Файл: Моссур, П. М. Экономика геологоразведочных работ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
экономический эффект за счет применения высококальциевых рас творов составил:
Годы |
Объем бурения, |
Экономический |
Экономия на 1 м бу |
тыс. м |
эффект, тыс. руб. |
рения, руб. |
|
1966 |
13,0 |
22,5 |
1,73 |
1967 |
21,8 |
43,0 |
1,97 |
1968 |
31,3 |
59,1 |
1,90 |
1969 |
41,8 |
72,3 |
1,78 |
1970 |
44,7 |
80,1 |
1,79 |
1972 |
32,3 |
69,3 |
2,15 |
Бурение с использованием этих растворов позволяет увеличить механическую скорость за счет снижения вязкости раствора, сни зить затраты времени на борьбу с осложнениями и авариями, со кратить расходы по транспортировке глины и приготовлению гли нистого раствора.
Сжатый воздух потребляется в основном при механическом буре нии шпуров и при опытных гидрогеологических работах. Последние годы сжатый воздух стал применяться при бескерновом бурении скважин с использованием компрессорных установок с продувкой. Здесь важное значение имеет правильный выбор компрессорных установок, количество одновременно работающих агрегатов и по требителей, нормальные условия эксплуатации воздухопроводов, соответствие диаметров вентиляционных труб типам применяемых вентиляторов и т. п.
Электроэнергию геологические организации получают как от государственных сетей, так и от собственных установок. Важным источником экономии электроэнергии в геологических организа циях является сокращение её потерь в электрических сетях. Боль шая протяженность электролиний и малое значение коэффициента мощности приводит к значительным потерям электроэнергии. Ос новными мероприятиями, способствующими снижению расхода и стоимости электроэнергии на геологоразведочных работах, яі£ ляются:
1) канализация тока напряжением 6000 в и выше, для чего необ ходимо на участке иметь понизительные трансформаторные под станции, шире использовать железобетонные передвижные опоры для линий электропередач;
2) использование на отдельных рабочих местах индивидуальных электромоторов, мощность которых должна соответствовать мощнос ти агрегатов;
3)повышение коэффициента мощности (cos ф) путем примене ния статистических конденсаторов типа КМ-0,5;
4)организация максимальной загрузки и рациональное исполь
зование электростанций;
125
5) внедрение схем быстродействующего форсирования возбуж дения электростанций и снижение количества параллельно рабо тающих агрегатов;
6) систематический контроль за рациональным расходованием электроэнергии.
Снижение себестоимости геологоразведочных работ в результа те сокращения расхода материалов, топлива, электроэнергии, а также снижения цен определяется по формуле
Ис = (100 — / м/ц • |
100) - щ - . |
где / м — индекс норм расходования |
материалов; / ц — индекс цен |
на материалы, Ум — удельный вес затрат на материалы в себестои
мости, |
%. |
3. |
Э к о н о м и я т р а н с п о р т н ы х р а с х о д о в . Особо |
важное значение для снижения затрат на геологоразведочные ра боты имеет экономия транспортных расходов, составляющих 11% и более всей себестоимости, а годовые издержки исчисляются де сятками миллионов рублей.
В качестве производственного транспорта используется автомо бильный, тракторный, гужевой, вьючный, водный и авиационный. Целесообразность использования того или иного вида транспорта обусловливается условиями работ, категорией местности, време нем работы и другими факторами.
Одним из основных видов производственного транспорта, при меняемого на геологоразведочных работах, является автомобиль ный.'Он обеспечивает в большинстве случаев необходимую скорость доставки грузов и производственного персонала к участкам работ и обратно. На автомашинах монтируются буровые установки, гео физическая аппаратура и другие приборы.
Тракторный транспорт широко используется при монтажно-де монтажных работах, а так же при перевозке тяжеловесных и круп ногабаритных грузов.
Гужевой и вьючный виды транспорта применяются только в тех случаях, когда нет возможности использовать другие более выгод ные виды транспорта.
Авиационный транспорт используется обычно при производстве поисково-съемочных работ, для заброски партий и отрядов в район работ, при снабжении этих производственных звеньев материалами, снаряжением и продуктами, а также при обслуживании удаленных буровых вышек и отдельных горных выработок и т. п.
Для сокращения транспортных расходов большое значение име ет правильная организация и своевременное обеспечение полевых работ производственным транспортом, для чего необходимо:
—правильно выбирать маршруты перевозок грузов;
—правильно выбирать машины по грузоподъемности и прохо димости, соответствующие характеру и виду перевозимых грузов, дорожным условиям, объемам и видам выполняемых работ;
—соблюдать правила технической эксплуатации машин, вы-
126
поднять график плановых осмотров и планово-предупредительных ремонтов транспортных средств;
—улучшать материально-техническое снабжение запасными частями и авторезиной;
—соблюдать правила кормления и ухода за лошадьми и други ми животными, занятыми на транспорте, содержать упряжь и повоз ки в исправном состоянии;
—улучшать качество дорог;
—организовывать работу транспорта по графику, внедрять кольцевой завоз грузов к участкам работы;
—сокращать затраты времени на погрузочно-разгрузочные работы путем механизации этих работ;
—сокращать непроизводительные перегоны производственного транспорта, улучшать загрузку машин, использовать при габарит ных перевозках автоприцепы и тракторный транспорт;
—организовывать диспетчерскую службу на транспортных ра ботах и перевод их на хозяйственный расчет.
Повышение эффективности транспорта достигается за счет укруп нения автохозяйств и их рационального размещения. Опыт ра боты транспорта в укрупненных автохозяйствах характеризуется более высокими технико-экономическими показателями за счет широкой механизации погрузочно-разгрузочных работ, улучшения ремонтного обслуживания, повышения показателей технической готовности парка и использования грузоподъемности машин.
В геологической службе страны производится работа по укруп нению автохозяйств. Начиная с 1968 г. в Министерстве геологии
СССР было ликвидировано 134 мелких автохозяйства. Установление рациональной мощности автохозяйства тесно свя
зано с рациональным размещением и радиусом действия автомо бильных перевозок от баз материально-технического снабжения до районов или участков работ. Основным критерием для установле ния оптимальной мощности и радиуса действия автомобильного хозяйства должна быть минимальная сумма приведенных эксплуа тационных и капитальных затрат, отнесенная на единицу транспорт ных работ (т, т/км).
При размещении автохозяйств нужно учитывать оптимальное приближение их к обслуживаемым участкам, ликвидации всех ви дов нерациональных перевозок и, в первую очередь, к сокращению нулевых пробегов.
4. Э к о н о м и я н а к л а д н ы х р а с х о д о в . В себестои мости геологоразведочных работ все еще значительная доля прихо дится на накладные расходы, из которых примерно половина при ходится на общехозяйственные расходы, которым следует уделять наибольшее внимание при разработке мероприятий по сокращенью накладных расходов. Особенно это касается вопросов штатной дис циплины, заработной платы, административно-хозяйственного пер сонала, командировочных и канцелярских расходов, а также транс портировки.
127
Не менее важное значение имеет также вопрос организации управления производством в геологических партиях и экспедициях.
Анализ данных по многим геологическим организациям пока зывает, что удельный вес вспомогательного персонала резко возрас тает по мере уменьшения объема работ партий. В связи с этим в ряде случаев геологоразведочные, поисково-разведочные и геофи зические партии, работающие на одних и тех же площадях и тер риториально тяготеющие друг к другу, целесообразно объединять в экспедиции, что дает возможность сокращать издержки не только по содержанию вспомогательного и административного персонала, но и другим статьям накладных расходов.
Объединение партий в экспедиции, кроме того, позволяет с большей полнотой использовать ресурсы, облегчает маневрирова ние ими. В экспедициях имеется возможность более рационально вести складское хозяйство, лучше оснащать оборудованием меха нические мастерские и улучшать обслуживание полевых партий по ремонту оборудования и материально-техническому снабжению. Все это создает благоприятные условия для использования имею щихся резервов производства и снижения затрат.
Выбор структуры управления геологоразведочным производ ством — дело сложное и трудное. Здесь необходимо учитывать мно гие обстоятельства: географические условия, характер геолого разведочных работ, их объем, продолжительность исследований на объектах и др. Рациональной структурой управления геологораз ведочным производством можно считать такую, которая выбрана с учетом всего многообразия условий и дает возможность наиболее оперативно руководить производственными и вспомогательными звеньями, улучшать их материально-техническое обеспечение, со блюдать установленные сроки производства геологоразведочных работ и добиваться максимального снижения их стоимости.
Увеличение объема производства по геологическим организа циям приводит к уменьшению условно-постоянных расходов, при ходящихся на единицу геологоразведочных работ. Снижение себе стоимости в этом случае можно определить по формуле
где q — увеличение объема работ, %; Уп — удельный вес условно постоянных расходов в себестоимости, %.
При удельном весе условно-постоянных расходов в пределах 15—20% увеличение объема геологоразведочных работ на 1% дает снижение себестоимости на 0,16—0,2%.
5. Прибыль и рентабельность геологических организаций
Одним из основных направлений экономической реформы, осуще ствляемой в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г). Пле нума ЦК КПСС, является усиление экономического стимулирова
128
ния предприятий и организаций, в основе которого лежит распре деление чистого дохода (прибыли) между ними и государством. На большое значение прибыли обращал внимание В. И. Ленин. Он указывал, что каждое предприятие должно работать рентабельно, то есть полностью покрывать за счет доходов свои расходы и давать прибыль.
Прибыль геологических организаций (по основной деятельнос ти) до перехода на новую систему планирования слагалась глав ным образом из плановых накоплений и экономии от снижения се бестоимости геологоразведочных работ:
П — П Н 4 - Э с.
При новой системе планирования появляется еще один источник образования прибыли — экономия от сокращения объемов геоло горазведочных работ при выполнении геологических заданий:
П — П Н -}- Э с + З о б .
В табл. 22 приведены данные об удельном весе источников фор мирования прибыли в геологических организациях Министерства геологии СССР, а на рис. 4 — ее распределение.
Т а б л и ц а 22
Источники формирования прибыли в геологических организациях Министерства геологии СССР (в % к общей сумме прибыли)
Источники формирования прибыли |
1968 г. |
1969 г. |
1970 г. |
1971 г. |
Плановые накопления и экономия от |
|
|
|
|
|
снижения |
себестоимости геологораз |
69,6 |
80,0 |
89,8 |
89,5 |
ведочных |
работ |
||||
Экономия физических объемов работ |
20,8 |
10,2 |
6,8 |
— |
|
Применение более эффективных спо |
4,5 |
5,8 |
1,5 |
10,5 |
|
собов и видов работ |
|||||
Изменение горно-геологических усло |
5,1 |
4,0 |
1,9 |
_ |
|
вий |
|
||||
И т о г о |
100 |
100 |
100 |
100 |
Кроме прибыли по основной деятельности (выполнение геолого разведочных работ), у геологических организаций может образо ваться прибыль за счет других источников (реализация*выбывшего имущества, продукции и услуг вспомогательных производств,
и др.).
Различают балансовую и расчетную прибыль. Балансовая при быль — это общая сумма прибыли, полученная в результате всей хозяйственной деятельности геологической организации. Расчетная прибыль — это балансовая прибыль за вычетом платы за фонды и процентов за банковский кредит.
1 /2 5 3-2634 |
129 |