Файл: Кадыров, Х. К. Синтез математических моделей биологических и медицинских систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
вычислим вероятность того, что все обслуживающие врачи свобод ны. Затем с помощью соотношений
PoPk = -T-Po = Pk (k = l,n) |
(5.15) |
найдем вероятности занятости k обслуживающих врачей.
После вычисления всех предельных вероятностей легко опре делить следующие основные вероятностные характеристики для анализа функционирования системы обслуживания.
Математическое ожидание длины очереди |
пациентов, т. е. |
||
среднего числа пациентов, |
ожидающих начала |
обслуживания, |
|
М ,= |
т |
(k - n ) p k. |
|
У, |
(5.16) |
||
|
k=ri-\-\ |
|
|
Коэффициент простоя пациентов |
|
||
Мі |
m |
{k — n)pk. |
(5.17) |
Ч -1 |
|||
т |
m k = n - \- 1 |
|
Математическое ожидание числа пациентов, находящихся в системе обслуживания (обслуживаемых и ожидающих начала об
служивания), |
|
|
|
|
|
Ма= É W |
(5.18) |
||
|
|
k=i |
|
|
Математическое ожидание числа свободных обслуживающих |
||||
врачей |
|
|
|
|
М3 = Ъ ( п - к ) р к. |
(5.19) |
|||
|
fc= 0 |
|
|
|
Коэффициент простоя каждого обслуживающего врача |
|
|||
^JL = ± |
nj_ {n - k ) p k. |
(5.20) |
||
п |
п к=0 |
|
|
|
Вероятность того, что число пациентов, ожидающих начала |
||||
обслуживания, будет больше заданного числа N |
|
|||
|
РЧЛ, = |
2 |
Рк> |
|
или |
> N |
fc = JV + I |
|
|
|
|
|
|
|
|
P>N |
1 |
S ö Pk' |
(5.21) |
|
|
Итак, в данной постановке задачи методы теории массового обслуживания позволяют проанализировать функционирование си стемы медицинского обслуживания при различных соотношениях между потоком пациентов и количеством обслуживающих врачей и найти наивыгоднейшее из них. Выбор критерия наилучшей ор ганизации процесса обслуживания может базироваться на непревышении числа пациентов, ожидающих начала обслуживания, за данного числа N.
124
Вданном случае мы также сталкиваемся с огромными вычис лительными трудностями, так как степень решаемых уравнений обуславливается числом пациентов, нуждающихся в медицинском обсл уживании.
3.Рассмотрим систему медицинского обслуживания с условными потерями пациентов.
Взадаче второго типа существенное значение имело условие нео граниченного времени ожидания пациентами начала обслужива ния. Здесь пациент, попавший в систему обслуживания, мог ее по кинуть только тогда, когда обслуживание его полностью закончено.
Исходя из практики организации обслуживания пациентов в некоторых функциональных органах здравоохранения, известно, что поток больных, нуждающихся в медицинском обслуживании, ограничен возможностями обслуживающей системы. Например, в системе медицинского обслуживания типа поликлиники раздается строго определенное количество номеров, позволяющих в течение рабочего времени обслужить только часть пациентов. Остальные пациенты получают отказ со стороны системы обслуживания и по
кидают ее. Что касается пациентов, получивших номера, то часть из них обслуживается сразу, а часть ожидает начала обслужива ния, создавая очередь.
Легко заметить, что в рассмотренных ранее задачах не учи тывалась эта сторона процесса обслуживания. Данное условие
является |
основным отличием |
этой постановки задачи |
от уже |
описанных. Предположим, что |
пациент может покинуть |
систему |
|
медицинского обслуживания в |
двух случаях, во-первых, |
после |
|
того, как |
обслуживание его |
полностью закончено, во-вторых, |
если в момент его поступления все обслуживающие врачи заняты, а число ожидающих пациентов больше заданного числа т. В этой задаче есть дополнительные условия, наличие или отсутствие которых определяет, остается ли очередной пациент в системе об служивания или покидает ее. Очередной пациент остается в си стеме обслуживания при условии, что общее число пациентов, уже находящихся в системе, не превосходит определенной величины, обусловленной возможностью данной системы.
Пусть, как и прежде, задана обслуживающая медицинская си стема, свойства которой почти идентичны свойствам систем, рассмо тренных ранее, кроме одного, заключающегося в том, что все об служивающие врачи заняты. Тогда очередной пациент становится в очередь при условии, что в ней находится количество пациентов, меньше т. Если в очереди находится ровно т ранее поступивших пациентов, то очередной пациент покидает систему или, что то же, обслуживающая система отказывает ему в обслуживании,
Легко заметить, что если т = оо, то эта задача превращается в задачу с неограниченным ожиданием начала обслуживания, а при
т = 0 |
она |
совпадает |
с задачей, связанной с потерей пациентов. |
При |
изучении функционирования подобных систем обслужи |
||
вания |
нас |
в первую |
очередь интересует такой показатель, как |
125
вероятность отказа, т. е. вероятность того, что в системе на обслужи вании находится I — п т пациентов. Этот показатель определя ет на сколько вероятно, что новый пациент вообще не будет принят. Кроме того, для пациентов, ставших в очередь для обслуживания, важно знать, какое время они будут находиться в ожидании начала обслуживания. Большое практическое значение имеют такие пока затели процесса обслуживания, как среднее число пациентов, ожи дающих начала обслуживания, среднее число свободных обслужива ющих врачей, среднее число пациентов, находящихся в системе ме дицинского обслуживания.
Функционирование охарактеризованной выше системы медицин ского обслуживания можно исследовать с помощью следующих систем однородных обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами:
|
(t) - (А. + kv) pk (/) + (£ + 1) vpk+1 (i) |
(1 < / e < n), |
|
■dpkd(t] |
= hpk-1 (t) — fi + nv) pk (t) + nvpk+l ( 0 |
(n < |
k < / — 1 ), |
— |
= bpi-1 (0 — n w i (0- |
|
|
|
|
|
(5.22) |
Проинтегрировав (5.22), получим все неизвестные функции
вероятности |
|
|
РіѴ) |
и = ÖTÖ- |
(5-23) |
Положив t оо, из системы (5.22) находим систему линейных однородных алгебраических уравнений (п + 1 )-го порядка от носительно неизвестных предельных значений этих вероятностей
Рі (0 (/ = 0, п) в виде
— |
= 0 , |
|
|
|
|
— А,р*_і — (к -f kv) pk + (k -f 1 ) vpk+i = 0 |
( 1 < |
k < n), |
(5.24) |
||
hPk-i — (A. + nv) pk + nvpk+i = 0 |
( я < А < / — 1 ), |
||||
|
|||||
'kpi-i — nvpi = 0 . |
Ра |
|
|
||
Далее, |
|
pk в системе (5.24), |
|||
произведя замену переменных — = |
получим такую систему неоднородных линейных алгебраических
уравнений п-ѵо порядка относительно неизвестных |
pk (k = |
1 , п): |
|
Xpk-i — (к + kv) pk (k + l)vpk+i = 0 |
( 2 < £ < n ) , |
|
|
Xpk-i — (А, + nv) pk + nvpk + 1 = 0 |
(n < k < |
I — 1), |
(5.25) |
A.pi_1 — nvpi = 0 , |
|
|
|
126
или в матричной форме
с(2 ) |
0 |
0 |
. . |
0 |
с 12 |
||||
1 С2 |
с<2) |
0 |
.. |
0 |
uo |
|
|
|
|
|
с |
с(2> |
• • |
0 |
|
СЗЭ ü34 |
|
||
0 |
0 |
0 |
. . |
г(1> |
• сп-\,п-—2 |
||||
0 |
0 |
0 |
. . |
0 |
0 |
0 |
0 |
. . |
0 |
0 |
0 |
0 |
.. |
0 |
Рі Р'2
р = |
— 1 |
» |
|
Рп |
|
|
Рп |
|
CP = d, |
(5.26} |
0 |
0 |
• • |
|
|
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
• , |
|
|
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
|
. |
|
0 |
|
0 |
0 |
|
с(2) |
|
. |
|
0 |
|
0 |
о ; |
сп—1 ,л*- 1 сл— 1,П* |
|
|
0 |
|
0 |
0 |
||
сл,л— 1 |
спп |
.. |
|
|
||||
с<1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
• |
|
с(1) |
с |
|
с(2 ) |
|
|
|
■ |
|
|
|
Г(1) |
|
с/—М |
0 |
0 |
|
|
0 |
— 1 |
с» . |
||
|
|
|
|
|
|
с1,1 |
||
|
|
- — яг |
|
|
|
|||
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
d = |
|
|
0 |
|
> |
|
(5.27) |
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
_ |
|
|
|
-Р і |
- |
|
Си = — (Я, -|- kv) |
1 . п — 1 ; |
ь = 0 ; |
сѴ = Я |
(і = 2 , /; і-= 1 , / - Г); |
|
С?? = (А + 1 )ѵ |
(г — п п — 1 ; / = 2 , п; k = і); |
|
С?? = пѵ |
(г = п; / — 1 |
|
Си = — ПѴ. |
|
|
Далее, решив систему |
(5.26), получим предельные вероятности |
|
в виде ръ р2, ..., Рі. При помощи формулы |
|
|
|
ь2=оРк |
(5-28) |
Ро = —т — |
вычислим вероятность того, что все обслуживающие врачи сво бодны.
127
После этого с помощью соотношения
Рк = РкРо = ^ Р о |
(k = Т7л) |
(5-29) |
можно определить вероятность того, что в системе обслуживания
находится точно k (k = 1 , п) пациентов.
Вероятность того, что все обслуживающие врачи заняты, т. е. того, что в системе обслуживания п пациентов, можно вычислить по формуле
п-\-т |
|
77 = У, рк. |
(5.30) |
k=n |
|
Среднее число пациентов, ожидающих начала обслуживания в
системе обслуживания,
I
Мг = 2 ( / г — n)pft. |
(5.31) |
к=п |
|
Среднее число пациентов, находящихся в обслуживающей сис теме,
М2= Ъ крк.
/г= 1
Среднее число врачей, свободных от обслуживания, определя ется по формуле
М8 = 2 ( л - * ) / Ѵ |
(5.32) |
fc=о |
|
Далее, определим время ожидания пациентом начала обслужи вания. Это время является случайной величиной, так как оно за висит от того, сколько длится удовлетворение каждого требования, а это — величина случайная и зависящая от количества пациентов, стоящих в очереди, и многих других причин.
Обозначим через ß время ожидания обслуживания, тогда задача оценки времени ожидания пациентом начала обслуживания сводится к отысканию функции р {ß > t}, т. е. вероятности, с ко торой время ß пребывания в очереди превосходит время t. Итак, вероятность того, что время ожидания начала обслуживания ß будет больше заданного времени t, можно найти по формуле
(5-33)
k = n s = 0
Таким образом, при помощи решений системы (5.26) опре деляются основные вероятностные характеристики, описывающие функционирование исследуемой системы медицинского обслужива ния.
В описанном методе предусматривается возможность автома тического поиска наилучшей организации процесса обслуживания путем анализа функционирования системы обслуживания при раз
128