Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

флота в целом находятся в зависимости от многих факторов. Главными из них являются следующие:

-развитие оружия и связанное с этим появление новых клас­ сов и типов боевых кораблей;

-развитие энергетических установок кораблей и судов;

-условия базирования сил флота;

-изменение способов (приемов) использования сил флота в

войне.

Действие всех перечисленных факторов

проявляется недра-

рывно и одновременно, т .ѳ . во взаимосвязи

и взаимообусловлен­

ности. Так, принятие на вооружение

торпед

привело к появлению

в составе флотов торпедных катеров,

а это

вызвало строитель­

ство нескольких разновидностей вспомогательных судов: торпѳдовозов для перевозки торпед морем; судов-целей для проведения учебных торпедных стрельб; торпедоловов для вылавливания всплывших учебных торпед; плавучих баз торпедных катеров для размещения и обслуживания личного состава.

Установка на корабли атомных реакторов вызвала необхо­ димость иметь в составе вспомогательного флота специальные суда для сбора, хранения, транспортировки и захоронения радиоактив­ ных отходов работающих атомных реакторов; суда для приготовле­ ния и передачи на атомные подводные лодки воды высокой чистоты; специальные суда-мастерские для ремонта загрязненного радиоак­ тивными веществами оборудования.

Наиболее существенное влияние на развитие вспомогатель­ ного флота и его технической оснащенности оказывают принятые в том или ином государстве взгляды на использование флота в войне, а также условия базирования сил флота. Например, в на­

чале второй мировой войны считалось нормальным положение, когда корабли для боя готовились в хорошо оборудованных военно-мор­ ских базах. По готовности корабли выходили в море, участвовали в боевых действиях в течение своей автономности. Израсходовав взятые в море боеприпасы и топливо, корабли возвращались для пополнения запасов в пункты базирования. Пункты базирования располагали многочисленными высокопроизводительными береговыми комплексами тылового обеспечения и обслуживания кораблей. К ним можно отнести ремонтные предприятия, склады с запасами ма-

Зак. І042р



ІО

тѳриальвых средств, учреждения медицинского обслуживания личного состава и т .д . При таком подходе к порядку исполь­ зования флота в войне требовались небольшие по величине вспо­ могательные суда, а количество их, по сравнению с боевыми ко­ раблями, могло быть малым.

В ходе второй мировой войны авиационные средства пора­ жения позволяли противникам при любых условиях наносить зна­ чительные повреждения военно-морским базам и находящимся в них кораблям и судам. Поэтому боевые корабли вынуждены были на длительное время покидать базы и пополнять свои запасы в открытом море, на рейдах и в необорудованных для стоянки бое­ вых кораблей бухтах и гаванях. В этих условиях задача по доснабжению и обслуживанию кораблей возлагалась в основном на

вспомогательные суда и базовые

плавучие

средства.

Ясно,

что

п от ;ебность в них значительно

возросла.

Их стало

больше,

су ­

щественно увеличилась их мореходность и автономность. Вместе с этим расширились их возможности по удовлетворению возросших потребностей боевых кораблей в обслуживании. При новых мето­ дах использования флота появилась необходимость обслуживать корабли не только в базах, как прежде, а непосредственно в море или в пунктах, слабо или вообще не оборудованных для ба­ зирования сил флота.

Классификация вспомогательных судов и базовых плавучих средств

Большое разнообразие решаемых флотом задач в сочетании с различными условиями их выполнения обуславливают существен­ ное отличие одних судов и плавучих средств от других по кон­ струкции и качествам.

Сцелью облегчения изучения и выработки быстрых решений

овозможности или невозможности их использования в сложившейся обстановке для всех судов и плавучих средств Военно-Морского Флота введена определенная их классификация. Она производится по следующим основным признакам:

II

-основному назначению:

-району плавания;

-роду материала корпуса;

-конструкции;

-типу двигателей;

-типу движителей;

-комплектации экипажа.

Классификация по основному назначению. Наиболее полную характеристику судов можно получить при классификации их по основному назначению. Это объясняется тем, что при одвом и том же назначении будут решаться одинаковые задачи. При оди­ наковых задачах требуются и одинаковые свойства (характѳристики) самих судов, поэтому они будут иметь подобные конструкции, устройства и оборудование.

Категориями при классификации судов по основному назна­ чению приняты класс, подкласс и тип судна.

В официальных документах, специальной литературе и уст­ ной речи моряков для отличия одних судов от других чаще всего употребляют названия классов. Это дает наиболее общую характе­ ристику судна. Например, если судно относится к классу морских транспортов, то это означает, что оно предназначено для пере­ возки морем материальных средств, способно плавать в открытом

море,

имеет для перевозки грузов обширные грузовые помещения,

а для

их погрузки и разгрузки - грузоподъемные краны или стре­

лы.

Если судно относится к классу буксиров, то основной ра<-

ботой, которую оно выполняет, является буксировка других су­

дов и плавсредств морем. Для этой цели на нем устанавливаются

буксирные лебедка, гак и

другие.

приспособления и устройства,

обеспечивающие буксирные

работы.

 

_

_______

Подкласс как категория

классификации ікйволяет в б я м в У степени

конкретизировать назначение судна в рамках одного

 

отли­

 

 

 

 

и того хе

класса. Например, суда класса морских транспортов могут

 

чаться

одно от другого специализацией по роду перѳзоаимого гру­

гр уза.

Специализация судов для перевозки какого-то

одного


12

за вызывает некоторое различие судов одного класса, но раз­

ных подклассов (в данном случае морских транспортов) в коли­ честве и мощности машин, скорости хода, устройстве грузовых помещений, грузоподъемности погрузочно-выгрузочных устройств и некоторых других свойств. Эти отличия определяют отнесение их к различным подклассам. Так, морские транспорты, специали­ зирующиеся на перевозке сухих штучных (генеральных) грузов, относятся й подклассу морских сухогрузных транспортов; при­ способленные для перевозки охлажденных и замороженных продук­ тов - подклассу морских рефрижераторных транспортов.

ся

Следующей категорией классификации по

назначению являет­

тип

судна. Наличие типов среди судов не

только

одного клас­

с а ,

но

и одного подкласса обусловлено тем ,.что по

мере разви­

тия

науки и совершенствования судостроения, оборудование су­

дов, их внешний вид, мощность, род потребляемого топлива, рас­ положение жилых и служебных помещений с течением времени из­ меняются. Рефрижераторное судно постройки 1970 года неизбежно будет отличаться от судна этого же подкласса постройки 1975 года.

Количество классов, подклассов и типов судов и плавучих средств непрерывно изменяется. В настоящее время их около 100.

Из наиболее распространенных и часто используемых можно отметить следующие.

В группе вспомогательных судов-сухогрузные транспорты, танкеры, буксиры, аварийно-спасательные суда, суда техническо­ го обеспечения, суда обеспечения боевой подготовки, посыльные суд а , гидрографические суда, ледоколы.

В группе базовых плавучих средств -базовые сухогрузные транспорты, рейдовые танкеры, рейдовые буксиры, плавучие ка­ зармы, склады, суда и плавучие средства аварийно-спасательного обеспечения.

Легко заметить совпадение некоторых перечисленных назва­ ний классов в обеих группах. Это говорит о том, что они пред­ назначены для решения одинаковых задач, но используются в раз­ ных условиях: суда второй группы в открытом море, а третьей - на рейдах и в гаванях.


із

Есть в группе базовых плавучих средств и такие классы, каких нет в группе вспомогательных судов. Это плавучие доки, казармы, склады, причалы и другие суда.

Конечно, этим не исчерпывается весь обширный перечень классов и тем более подклассов, и типов судов и плавучих средств, которые входят во вспомогательный флот. Но дане та­ кое простое перечисление показывает, насколько разнообразен состав судов и плавучих средств современного вспомогательного флота.

Классификация по району плавания.По району плавания все суда и базовые плавучие средства ВМФ разделены на три катего­ рии:

I категория - суда, не имеющие ограничений в выборе рай­ она плавания, способные находиться в море при любой погоде. Иначе говоря, суда этой категории имеют неограниченную море­ ходность;

П категория - суда, которые могут безопасно плавать толь­ ко до установленного для них предела волнения моря и силы вет­

ра. Таким судам разрешается

удаляться от ближайшего порта не

более чем на 100

миль.

Это

так называемые

суда каботажного

(местного) плавания;

рейдового плавания

(или рейдовые су­

Ш категория

- суда

д а ). Им разрешено

плавание

в гаванях, бухтах.и на рейдах, но

с удалением от порта не

более чем на 20 миль.

Кроме того, в зависимости от способности плавать во льдах суда любой из трех категорий разделяются на суда ледового пла­ вания, суда неледового плавания и суда, которые могут плавать в мелкобитом льду.

Классификация по роду материала корпуса. В зависимости от материала корпуса суда могут быть стальными, деревянными, из легких сплавов, пластмассовыми или композитными.

Наиболее распространенными в настоящее время являются стальные корпуса. В ближайшее время следует ожидать применения при строительстве судов пластмасс (.особенно стекловолокна) и композиции пластмасс с металлом или деревом.

Классификация по конструкции. Конструктивный тип совре­ менного судна определяется Следующими основными признаками: