Файл: Моссур, П. М. Экономика геологоразведочных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экономический эффект за счет применения высококальциевых рас­ творов составил:

Годы

Объем бурения,

Экономический

Экономия на 1 м бу­

тыс. м

эффект, тыс. руб.

рения, руб.

1966

13,0

22,5

1,73

1967

21,8

43,0

1,97

1968

31,3

59,1

1,90

1969

41,8

72,3

1,78

1970

44,7

80,1

1,79

1972

32,3

69,3

2,15

Бурение с использованием этих растворов позволяет увеличить механическую скорость за счет снижения вязкости раствора, сни­ зить затраты времени на борьбу с осложнениями и авариями, со­ кратить расходы по транспортировке глины и приготовлению гли­ нистого раствора.

Сжатый воздух потребляется в основном при механическом буре­ нии шпуров и при опытных гидрогеологических работах. Последние годы сжатый воздух стал применяться при бескерновом бурении скважин с использованием компрессорных установок с продувкой. Здесь важное значение имеет правильный выбор компрессорных установок, количество одновременно работающих агрегатов и по­ требителей, нормальные условия эксплуатации воздухопроводов, соответствие диаметров вентиляционных труб типам применяемых вентиляторов и т. п.

Электроэнергию геологические организации получают как от государственных сетей, так и от собственных установок. Важным источником экономии электроэнергии в геологических организа­ циях является сокращение её потерь в электрических сетях. Боль­ шая протяженность электролиний и малое значение коэффициента мощности приводит к значительным потерям электроэнергии. Ос­ новными мероприятиями, способствующими снижению расхода и стоимости электроэнергии на геологоразведочных работах, яі£ ляются:

1) канализация тока напряжением 6000 в и выше, для чего необ­ ходимо на участке иметь понизительные трансформаторные под­ станции, шире использовать железобетонные передвижные опоры для линий электропередач;

2) использование на отдельных рабочих местах индивидуальных электромоторов, мощность которых должна соответствовать мощнос­ ти агрегатов;

3)повышение коэффициента мощности (cos ф) путем примене­ ния статистических конденсаторов типа КМ-0,5;

4)организация максимальной загрузки и рациональное исполь­

зование электростанций;

125


5) внедрение схем быстродействующего форсирования возбуж­ дения электростанций и снижение количества параллельно рабо­ тающих агрегатов;

6) систематический контроль за рациональным расходованием электроэнергии.

Снижение себестоимости геологоразведочных работ в результа­ те сокращения расхода материалов, топлива, электроэнергии, а также снижения цен определяется по формуле

Ис = (100 — / м/ц •

100) - щ - .

где / м — индекс норм расходования

материалов; / ц — индекс цен

на материалы, Ум — удельный вес затрат на материалы в себестои­

мости,

%.

3.

Э к о н о м и я т р а н с п о р т н ы х р а с х о д о в . Особо

важное значение для снижения затрат на геологоразведочные ра­ боты имеет экономия транспортных расходов, составляющих 11% и более всей себестоимости, а годовые издержки исчисляются де­ сятками миллионов рублей.

В качестве производственного транспорта используется автомо­ бильный, тракторный, гужевой, вьючный, водный и авиационный. Целесообразность использования того или иного вида транспорта обусловливается условиями работ, категорией местности, време­ нем работы и другими факторами.

Одним из основных видов производственного транспорта, при­ меняемого на геологоразведочных работах, является автомобиль­ ный.'Он обеспечивает в большинстве случаев необходимую скорость доставки грузов и производственного персонала к участкам работ и обратно. На автомашинах монтируются буровые установки, гео­ физическая аппаратура и другие приборы.

Тракторный транспорт широко используется при монтажно-де­ монтажных работах, а так же при перевозке тяжеловесных и круп­ ногабаритных грузов.

Гужевой и вьючный виды транспорта применяются только в тех случаях, когда нет возможности использовать другие более выгод­ ные виды транспорта.

Авиационный транспорт используется обычно при производстве поисково-съемочных работ, для заброски партий и отрядов в район работ, при снабжении этих производственных звеньев материалами, снаряжением и продуктами, а также при обслуживании удаленных буровых вышек и отдельных горных выработок и т. п.

Для сокращения транспортных расходов большое значение име­ ет правильная организация и своевременное обеспечение полевых работ производственным транспортом, для чего необходимо:

правильно выбирать маршруты перевозок грузов;

правильно выбирать машины по грузоподъемности и прохо­ димости, соответствующие характеру и виду перевозимых грузов, дорожным условиям, объемам и видам выполняемых работ;

соблюдать правила технической эксплуатации машин, вы-

126


поднять график плановых осмотров и планово-предупредительных ремонтов транспортных средств;

улучшать материально-техническое снабжение запасными частями и авторезиной;

соблюдать правила кормления и ухода за лошадьми и други­ ми животными, занятыми на транспорте, содержать упряжь и повоз­ ки в исправном состоянии;

улучшать качество дорог;

организовывать работу транспорта по графику, внедрять кольцевой завоз грузов к участкам работы;

сокращать затраты времени на погрузочно-разгрузочные работы путем механизации этих работ;

сокращать непроизводительные перегоны производственного транспорта, улучшать загрузку машин, использовать при габарит­ ных перевозках автоприцепы и тракторный транспорт;

организовывать диспетчерскую службу на транспортных ра­ ботах и перевод их на хозяйственный расчет.

Повышение эффективности транспорта достигается за счет укруп­ нения автохозяйств и их рационального размещения. Опыт ра­ боты транспорта в укрупненных автохозяйствах характеризуется более высокими технико-экономическими показателями за счет широкой механизации погрузочно-разгрузочных работ, улучшения ремонтного обслуживания, повышения показателей технической готовности парка и использования грузоподъемности машин.

В геологической службе страны производится работа по укруп­ нению автохозяйств. Начиная с 1968 г. в Министерстве геологии

СССР было ликвидировано 134 мелких автохозяйства. Установление рациональной мощности автохозяйства тесно свя­

зано с рациональным размещением и радиусом действия автомо­ бильных перевозок от баз материально-технического снабжения до районов или участков работ. Основным критерием для установле­ ния оптимальной мощности и радиуса действия автомобильного хозяйства должна быть минимальная сумма приведенных эксплуа­ тационных и капитальных затрат, отнесенная на единицу транспорт­ ных работ (т, т/км).

При размещении автохозяйств нужно учитывать оптимальное приближение их к обслуживаемым участкам, ликвидации всех ви­ дов нерациональных перевозок и, в первую очередь, к сокращению нулевых пробегов.

4. Э к о н о м и я н а к л а д н ы х р а с х о д о в . В себестои­ мости геологоразведочных работ все еще значительная доля прихо­ дится на накладные расходы, из которых примерно половина при­ ходится на общехозяйственные расходы, которым следует уделять наибольшее внимание при разработке мероприятий по сокращенью накладных расходов. Особенно это касается вопросов штатной дис­ циплины, заработной платы, административно-хозяйственного пер­ сонала, командировочных и канцелярских расходов, а также транс­ портировки.

127


Не менее важное значение имеет также вопрос организации управления производством в геологических партиях и экспедициях.

Анализ данных по многим геологическим организациям пока­ зывает, что удельный вес вспомогательного персонала резко возрас­ тает по мере уменьшения объема работ партий. В связи с этим в ряде случаев геологоразведочные, поисково-разведочные и геофи­ зические партии, работающие на одних и тех же площадях и тер­ риториально тяготеющие друг к другу, целесообразно объединять в экспедиции, что дает возможность сокращать издержки не только по содержанию вспомогательного и административного персонала, но и другим статьям накладных расходов.

Объединение партий в экспедиции, кроме того, позволяет с большей полнотой использовать ресурсы, облегчает маневрирова­ ние ими. В экспедициях имеется возможность более рационально вести складское хозяйство, лучше оснащать оборудованием меха­ нические мастерские и улучшать обслуживание полевых партий по ремонту оборудования и материально-техническому снабжению. Все это создает благоприятные условия для использования имею­ щихся резервов производства и снижения затрат.

Выбор структуры управления геологоразведочным производ­ ством — дело сложное и трудное. Здесь необходимо учитывать мно­ гие обстоятельства: географические условия, характер геолого­ разведочных работ, их объем, продолжительность исследований на объектах и др. Рациональной структурой управления геологораз­ ведочным производством можно считать такую, которая выбрана с учетом всего многообразия условий и дает возможность наиболее оперативно руководить производственными и вспомогательными звеньями, улучшать их материально-техническое обеспечение, со­ блюдать установленные сроки производства геологоразведочных работ и добиваться максимального снижения их стоимости.

Увеличение объема производства по геологическим организа­ циям приводит к уменьшению условно-постоянных расходов, при­ ходящихся на единицу геологоразведочных работ. Снижение себе­ стоимости в этом случае можно определить по формуле

где q — увеличение объема работ, %; Уп — удельный вес условно­ постоянных расходов в себестоимости, %.

При удельном весе условно-постоянных расходов в пределах 15—20% увеличение объема геологоразведочных работ на 1% дает снижение себестоимости на 0,16—0,2%.

5. Прибыль и рентабельность геологических организаций

Одним из основных направлений экономической реформы, осуще­ ствляемой в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г). Пле­ нума ЦК КПСС, является усиление экономического стимулирова­

128


ния предприятий и организаций, в основе которого лежит распре­ деление чистого дохода (прибыли) между ними и государством. На большое значение прибыли обращал внимание В. И. Ленин. Он указывал, что каждое предприятие должно работать рентабельно, то есть полностью покрывать за счет доходов свои расходы и давать прибыль.

Прибыль геологических организаций (по основной деятельнос­ ти) до перехода на новую систему планирования слагалась глав­ ным образом из плановых накоплений и экономии от снижения се­ бестоимости геологоразведочных работ:

П — П Н 4 - Э с.

При новой системе планирования появляется еще один источник образования прибыли — экономия от сокращения объемов геоло­ горазведочных работ при выполнении геологических заданий:

П — П Н -}- Э с + З о б .

В табл. 22 приведены данные об удельном весе источников фор­ мирования прибыли в геологических организациях Министерства геологии СССР, а на рис. 4 — ее распределение.

Т а б л и ц а 22

Источники формирования прибыли в геологических организациях Министерства геологии СССР (в % к общей сумме прибыли)

Источники формирования прибыли

1968 г.

1969 г.

1970 г.

1971 г.

Плановые накопления и экономия от

 

 

 

 

снижения

себестоимости геологораз­

69,6

80,0

89,8

89,5

ведочных

работ

Экономия физических объемов работ

20,8

10,2

6,8

Применение более эффективных спо­

4,5

5,8

1,5

10,5

собов и видов работ

Изменение горно-геологических усло­

5,1

4,0

1,9

_

вий

 

И т о г о

100

100

100

100

Кроме прибыли по основной деятельности (выполнение геолого­ разведочных работ), у геологических организаций может образо­ ваться прибыль за счет других источников (реализация*выбывшего имущества, продукции и услуг вспомогательных производств,

и др.).

Различают балансовую и расчетную прибыль. Балансовая при­ быль — это общая сумма прибыли, полученная в результате всей хозяйственной деятельности геологической организации. Расчетная прибыль — это балансовая прибыль за вычетом платы за фонды и процентов за банковский кредит.

1 /2 5 3-2634

129