Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
9
флота в целом находятся в зависимости от многих факторов. Главными из них являются следующие:
-развитие оружия и связанное с этим появление новых клас сов и типов боевых кораблей;
-развитие энергетических установок кораблей и судов;
-условия базирования сил флота;
-изменение способов (приемов) использования сил флота в
войне.
Действие всех перечисленных факторов |
проявляется недра- |
|
рывно и одновременно, т .ѳ . во взаимосвязи |
и взаимообусловлен |
|
ности. Так, принятие на вооружение |
торпед |
привело к появлению |
в составе флотов торпедных катеров, |
а это |
вызвало строитель |
ство нескольких разновидностей вспомогательных судов: торпѳдовозов для перевозки торпед морем; судов-целей для проведения учебных торпедных стрельб; торпедоловов для вылавливания всплывших учебных торпед; плавучих баз торпедных катеров для размещения и обслуживания личного состава.
Установка на корабли атомных реакторов вызвала необхо димость иметь в составе вспомогательного флота специальные суда для сбора, хранения, транспортировки и захоронения радиоактив ных отходов работающих атомных реакторов; суда для приготовле ния и передачи на атомные подводные лодки воды высокой чистоты; специальные суда-мастерские для ремонта загрязненного радиоак тивными веществами оборудования.
Наиболее существенное влияние на развитие вспомогатель ного флота и его технической оснащенности оказывают принятые в том или ином государстве взгляды на использование флота в войне, а также условия базирования сил флота. Например, в на
чале второй мировой войны считалось нормальным положение, когда корабли для боя готовились в хорошо оборудованных военно-мор ских базах. По готовности корабли выходили в море, участвовали в боевых действиях в течение своей автономности. Израсходовав взятые в море боеприпасы и топливо, корабли возвращались для пополнения запасов в пункты базирования. Пункты базирования располагали многочисленными высокопроизводительными береговыми комплексами тылового обеспечения и обслуживания кораблей. К ним можно отнести ремонтные предприятия, склады с запасами ма-
Зак. І042р
ІО
тѳриальвых средств, учреждения медицинского обслуживания личного состава и т .д . При таком подходе к порядку исполь зования флота в войне требовались небольшие по величине вспо могательные суда, а количество их, по сравнению с боевыми ко раблями, могло быть малым.
В ходе второй мировой войны авиационные средства пора жения позволяли противникам при любых условиях наносить зна чительные повреждения военно-морским базам и находящимся в них кораблям и судам. Поэтому боевые корабли вынуждены были на длительное время покидать базы и пополнять свои запасы в открытом море, на рейдах и в необорудованных для стоянки бое вых кораблей бухтах и гаванях. В этих условиях задача по доснабжению и обслуживанию кораблей возлагалась в основном на
вспомогательные суда и базовые |
плавучие |
средства. |
Ясно, |
что |
п от ;ебность в них значительно |
возросла. |
Их стало |
больше, |
су |
щественно увеличилась их мореходность и автономность. Вместе с этим расширились их возможности по удовлетворению возросших потребностей боевых кораблей в обслуживании. При новых мето дах использования флота появилась необходимость обслуживать корабли не только в базах, как прежде, а непосредственно в море или в пунктах, слабо или вообще не оборудованных для ба зирования сил флота.
Классификация вспомогательных судов и базовых плавучих средств
Большое разнообразие решаемых флотом задач в сочетании с различными условиями их выполнения обуславливают существен ное отличие одних судов и плавучих средств от других по кон струкции и качествам.
Сцелью облегчения изучения и выработки быстрых решений
овозможности или невозможности их использования в сложившейся обстановке для всех судов и плавучих средств Военно-Морского Флота введена определенная их классификация. Она производится по следующим основным признакам:
II
-основному назначению:
-району плавания;
-роду материала корпуса;
-конструкции;
-типу двигателей;
-типу движителей;
-комплектации экипажа.
Классификация по основному назначению. Наиболее полную характеристику судов можно получить при классификации их по основному назначению. Это объясняется тем, что при одвом и том же назначении будут решаться одинаковые задачи. При оди наковых задачах требуются и одинаковые свойства (характѳристики) самих судов, поэтому они будут иметь подобные конструкции, устройства и оборудование.
Категориями при классификации судов по основному назна чению приняты класс, подкласс и тип судна.
В официальных документах, специальной литературе и уст ной речи моряков для отличия одних судов от других чаще всего употребляют названия классов. Это дает наиболее общую характе ристику судна. Например, если судно относится к классу морских транспортов, то это означает, что оно предназначено для пере возки морем материальных средств, способно плавать в открытом
море, |
имеет для перевозки грузов обширные грузовые помещения, |
а для |
их погрузки и разгрузки - грузоподъемные краны или стре |
лы. |
Если судно относится к классу буксиров, то основной ра<- |
ботой, которую оно выполняет, является буксировка других су |
дов и плавсредств морем. Для этой цели на нем устанавливаются
буксирные лебедка, гак и |
другие. |
приспособления и устройства, |
|||
обеспечивающие буксирные |
работы. |
|
_ |
_______ |
|
Подкласс как категория |
классификации ікйволяет в б я м в У степени |
||||
конкретизировать назначение судна в рамках одного |
|
отли |
|||
|
|
|
|
и того хе |
|
класса. Например, суда класса морских транспортов могут |
|
||||
чаться |
одно от другого специализацией по роду перѳзоаимого гру |
||||
гр уза. |
Специализация судов для перевозки какого-то |
одного |
12
за вызывает некоторое различие судов одного класса, но раз
ных подклассов (в данном случае морских транспортов) в коли честве и мощности машин, скорости хода, устройстве грузовых помещений, грузоподъемности погрузочно-выгрузочных устройств и некоторых других свойств. Эти отличия определяют отнесение их к различным подклассам. Так, морские транспорты, специали зирующиеся на перевозке сухих штучных (генеральных) грузов, относятся й подклассу морских сухогрузных транспортов; при способленные для перевозки охлажденных и замороженных продук тов - подклассу морских рефрижераторных транспортов.
ся |
Следующей категорией классификации по |
назначению являет |
||
тип |
судна. Наличие типов среди судов не |
только |
одного клас |
|
с а , |
но |
и одного подкласса обусловлено тем ,.что по |
мере разви |
|
тия |
науки и совершенствования судостроения, оборудование су |
дов, их внешний вид, мощность, род потребляемого топлива, рас положение жилых и служебных помещений с течением времени из меняются. Рефрижераторное судно постройки 1970 года неизбежно будет отличаться от судна этого же подкласса постройки 1975 года.
Количество классов, подклассов и типов судов и плавучих средств непрерывно изменяется. В настоящее время их около 100.
Из наиболее распространенных и часто используемых можно отметить следующие.
В группе вспомогательных судов-сухогрузные транспорты, танкеры, буксиры, аварийно-спасательные суда, суда техническо го обеспечения, суда обеспечения боевой подготовки, посыльные суд а , гидрографические суда, ледоколы.
В группе базовых плавучих средств -базовые сухогрузные транспорты, рейдовые танкеры, рейдовые буксиры, плавучие ка зармы, склады, суда и плавучие средства аварийно-спасательного обеспечения.
Легко заметить совпадение некоторых перечисленных назва ний классов в обеих группах. Это говорит о том, что они пред назначены для решения одинаковых задач, но используются в раз ных условиях: суда второй группы в открытом море, а третьей - на рейдах и в гаванях.
із
Есть в группе базовых плавучих средств и такие классы, каких нет в группе вспомогательных судов. Это плавучие доки, казармы, склады, причалы и другие суда.
Конечно, этим не исчерпывается весь обширный перечень классов и тем более подклассов, и типов судов и плавучих средств, которые входят во вспомогательный флот. Но дане та кое простое перечисление показывает, насколько разнообразен состав судов и плавучих средств современного вспомогательного флота.
Классификация по району плавания.По району плавания все суда и базовые плавучие средства ВМФ разделены на три катего рии:
I категория - суда, не имеющие ограничений в выборе рай она плавания, способные находиться в море при любой погоде. Иначе говоря, суда этой категории имеют неограниченную море ходность;
П категория - суда, которые могут безопасно плавать толь ко до установленного для них предела волнения моря и силы вет
ра. Таким судам разрешается |
удаляться от ближайшего порта не |
|||
более чем на 100 |
миль. |
Это |
так называемые |
суда каботажного |
(местного) плавания; |
рейдового плавания |
(или рейдовые су |
||
Ш категория |
- суда |
|||
д а ). Им разрешено |
плавание |
в гаванях, бухтах.и на рейдах, но |
||
с удалением от порта не |
более чем на 20 миль. |
Кроме того, в зависимости от способности плавать во льдах суда любой из трех категорий разделяются на суда ледового пла вания, суда неледового плавания и суда, которые могут плавать в мелкобитом льду.
Классификация по роду материала корпуса. В зависимости от материала корпуса суда могут быть стальными, деревянными, из легких сплавов, пластмассовыми или композитными.
Наиболее распространенными в настоящее время являются стальные корпуса. В ближайшее время следует ожидать применения при строительстве судов пластмасс (.особенно стекловолокна) и композиции пластмасс с металлом или деревом.
Классификация по конструкции. Конструктивный тип совре менного судна определяется Следующими основными признаками: