Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
36. Колебания объемов приточно го воздуха в клас сах со смежными приточными кана лами в зависимо сти от аэрации.
1— класс 1-го этажа, рядовой со смежными каналами; . 2 — класс 2-го этажа, рядовой со смежными кана лами; 3 — класс 3-го этажа торцевой; 4 — кдасс 3-го этажа, ря довой, расположен ный рядом с торце вым. X — открыта фрамуга; V — откры
та дверь.
В.рекя исследования
мере обогревался, проходя через систему калориферов с температурой теплоносителя 95—70°. В .начале ото пительного сезона он не увлажнялся. Нагретый воздух в учебные помещения подавался через обычные венти ляционные отверстия, закрытые решетками (от 2 до 8 отверстий в каждом классе).
Результаты исследований, проведенных нами в ото пительный сезон 1964/65 года, позволили дать - общую гигиеническую оценку действующей системы и выявить ряд спорных положений, имеющих практическое и тео ретическое значение и требующих дальнейшего из учения.
1. Несмотря на наличие механического побуждения,
система в связи |
с отсутствием наладки в процессе мон |
|
тажа |
оказалась |
чрезвычайно неустойчивой. При одном |
и том |
же количестве приточных отверстий в завиепмо- |
196
сти от наличия в соседних помещениях открытых фра муг и дверей количество приточного воздуха колеба
лось в широких пределаха — от 100 до |
500 |
м3/ч, т. е. от |
||
2 |
до 12 |
м3 на одного учащегося (рис. |
36). |
Как видно |
из |
этого |
рисунка, в двух смежных классах |
1-го этажа |
с одним приточным каналом количество поступающего воздуха зависит от того, открыты или закрыты в со седнем классе фрамуги. В перемену при открытых в обоих классах фрамугах объем приточного воздуха ус
танавливается на каком-то среднем |
уровне (200— |
300 м3/ч), уменьшаясь в одном классе |
и увеличиваясь |
в другом. Количество приточного воздуха в торцовом классе 3-го этажа почти в 2 раза больше, чем в рядевых классах 1-го и даже 3-го этажа, и колеблется в пределах от 260 до 700 м3/ч в зависимости от провет ривания соседнего с ним и имеющего смежные каналы рядового класса. Но подача в учебные помещения да же малых объемов воздуха создает в них подпор по отношению к рекреациям и улице. Величина его колеб лется от 0,1 до 1,5 мм вод. ст., возрастая от первого эта
жа к 3-му, и исключает поступление |
в класс |
воздуха |
||
из рекреаций, а |
в верхних этажах — и с |
улицы через |
||
фрамуги. Только |
при направлении |
ветра |
со |
стороны |
классов через открытые фрамуги поступает некоторое количество атмосферного воздуха в классы 1-го и отчасти 2-го этажа. При ином направлении ветра и в штиль через фрамуги при закрытых дверях воздух лишь удаляется из классов.
Расположение на 1-м этаже помещений больших объемов, как и в школах с вытяжной вентиляцией, при водит к поступлению воздушных масс из учебных по мещений нижних этажей, актового и гимнастического залов и мастерских в рекреации верхних этажей, одна
ко в связи |
с наличием подпора воздуха в классах 2-го |
|||
и 3-го этажей |
(повышенное его давление за счет при |
|||
тока в классы |
через систему вентиляции, совмещенной |
|||
с отоплением) |
в этой школе загрязненный воздух пер |
|||
вого этажа |
не проникает |
в классы, а удаляется |
через |
|
санузлы и |
неплотности окон в рекреациях. Рекреации |
|||
3-го этажа |
и |
здесь не являются резервуаром |
чистого |
|
воздуха, а |
рециркуляция воздуха из класса в класс |
|||
полностью исключается. |
подпора воздуха в классах |
|||
К сожалению, наличие |
||||
исключает, |
особенно в верхних этажах, и возможность |
197
с о
00
|
Т а б л и ц а 29 |
Содержание углекислоты в воздухе помещений в зависимости |
от количества приточного воздуха (средние и |
минимально-максимальные |
значения, %) |
Количество
приточного воздуха, м3
100—200
200—300
300—400
400—500
|
|
|
Классы |
|
1-й этаж |
|
2-й этаж |
число |
концент |
число |
концент |
иссле |
иссле |
||
дова |
рации |
дова |
рация |
ний |
СОз. % |
ний |
СОз, % |
8 |
0,073 |
6 |
0,068 |
|
, (0,06—0,09) |
|
(0,06—0,09) |
4 |
0,055 |
|
|
|
(0,04—0,07) |
|
|
|
|
9 |
0,073 |
|
|
|
(0,065—0,08) |
|
|
15 |
0,056 |
|
|
|
(0,04—0,07) |
|
З-й этаж |
|
число |
|
концеит- |
иссле |
1 |
|
дова |
1 |
рация |
ний |
1 |
СОз. % |
5 |
0,06 |
|
(0,05—0,07) |
12 |
0,043 |
|
(0,04—0,08) |
Камера |
|
|
число |
концентрация |
|
исследований |
СОз, % |
|
3 |
0,036 |
• |
|
(0,03—0,04) |
|
3 |
0,042 |
|
|
(0,03—0,045) |
|
500—600 |
8 |
0,036 |
7 |
0,038 |
|
|
|
|
0,03—0,05) |
|
(0,03—0,08) |
|
|
Притока нет |
|
|
3 |
0,085 |
4 |
0,035 |
|
|
|
|
(0,07—0,13) |
|
(0,03—0,04) |
аэрации их через фрамуги, не прибегая к сквозному проветриванию. Это особенно ощутимо при температу ре атмосферного воздуха от 0 до —15°, когда аэрация возможна и весьма желательна.
2. Состояние воздушной среды в классах определя ется количеством и качеством поступающего в него воз духа.
• Как видно из табл. 29, при этой системе вентиляции содержание углекислоты к концу урока в классах при одинаковом количестве поступающего воздуха почти не
изменяется |
по этажам; |
эта зависимость |
сохраняется |
||
лишь для рекреаций. |
помещения |
воздуха |
от 240 до |
||
При поступлении в |
|||||
400 м3/ч (6 |
м3 и 10 м3 |
на учащегося) концентрация уг |
|||
лекислоты |
колеблется |
от |
0,04 до |
0,09%. При увеличе |
нии притока до 500—600 м3/ч (12—15 м3 на ребенка) она снижается до 0,03—0,05%; качество воздуха при ближается к атмосферному.
При подаче в классы расчетных объемов воздуха (700 м3/ч) удается добиться и благоприятного ионного состава воздуха (табл. 30). По данным Р. Ф. Афанась евой (1960), в детских садах оптимальное соотношение отрицательных и положительных ионов устанавливется при подаче на ребенка 6 м3/ч. Однако централизован ная механическая вентиляция способствует сорбции ионов на стенах приточной камеры и требует для бла гоприятного ионного состава увеличения объемов вен тиляционного воздуха.
Если при подаче воздуха в помещения в объеме 200—250 м3/ч в глубине помещений почти не обнару живается легких отрицательных ионов и резко изме няется их соотношение, то при поступлении 500— 600 м3/ч число легких отрицательных ионов достигает 249 в 1 см3 в благоприятном сочетании с положитель ными (3. А. Плужникова, 1961).
Запыленность воздуха в учебных помещениях оказа лась небольшой. Она колеблется в зависимости от объ емов подаваемого воздуха от 2,4 до 3,3 мг/м3 в классах 1—2-го этажей и от 2,6 до 4,6 мг/м3 воздуха в классах 3-го этажа. В то же время в классах 3-го этажа с вы тяжной вентиляцией при отсутствии притока количе ство пыли в воздухе составляет 8—13 мг/м3.
Бактериальная загрязненность воздуха учебных поме щений в процессе занятий возрастает, но даже макси-
199
Т а б л и ц а 30 Ионный состав воздуха учебных помещений в зависимости от коли'
|
чества |
поступающего |
воздуха |
(t □—10°, |
v = l м/с) |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Ионный состав (в I см3 воздуха) |
|||
|
Условия |
и место |
|
|
легкие ноны |
тяжелые ноны |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
исследования |
|
|
отрица |
положи |
отрица |
положи |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
тельные |
тельные |
тельные |
тельные |
Проем |
открытого |
окна |
(t„ = |
|
|
|
|
|||
13,4°, влажность 45%, провет |
967 |
725 |
5900 |
9564 |
||||||
ривание сквозное) |
|
|
|
|||||||
Конец урока, открыта фрамуга,, |
|
|
|
|||||||
количество |
воздуха |
170—180 |
|
|
|
|
||||
м3/ч |
|
|
|
|
|
41 %): |
|
|
|
|
(tn = 22—23°, влажность |
514 |
879 |
5445 |
8420 |
||||||
у окна |
|
|
|
|
|
|||||
у внутренней степы |
|
|
0 |
445 |
2550 |
6150 |
||||
Центр класса |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В классе 30 человек, все фра |
|
|
|
|
||||||
муги и дверь закрыты, количе |
|
|
|
|
||||||
ство приточного |
воздуха 240 |
|
|
|
|
|||||
м3/ч |
(tB=21,8°, |
влажность |
80 |
941 |
5400 |
6600 |
||||
30%) |
|
|
|
|
|
|
||||
Конец |
занятий, |
все |
фрамуги |
|
|
|
|
|||
закрыты, количество приточно |
|
|
|
|
||||||
го воздуха |
630 |
м3/ч (t„=22,2°, |
249 |
330 |
4450 |
6770 |
||||
влажность 24%) |
|
|
|
|
||||||
мальные ее значения не |
превышают 6000 колоний на |
1 л воздуха. Если учесть, что, по данным А. И. Канче ли и О. И. Дедабрпшвилп (1960), воздух, содержащий от 2000 до 5000 колоний в 1 л, считается чистым, то в классах с приточной вентиляцией дело обстоит благо получно. В то же время в контрольном классе с вы тяжной вентиляцией бактериальная загрязненность воздуха даже по минимальным ее значениям очень вы сока (8000 колоний в 1 л воздуха).
Концентрация окиси углерода в учебных помещениях находится в пря-мой зависимости от содержания ее в атмосферном воздухе. В зависимости от интенсивности движения транспорта содержание окиси углерода в ат мосферном воздухе колебалось у здания школы от 1 до 7 мг/м3 и от 5 до 12 мг/м3 на соседнем проезде (пре дельно допустимая концентрация 6 мг/м3). Аналогич-
200