Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные концентрации (3—9 мг/м3) обнаружены в приточ­ ной камере и вестибюле.

Таким образом, по общепринятым показателям за­

грязнения воздуха

(содержание углекислого

газа, тя­

желых ионов, пыли,

окиси углерода и бактерий) воздух

учебных

помещений

можно считать

чистым.

Наилуч­

шие

при

исследованных режимах

условия

создаются

при

подаче в учебные помещения 12—16 м3 воздуха в

1ч на одного учащегося.

3.Поскольку система вентиляции служит одновре­ менно и системой отопления, температура воздуха в классах (в пасмурные дни) зависит от количества по­ даваемого воздуха и температуры воздушного факела.

При расчете этих показателей в проекте были учте­ ны теплозащитные свойства ограждающих конструкций и размещение помещений (рядовые и торцовые клас­ сы). Как показали исследования, в утренние часы до занятий в классах 1-го и 2-го этажей создаются бла­

гоприятные температурные

условия даже при

подаче

в них воздуха температуры

31—40° по 5—10 м3/ч на

учащегося/ В то же время в классах 3-го этажа,

даже

торцовых, при такой температуре теплоносителя в свя­ зи с увеличенным притоком воздуха (12—17 м3/ч) в отдельные дни уже до занятий температура воздуха превышает 22°, а к концу занятий колеблется от 22,6 до 23,7°. Снижение в этих условиях температуры факе­ ла до 22—23° отражается на температуре воздуха в классах. В утренние часы температура воздуха дохо­ дит до 14—16°, однако к концу занятий она повыша­ ется до 21—22°.

В табл. 31 представлена зависимость средней темпе­ ратуры воздуха в различных учебных помещениях в конце урока от температуры наружного воздуха, рас­ положения класса, характера•остекления, количества подаваемого воздуха и температуры факела (средние данные, полученные на 290 уроках по результатам ра­ зовых замеров и при обработке 28 недельных термо­ грамм) .

Так как благоприятные условия воздушной среды наблюдались при подаче в учебные помещения 500— 600 м3 воздуха в 1 ч (15—16 м3 на учащегося), то, оче­ видно, при температуре наружного воздуха до —15°

,температура факела должна составлять для рядовых классов 21—22°, а> торцовых — от 23 до 26°.

201


Т а б л и ц а 31

Температура воздуха учебных помещений в зависимости от их рас­ положения, объема и температуры приточного воздуха (средние данные при отсутствии инсоляции)

Темпе­

Темпе­

 

Объем подаваемого

воздуха, м*/ч

 

ратура

ратура

 

 

 

 

торцовые

наруж­

пода­

 

рядовые классы

ного

ваемо­

 

 

 

 

классы

воздуха,

го воз-

 

 

 

 

более

°С

духа, °С

до 250

250-400

400-500

500-600

 

 

600

От —4

21—22

18,6+ 0,23

 

20,5+ 0,25

20,6±0,15

17,9±0,17

до

23-24

19,3+0,16

20,0 + 0,31

20,9+ 0,16

21,4± 0,19

19,2+ 0,18

—15

25-26

19,8+ 0,13

 

22,4+ 0,13

22,7±0,10

21,0 ±0,11

 

27—28

20,9+ 0,19

21,2 + 0,06

22,3+ 0,07

23,2±0,24

22,3±0,09

 

29—30

21,7+ 0.10

21.8 + 0,12

22,7+ 0,10

 

31-32

23,0+ 0,46

 

23,6+ 0,16

 

 

 

Более

 

23,8±0,11

 

 

32

 

 

 

От

21—22

17,6+ 0,22

18,0+ 0,22

18,3+ 0,21

18,7±0,24

16,9± 0,25

— 16

23—24

 

18,4+ 0,24

19,2±0,23

19,8± 0,22

17,5± 0,18

Д О

25-26

18,5+ 0,18

 

19,7±0,19

20,5±0,26

18,7+ 0,27

-24

27—28

19,6+ 0,27

20,1 ±0,26

20,7±0,23

21,2±0,22

19,6±0,27

 

29-30 20,5-1-0.27

 

21,1 ±0,25

21,5 ± 0,26

20,6+ 0,18

 

31—32

 

22,0+ 0,19

 

21,9 ± 0,21

 

Более

 

22,4 ±0,28

 

20,9± 0 , 9

 

32

21,6+ 0,27

 

 

'При наружной температуре ниже —15° температура факела в 21—22° обеспечивает нормативную темпера­ туру воздуха лишь в рядовых классах при подаче воз­ духа в них 400—600 м3/ч; в торцовых же классах необ­

ходимо ее повышение

до

25—30°. В

рядовых

классах

возможна подача воздуха

температуры 26°, а

в

тор­

цовых— до 32°.

дни

(интенсивность

излучения

0,5—

В солнечные

1 кал/см2), особенно

при

температуре атмосферного

воздуха — 5° и

температуре

факела

+22,6°

в классе

2-го этажа к концу занятий температура воздуха до­ стигала 25°. В том же классе при температуре атмос­ ферного воздуха •—19,4°, температуре факела 32° и по­ даче в класс воздуха 380 м3/ч температура в центре помещения составляла 24°, у окон 28,7°. Это подтверж­ дает, с одной стороны, положение о недопустимости применения в школах ленточного остекления без солн­ цезащитных устройств, а с другой — о необходимости

202


О

- -

о

б1,5

о

.сч

3 < в

 

 

о 1.2

3 '°

3 1,2

 

 

Высота, ri

2,25

1,60

0,75

0,05

Температура воздуха,°С

Высота, а

б

1

Температура воздуха, °С

37. Распределение температур в классах с разными видами отопле­ ния и остекления.

I — планы

классов и

точки

замеров

температуры

воздуха;

I I — градиенты

температур

по горизонтали

и вертикали;

а — класс

1-го этажа с

тройным

остеклением, воздушное

отопление; б — класс 1-го

этажа с двойным

остекле­

нием, воздушное отопление;

в — класс

2-го

этажа

с

тройным

остеклением н

 

 

радиаторным

отоплением.

 

 

 

 

автоматического регулирования температуры подава­ емого воздуха в зависимости не только от температуры атмосферного воздуха, но и от интенсивности инсоляции.

В рекреациях температура воздуха даже при выклю­ чении 60% секций батарей составляла 18—21°, что, повидимому, объясняется хорошей герметизацией светопроемов и поступлением теплого воздуха из классов.

203


4. Температурный режим учебных помещений с воз­ душным отоплением значительно лучше, чем в классе с обычным радиаторным отоплением (рис. 37).

Перепад температуры воздуха по горизонтали и высо­ те в классах с тройным остеклением и воздушным отоп­ лением значительно меньше, чем в классах с радиатор­ ным отоплением. В классах с воздушным отоплением в зоне пребывания учащихся (на высоте 0,75—1,5 м от пола) градиенты температуры воздуха колебались от 1 до 1,5°, а у потолка достигали 2,5°; в классе с ради­ аторным отоплением они составляли соответственно 2,5—4°. Незначительны и градиенты температуры воз­ дух — ограждение.

5. До включения системы увлажнения во всех по­ мещениях отмечалась очень низкая влажность воздуха. Относительная влажность воздушного факела колеба­ лась от 15 до 24%, а воздуха помещений — от 16 до 22% до занятий и от 20 до 28% в конце их. При высо­ кой температуре воздуха у некоторых учащихся это вызывало носовые кровотечения. После того как было введено увлажнение, влажность воздуха в классах по­ высилась до 38—42% до занятий и до 48% к концу их.

6. Подвижность

воздуха

в классах при подаче не­

больших объемов

воздуха

(200—400 м3/ч) оказалась

небольшой — от 0,02 до

0,03 м/с. Воздух ощущался

как застойный. При подаче 600—700 м3/ч скорость его возрастала: на выходе у приточного отверстия она ко­ лебалась от 0,6 до 1,5 м/с, у противоположной приточ­ ным отверстиям стены— до 0,2—0,6 м/с; ток воздуха ощущался в нижней зоне помещения, однако он не вы­ зывал неприятных ощущений у школьников в связи с достаточно высокой температурой.

7. Радиационный режим учебных помещений с лен­ точным остеклением при одинаковой температуре на­ ружного воздуха и равных теплопоступлениях, обеспе­ чивающих среднюю температуру воздуха 18—20°, ока­ зался различным в зависимости от отопительно вентиляционных систем и характера остекления (табл. 32). Особенно велики были эти различия при наружной температуре ниже •—15°.

Температура внутренних поверхностей наружных ог­ раждений в классах с воздушным отоплением, совме­ щенным с приточной вентиляцией, была близка к тем­ пературе воздуха; средняя радиационная температура

204


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 32

Температура

ограждений и средняя

радиационная температура в

зависимости от системы вентиляции и отоп­

ления,

характера

остекления

и наружных температур (температура воздуха помещений 18—20°)

 

 

 

Темпе­

Темпе­

Темпе­

Средняя

Темпе­

Темпе­

Темпе­

Средняя

 

 

ратура

Характер отопления,

воздуха

ратура

ратура

радиаци­

ратура

ратура

ратура

радиаци­

у наруж­

наружной

остек­

онная

воздуха

наружной

остек­

онная

вентиляции

и остекления

ной

стены

ления

темпе­

у наруж­

стены

ления

темпе­

помещений

степы

 

 

ратура

ной стены

 

 

ратура

 

 

при температуре наружного воздуха д о —15°

при температуре наружного воздуха

ниже —15°

Класс с радиаторным

 

 

 

 

 

 

 

 

отоплением,

вытяжной

 

 

 

 

 

 

 

 

вентиляцией и двойным

15,1—18,2

14,3—17,2

6,4—11,3

15,7—19,6

9,6—14,3

8,2—16,4

1,2—9,5

14,3—18,2

остеклением

 

Класс с приточной вен­

 

 

 

 

 

 

 

 

тиляцией, воздушным

 

 

 

 

 

 

 

 

отоплением и двойным

17,4—20,7

17,3—21,0

8,4—12,7

17,9—21,3

17,2—21,3

16,9—18,3

7,0—11,6

16,8—19,6

остеклением

 

Класс с приточной вен­

 

 

 

 

 

 

 

 

тиляцией, воздушным

 

 

 

 

 

 

 

 

отоплением и тройным

17,8—22,8

17,3—20,6

10,4—19,7

18,7—22,4-

19,0—21,4

17,1—18,4

9,3—16,5

.17,7—21,4

остеклением

 

ю

о

сл