Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
L,i
70
60
50
40
30
2°.
Рис. 77. Спектрограммы вибрации насоса.
/ __ ш т а т н ы й ф л а н е ц ; 2 — ф л а н е ц с у п р у г и м и э л е м е н т а м и ( э к с п е р и м е н т ) ; 3 — ф л а н е ц с у п р у г и м и э л е м е н т а м и ( п р о г н о з ) .
На рис. 77 приведены спектрограммы вибрации насоса с виброизолирующими элементами в опорном узле. Частотная характери стика вибрации (кривая 1) прогнозировалась по результатам измере ния Мд только корпуса механизма до и после встраивания упругих виброизолирующнх элементов. Из рисунка видно, что по данным измерения Мд достаточно точно определяется эффект снижения вибропроводимости конструкций корпуса механизма. Оценку эффек тивности вибропоглощающих покрытий на конструкциях механизма экспериментально проще производить, измерив коэффициент потерь. Однако применительно к сложным механическим конструкциям по коэффициенту потерь зачастую не удается получить однознач ную информацию о влиянии вибропоглощающнх материалов на рассеяние энергии ввиду многообразия типов возбуждаемых упру гих волн.
§ 23 |
Виброизолирующие рамные |
|
|
и опорные |
конструкции механизмов |
|
и блочных |
агрегатов |
Виброизолирующпе опорные конструк ции механизмов позволяют осуществлять виброизоляцию всех дей ствующих внутри механизма динамических сил. Снижение вибрации в районе рамных и опорных конструкций достигается тремя спо собами: внбродемпфированием— с помощью резиновых, резино металлических, полимерных материалов и конструкций; изготовле нием специальных рам и коробчатых опор с виброизолирующим сечением, а также лап различной конфигурации; встраиванием в рамные и опорные конструкции массивных и упругих элементов.
Упругие элементы в принципе можно рассматривать как кон структивную виброизоляцию (амортизацию), встроенную в опоры и рамы механизмов.
Вибродемпфирование поверхностей сложной конфигурации удобно производить мастичными вибропоглощающими материалами, нано симыми путем намазывания и набрызгиваиия, а также битумными заполнителями.
На основе высокополимеров разработаны вибропоглощающие мастики «Антивибрит-1» и «Антивибрит-2» [14]. Мастики легко наносятся послойно на корпус механизма или раму, обладают стой костью к маслам и бензину («Антивибрит-2» также и к воде), характе ризуются хорошей адгезией к металлу и надежно предохраняют металлические конструкции от коррозии. Мастику «Антивибрит» наносят слоем, примерно в 1,5—2 раза большим толщины пластины.
Для использования битумных заполнителей изготовляют полые двухстенные корпуса, рамы, коробчатые опоры. На рис. 78 пред ставлена усредненная эффективность вибродемпфирования опорных и рамных конструкций этими средствами. Эффективность опреде лялась по соотношению потоков колебательной мощности в штат ную амортизацию до и после нанесения покрытия на конструкции рам и корпусов.
178
Широко применяемые в настоящее время рамы и опоры таврового сечения нерациональны с точки зрения обеспечения лучшего вибро изолирующего эффекта. По высоте сечения рама должна иметь чере дующиеся массивные и упругие элементы. Одно из возможных сечений виброизолирующих рам представлено на рис. 79. Верхняя, средняя и нижняя опорные пластины изготовляют массивными
f j u
Рис. 78. Усредненный эффект снижения вибрации рамных и опорных конструкции с помощью мастики «Антивибрнт» (/) и битумных заполни телей (2 ).
и жесткими толщиной от 2 до 4 см в зависимости от типа механизма. Горизонтальные опорные пластины соединены упругими конструк циями. Изгибная жесткость рамы с профилем, показанным на ри сунке, в статике и на самых низких частотах велика из-за значи тельной толщины п отстояния друг от друга горизонтальных опор ных пластин. Поэтому на гармониках частоты вращения без затруд
нений удается |
удовлетворить |
|
||||
требованиям статической и ди |
|
|||||
намической несоосиости и из |
|
|||||
лома смонтированных на раме |
|
|||||
механизмов. |
В то же время не |
|
||||
большая |
жесткость |
соединяю |
|
|||
щих |
опорные |
горизонтальные |
|
|||
пластины элементов дает свобо |
|
|||||
ду |
относительным |
колебаниям |
|
|||
опорных пластин на средних и |
|
|||||
высоких частотах. Расчет жест- |
|
|||||
костных |
характеристик подоб |
|
||||
ных упругих конструкций про |
|
|||||
изводят |
по |
теории |
изгиба и Рис. 79. |
Сечение виброизолирующей |
||
кручения стержней |
(или оболо |
рамы. |
||||
чек) тонкостенного профиля. |
|
Значительными виброизолирующими свойствами обладают рамы, изготовленные в виде трубчатых ферм. Такие рамы не уступают по прочностным характеристикам сварным из листов и швеллеров
ипозволяют эффективно использовать вибропоглощающие вязкие
исыпучие (пески) наполнители.
На рис. 80 приведена частотная характеристика эффекта умень шения уровней вибрации дизель-компрессора за счет его монтажа на трубчатой раме. В качестве наполнителя в раме использовали
12* |
179 |
a l .3B
Рис. 80. Снижение вибрации дизель-компрессора за счет применения трубчатой рамы.
fj4
f,i<rn
Рис. 81. Плоская слоистая виброизолирующая решетка.
а — схема решетки
/— стержни; 2 — массы;
б — перепад вибрации на решетчатой опоре
1 — эксперимент; 2 — расчет.
180
песок. Видно, что снижение вибрации в среднем составляет 12 дБ иа частотах выше 250 Гц.
Опорные конструкции или рамы собирают также из плоских слоистых решеток 15], изображенных иа рис. 81, а. Плоская решетка состоит из набора (слоев) параллельных стержней 1, соединенных в шахматном порядке массивными элементами 2. Несколько собран ных вместе плоских решеток и образуют рамную или опорную кон струкцию. Форма этих конструкций может быть различной. План решетчатой опоры, число и длину плоских решеток определяют исходя из конфигурации механизма, блочного агрегата и расста новки опорной амортизации.
Виброизолирующий эффект решетчатой опоры наступает выше частоты /гр, которую рассчитывают по уравнению
где топ — масса решетчатой опоры.
В процессе проектирования конструктор, исходя из минималь ной возможной жесткости Son (или наибольшей просадки) и допу стимого отношения масс тм/топ, определяет граничную частоту
эффективной работы опоры. На собственных частотах /п = 5 • 104-^- X
X (2n + 1)2 решетчатая проставка прозрачна для вибрации и виброизолирующне свойства ее ухудшаются. Для получения значитель ного затухания, число слоев стержней должно быть на менее трех. Как показали расчеты и практический опыт, данное число слоев является оптимальным. При тм/топ = 6 трехслойная рама обеспе чивает виброизоляцию более 12 дБ выше граничной частоты /гр и не менее 30 дБ в диапазоне 2/гр — 4/гр. Дальнейшее увеличение числа слоев ненамного улучшает виброизоляцию на высоких ча стотах. Двухслойная рама снижает максимальную виброизоляцию до 20 дБ, а в некоторых узких диапазонах частот появляются мини мумы виброизоляции (почти до нуля децибел). После выбора числа слоев находят параметры стержневой решетки. Из общей жесткости опоры определяют изгибную жесткость слоя стержней, а из нее — толщину стержня h.
Для трехслойной решетчатой опоры толщину h рассчитывают по формуле
ft = ( 24T ? r ) 7‘ -
где I — длина пролета;
N — количество нагрузочных масс.
Количество нагрузочных масс, а следовательно, и длина пролета зависит от особенностей амортизирующего крепления механизма. Целесообразно амортизаторы крепить в узлах решетки. Если такое
крепление невыполнимо, делают нижний опорный |
брус-пластину, |
а N и I выбирают исходя из конструктивных соображений. Поперечное |
|
сечение стержней обычно изготавливают квадратным. |
В этом случае |
181
жесткости решетчатых стенок оказываются равными в вертикальном 'и боковом направлениях. Нагрузочная масса
т* = |
топ —тс |
> |
N |
||
где т с — масса стержней. |
масс— произвольная, в техноло |
|
Конфигурация нагрузочных |
гическом отношении лучше их делать прямоугольными. При этом изготовление решетки сводится к системе вырезов в сплошном сталь ном листе. Расчет перепада вибрации Пр (со) на решетчатой опоре производят по формуле [5 ]
|
|
|
|
sin п8 |
|
sin (и — 1 ) 6 |
(5.26) |
|
|
прИ = ёёг+соз б) sin 6 |
|
sin 6 |
|||||
где |
(со) — сопротивление основания (амортизация — фундамент); |
|||||||
|
sin kl ch id + |
cos kl sh kl + |
.'!!'!, .;■(1 — cos kl cli Id) |
|
||||
|
j, |
|
|
|
4EJid |
|
|
|
|
C O S о = -------------------------------------------- :— |
г г п — |
m |
--------------------------------------------- ! |
|
|||
|
|
|
sin kl -f- sh |
kl |
|
|
||
|
n — число слоев |
стержней |
в |
опорах; |
|
|||
|
7 |
/ \ |
ущ |
sin |
kl + s'1 kl |
|
||
|
ЭVй) |
1-- C0S h[ |
hi ’ |
|
||||
|
k — волновое |
число изгибиых |
волн однородного |
стержня |
||||
|
решетки. |
|
|
|
|
|
выражают через полином |
|
от |
Отношение синусов в уравнении (5.26) |
|||||||
cos 6 и затем используют уравнение |
для cos 6. |
|
||||||
|
На рис. 81, б изображены расчетная и экспериментальная ча |
|||||||
стотные характеристики перепада на решетчатой опоре. До |
1000 Гц |
они хорошо совпадают. В полосе непрозрачности наблюдается рас хождение экспериментальных и расчетных данных. При качествен ном совпадении хода характеристик расчет дает завышенные резуль таты на частотах, где перепады должны быть максимальными.
Лапы механизмов влияют на уровни вибрации как нагрузка для элементов корпуса. Поэтому изготовление массивных лап или опор ных пластин увеличенной толщины способствует торможению точек корпуса в месте контакта с опорой. Целесообразно крепить лапы в уз лах колеблющегося корпуса, что уменьшает поток колебательной энергии в опорные связи. Узлы выявляют либо при испытании рабо тающего механизма, либо при искусственном возбуждении корпуса вибратором. Толщину лапы подбирают из условия согласования (см. § 24) механических сопротивлений механизма и амортизации и обеспечения минимального потока колебательной энергии в опор ные связи. Лапы изготовляют (если это конструктивно возможно) в виде соединения податливого и массивного элементов, что дает хороший виброизолирующий эффект [41]. Податливый элемент из готовляют из пружинной стали.
Конструктивная амортизация, в отличие от штатной судовой амор тизации, является принадлежностью корпуса механизма, его опор-
182