Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вленную &-м источником силы Qt (Асо), можно определить по формуле

,

so*o*(Am)lM/Q-Q

" (Am)

cf(Aa) = -1121

 

 

s • п п (Д“ )

 

Чi 4i

 

или в частном случае

 

 

nk ,

s - K ^ ) \ K i (Дш>

Cj (Асо)

« . „ . „ ( д “ ) \ M f '(Aw)

 

 

4:4:

(4 .12)

(4 .13)

Пример. Определим доли с1 и с2 спектральной плотности вибрации лапы элек­

тродвигателя (точка на лапе электродвигателя имеет индекс 3) на частоте 300 Гц, обусловленные соответственно силой Q1, действующей на корпус через первый под­ шипник, и силой Q2, действующей через второй подшипник. Взаимные спектральные плотности скоростей вибрации на частоте 300 Гц

s11 = 0,8 *, s12 = 0,3224 — /• 0,3672, s13 = 0,496 — /■ 0,016,

s21 =

0 ,3 2 2 4 +

/

0,3672, s22

= 0,6, s23

= 0,1112 — у-0,396,

s31 = 0 ,4 9 6 +

/

0,1016,

s32

=

0,1112 + /

0,396,

s33 =

5,824.

Согласно уравнению

(4.10)

 

 

 

 

 

 

С 1

5 1 1 1 М 13

'

1

sl 2Ml3M* 23

s2lM23M * 13

 

S33

1 М п

2

jssMu m 22

s33M nM 22

 

с2

522

 

М23

 

 

s2lM23M * 13

s12M13M * 23

1

 

М22

+ т

[

S33M22MU

s33Mn M22

J

 

S33

 

Для определения коэффициентов М13/М п и М 2322 составим систему уравне­

ний вида (4.11)

 

М13

 

 

 

 

 

ЛД3

М23

s31 =

s11

+ S21

М23

s32 = s21

М“

М22

Ми +

s22 М22 •

Ввиду того, что члены этих уравнений комплексные, в каждом уравнении полу­ чается шесть членов. Произведя перемножения и приравняв действительные коэф­ фициенты правых частей выражений к действительным коэффициентам левой части, а мнимые — к мнимым, получим систему четырех уравнений

 

 

 

 

М13

 

 

 

М13

 

М23

 

M23

Re s3i =

Re s« Re

 

 

- I m s “

Im

+

Re s2i Re

Im s21

Im M22

Re s22 =

 

 

 

M13

 

 

 

M 13

Re s22

M23

Im s22

M23

Re s2i Re + + r - — Im s2i Im

Mn

Re

Im

 

 

 

 

МП

 

 

 

 

M 22

 

M22

Im s31 =

Im s1 1

Re -

M13

+

Re s11

 

M13

Im s21

M23

Re s21

M 23

Mn

 

+

Re ■tjjSf +

Im

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M22

 

M22

Im s32 =

Im s21 Re

M1 3

+

Re s21

Im

M13

 

M 23

 

M 23

Mn

+

Im s22 Re M22 +

Re s22 Im

 

 

 

 

 

 

 

 

M 22

 

M22

* Для упрощения выражение s (q1, q1) обозначено через s11 и т. п.

142


или в численном выражении

 

М13

 

 

Л113

 

 

М23

 

М23 .

0,496 =

0,8 Re

— 0 Irn

— 0,3224 Re

 

— 0,3672 Im - М 22

0,1112 =

0,3224 Re

М13

— 0,3672 Im

ДЦЗ

 

 

УЦ23

 

М23

 

 

+

0,6 Re -гггг — 0 Im

М22

 

 

 

 

 

 

Mu

 

 

М 22

 

0,1016 =

М 13

 

 

 

М13

0,3672 R

М23

 

М23

 

0 R e-др -

+ 0,8 Im - д р - +

e ^ - + 0,3224 Im

М22

 

 

 

 

 

 

 

 

М22

 

0,396 =

 

М13

+

 

 

Л413

0 Re

М23

0,6 Im

М23

 

0,3672 R e -^ jp

0,3224 Im 4 т гг +

М22

М 22

'

 

 

 

 

 

 

Л411

 

 

 

Решив систему этих уравнений,

получим

 

 

 

 

 

 

 

Ми

Ми

М23

1,672 — /-0,443, Ми

1 ,6 7 2 + /-0,443,

М * 23

— 0,442 — /-1,894.

0 ,4 4 2 + /-1,894,

М 22

 

После подстановки числовых значений коэффициентов податливости и взаим­ ной спектральной плотности с1 = 0,51, с2 = 0,49. Таким образом, в рассмотренном

примере обе силы, действующие через подшипники, создают примерно одинаковую вибрацию лапы.

Пример. Определим долго спектральной плотности вибрации турборедукторного генератора, создаваемую силами турбины, редуктора и генератора в полосе частот 1000— 1200 Гц. Развиваемые в рабочих узлах этих механизмов силы не коррелированы между собой. Спектральная плотность вибрации в рассматриваемой полосе частот в районе рабочего узла турбины s11 (Дсо) = 3,6, генератора s22 (Дсо) = = 3, редуктора s33 (Дсо) = 4 и в районе опор агрегата s44 (Дсо) = 2,82.

Входные податливости конструкций в месте действия сил

| М и (Дсо) | =

2 - 10-8, | М 22 (Дсо) | =

3,16 -10-8,

 

| М 33 (Дсо) | = 2 - 1 0 - 7.

 

 

Переходные податливости

до

опорных

поверхностей

агрегата

| М 14 (Дсо) | =

10-8, | М24 (Дсо) | =

2,52-

10-8,

 

| М 34 (Дсо) | =

10-8.

 

 

Учитывая несвязанность силовых процессов в различных рабочих узлах, долю спектральной плотности вибрации, обусловленную каждой из сил, определяем по формуле (4.13)

4 (Дсо)

s11 (Дсо)

М 14 (Дсо)

2

 

3,6-Ю -I3

 

s44 (Дсо)

М и (Дсо)

 

~

2,82.4.10-1»

 

 

 

 

4 (Дсо) =

s22 (Дсо)

М 24 (Дсо)

2

 

3-6,35.10-18

 

s44 (Дсо)

М 22 (Дсо)

 

~

2,82.10-16

’ ’

 

 

4 (Дсо) =

s33 (Дсо)

М 34

(Дсо)

2

 

4-10-1“

3,6 ■10-3-

s44 (Дсо)

М33

(Дсо)

 

 

2 ,8 2 .4 -IO-14

 

 

 

 

Таким образом, основная доля спектральной плотности вибрации агрегата обус­ ловлена работой генератора (примерно 6 8%). Редуктор в рассматриваемой полосе

частот не вызывает вибрацию.


УМЕНЬШЕНИЕ ВИБРАЦИИ

КОНСТРУКЦИЙ СУДОВЫХ ГЛАВА V МЕХАНИЗМОВ

§20 Особенности механических сопротивлений подшипниковых щитов и цилиндрической части корпусов судовых механизмов

Корпусы и опорные конструкции судовых механизмов на средних (выше 150—200 Гц) и высоких частотах представляют собой системы с распределенными параметрами. Их инерционно-жесткостные характеристики определяют степень пере­ дачи динамических сил и вибрации от рабочих узлов до опорных и неопорных связей. Рассмотрим некоторые особенности инерционножесткостных характеристик наиболее типичных конструкций кор­ пусов судовых механизмов и блочных агрегатов.

Цилиндрическая часть корпуса,, Для большинства судовых меха­ низмов длина цилиндрических участков I — (Зч-5) R (где R — ра­ диус корпуса), а толщина h(0,03-^0,05) # = 0,01/. Поэтому для при­ ближенных исследований характеристик цилиндрических участков корпусов используют теорию колебаний тонких цилиндрических оболочек. В инженерной практике выделяют три характерных ча­ стотных диапазона собственных и вынужденных колебаний цилинд­ рических оболочек под действием произвольно приложенных сил: балочных форм колебаний, цилиндрических и пластинчатых. В пер­ вом диапазоне сечение оболочки ведет себя как целое и для описа­ ния ее колебаний допустимо использовать волновые уравнения коле­ баний стержней. Этот диапазон начинается с самых низких частот и примерно ограничивается частотой

где спр — скорость распространения продольных волн в материале оболочки.

Собственные частоты балочных колебаний при различных гранич­ ных условиях заделки торцов концевых сечений вычисляют по сле­ дующим формулам [2]:

— оба конца заделаны или свободны ch k„ l cos k j = 1;

144

— один конец заделан, другой оперт

tg k nl — th k nl = 0 ;

— один конец заделан, другой свободен

ch k j cos k nl + 1 = 0 .

Следует отметить, что балочные формы колебаний редко про­ являются в корпусах судовых механизмов. Дело в том, что на ча­ стотах, когда возможны балочные формы колебаний, при имеющемся соотношении длины и диаметра корпуса начинает сказываться (и

Рис. 63. Формы колебаний оболочки: а — сечения; б — обра­ зующей.

определять общую податливость на силовое воздействие) конечность радиальной изгибной жесткости цилиндра.

Второй диапазон (собственно цилиндрических колебаний) лежит

в области

примерно от / т1п

и до частот, несколько меньших / 0 =

= ~5тГ

— окружной резонансной

частоты

цилиндра.

Вблизи

/о ( 2 /о >

f >

расположена

переходная

частотная

зона.

Собственные частоты

/0с

 

цилиндрических

колебаний

изгиба

в плоскости поперечного

круга (рис.

63, а)

 

 

 

с __

4,775 "I f

Eg

1

л2 (1 — пл3) 3

 

 

Гос~

я

 

У

у

SR*

1 + п 2

 

 

Для этого случая характерны узловые линии вдоль образующей цилиндра. Если колебания изгиба сопровождаются двумя переме­ щениями (под прямым углом к плоскости поперечного круга и скру­ чиванием), частоты собственных колебаний определяют по формуле

Р

__ 4,775

-I f

EgJan2(n2— l ) 2

' 0С

я

У

ySR*( l + / i a + v) 1

10 В. И. Попков

 

 

145


где у — вес единицы длины оболочки;

 

 

5 — площадь поперечного сечения;

сечения

вдоль диаметра;

Ja — момент инерции

поперечного

v — коэффициент Пуассона.

 

 

В. Т. Ляпунов получил

выражение для собственных частот ци­

линдрических форм колебаний опертой

по торцам

оболочки

 

_2

+ S2 U 2 +

k\n2R2

 

 

 

 

 

На рис. 63, б приведены возможные формы изгибных колебаний вдоль образующей оболочки. При таких формах колебаний узловые линии расположены по параллельным кругам. Частоты собственных колебаний определяют по формуле

4,775

/ос —

Выше f 2/о поперечные колебания цилиндрической оболочки можно описывать с помощью волновых уравнений пластины. Длина и толщина этой приведенной пластины примерно равна длине и тол­ щине цилиндра, а ширина— половине длины его окружности. На­

пример,

цилиндрический участок корпуса с размерами

R = 0,25 м,

I = 1 м,

h =

0,01

м имеет / т1п = 467 Гц и / 0 = 3890

Гц.

В работе

[81 ]

показано, что основная доля колебательной энер­

гии в полосе Дсо прозрачности анализирующего фильтра переносится на частотах резонансных колебаний пластины или цилиндрической

оболочки. Среднеквадратичное значение колебательной

скорости

в полосе Доз в точке действия силы также определяется

уровнями

вибрации на резонансных частотах. Поэтому если вычислить плот­ ность резонансов s и поток колебательной энергии на резонанс­

ных частотах с учетом величины потерь в системе, то можно доста­ точно точно оценить податливость цилиндрических оболочек в полосе частот. Преимущество такого подхода заключается в возможности получения конечных зависимостей на основе упрощенных уравнений для собственных частот:

— на низких частотах (/ < / 0) [65 ]

л

s ~2

— в районе частоты окружного резонанса

 

1

In

407? .

 

3

h

— при

V 2

 

 

» 1

л

 

 

/ со \

 

 

s ( д ;) ~~т-

 

146


Таким образом, до окружного резонанса плотность собственных частот оболочки возрастает пропорционально корню квадратному от частоты, соответственно возрастает и усредненная входная подат­ ливость цилиндра. В районе окружного резонанса податливость имеет максимум. На высоких частотах плотность резонансов и сред­ няя податливость остаются постоянными.

На рис. 64 приведена обобщенная частотная характеристика по­ датливости цилиндрической части корпуса судового механизма, построенная с учетом сказанного и на основе статистических данных.

На участке аб податливость Мо6(со) = - (тоб— масса обо-

М05 , ом/ дин-с

Юпн

10 п

10п~1

5 6 78910

2

3

0

5 6 7 8 9 1 0 2

2

3

0

5 6 789103

2

3

9 5

6 7 89104

 

 

 

 

 

 

 

 

fo/Я fo

fo/ Я

 

 

 

Рис. 64. Обобщенная

частотная характеристика податливости цилиндрической

 

 

 

 

части корпуса.

 

 

 

 

 

лочки), на участке

гд Моб(со) —

 

j /~ 12 ^

v ^,

на участке бв

податливость пропорциональна корню квадратному из частоты. Точка е соответствует частоте окружного резонанса. Податливость на этой частоте имеет максимум.

В электрических машинах жесткое соединение корпуса и железа статора магнитной системы образует довольно толстое кольцо, опре­ деляющее характер реакции корпуса механизма на воздействие элект­ ромагнитных сил. Учитывая особенность конструкции электричес­ ких машин, для расчета собственных колебаний их корпуса исполь­ зуют формулы, рассматриваемые ниже [17,48].

В электрических машинах магнитные радиальные силы имеют довольно четкое разделение на порядки: нулевой п = 0, первого порядка п = 1 и т. д. При работе машины хорошо возбуждаются ко­ лебания статора аналогичных порядков. Частота собственных ра­ диальных колебаний нулевого порядка (пульсации статора)

спр 1

/ок — 2n/?"j7T’

где Д = 1 + ^-КУобм...

т я т3— масса зубцов;

тобм — масса обмотки; тя — масса ярма.

Ю1

147