Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36. Колебания объемов приточно­ го воздуха в клас­ сах со смежными приточными кана­ лами в зависимо­ сти от аэрации.

1— класс 1-го этажа, рядовой со смежными каналами; . 2 — класс 2-го этажа, рядовой со смежными кана­ лами; 3 — класс 3-го этажа торцевой; 4 — кдасс 3-го этажа, ря­ довой, расположен­ ный рядом с торце­ вым. X — открыта фрамуга; V — откры­

та дверь.

В.рекя исследования

мере обогревался, проходя через систему калориферов с температурой теплоносителя 95—70°. В .начале ото­ пительного сезона он не увлажнялся. Нагретый воздух в учебные помещения подавался через обычные венти­ ляционные отверстия, закрытые решетками (от 2 до 8 отверстий в каждом классе).

Результаты исследований, проведенных нами в ото­ пительный сезон 1964/65 года, позволили дать - общую гигиеническую оценку действующей системы и выявить ряд спорных положений, имеющих практическое и тео­ ретическое значение и требующих дальнейшего из­ учения.

1. Несмотря на наличие механического побуждения,

система в связи

с отсутствием наладки в процессе мон­

тажа

оказалась

чрезвычайно неустойчивой. При одном

и том

же количестве приточных отверстий в завиепмо-

196

сти от наличия в соседних помещениях открытых фра­ муг и дверей количество приточного воздуха колеба­

лось в широких пределаха — от 100 до

500

м3/ч, т. е. от

2

до 12

м3 на одного учащегося (рис.

36).

Как видно

из

этого

рисунка, в двух смежных классах

1-го этажа

с одним приточным каналом количество поступающего воздуха зависит от того, открыты или закрыты в со­ седнем классе фрамуги. В перемену при открытых в обоих классах фрамугах объем приточного воздуха ус­

танавливается на каком-то среднем

уровне (200—

300 м3/ч), уменьшаясь в одном классе

и увеличиваясь

в другом. Количество приточного воздуха в торцовом классе 3-го этажа почти в 2 раза больше, чем в рядевых классах 1-го и даже 3-го этажа, и колеблется в пределах от 260 до 700 м3/ч в зависимости от провет­ ривания соседнего с ним и имеющего смежные каналы рядового класса. Но подача в учебные помещения да­ же малых объемов воздуха создает в них подпор по отношению к рекреациям и улице. Величина его колеб­ лется от 0,1 до 1,5 мм вод. ст., возрастая от первого эта­

жа к 3-му, и исключает поступление

в класс

воздуха

из рекреаций, а

в верхних этажах — и с

улицы через

фрамуги. Только

при направлении

ветра

со

стороны

классов через открытые фрамуги поступает некоторое количество атмосферного воздуха в классы 1-го и отчасти 2-го этажа. При ином направлении ветра и в штиль через фрамуги при закрытых дверях воздух лишь удаляется из классов.

Расположение на 1-м этаже помещений больших объемов, как и в школах с вытяжной вентиляцией, при­ водит к поступлению воздушных масс из учебных по­ мещений нижних этажей, актового и гимнастического залов и мастерских в рекреации верхних этажей, одна­

ко в связи

с наличием подпора воздуха в классах 2-го

и 3-го этажей

(повышенное его давление за счет при­

тока в классы

через систему вентиляции, совмещенной

с отоплением)

в этой школе загрязненный воздух пер­

вого этажа

не проникает

в классы, а удаляется

через

санузлы и

неплотности окон в рекреациях. Рекреации

3-го этажа

и

здесь не являются резервуаром

чистого

воздуха, а

рециркуляция воздуха из класса в класс

полностью исключается.

подпора воздуха в классах

К сожалению, наличие

исключает,

особенно в верхних этажах, и возможность

197


с о

00

 

Т а б л и ц а 29

Содержание углекислоты в воздухе помещений в зависимости

от количества приточного воздуха (средние и

минимально-максимальные

значения, %)

Количество

приточного воздуха, м3

100—200

200—300

300—400

400—500

 

 

 

Классы

 

1-й этаж

 

2-й этаж

число

концент­

число

концент­

иссле­

иссле­

дова­

рации

дова­

рация

ний

СОз. %

ний

СОз, %

8

0,073

6

0,068

 

, (0,06—0,09)

 

(0,06—0,09)

4

0,055

 

 

 

(0,04—0,07)

 

 

 

 

9

0,073

 

 

 

(0,065—0,08)

 

 

15

0,056

 

 

 

(0,04—0,07)

 

З-й этаж

число

 

концеит-

иссле­

1

дова­

1

рация

ний

1

СОз. %

5

0,06

 

(0,05—0,07)

12

0,043

 

(0,04—0,08)

Камера

 

число

концентрация

исследований

СОз, %

 

3

0,036

 

(0,03—0,04)

3

0,042

 

 

(0,03—0,045)

 

500—600

8

0,036

7

0,038

 

 

 

 

0,03—0,05)

 

(0,03—0,08)

 

 

Притока нет

 

 

3

0,085

4

0,035

 

 

 

 

(0,07—0,13)

 

(0,03—0,04)


аэрации их через фрамуги, не прибегая к сквозному проветриванию. Это особенно ощутимо при температу­ ре атмосферного воздуха от 0 до —15°, когда аэрация возможна и весьма желательна.

2. Состояние воздушной среды в классах определя­ ется количеством и качеством поступающего в него воз­ духа.

• Как видно из табл. 29, при этой системе вентиляции содержание углекислоты к концу урока в классах при одинаковом количестве поступающего воздуха почти не

изменяется

по этажам;

эта зависимость

сохраняется

лишь для рекреаций.

помещения

воздуха

от 240 до

При поступлении в

400 м3/ч (6

м3 и 10 м3

на учащегося) концентрация уг­

лекислоты

колеблется

от

0,04 до

0,09%. При увеличе­

нии притока до 500—600 м3/ч (12—15 м3 на ребенка) она снижается до 0,03—0,05%; качество воздуха при­ ближается к атмосферному.

При подаче в классы расчетных объемов воздуха (700 м3/ч) удается добиться и благоприятного ионного состава воздуха (табл. 30). По данным Р. Ф. Афанась­ евой (1960), в детских садах оптимальное соотношение отрицательных и положительных ионов устанавливется при подаче на ребенка 6 м3/ч. Однако централизован­ ная механическая вентиляция способствует сорбции ионов на стенах приточной камеры и требует для бла­ гоприятного ионного состава увеличения объемов вен­ тиляционного воздуха.

Если при подаче воздуха в помещения в объеме 200—250 м3/ч в глубине помещений почти не обнару­ живается легких отрицательных ионов и резко изме­ няется их соотношение, то при поступлении 500— 600 м3/ч число легких отрицательных ионов достигает 249 в 1 см3 в благоприятном сочетании с положитель­ ными (3. А. Плужникова, 1961).

Запыленность воздуха в учебных помещениях оказа­ лась небольшой. Она колеблется в зависимости от объ­ емов подаваемого воздуха от 2,4 до 3,3 мг/м3 в классах 1—2-го этажей и от 2,6 до 4,6 мг/м3 воздуха в классах 3-го этажа. В то же время в классах 3-го этажа с вы­ тяжной вентиляцией при отсутствии притока количе­ ство пыли в воздухе составляет 8—13 мг/м3.

Бактериальная загрязненность воздуха учебных поме­ щений в процессе занятий возрастает, но даже макси-

199



Т а б л и ц а 30 Ионный состав воздуха учебных помещений в зависимости от коли'

 

чества

поступающего

воздуха

(t □—10°,

v = l м/с)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ионный состав (в I см3 воздуха)

 

Условия

и место

 

 

легкие ноны

тяжелые ноны

 

 

 

 

 

 

 

 

исследования

 

 

отрица­

положи­

отрица­

положи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельные

тельные

тельные

тельные

Проем

открытого

окна

(t„ =

 

 

 

 

13,4°, влажность 45%, провет­

967

725

5900

9564

ривание сквозное)

 

 

 

Конец урока, открыта фрамуга,,

 

 

 

количество

воздуха

170—180

 

 

 

 

м3/ч

 

 

 

 

 

41 %):

 

 

 

 

(tn = 22—23°, влажность

514

879

5445

8420

у окна

 

 

 

 

 

у внутренней степы

 

 

0

445

2550

6150

Центр класса

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе 30 человек, все фра­

 

 

 

 

муги и дверь закрыты, количе­

 

 

 

 

ство приточного

воздуха 240

 

 

 

 

м3/ч

(tB=21,8°,

влажность

80

941

5400

6600

30%)

 

 

 

 

 

 

Конец

занятий,

все

фрамуги

 

 

 

 

закрыты, количество приточно­

 

 

 

 

го воздуха

630

м3/ч (t„=22,2°,

249

330

4450

6770

влажность 24%)

 

 

 

 

мальные ее значения не

превышают 6000 колоний на

1 л воздуха. Если учесть, что, по данным А. И. Канче­ ли и О. И. Дедабрпшвилп (1960), воздух, содержащий от 2000 до 5000 колоний в 1 л, считается чистым, то в классах с приточной вентиляцией дело обстоит благо­ получно. В то же время в контрольном классе с вы­ тяжной вентиляцией бактериальная загрязненность воздуха даже по минимальным ее значениям очень вы­ сока (8000 колоний в 1 л воздуха).

Концентрация окиси углерода в учебных помещениях находится в пря-мой зависимости от содержания ее в атмосферном воздухе. В зависимости от интенсивности движения транспорта содержание окиси углерода в ат­ мосферном воздухе колебалось у здания школы от 1 до 7 мг/м3 и от 5 до 12 мг/м3 на соседнем проезде (пре­ дельно допустимая концентрация 6 мг/м3). Аналогич-

200