Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Me спускалась 'ниже 16,8°, тогда как в учебных поме* щениях с радиаторным отоплением и вытяжной венти ляцией температура наружных стен падала до 9,6°, а средняя радиационная — до 14,3°. При двойном остек лении светопроемов температура внутренней поверхно сти стекла была низкой независимо от санитарно-тех нических систем, однако при воздушном отоплении минимальные ее значения составляли 7°, а при радиатор ном— 1,2°.
Благодаря тройному остеклению она повышалась (в классах с воздушным отоплением) и минимальные ее значения составляли 9,3—10,4°. Разница между тем пературой воздуха у первого ряда парт и температу рой остекления лишь в двух случаях из 26 (при тем пературе воздуха 24°) оказалась более 6°. Улучшение радиационного режима учебных помещений с воздуш ным отоплением и приточной вентиляцией по сравне нию с классами, имеющими радиаторное отопление и вытяжную вентиляцию, объясняется следующими при чинами: во-первых, поступление в классы большого ко личества воздуха, как уже говорилось, повышает дав ление его по отношению к атмосферному и исключает инфильтрацию холодного воздуха внутрь помещений со стороны наружных ограждений, что уменьшает воз можность понижения их температуры. Во-вторых, по дача струи нагретого воздуха на потолок превращает его в нагретую панель. Она служит вторичным источ ником теплового излучения. Таким образом, система воздушного отопления не чисто конвективная.
По данным А. М. Шкловера (1956), доля конвекци онного тепла, поступающего в помещение и передава емого ограждениям, составляет при лучистом отопле нии 0, при радиаторном 0,7—0,85, а при воздушном 1. Расчеты, произведенные по нашей просьбе инженерами И. Ф. Усенко и А. А. Мерзлютиным, показали, что в обследованных школах 90% тепла поступает в поме щение конвекционным путем (нагретый воздух), а на долю теплоизлучения приходится около 10% общих теплопоступлений. Так, при температуре воздушного факела от 23 до 30° температура потока колебалась от 22 до 25° у выхода струи до 17—20° у противоположной стены (средняя 18—20°). Увеличение температуры факе ла до 30—40° повышало температуру потока до 30—35° и 19—22° соответственно (средняя температура 21—
206
25°). Температура стены, в которой заложен воздухо вод, изменялась в меньшей степени: от 18 до 23° во всем исследованном диапазоне температуры факела. Следует отметить, что зона высоких температур потол ка была небольшой и ограничивалась площадью 1 — 1,5 м2 у места соприкосновения с нагретой струей воз духа. Дальше воздушная струя веерообразно расширя лась, что увеличивало площадь нагрева потока, но резко уменьшало ее интенсивность. Повышение темпера туры ограждений в помещении с воздушным отоплени ем отмечается и в жилье (X. А. Заривайская, 1964; И. Л. Винокур, 1966).
Таким образом, на основе результатов анализа полу ченных данных можно утверждать, что, хотя система воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, еще далека от совершенства и не позволяет создавать в учебных помещениях устойчивого воздухообмена, при подаче воздуха 15—16 м3/ч на одного учащегося, его увлажнении и температуре факела до 22—30° (в зави симости от температуры наружного воздуха) в школах с ленточным остеклением она имеет явные преимуще ства перед системой вытяжной вентиляции с водяным отоплением. Об этом свидетельствуют сводные данные табл. 33. Поступление больших объемов подогретого в системе воздушного отопления воздуха не только улуч шает его физико-химические свойства в учебных поме щениях, но и создает положительное по отношению к рекреациям и открытой атмосфере давление, исключа ет поступление в классы верхних этажей загрязненного воздуха из нижних и инфильтрацию холодного возду ха через неплотности окон и стыков панелей (неоргани зованный приток). С гигиенических позиций она может уступать лишь системе децентрализованной подачи в- помещения неподогретого воздуха.
На основании этих данных в СНиП Н-Л.4-62 «Нормы проектирования общеобразовательных школ» внесен пункт, рекомендующий применение в школьном строи тельстве для II и III климатических районов систем приточной вентиляции либо путем децентрализованной подачи неподогретого воздуха настильной струей на по толок, либо централизованной в системе воздушного отопления. Вытяжная вентиляция была сохранена для учебных помещений школ IV климатического района в расчете на их широкую аэрацию и для санитарных уз-
207
|
|
|
Т а б л и ц а 33 |
Состояние воздушной |
среды в учебных |
помещениях |
школ (классы |
3-го этажа) |
при различных системах вентиляции |
||
|
|
Система вентиляции |
|
Показатели, характеризующие |
|
приточная |
|
состояние воздушной среды |
вытяжная |
в системе |
|
|
|
воздушного |
|
|
|
|
отопления |
Кратность воздухообмена в 1 ч |
1,5-6 |
1,5—5 |
|
|
СОг, мг% |
0,15—0,2 |
0,08—0,04 |
Содержание в воздухе |
СО. мг/мэ |
3—10 |
3—9 |
Пыли, мг/м3 |
6—’18 |
2,2—4,2 |
|
|
Бактерий |
До 200 000 |
До 6000 |
Температура воздуха, °С |
20—24 |
18—22 |
|
Влажность воздуха, % |
38—80 |
20—48 |
|
Подвижность воздуха, м/с |
0,2-0,3 |
0,2—0,6 |
|
Температурные градиенты, °С |
3—5 |
1,5—2,5 |
|
Перетекание воздуха из класса в |
Есть |
Нет |
|
класс |
|
лов (с обязательным механическим побуждением) в школах II и III климатических районов. В то же время указывалось, что рекомендации, определяющие детали проектирования этих санитарно-технических систем, предварительны и требуют проверки и уточнений.
Дальнейшие исследования системы воздушного отоп ления позволили рекомендовать:
1) применение перепускных устройств для уменьше ния подпора и удаления воздуха из классов в рекреа ции и обеспечения возможности аэрации учебных поме щений при плюсовой температуре наружного воздуха;
2)увеличение сечения каналов вытяжной вентиляции
иприменения механического побуждения в санитарных узлах для усиления вытяжки и уменьшения количества воздуха, попадающего в рекреации 3-го этажа;
3) уменьшение количества нагревательных приборов в рекреациях, где температура воздуха была очень вы сокой;
4) проектирование систем, работающих лишь на прямоточном режиме, так как наблюдения за температу рой и влажностью воздуха в ночные часы и отчасти за температурой ограждений (раннее утро и вечер) при
208
выключенной системе воздушного отопления показали нецелесообразность применения рециркуляционного ре жима;
5) |
расчетную температуру факела +30° при подаче |
|
на учащегося воздуха из расчета |
15—16 м3/ч. |
|
Все |
эти рекомендации были |
учтены сантехниками |
при |
проектировании приточной вентиляции, совмещен |
|
ной |
с воздушным отоплением в |
школе № 479 Москвы. |
В этой школе в 1965—-1967 гг. |
совместно с авторами |
была проведена проверка правильности указанных ре комендаций. Одновременно были продолжены исследо вания воздушной среды в других школах с изучением теплового состояния школьников с целью уточнения оп тимальных температурных параметров воздуха клас сных комнат, а следовательно, и расчетных данных отопительно-вентиляционных систем. Для подогрева, очистки и увлажнения воздуха в школе № 479 Москвы, как и в остальных 30 школах, построенных в Москве в 1967—1968 гг., были установлены кондиционеры. Повы шение устойчивости системы достигалось раздельной подачей воздуха в каждый класс. При расчете теплопоступлений были учтены тепловыделения учащихся (расчетная температура воздуха 16—17°). Увеличение температуры торцовых классов и учебных помещений верхнего этажа компенсировалось не столько путем увеличения объемов воздуха (расчет 18 м3/ч на од ного учащегося), сколько за счет повышения темпера туры воздушного факела. Для этого в школе был осу ществлен двухступенчатый подогрев воздуха. Для ря довых классов воздух, поступающий через воздухоза борную шахту, нагревался до 25—27°, очищался на масляных фильтрах и увлажнялся с помощью одно рядных форсунок. Для второй группы помещений (тор цовых) он после дополнительного увлажнения мог по догреваться до 45°. Для уменьшения шума вентиляторы и калориферы были установлены на виброосновании, облицованы звукопоглощающим материалом и снабже ны диффузными глушителями с экраном.
Приточные отверстия в классах имеют удлиненную форму и снабжены веерообразными насадками, нагне тающими нагретый воздух под углом 45° на потолок. На внутренней стене каждого класса, отделяющей его от рекреации, на высоте 2,4 м от пола предусмотрены перепускные устройства (отверстия 10X25 см), закры-
209
тые шиберами и позволяющие регулировать объем уда ляемого из класса воздуха. Дежурное отопление в рек реациях и на лестничных клетках осуществлено путем установки воздухонагревателей шкафного типа: кало риферы КФС № 6 и № 9, закрытые фанерными щита ми с отверстиями 0,2X1,5 м в нижней и верхней их зоне (15 см от нола и 0,5 м от потолка). Зальная группа по мещений имела самостоятельную систему отопления (водяное — радиаторы М-140 или бетонные панели) и приточно-вытяжную вентиляцию.
. По проекту предусмотрено автоматическое и дистан ционное управление системой воздушного отопления, од нако оно было осуществлено лишь в школах, построен ных в 1967—1968 гг.
Результаты исследования воздушно-теплового режи ма в школе при наружной температуре от 0 до —35° и скорости ветра от 0 до 8 м/с в целом повторили при веденные выше данные и подтверждают возможность обеспечения оптимальных условий воздушной среды в учебных помещениях с приточной вентиляцией,, совме щенной с воздушным отоплением. Изменения, внесен ные в проект, повысили качество и эффективность рабо ты системы. Концентрация углекислоты в классах при постоянно действующей вентиляции к концу занятий ни разу не превысила 0,1 %, влажность воздуха повы силась до 38—51%, а в отдельных помещениях верх них этажей она иногда к концу уроков достигала 62%; запыленность воздуха колебалась от 1,9 до 5,1 мг/м3; изменения ее скорее зависели от качества уборки и ре жимных моментов.
Применение раздельной подачи воздуха' в каждое учебное помещение и перепускных устройств обеспечи ло большую устойчивость систем. Хотя объемы посту пающего в классы воздуха и в этой школе увеличива лись с 400 до 800 м3/ч при открытых фрамугах, это су щественно не сказывалось на воздухообмене соседних помещений. Постоянное поступление в классы больших объемов воздуха исключало инфильтрацию холодного воздуха в учебные помещения и создавало строго за кономерное перемещение воздушных масс из классов в рекреации (через перепускные устройства и под дверью) и санитарные узлы. Уменьшение теплопоступлений в системе дежурного отопления обеспечивало в рекреа циях более низкую, чем в классах, температуру возду
210
ха: 16—18°.против 19—23°. Разница температур в учеб ных и рекреационных помещениях колебалась от 2 до 5°, что положительно сказалось на самочувствии детей в перемену. Даже после интенсивной двигательной ак тивности в перемену школьники возвращались в класс с нормальными показателями теплового состояния и не жаловались, что им «жарко». .В ночные часы при вы ключенной системе воздушного отопления температура в илассах всего 4 раза (из 89 дней наблюдений) опу скалась ниже точки росы при температуре наружного воздуха —32—35°. Повышение расчетных параметров температуры воздушного факела в торцовых классах и
.учебных помещениях 3-го этажа до 45° .позволило осу ществлять быстрый нагрев воздуха в утренние часы: система включалась за 30—40 минут до прихода детей в школу и к началу занятий температура воздуха в клас сах достигала 18—19° даже при исходной (до включе ния системы) 12—14°.
Система воздушного отопления в первой эксперимен тальной школе (№ 819) действует безотказно уже в те чение 5 лет. За это время проводилась лишь периоди ческая очистка от пыли магистрального канала и калориферов приточной камеры. Накоплению пыли в вертикальных каналах препятствует постоянный ток воздуха (снизу вверх) со скоростью 1,3—2,4 м/с, и в очистке они не нуждались. Содержание окиси углерода, углекислоты и пыли в воздухе учебных помещений по сле 3 лет эксплуатации не увеличилось и составляло: окиси углерода от 4 до 10 мг/м3, углекислоты — от 0,04 до 0,09 мг/м3, пыли—от 2,4 до 5,1 мг/м3. Эксплуатация системы не представляет сложности и осуществляется завхозом школы, не имеющим технического образования. Сложность систем заключается в их монтаже и наладке перед пуском; в эксплуатации же они очень просты и позволяют регулировать теплопоступление в зависимости от температуры наружного воздуха и инсоляции. В неко торых школах для этого осуществлено автоматическое регулирование системы. В классах установлены термо элементы, регулирующие температуру помещений неза висимо от наружных метеорологических условий путем изменения температуры поступающего в помещения воз духа. Воздухообмен при этом почти не меняется.
Исследования показали также возможность примене ния для отопления рекреаций и лестничных клеток ка
211