Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ные концентрации (3—9 мг/м3) обнаружены в приточ ной камере и вестибюле.
Таким образом, по общепринятым показателям за
грязнения воздуха |
(содержание углекислого |
газа, тя |
|||
желых ионов, пыли, |
окиси углерода и бактерий) воздух |
||||
учебных |
помещений |
можно считать |
чистым. |
Наилуч |
|
шие |
при |
исследованных режимах |
условия |
создаются |
|
при |
подаче в учебные помещения 12—16 м3 воздуха в |
1ч на одного учащегося.
3.Поскольку система вентиляции служит одновре менно и системой отопления, температура воздуха в классах (в пасмурные дни) зависит от количества по даваемого воздуха и температуры воздушного факела.
При расчете этих показателей в проекте были учте ны теплозащитные свойства ограждающих конструкций и размещение помещений (рядовые и торцовые клас сы). Как показали исследования, в утренние часы до занятий в классах 1-го и 2-го этажей создаются бла
гоприятные температурные |
условия даже при |
подаче |
в них воздуха температуры |
31—40° по 5—10 м3/ч на |
|
учащегося/ В то же время в классах 3-го этажа, |
даже |
торцовых, при такой температуре теплоносителя в свя зи с увеличенным притоком воздуха (12—17 м3/ч) в отдельные дни уже до занятий температура воздуха превышает 22°, а к концу занятий колеблется от 22,6 до 23,7°. Снижение в этих условиях температуры факе ла до 22—23° отражается на температуре воздуха в классах. В утренние часы температура воздуха дохо дит до 14—16°, однако к концу занятий она повыша ется до 21—22°.
В табл. 31 представлена зависимость средней темпе ратуры воздуха в различных учебных помещениях в конце урока от температуры наружного воздуха, рас положения класса, характера•остекления, количества подаваемого воздуха и температуры факела (средние данные, полученные на 290 уроках по результатам ра зовых замеров и при обработке 28 недельных термо грамм) .
Так как благоприятные условия воздушной среды наблюдались при подаче в учебные помещения 500— 600 м3 воздуха в 1 ч (15—16 м3 на учащегося), то, оче видно, при температуре наружного воздуха до —15°
,температура факела должна составлять для рядовых классов 21—22°, а> торцовых — от 23 до 26°.
201
Т а б л и ц а 31
Температура воздуха учебных помещений в зависимости от их рас положения, объема и температуры приточного воздуха (средние данные при отсутствии инсоляции)
Темпе |
Темпе |
|
Объем подаваемого |
воздуха, м*/ч |
|
|
ратура |
ратура |
|
|
|
|
торцовые |
наруж |
пода |
|
рядовые классы |
’ |
||
ного |
ваемо |
|
|
|
|
классы |
воздуха, |
го воз- |
|
|
|
|
более |
°С |
духа, °С |
до 250 |
250-400 |
400-500 |
500-600 |
|
|
|
600 |
||||
От —4 |
21—22 |
18,6+ 0,23 |
|
20,5+ 0,25 |
20,6±0,15 |
17,9±0,17 |
до |
23-24 |
19,3+0,16 |
20,0 + 0,31 |
20,9+ 0,16 |
21,4± 0,19 |
19,2+ 0,18 |
—15 |
25-26 |
19,8+ 0,13 |
|
22,4+ 0,13 |
22,7±0,10 |
21,0 ±0,11 |
|
27—28 |
20,9+ 0,19 |
21,2 + 0,06 |
22,3+ 0,07 |
23,2±0,24 |
22,3±0,09 |
|
29—30 |
21,7+ 0.10 |
21.8 + 0,12 |
22,7+ 0,10 |
||
|
31-32 |
23,0+ 0,46 |
|
23,6+ 0,16 |
|
|
|
Более |
|
23,8±0,11 |
|
||
|
32 |
|
|
|
||
От |
21—22 |
17,6+ 0,22 |
18,0+ 0,22 |
18,3+ 0,21 |
18,7±0,24 |
16,9± 0,25 |
— 16 |
23—24 |
|
18,4+ 0,24 |
19,2±0,23 |
19,8± 0,22 |
17,5± 0,18 |
Д О |
25-26 |
18,5+ 0,18 |
|
19,7±0,19 |
20,5±0,26 |
18,7+ 0,27 |
-24 |
27—28 |
19,6+ 0,27 |
20,1 ±0,26 |
20,7±0,23 |
21,2±0,22 |
19,6±0,27 |
|
29-30 20,5-1-0.27 |
|
21,1 ±0,25 |
21,5 ± 0,26 |
20,6+ 0,18 |
|
|
31—32 |
|
22,0+ 0,19 |
|
21,9 ± 0,21 |
|
|
Более |
|
22,4 ±0,28 |
|
20,9± 0 , 9 |
|
|
32 |
21,6+ 0,27 |
|
|
'При наружной температуре ниже —15° температура факела в 21—22° обеспечивает нормативную темпера туру воздуха лишь в рядовых классах при подаче воз духа в них 400—600 м3/ч; в торцовых же классах необ
ходимо ее повышение |
до |
25—30°. В |
рядовых |
классах |
|||
возможна подача воздуха |
температуры 26°, а |
в |
тор |
||||
цовых— до 32°. |
дни |
(интенсивность |
излучения |
0,5— |
|||
В солнечные |
|||||||
1 кал/см2), особенно |
при |
температуре атмосферного |
|||||
воздуха — 5° и |
температуре |
факела |
+22,6° |
в классе |
2-го этажа к концу занятий температура воздуха до стигала 25°. В том же классе при температуре атмос ферного воздуха •—19,4°, температуре факела 32° и по даче в класс воздуха 380 м3/ч температура в центре помещения составляла 24°, у окон 28,7°. Это подтверж дает, с одной стороны, положение о недопустимости применения в школах ленточного остекления без солн цезащитных устройств, а с другой — о необходимости
202
О
- -
о
б1,5
о
.сч
3 < в |
|
|
о 1.2 |
3 '° |
3 1,2 |
|
|
Высота, ri
2,25
1,60
0,75
0,05
Температура воздуха,°С
Высота, а
б
1
Температура воздуха, °С
37. Распределение температур в классах с разными видами отопле ния и остекления.
I — планы |
классов и |
точки |
замеров |
температуры |
воздуха; |
I I — градиенты |
|||
температур |
по горизонтали |
и вертикали; |
а — класс |
1-го этажа с |
тройным |
||||
остеклением, воздушное |
отопление; б — класс 1-го |
этажа с двойным |
остекле |
||||||
нием, воздушное отопление; |
в — класс |
2-го |
этажа |
с |
тройным |
остеклением н |
|||
|
|
радиаторным |
отоплением. |
|
|
|
|
автоматического регулирования температуры подава емого воздуха в зависимости не только от температуры атмосферного воздуха, но и от интенсивности инсоляции.
В рекреациях температура воздуха даже при выклю чении 60% секций батарей составляла 18—21°, что, повидимому, объясняется хорошей герметизацией светопроемов и поступлением теплого воздуха из классов.
203
4. Температурный режим учебных помещений с воз душным отоплением значительно лучше, чем в классе с обычным радиаторным отоплением (рис. 37).
Перепад температуры воздуха по горизонтали и высо те в классах с тройным остеклением и воздушным отоп лением значительно меньше, чем в классах с радиатор ным отоплением. В классах с воздушным отоплением в зоне пребывания учащихся (на высоте 0,75—1,5 м от пола) градиенты температуры воздуха колебались от 1 до 1,5°, а у потолка достигали 2,5°; в классе с ради аторным отоплением они составляли соответственно 2,5—4°. Незначительны и градиенты температуры воз дух — ограждение.
5. До включения системы увлажнения во всех по мещениях отмечалась очень низкая влажность воздуха. Относительная влажность воздушного факела колеба лась от 15 до 24%, а воздуха помещений — от 16 до 22% до занятий и от 20 до 28% в конце их. При высо кой температуре воздуха у некоторых учащихся это вызывало носовые кровотечения. После того как было введено увлажнение, влажность воздуха в классах по высилась до 38—42% до занятий и до 48% к концу их.
6. Подвижность |
воздуха |
в классах при подаче не |
больших объемов |
воздуха |
(200—400 м3/ч) оказалась |
небольшой — от 0,02 до |
0,03 м/с. Воздух ощущался |
как застойный. При подаче 600—700 м3/ч скорость его возрастала: на выходе у приточного отверстия она ко лебалась от 0,6 до 1,5 м/с, у противоположной приточ ным отверстиям стены— до 0,2—0,6 м/с; ток воздуха ощущался в нижней зоне помещения, однако он не вы зывал неприятных ощущений у школьников в связи с достаточно высокой температурой.
7. Радиационный режим учебных помещений с лен точным остеклением при одинаковой температуре на ружного воздуха и равных теплопоступлениях, обеспе чивающих среднюю температуру воздуха 18—20°, ока зался различным в зависимости от отопительно вентиляционных систем и характера остекления (табл. 32). Особенно велики были эти различия при наружной температуре ниже •—15°.
Температура внутренних поверхностей наружных ог раждений в классах с воздушным отоплением, совме щенным с приточной вентиляцией, была близка к тем пературе воздуха; средняя радиационная температура
204
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 32 |
|
Температура |
ограждений и средняя |
радиационная температура в |
зависимости от системы вентиляции и отоп |
||||||
ления, |
характера |
остекления |
и наружных температур (температура воздуха помещений 18—20°) |
|
|||||
|
|
Темпе |
Темпе |
Темпе |
Средняя |
Темпе |
Темпе |
Темпе |
Средняя |
|
|
ратура |
|||||||
Характер отопления, |
воздуха |
ратура |
ратура |
радиаци |
ратура |
ратура |
ратура |
радиаци |
|
у наруж |
наружной |
остек |
онная |
воздуха |
наружной |
остек |
онная |
||
вентиляции |
и остекления |
ной |
стены |
ления |
темпе |
у наруж |
стены |
ления |
темпе |
помещений |
степы |
|
|
ратура |
ной стены |
|
|
ратура |
|
|
|
при температуре наружного воздуха д о —15° |
при температуре наружного воздуха |
ниже —15° |
|||||
Класс с радиаторным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отоплением, |
вытяжной |
|
|
|
|
|
|
|
|
вентиляцией и двойным |
15,1—18,2 |
14,3—17,2 |
6,4—11,3 |
15,7—19,6 |
9,6—14,3 |
8,2—16,4 |
1,2—9,5 |
14,3—18,2 |
|
остеклением |
|
||||||||
Класс с приточной вен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тиляцией, воздушным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отоплением и двойным |
17,4—20,7 |
17,3—21,0 |
8,4—12,7 |
17,9—21,3 |
17,2—21,3 |
16,9—18,3 |
7,0—11,6 |
16,8—19,6 |
|
остеклением |
|
||||||||
Класс с приточной вен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тиляцией, воздушным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отоплением и тройным |
17,8—22,8 |
17,3—20,6 |
10,4—19,7 |
18,7—22,4- |
19,0—21,4 |
17,1—18,4 |
9,3—16,5 |
.17,7—21,4 |
|
остеклением |
|
ю
о
сл