
|
|
|
|
где q — амплитуда ускорения поперечных колебаний. Чувствительность датчиков деформации по отношению к дей
ствующему на исследуемые конструкции моменту определяют двумя методами: по известному сопротивлению и резонансным способом. В первом случае осуществляют возбуждение изделия с известным сопротивлением (например, дисков). Два пьезоэлектрических дат чика фиксируют скорость возбуждаемых крутильных колебаний. Чувствительность датчиков деформации по отношению к моменту
%м — ДМ/2МФ> где UM— электрическое напряжение, поступающее с датчиков деформации. Этим способом удается производить калиб ровку в диапазоне 300—500 Гц.
При резонансном способе изгибающий момент в корневом сечении консольной балки рассчитывают для колебаний балки на частоте, равной или близкой резонансной, по формуле
М — /б
где vt- — корни уравнения chkHl cos kul = — 1;
qо — скорость поперечных колебаний свободного конца балки (определяют экспериментально).
122
Для стальных балок прямоугольного поперечного сечения на частоте четвертьволнового резонанса
M ~ 7 , \ W 6q0,
где W6— момент сопротивления поперечного сечения балки. При калибровке датчиков деформации резонансным способом
балку крепят к изделию с сопротивлением по отношению к моменту, гораздо большим сопротивления балки. Оба способа калибровки дают одинаковые результаты с погрешностью до 10%.
1М, динсм/с
Рис. 51. Частотная характеристика сопротивления амортизатора по отно шению к моменту.
В месте приложения момента исследуемые конструкции испы тывают деформации изгиба и скручивания в пределах толщины пластины конструкций. Деформация скручивания при определен ных участках приложения момента в значительной степени опре деляет реакцию пластины. Точечное сопротивление пластины за висит от величины точки [78]. Поэтому при экспериментальном определении ZMмомент прикладывают на участке, соответствующем размерам участка воздействия на конструкции вибрирующим объек том.
На рис. 51 приведена частотная характеристика входного сопро тивления двухпластинчатого амортизатора по отношению к моменту.
§17 Выявление резонирующих элементов
конструкций механизмов и блочных агрегатов при различном характере действующих сил
В сложных колебательных системах со многими степенями свободы (наБример, в блочных агрегатах с при соединенными опорными и неопорными связями) в диапазоне частот действия возмущающих сил всегда имеется большое количество частот собственных колебаний. Для уменьшения уровня вибрации конструкций необходимо выявить и исключить возможности совпа дения частот собственных колебаний с частотами сшц причем именно для тех форм собственных колебаний, которые, проявляются при
123
действии на конструкции данной системы сил. Поэтому при опре делении резонансных характеристик механизмов и блочных агре гатов важно учитывать характер действующих в механизме сил. Заметим, что вопрос об исключении вообще всех собственных частот
из |
зоны частот возмущающих сил является зачастую нереальным |
и |
необязательным. |
|
Если конструкции механизма подвергаются воздействию одной |
гармонической силы, их резонансные свойства характеризуют точеч ной или переходной механической податливостью М (со) в зависи мости от того, совпадает точка контроля вибрации с точкой действия силы или нет. На высоких частотах (выше 1000—2000 Гц для виб рации механического или электромагнитного происхождения и 400— 500 Гц — гидродинамического происхождения) вибрационные про цессы носят стационарный случайный характер. Тогда при действии на механическую систему одиночного усилия резонансные свойства оценивают податливостью в полосе частот М (Лео) или сопротивле нием [см. формулу (1.78)]
М% (Дсо) = [Mft (Дсо) | [Re R'qq (Да) + / Im RqQ(Дсо)] = ■
Измерение комплексных механических сопротивлений в полосе частот при стационарном случайном характере вибрационных про цессов можно производить с помощью устройства, блок-схема кото рого представлена на рис. 52. Сигнал на вибратор поступает с гене ратора шума через блок компрессии и усилитель мощности. В ка честве генератора используют либо магнитофонную запись вибра ционного силового процесса, воздействию которого подвергается конструкция при ее эксплуатации, либо генератор «белого» шума, если вибрационные процессы в исследуемой конструкции аналогичны по характеру «белому» шуму. Усилительную и анализирующую аппаратуру используют ту же, что и при измерении Z (со), учиты вают только дополнительную зависимость Z (Дсо) от характера вибрационного процесса и полосы прозрачности анализирующего тракта. Поэтому полоса прозрачности при измерениях Z (Дсо) должна соответствовать полосе, в которой осуществлялся анализ вибрации механизма при его эксплуатации (см. § 7). На блок компрессии 4 сигнал из тракта скорости (или силы при измерении податливости) поступает через детектор среднеквадратичных значений 9, который используют для получения синусоидального сигнала, величина которого пропорциональна среднеквадратичному значению ско рости (или силы) в полосе частот. С помощью этого сигнала происхо дит регулировка коэффициента пропускания блока компрессии для поддержания постоянства эффективного значения скорости (или силы) в процессе измерений Z (Дсо) или М (Дсо). В результате с выхода умножителя поступает сигнал, пропорциональный ReZ(Aco) = = | Z (Дсо) | Re.RqQ(Дсо). Вторично детектор среднеквадратичных зна
чений используют при измерении ImZ (Дсо) без гетеродинных фильтров. Тогда сигнал скорости, сдвинутый на 90°, получают с помощью
124
сигнала ускорения и второго блока компрессии 4. Коэффициент пропускания этого блока компрессии регулируется синусоидаль ным сигналом, пропорциональным эффективному значению уско рения в полосе частот. Формируется синусоидальный сигнал с по'- мощыо детектора среднеквадратичных значений.
Конструкции судовых механизмов и агрегатов подвергаются воздействию сил, приложенных в различных точках и направлениях.
Рис. 52. Блок-схема измерителя сопротивлений в полосе частот.
1 — вибратор; 2 — усилитель мощности; 3 — фильтр; 4 — блок компрессии; 5 — генератор шума; 6 — предварительные усилители; 7 — измерительные усилители; 8 — двухканальные анализаторы; 9 — детекторы среднеквадратичных значений; 10 — интегрирующий усили тель; 11 — умножители; 12 — самописцы.
Когда вибрационные процессы имеют гармонический характер, вибрационная скорость контрольной точки является функцией всех действующих сил и, как уже упоминалось, определяется по формуле
т6
#И = 2 S ^ H Q f(c o ),
ft=l j = 1
где т — число точек действия сил.
Из уравнения видно, что при действии нескольких сил отдель ные переходные податливости не характеризуют вибропроводящие свойства конструкции. Эти свойства оцениваются суммой переход ных податливостей. Причем роль того или иного участка конструк ций определяется как податливостью участка, так и соответствую щей вибрационной силой. Для оценки вибропроводящих свойств конструкций, подвергающихся воздействию нескольких сил, целе-
125
сообразно использовать понятие действующей податливости кон струкции [60]
|
|
т |
6 |
af(<o)Mf?(<a) = Qa(ш)Мд(ш). |
(4.4) |
|
ql (®) = |
Qn (©) |
S |
L |
|||
|
|
*=i /=1 |
|
|
|
|
Коэффициент Мд (со) будем |
называть действующей |
податливостью |
||||
и приравнивать |
сумме |
переходных податливостей, |
складываемых |
с учетом их «веса», определяемого значениями действующих сил. Частотная характеристика действующей податливости позволяет судить о резонансных свойствах конструкции судовых механиз мов, блочных агрегатов в целом и с учетом особенности силового воздействия. Максимумы в частотной характеристике действующей податливости характерны для областей частот повышенной вибро проводимости конструкций. Роль того или иного участка или эле мента конструкций в передаче колебаний к контрольной точке
оценивается |
не его переходной податливостью, а |
произведением |
||
а * (сй) М / " (со). |
Сравнивая |
эти коэффициенты, можно |
выявить |
силы |
и участки конструкций, |
через которые передается |
большая |
часть |
колебательной энергии.
Если конструкции агрегата подвергаются воздействию несколь ких вибрационных сил стационарного случайного характера, то колебательная скорость контрольной точки, например на опорной
поверхности агрегата, |
определяется из уравнения |
|
||||
|
|
|
Г т 6 |
|
|
|
9 / эФФ (Дсо) = |
1/ |
2 2 [0 /Э ф ф (Л с о )]2 | < |
‘ (Л со )Р + |
|||
|
|
f |
|
/=1 |
|
|
т |
т |
6 |
|
6 |
|
|
+ 2 |
2 |
2 |
2 |
<з?эфф (д®) q?эфф(Дш) я |
л |
* (а®) х |
А = |
1 Л= 1 |
7=1 |
/=1 |
1 |
1 |
(4.5)
2
где R nhnk ( Да) — коэффициент корреляции между силами Qf(Aco)
4i 4i
и Q? (Да).
Первая сумма правой части уравнения (4.5) оценивает уровни вибрационной скорости контрольной точки, когда действующие силы не связаны между собой, вторая сумма — уровни вибрацион ной скорости, обусловленные связанностью действующих сил.
Действующая податливость, характеризующая вибропроводя щие свойства конструкций при воздействии на них нескольких
126
сил стационарного случайного характера,
Мл (Дсо) = |
|
^(Дсо)|М ^(Дй))|2 + |
in т |
6 |
6 |
4 - 2 . 2 |
2 |
X |
* = i / t = i / = 1 / = i |
||
кфк |
|
1Ф1 |
(1)+Д ш
1
X — j" Af?,n(Л/Т,1л со) Ми л /7к п (, со) dco, (4.6)
Дсо Д(0
где
af (Дсо): Г ^ -Ф ф М ’ .
[Qh.эфф (Дсо)]"
Q'/эфф(Д(°) Qfэфф(Ам)
« ? / * ( Д ю ) = [Qh.эфф (Дсо)]"
Для приближенной оценки резонансных свойств конструкций агрегатов и опор взаимосвязью между действующими силами за частую можно пренебречь. Тогда уравнение (4.6) для действующей податливости примет вид
/ |
т б |
Мд (Дсо) |
S 2 а. (Дсо) 11 Mf? (Дсо) | |
|
k=1/=1 |
При определении влияния конструкций судовых агрегатов и опор на уровни линейных составляющих вибрации в ряде случаев до пустимо считать, что эти составляющие возбуждаются только силами трех взаимно перпендикулярных направлений. Следовательно, в урав нениях (4.4) и (4.6) для действующей податливости можно ограни читься значениями / = 1, 2, 3.
Целесообразность использования именно действующей подат ливости при оценке резонансных свойств конструкций, возбуждамых несколькими силами, видна из сравнения частотных характе
ристик |
податливостей блочного |
агрегата в |
различных точках |
(рис. 53, |
а) и характеристики Мд |
[60] (рис. |
53, б). Резонансные |
характеристики в |
различных точках механизма резко отличаются |
||
друг от друга. |
Поэтому сложно определить, |
применительно |
|
к каким участкам |
и собственным частотам |
следует |
разрабатывать |
рекомендации по |
обеспечению снижения |
виброактивности всего |
агрегата.
Частотная характеристика действующей податливости (рис. 53, б) свидетельствует о наличии трех основных зон повышенной вибро проводимости данных конструкций: 60—80, 120 и 350 Гц. Сравнение
127