Файл: Кадыров, Х. К. Синтез математических моделей биологических и медицинских систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вычислим вероятность того, что все обслуживающие врачи свобод­ ны. Затем с помощью соотношений

PoPk = -T-Po = Pk (k = l,n)

(5.15)

найдем вероятности занятости k обслуживающих врачей.

После вычисления всех предельных вероятностей легко опре­ делить следующие основные вероятностные характеристики для анализа функционирования системы обслуживания.

Математическое ожидание длины очереди

пациентов, т. е.

среднего числа пациентов,

ожидающих начала

обслуживания,

М ,=

т

(k - n ) p k.

 

У,

(5.16)

 

k=ri-\-\

 

 

Коэффициент простоя пациентов

 

Мі

m

{k — n)pk.

(5.17)

Ч -1

т

m k = n - \- 1

 

Математическое ожидание числа пациентов, находящихся в системе обслуживания (обслуживаемых и ожидающих начала об­

служивания),

 

 

 

 

 

Ма= É W

(5.18)

 

 

k=i

 

 

Математическое ожидание числа свободных обслуживающих

врачей

 

 

 

 

М3 = Ъ ( п - к ) р к.

(5.19)

 

fc= 0

 

 

Коэффициент простоя каждого обслуживающего врача

 

^JL = ±

nj_ {n - k ) p k.

(5.20)

п

п к=0

 

 

Вероятность того, что число пациентов, ожидающих начала

обслуживания, будет больше заданного числа N

 

 

РЧЛ, =

2

Рк>

 

или

> N

fc = JV + I

 

 

 

 

 

 

P>N

1

S ö Pk'

(5.21)

 

 

Итак, в данной постановке задачи методы теории массового обслуживания позволяют проанализировать функционирование си­ стемы медицинского обслуживания при различных соотношениях между потоком пациентов и количеством обслуживающих врачей и найти наивыгоднейшее из них. Выбор критерия наилучшей ор­ ганизации процесса обслуживания может базироваться на непревышении числа пациентов, ожидающих начала обслуживания, за­ данного числа N.

124


Вданном случае мы также сталкиваемся с огромными вычис­ лительными трудностями, так как степень решаемых уравнений обуславливается числом пациентов, нуждающихся в медицинском обсл уживании.

3.Рассмотрим систему медицинского обслуживания с условными потерями пациентов.

Взадаче второго типа существенное значение имело условие нео­ граниченного времени ожидания пациентами начала обслужива­ ния. Здесь пациент, попавший в систему обслуживания, мог ее по­ кинуть только тогда, когда обслуживание его полностью закончено.

Исходя из практики организации обслуживания пациентов в некоторых функциональных органах здравоохранения, известно, что поток больных, нуждающихся в медицинском обслуживании, ограничен возможностями обслуживающей системы. Например, в системе медицинского обслуживания типа поликлиники раздается строго определенное количество номеров, позволяющих в течение рабочего времени обслужить только часть пациентов. Остальные пациенты получают отказ со стороны системы обслуживания и по­

кидают ее. Что касается пациентов, получивших номера, то часть из них обслуживается сразу, а часть ожидает начала обслужива­ ния, создавая очередь.

Легко заметить, что в рассмотренных ранее задачах не учи­ тывалась эта сторона процесса обслуживания. Данное условие

является

основным отличием

этой постановки задачи

от уже

описанных. Предположим, что

пациент может покинуть

систему

медицинского обслуживания в

двух случаях, во-первых,

после

того, как

обслуживание его

полностью закончено, во-вторых,

если в момент его поступления все обслуживающие врачи заняты, а число ожидающих пациентов больше заданного числа т. В этой задаче есть дополнительные условия, наличие или отсутствие которых определяет, остается ли очередной пациент в системе об­ служивания или покидает ее. Очередной пациент остается в си­ стеме обслуживания при условии, что общее число пациентов, уже находящихся в системе, не превосходит определенной величины, обусловленной возможностью данной системы.

Пусть, как и прежде, задана обслуживающая медицинская си­ стема, свойства которой почти идентичны свойствам систем, рассмо­ тренных ранее, кроме одного, заключающегося в том, что все об­ служивающие врачи заняты. Тогда очередной пациент становится в очередь при условии, что в ней находится количество пациентов, меньше т. Если в очереди находится ровно т ранее поступивших пациентов, то очередной пациент покидает систему или, что то же, обслуживающая система отказывает ему в обслуживании,

Легко заметить, что если т = оо, то эта задача превращается в задачу с неограниченным ожиданием начала обслуживания, а при

т = 0

она

совпадает

с задачей, связанной с потерей пациентов.

При

изучении функционирования подобных систем обслужи­

вания

нас

в первую

очередь интересует такой показатель, как

125


вероятность отказа, т. е. вероятность того, что в системе на обслужи­ вании находится I — п т пациентов. Этот показатель определя­ ет на сколько вероятно, что новый пациент вообще не будет принят. Кроме того, для пациентов, ставших в очередь для обслуживания, важно знать, какое время они будут находиться в ожидании начала обслуживания. Большое практическое значение имеют такие пока­ затели процесса обслуживания, как среднее число пациентов, ожи­ дающих начала обслуживания, среднее число свободных обслужива­ ющих врачей, среднее число пациентов, находящихся в системе ме­ дицинского обслуживания.

Функционирование охарактеризованной выше системы медицин­ ского обслуживания можно исследовать с помощью следующих систем однородных обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами:

 

(t) - (А. + kv) pk (/) + (£ + 1) vpk+1 (i)

(1 < / e < n),

■dpkd(t]

= hpk-1 (t) — fi + nv) pk (t) + nvpk+l ( 0

(n <

k < / — 1 ),

= bpi-1 (0 — n w i (0-

 

 

 

 

 

(5.22)

Проинтегрировав (5.22), получим все неизвестные функции

вероятности

 

 

РіѴ)

и = ÖTÖ-

(5-23)

Положив t оо, из системы (5.22) находим систему линейных однородных алгебраических уравнений (п + 1 )-го порядка от­ носительно неизвестных предельных значений этих вероятностей

Рі (0 (/ = 0, п) в виде

= 0 ,

 

 

 

— А,р*_і — (к -f kv) pk + (k -f 1 ) vpk+i = 0

( 1 <

k < n),

(5.24)

hPk-i — (A. + nv) pk + nvpk+i = 0

( я < А < / — 1 ),

 

'kpi-i nvpi = 0 .

Ра

 

 

Далее,

 

pk в системе (5.24),

произведя замену переменных — =

получим такую систему неоднородных линейных алгебраических

уравнений п-ѵо порядка относительно неизвестных

pk (k =

1 , п):

Xpk-i — (к + kv) pk (k + l)vpk+i = 0

( 2 < £ < n ) ,

 

Xpk-i — (А, + nv) pk + nvpk + 1 = 0

(n < k <

I — 1),

(5.25)

A.pi_1 nvpi = 0 ,

 

 

 

126


или в матричной форме

с(2 )

0

0

. .

0

с 12

1 С2

с<2)

0

..

0

uo

 

 

 

 

 

с

с(2>

• •

0

 

СЗЭ ü34

 

0

0

0

. .

г(1>

сп-\,п-—2

0

0

0

. .

0

0

0

0

. .

0

0

0

0

..

0

Рі Р'2

р =

— 1

»

 

Рп

 

 

Рп

 

CP = d,

(5.26}

0

0

• •

 

 

0

 

0

0

0

0

• ,

 

 

0

 

0

0

0

0

 

.

 

0

 

0

0

 

с(2)

 

.

 

0

 

0

о ;

сп1 ,л*- 1 сл— 1*

 

 

0

 

0

0

сл,л— 1

спп

..

 

 

с<1)

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

 

с(1)

с

 

с(2 )

 

 

 

 

 

Г(1)

 

с/—М

0

0

 

 

0

— 1

с» .

 

 

 

 

 

 

с1,1

 

 

- — яг

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

d =

 

 

0

 

>

 

(5.27)

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

0

_

 

 

 

-Р і

-

 

Си = — (Я, -|- kv)

1 . п 1 ;

ь = 0 ;

сѴ = Я

= 2 , /; і-= 1 , / - Г);

С?? = (А + 1

(г — п п 1 ; / = 2 , п; k = і);

С?? = пѵ

(г = п; / — 1

 

Си = — ПѴ.

 

 

Далее, решив систему

(5.26), получим предельные вероятности

в виде ръ р2, ..., Рі. При помощи формулы

 

 

ь2=оРк

(5-28)

Ро = —т —

вычислим вероятность того, что все обслуживающие врачи сво­ бодны.

127


После этого с помощью соотношения

Рк = РкРо = ^ Р о

(k = Т7л)

(5-29)

можно определить вероятность того, что в системе обслуживания

находится точно k (k = 1 , п) пациентов.

Вероятность того, что все обслуживающие врачи заняты, т. е. того, что в системе обслуживания п пациентов, можно вычислить по формуле

п-\-т

 

77 = У, рк.

(5.30)

k=n

 

Среднее число пациентов, ожидающих начала обслуживания в

системе обслуживания,

I

Мг = 2 ( / г — n)pft.

(5.31)

к=п

 

Среднее число пациентов, находящихся в обслуживающей сис­ теме,

М2= Ъ крк.

= 1

Среднее число врачей, свободных от обслуживания, определя­ ется по формуле

М8 = 2 ( л - * ) / Ѵ

(5.32)

fc=о

 

Далее, определим время ожидания пациентом начала обслужи­ вания. Это время является случайной величиной, так как оно за­ висит от того, сколько длится удовлетворение каждого требования, а это — величина случайная и зависящая от количества пациентов, стоящих в очереди, и многих других причин.

Обозначим через ß время ожидания обслуживания, тогда задача оценки времени ожидания пациентом начала обслуживания сводится к отысканию функции р {ß > t}, т. е. вероятности, с ко­ торой время ß пребывания в очереди превосходит время t. Итак, вероятность того, что время ожидания начала обслуживания ß будет больше заданного времени t, можно найти по формуле

(5-33)

k = n s = 0

Таким образом, при помощи решений системы (5.26) опре­ деляются основные вероятностные характеристики, описывающие функционирование исследуемой системы медицинского обслужива­ ния.

В описанном методе предусматривается возможность автома­ тического поиска наилучшей организации процесса обслуживания путем анализа функционирования системы обслуживания при раз­

128