Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
вленную &-м источником силы Qt (Асо), можно определить по формуле
, |
so*o*(Am)lM/Q-Q |
" (Am) |
cf(Aa) = -1121 |
|
|
|
s • п • п (Д“ ) |
|
|
Чi 4i |
|
или в частном случае |
|
|
nk , |
s - K ^ ) \ K i (Дш> |
Cj (Асо) |
« . „ . „ ( д “ ) \ M f '(Aw) |
|
|
|
4:4: |
(4 .12)
(4 .13)
Пример. Определим доли с1 и с2 спектральной плотности вибрации лапы элек
тродвигателя (точка на лапе электродвигателя имеет индекс 3) на частоте 300 Гц, обусловленные соответственно силой Q1, действующей на корпус через первый под шипник, и силой Q2, действующей через второй подшипник. Взаимные спектральные плотности скоростей вибрации на частоте 300 Гц
s11 = 0,8 *, s12 = 0,3224 — /• 0,3672, s13 = 0,496 — /■ 0,016,
s21 = |
0 ,3 2 2 4 + |
/ |
0,3672, s22 |
= 0,6, s23 |
= 0,1112 — у-0,396, |
||||||
s31 = 0 ,4 9 6 + |
/ |
0,1016, |
s32 |
= |
0,1112 + / |
0,396, |
s33 = |
5,824. |
|||
Согласно уравнению |
(4.10) |
|
|
|
|
|
|
||||
С 1 |
5 1 1 1 М 13 |
' |
1 |
sl 2Ml3M* 23 |
s2lM23M * 13 |
||||||
|
S33 |
1 М п |
2 |
jssMu m 22 |
s33M nM 22 |
|
|||||
с2 |
522 |
|
М23 |
|
|
s2lM23M * 13 |
s12M13M * 23 |
1 |
|||
|
М22 |
+ т |
[ |
S33M22MU |
s33Mn M22 |
J |
|||||
|
S33 |
|
|||||||||
Для определения коэффициентов М13/М п и М 23/М 22 составим систему уравне |
|||||||||||
ний вида (4.11) |
|
М13 |
|
|
|
|
|
ЛД3 |
М23 |
||
s31 = |
s11 |
+ S21 |
М23 |
’ |
s32 = s21 |
||||||
М“ |
М22 |
Ми + |
s22 М22 • |
Ввиду того, что члены этих уравнений комплексные, в каждом уравнении полу чается шесть членов. Произведя перемножения и приравняв действительные коэф фициенты правых частей выражений к действительным коэффициентам левой части, а мнимые — к мнимым, получим систему четырех уравнений
|
|
|
|
М13 |
|
|
|
М13 |
|
М23 |
|
M23 |
Re s3i = |
Re s« Re |
|
|
- I m s “ |
Im |
+ |
Re s2i Re |
Im s21 |
Im M22 |
|||
Re s22 = |
|
|
|
M13 |
|
|
|
M 13 |
Re s22 |
M23 |
Im s22 |
M23 |
Re s2i Re + + r - — Im s2i Im |
Mn |
Re |
Im |
|||||||||
|
|
|
|
МП |
|
|
|
|
M 22 |
|
M22 |
|
Im s31 = |
Im s1 1 |
Re - |
M13 |
+ |
Re s11 |
|
M13 |
Im s21 |
M23 |
Re s21 |
M 23 |
|
Mn |
|
+ |
Re ■tjjSf + |
Im |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M22 |
|
M22 |
|
Im s32 = |
Im s21 Re |
M1 3 |
+ |
Re s21 |
Im |
M13 |
|
M 23 |
|
M 23 |
||
Mn |
+ |
Im s22 Re M22 + |
Re s22 Im |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
M 22 |
|
M22 |
* Для упрощения выражение s (q1, q1) обозначено через s11 и т. п.
142
или в численном выражении
|
М13 |
|
|
Л113 |
|
|
М23 |
|
М23 . |
|||
0,496 = |
0,8 Re |
— 0 Irn |
— 0,3224 Re |
|
— 0,3672 Im - М 22 |
’ |
||||||
0,1112 = |
0,3224 Re |
М13 |
— 0,3672 Im |
ДЦЗ |
|
|
УЦ23 |
|
М23 |
|
||
|
+ |
0,6 Re -гггг — 0 Im |
М22 |
’ |
||||||||
|
|
|
|
|
|
Mu |
|
|
М 22 |
|
||
0,1016 = |
М 13 |
|
|
|
М13 |
0,3672 R |
М23 |
|
М23 |
|
||
0 R e-др - |
+ 0,8 Im - д р - + |
e ^ - + 0,3224 Im |
М22 |
’ |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
М22 |
|
|||
0,396 = |
|
М13 |
+ |
|
|
Л413 |
0 Re |
М23 |
0,6 Im |
М23 |
|
|
0,3672 R e -^ jp |
0,3224 Im 4 т гг + |
М22 |
М 22 |
' |
||||||||
|
|
|
|
|
|
Л411 |
|
|
|
|||
Решив систему этих уравнений, |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
Ми
Ми
М23
1,672 — /-0,443, Ми |
1 ,6 7 2 + /-0,443, |
М * 23 |
— 0,442 — /-1,894. |
0 ,4 4 2 + /-1,894, |
|
М 22 |
|
После подстановки числовых значений коэффициентов податливости и взаим ной спектральной плотности с1 = 0,51, с2 = 0,49. Таким образом, в рассмотренном
примере обе силы, действующие через подшипники, создают примерно одинаковую вибрацию лапы.
Пример. Определим долго спектральной плотности вибрации турборедукторного генератора, создаваемую силами турбины, редуктора и генератора в полосе частот 1000— 1200 Гц. Развиваемые в рабочих узлах этих механизмов силы не коррелированы между собой. Спектральная плотность вибрации в рассматриваемой полосе частот в районе рабочего узла турбины s11 (Дсо) = 3,6, генератора s22 (Дсо) = = 3, редуктора s33 (Дсо) = 4 и в районе опор агрегата s44 (Дсо) = 2,82.
Входные податливости конструкций в месте действия сил
| М и (Дсо) | = |
2 - 10-8, | М 22 (Дсо) | = |
3,16 -10-8, |
|||
|
| М 33 (Дсо) | = 2 - 1 0 - 7. |
|
|
||
Переходные податливости |
до |
опорных |
поверхностей |
агрегата |
|
| М 14 (Дсо) | = |
10-8, | М24 (Дсо) | = |
2,52- |
10-8, |
||
|
| М 34 (Дсо) | = |
10-8. |
|
|
Учитывая несвязанность силовых процессов в различных рабочих узлах, долю спектральной плотности вибрации, обусловленную каждой из сил, определяем по формуле (4.13)
4 (Дсо) |
s11 (Дсо) |
М 14 (Дсо) |
2 |
|
3,6-Ю -I3 |
|
|
s44 (Дсо) |
М и (Дсо) |
|
~ |
2,82.4.10-1» |
|
||
|
|
|
|||||
4 (Дсо) = |
s22 (Дсо) |
М 24 (Дсо) |
2 |
|
3-6,35.10-18 |
|
|
s44 (Дсо) |
М 22 (Дсо) |
|
~ |
2,82.10-16 |
’ ’ |
||
|
|
||||||
4 (Дсо) = |
s33 (Дсо) |
М 34 |
(Дсо) |
2 |
|
4-10-1“ |
3,6 ■10-3- |
s44 (Дсо) |
М33 |
(Дсо) |
|
|
2 ,8 2 .4 -IO-14 |
||
|
|
|
|
Таким образом, основная доля спектральной плотности вибрации агрегата обус ловлена работой генератора (примерно 6 8%). Редуктор в рассматриваемой полосе
частот не вызывает вибрацию.
УМЕНЬШЕНИЕ ВИБРАЦИИ
КОНСТРУКЦИЙ СУДОВЫХ ГЛАВА V МЕХАНИЗМОВ
§20 Особенности механических сопротивлений подшипниковых щитов и цилиндрической части корпусов судовых механизмов
Корпусы и опорные конструкции судовых механизмов на средних (выше 150—200 Гц) и высоких частотах представляют собой системы с распределенными параметрами. Их инерционно-жесткостные характеристики определяют степень пере дачи динамических сил и вибрации от рабочих узлов до опорных и неопорных связей. Рассмотрим некоторые особенности инерционножесткостных характеристик наиболее типичных конструкций кор пусов судовых механизмов и блочных агрегатов.
Цилиндрическая часть корпуса,, Для большинства судовых меха низмов длина цилиндрических участков I — (Зч-5) R (где R — ра диус корпуса), а толщина h(0,03-^0,05) # = 0,01/. Поэтому для при ближенных исследований характеристик цилиндрических участков корпусов используют теорию колебаний тонких цилиндрических оболочек. В инженерной практике выделяют три характерных ча стотных диапазона собственных и вынужденных колебаний цилинд рических оболочек под действием произвольно приложенных сил: балочных форм колебаний, цилиндрических и пластинчатых. В пер вом диапазоне сечение оболочки ведет себя как целое и для описа ния ее колебаний допустимо использовать волновые уравнения коле баний стержней. Этот диапазон начинается с самых низких частот и примерно ограничивается частотой
где спр — скорость распространения продольных волн в материале оболочки.
Собственные частоты балочных колебаний при различных гранич ных условиях заделки торцов концевых сечений вычисляют по сле дующим формулам [2]:
— оба конца заделаны или свободны ch k„ l cos k j = 1;
144
— один конец заделан, другой оперт
tg k nl — th k nl = 0 ;
— один конец заделан, другой свободен
ch k j cos k nl + 1 = 0 .
Следует отметить, что балочные формы колебаний редко про являются в корпусах судовых механизмов. Дело в том, что на ча стотах, когда возможны балочные формы колебаний, при имеющемся соотношении длины и диаметра корпуса начинает сказываться (и
Рис. 63. Формы колебаний оболочки: а — сечения; б — обра зующей.
определять общую податливость на силовое воздействие) конечность радиальной изгибной жесткости цилиндра.
Второй диапазон (собственно цилиндрических колебаний) лежит
в области |
примерно от / т1п |
и до частот, несколько меньших / 0 = |
|||||||
= ~5тГ |
— окружной резонансной |
частоты |
цилиндра. |
Вблизи |
|||||
/о ( 2 /о > |
f > |
расположена |
переходная |
частотная |
зона. |
||||
Собственные частоты |
/0с |
|
цилиндрических |
колебаний |
изгиба |
||||
в плоскости поперечного |
круга (рис. |
63, а) |
|
|
|||||
|
с __ |
4,775 "I f |
Eg |
1 |
л2 (1 — пл3) 3 |
|
|||
|
Гос~ |
я |
|
У |
у |
SR* |
1 + п 2 |
|
|
Для этого случая характерны узловые линии вдоль образующей цилиндра. Если колебания изгиба сопровождаются двумя переме щениями (под прямым углом к плоскости поперечного круга и скру чиванием), частоты собственных колебаний определяют по формуле
Р |
__ 4,775 |
-I f |
EgJan2(n2— l ) 2 |
' 0С |
я |
У |
ySR*( l + / i a + v) 1 |
10 В. И. Попков |
|
|
145 |
где у — вес единицы длины оболочки; |
|
|
|
5 — площадь поперечного сечения; |
сечения |
вдоль диаметра; |
|
Ja — момент инерции |
поперечного |
||
v — коэффициент Пуассона. |
|
|
|
В. Т. Ляпунов получил |
выражение для собственных частот ци |
||
линдрических форм колебаний опертой |
по торцам |
оболочки |
|
|
_2 |
+ S2 U 2 + |
k\n2R2 |
|
|
||
|
|
|
На рис. 63, б приведены возможные формы изгибных колебаний вдоль образующей оболочки. При таких формах колебаний узловые линии расположены по параллельным кругам. Частоты собственных колебаний определяют по формуле
4,775
/ос —
Выше f 2/о поперечные колебания цилиндрической оболочки можно описывать с помощью волновых уравнений пластины. Длина и толщина этой приведенной пластины примерно равна длине и тол щине цилиндра, а ширина— половине длины его окружности. На
пример, |
цилиндрический участок корпуса с размерами |
R = 0,25 м, |
||
I = 1 м, |
h = |
0,01 |
м имеет / т1п = 467 Гц и / 0 = 3890 |
Гц. |
В работе |
[81 ] |
показано, что основная доля колебательной энер |
гии в полосе Дсо прозрачности анализирующего фильтра переносится на частотах резонансных колебаний пластины или цилиндрической
оболочки. Среднеквадратичное значение колебательной |
скорости |
в полосе Доз в точке действия силы также определяется |
уровнями |
вибрации на резонансных частотах. Поэтому если вычислить плот ность резонансов s и поток колебательной энергии на резонанс
ных частотах с учетом величины потерь в системе, то можно доста точно точно оценить податливость цилиндрических оболочек в полосе частот. Преимущество такого подхода заключается в возможности получения конечных зависимостей на основе упрощенных уравнений для собственных частот:
— на низких частотах (/ < / 0) [65 ]
л
s ~2
— в районе частоты окружного резонанса
|
1 |
In |
407? . |
|
3 |
h ’ |
|
— при |
V 2 |
|
|
» 1 |
л |
|
|
|
/ со \ |
|
|
|
s ( д ;) ~~т- |
|
146
Таким образом, до окружного резонанса плотность собственных частот оболочки возрастает пропорционально корню квадратному от частоты, соответственно возрастает и усредненная входная подат ливость цилиндра. В районе окружного резонанса податливость имеет максимум. На высоких частотах плотность резонансов и сред няя податливость остаются постоянными.
На рис. 64 приведена обобщенная частотная характеристика по датливости цилиндрической части корпуса судового механизма, построенная с учетом сказанного и на основе статистических данных.
На участке аб податливость Мо6(со) = - (тоб— масса обо-
М05 , ом/ дин-с
Юпн
10 п
10п~1
5 6 78910 |
2 |
3 |
0 |
5 6 7 8 9 1 0 2 |
2 |
3 |
0 |
5 6 789103 |
2 |
3 |
9 5 |
6 7 89104 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
fo/Я fo |
fo/ Я |
|
|
|
|
Рис. 64. Обобщенная |
частотная характеристика податливости цилиндрической |
||||||||||||
|
|
|
|
части корпуса. |
|
|
|
|
|
||||
лочки), на участке |
гд Моб(со) — |
|
j /~ 12 ^ |
v ^, |
на участке бв |
податливость пропорциональна корню квадратному из частоты. Точка е соответствует частоте окружного резонанса. Податливость на этой частоте имеет максимум.
В электрических машинах жесткое соединение корпуса и железа статора магнитной системы образует довольно толстое кольцо, опре деляющее характер реакции корпуса механизма на воздействие элект ромагнитных сил. Учитывая особенность конструкции электричес ких машин, для расчета собственных колебаний их корпуса исполь зуют формулы, рассматриваемые ниже [17,48].
В электрических машинах магнитные радиальные силы имеют довольно четкое разделение на порядки: нулевой п = 0, первого порядка п = 1 и т. д. При работе машины хорошо возбуждаются ко лебания статора аналогичных порядков. Частота собственных ра диальных колебаний нулевого порядка (пульсации статора)
спр 1
/ок — 2n/?"j7T’
где Д = 1 + ^-КУобм...
т я т3— масса зубцов;
тобм — масса обмотки; тя — масса ярма.
Ю1 |
147 |