Файл: Кадыров, Х. К. Синтез математических моделей биологических и медицинских систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Постоянная времени обучения крысы в лабиринте составляет три, т. е. равна трем испытаниям. Учитывая, однако, что значение вероятности в начале обучения составляет 0,5, следует за число ис пытаний, приводящих к величине вероятности 0,707 от «скачка на входе системы», равного 0,5, взять восемь испытаний, которые обес печивают вероятность поворота направо, равную 0,85.
Условный рефлекс. Рассмотрим особенности режима переобу чения на примере формирования рефлекса. Простой условный реф лекс связан с организацией реакций животного на сочетание условного и безусловного раздражителей. Для того чтобы образо валась связь между одним состоянием среды (условный раздражи тель) и другим (безусловный раздражитель), необходимо чтобы удов летворялся принцип временного интервала. При далеко отстоящих во времени двух состояниях среды связь между ними не образуется. Режим формирования условного рефлекса отличен от режима 'обучения, рассмотренного выше, в частности от режима обучения 'крыс в лабиринте. Отличие состоит в том, что если обучение начи нается полностью дезорганизованной реакцией (равная вероятность любой реакции на любое состояние среды), то начало формирования 'условного рефлекса характеризуется детерминированной реакцией животного. В процессе образования условнорефлекторной связи происходит разрушение старого детерминизма и возникновение но вой нейрофизиологической модели среды.
Особенно наглядно это обстоятельство проявляется при проведе нии опытов по выработке защитных рефлексов. Рассмотрим экспег рименты Р. Соломона и Л. Винна, проведенные в 1952 г. на собаках [38]. Схема опыта следующая. Условный раздражитель — свет лам почки — опережал на 10 сек безусловный — удар электрическим
•током. Если в течение 10 сек собака прыгала через барьер, то удар током не производился. Положительной считалась реакция укло нения от удара током.
Математическая модель. Для такой простой среды процесс фор мирования нейрофизиологической модели полностью описывается
двумя относительными частотами (вероятностями): р — относитель
ной частотой уклонения и q = 1 — р — относительной частотой удара током. Будем, как и раньше, считать, что относительная час тота уклонения подчиняется решению дифференциального уравне ния первого порядка
р(т) = Се~ат + - ^ . |
(7.32) |
Для определения неизвестных постоянной интегрирования и частного решения примем, что в начале испытания относительная частота уклонения равна нулю, а в конце — единице:
Р |
при т = 0, |
С = ---- — |
|
Р . |
при т — со. |
— = 1 |
198
Теперь решение (7.41) принимает вид
P(m) =
(7.33)
?(/п) =
Максимум неопределенности для данной системы событий при р = q приходится на следующий критический шаг формирования рефлекса:
(7.34)
Такое критическое число шагов необходимо, чтобы разрушить прежний детерминизм нейронной сети, вырабатывающей реакцию. С тк-го шага начинается образование новой детерминированной реакции, образование связи между условным и безусловным разд ражителями.
Параметры модели. Единственной неизвестной величиной в ре шении (7.33) является параметр формирования рефлекса а. Этот параметр можно определить по экспериментальным значениям относительной частоты. Если при этом использовать все точки, то получим среднее значение параметра йср = 0,11. Тогда решение принимает вид
Ргр = 3 - е ,-о.п |
(7.35) |
Решение (7.35) может быть использовано в качестве модели «сред ней собаки» и служить для экстраполяции экспериментальных зна чений относительных частот для следующего шага. При этом по ре зультатам первого шага находят значение а, которое используется для расчета относительной частоты для второго шага и т. д.
Для рассмотренного случая формирования рефлекса у собак определим критическое число шагов, необходимых для разрушения прежней детерминированной реакции (отсутствие прыжка через барьер при зажигании лампочки):
6. Решение задач диагностики
Развитие общей и клинической медицины в последние годы увели чивает нозологию болезней, рост клинических специальностей и методов исследований, что значительно затрудняет диагностический процесс.
На современном этапе развития медицинской науки диагноз ставится врачом не только на основании собственно осмотра, дан ных лабораторных анализов и биохимических исследований, но и ряда иммунологических, электрофизиологических и других ис следований. Таким образом, перед врачом ставится все более трудная
199
Т а б л и ц а |
26. |
Информационные |
веса, упорядоченные |
по степени |
важности |
(отдель- |
но для каждого класса) |
|
п p U ) , % |
п |
Р ( 0 , % п р ( 1 ) . % п |
р(<).% п р (0,% /1 |
Р(0.% п |
р Ѵ ) . % п |
Р Ѵ ) , % |
п Р ( 1 ) , % П р ( 0 . % |
п Р ( 0 , % гг Р ( і ) . % П Р ( 0 , % П Р ( і ) . % П Р ( 0 . % П р ( і ) , % |
|
|
|
I класс |
|
|
|
|
|
|
II класс |
|
|
г |
||
6 |
0,84 |
125 |
0,70 |
20 |
0,65 |
63 |
0,51 |
18 |
0,838 |
119 |
0,838 |
9 |
0,73 |
80 |
0,61 |
15 |
|
84 |
|
25 |
|
113 |
|
31 |
|
82 |
|
||||
32 |
|
10 |
|
111 |
|
74 |
|
24 |
|
120 |
|
37 |
|
138 |
|
41 |
|
23 |
|
52 |
|
16 |
|
25 |
|
121 |
|
28 |
|
8 |
0,59 |
Ь ь |
|
33 |
|
36 |
|
17 |
|
26 |
|
122 |
|
135 |
|
15 |
|
56 |
|
126 |
|
142 |
|
18 |
|
38 |
|
123 |
|
84 |
|
2 |
|
59 |
|
du |
|
143 |
|
73 |
0,50 |
40 |
|
124 |
|
89 |
0,65 |
56 |
|
65 |
|
87 |
|
12 |
|
85 |
|
41 |
|
125 |
|
39 |
|
33 |
|
66 |
|
85 |
|
79 |
|
127 |
|
43 |
|
126 |
|
3 |
|
29 |
0,51 |
72 |
|
144 |
0,67 |
91 |
0,63 |
ПО |
|
50 |
|
127 |
|
17 |
|
14 |
I' |
78 |
|
97 |
89 |
124 |
|
51 |
|
128 |
|
34 |
|
4 |
j: |
||
81 |
|
92 |
|
131 |
|
76 |
|
59 |
|
129 |
|
58 |
|
5 |
,1 |
86 |
|
93 |
|
3! |
|
39 |
|
64 |
|
130 |
|
74 |
|
75 |
|
94 |
|
9 |
|
90 |
|
54 |
|
65 |
|
131 |
|
63 |
|
Ц |
|
95 |
|
128 |
|
119 |
|
53 |
|
66 |
|
136 |
|
141 |
|
49 |
|
98 |
|
129 |
|
28 |
|
42 |
|
67 |
|
139 |
|
60 |
0,63 |
30 |
|
99 |
|
130 |
|
67 |
|
2 |
|
68 |
|
140 |
|
92 |
|
133 |
|
100 |
|
136 |
|
51 |
|
70 |
|
77 |
|
142 |
|
93 |
|
106 |
|
101 |
|
137 |
|
24 |
|
88 |
|
79 |
|
143 |
|
96 |
|
114 |
|
102 |
|
112 |
|
118 |
0,60 |
58 |
0,49 |
81 |
|
144 |
0,76 |
97 |
|
72 |
0,49 |
103 |
|
104 |
|
48 |
81 |
83 |
|
10 |
44 |
|
61 |
||||
120 |
|
49 |
|
11 |
|
141 |
|
85 |
|
88 |
|
112 |
|
19 |
|
121 |
|
57 |
|
4 |
|
14 |
|
86 |
|
70 |
|
104 |
|
71 |
|
122 |
|
107 |
|
5 |
|
21 |
|
87 |
|
46 |
|
105 |
|
132 |
|
123 |
|
68 |
|
105 |
|
133 |
|
94 |
|
90 |
|
107 |
|
12 |
|
132 |
|
30 |
|
80 |
|
3 |
|
95 |
|
91 |
|
108 |
|
54 |
|
135 |
|
69 |
|
71 |
|
47 |
|
98 |
|
78 |
0,73 |
11 |
|
117 |
0,48 |
108 |
0,80 |
140 |
|
82 |
|
45 |
|
99 |
|
45 |
21 |
|
16 |
|
|
1 |
75 |
0,65 |
115 |
|
13 |
|
100 |
|
6 |
|
53 |
|
48 |
|
|
27 |
|
19 |
|
116 |
|
106 |
|
101 |
|
7 |
|
35 |
|
1 |
|
38 |
|
44 |
|
62 |
|
114 |
0,48 |
102 |
|
47 |
|
137 |
|
134 |
|
35 |
|
83 |
|
117 |
|
134 |
|
103 |
|
118 |
|
57 |
|
113 |
0,47 |
64 |
|
40 |
|
77 |
|
138 |
|
109 |
|
27 |
|
52 |
0,61 |
62 |
|
43 |
0,70 |
92 |
|
29 |
|
|
|
110 |
|
32 |
|
55 |
|
42 |
|
7 |
96 |
|
26 |
|
|
|
111 |
|
73 |
|
22 |
|
13 |
|
|
8 |
|
109 |
|
37 |
|
|
|
115 |
|
69 |
|
23 |
|
20 |
|
46 |
|
34 |
|
139 |
|
|
|
116 |
|
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
III |
класс |
|
|
|
|
|
|
IV |
класс |
|
|
|
|
|
|
|
93 |
0,71 |
5 |
0,55 |
10 |
0,86 |
143 |
0,86 |
46 |
|
98 |
0,55 |
3 |
0,83 |
128 |
0,83 |
112 |
|
49 |
|
18 |
|
144 |
|
96 |
|
133 |
|
9 |
|
129 |
|
27 |
|
60 |
|
24 |
|
21 |
0,82 |
105 |
|
1 |
0,54 |
18 |
|
130 |
|
30 |
|
29 |
|
25 |
|
27 |
|
134 |
|
63 |
|
24 |
|
131 |
|
88 |
0,68 |
33 |
|
26 |
|
32 |
|
7 |
0,67 |
70 |
|
25 |
|
134 |
|
83 |
8 |
|
28 |
|
35 |
|
8 |
|
71 |
|
|
26 |
|
136 |
|
75 |
|
80 |
|
55 |
|
36 |
|
9 |
|
78 |
|
35 |
|
137 |
|
6 |
|
16 |
0,54 |
59 |
|
38 |
|
22 |
|
84 |
|
43 |
|
138 |
|
51 |
|
135 |
|
68 |
|
52 |
|
23 |
|
113 |
|
59 |
|
139 |
|
22 |
|
11 |
|
69 |
|
53 |
|
47 |
|
116 |
|
64 |
|
140 |
|
23 |
|
14 |
|
79 |
|
64 |
|
76 |
|
120 |
|
68 |
|
141 |
|
57 |
|
58 |
|
81 |
|
66 |
|
77 |
|
122 |
|
69 |
|
142 |
|
53 |
|
19 |
|
82 |
|
90 |
|
92 |
|
137 |
|
70 |
|
143 |
|
5295 |
|
95 |
|
83 |
|
91 |
|
93 |
|
138 |
|
79 |
|
144 |
|
72 |
|
113 |
|
85 |
|
99 |
|
106 |
|
140 |
|
81 |
|
84 |
0,79 |
28 |
|
15 |
0,53 |
86 |
|
104 |
|
108 |
|
11 |
0,53 |
85 |
|
67 |
|
56 |
|
107 |
|
87 |
|
109 |
|
118 |
|
15 |
|
86 |
|
32 |
|
40 |
0,65 |
31 |
|
100 |
|
3 |
0,73 |
141 |
0,57 |
30 |
|
87 |
|
10 |
|
117 |
|
117 |
|
101 |
|
6 |
|
12 |
34 |
|
|
92 |
|
17 |
|
118 |
|
116 |
|
102 |
|
17 |
|
16 |
|
42 |
|
96 |
|
34 |
|
47 |
|
44 |
|
103 |
|
19 |
|
31 |
|
50 |
|
97 |
|
76 |
|
46 |
|
71 |
|
ПО |
|
29 |
|
33 |
|
58 |
|
100 |
|
65 |
|
50 |
|
62 |
|
119 |
|
39 |
|
40 |
|
61 |
|
101 |
|
39 |
|
55 |
|
42 |
0,52 |
121 |
|
48 |
|
41 |
|
75 |
|
102 |
|
41 |
|
73 |
|
114 |
|
123 |
|
56 |
|
62 |
|
97 |
|
103 |
|
54 |
|
78 |
0,57 |
7 |
|
124 |
|
65 |
|
74 |
|
112 |
|
104 |
|
77 |
0,71 |
132 |
|
98 |
|
125 |
|
67 |
|
88 |
|
132 |
|
110 |
|
21 |
|
133 |
|
99 |
|
126 |
|
72 |
|
94 |
|
2 |
0,52 |
119 |
|
89 |
|
36 |
|
61 |
|
127 |
|
73 |
|
95 |
|
13 |
|
120 |
|
37 |
|
45 |
|
82 |
|
128 |
|
89 |
|
107 |
|
14 |
|
121 |
|
109 |
|
63 |
|
12 |
|
129 |
|
135 |
|
111 |
|
49 |
|
122 |
|
90 |
|
20 |
|
94 |
0,51 |
130 |
|
4 |
0,70 |
114 |
|
51 |
|
123 |
|
91 |
|
48 |
|
1 |
131 |
|
5 |
|
115 |
0,55 |
60 |
|
|
124 |
|
66 |
|
38 |
|
2 |
|
136 |
|
37 |
|
44 |
117 |
|
|
125 |
|
105 |
|
74 |
0,55 |
13 |
|
139 |
|
43 |
|
54 |
|
20 |
0,51 |
126 |
|
106 |
|
4 |
108 |
|
142 |
|
45 |
|
57 |
|
80 |
|
|
127 |
|
111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
задача оценки огромной массы сведений как по своей, так и по |
Мы исследовали четыре класса желудочно-кишечных заболева |
||
смежным специальностям. |
ний: рак желудка (первый класс), хронический гипоацидный гас |
||
В связи с этим разработка математических методов, позволяю |
трит (второй класс), хронический гиперацидный гастрит (третий |
||
щих механизировать процесс диагностики и внедрение их в ме |
класс) |
и язвенная |
болезнь двенадцатиперстной кишки (четвертый |
дицинскую практику, приобретает большое научное и практическое |
класс). Для этого совместно с врачами клинической больницы № 2 |
||
значение. |
Министерства здравоохранения УзССР была разработана специаль |
||
Применение методов, описанных в гл. 6, для распознавания не |
ная форма истории болезни, состоящая из 144 симптомов. Исполь |
||
врологических, хирургических, желудочно-кишечных и некото |
зуя эту форму, мы перекодировали все истории болезней, накоплен |
||
рых инфекционных заболеваний дало хорошие результаты. |
ные в архиве клиники по этим классам заболеваний. Разработан |
||
Из-за громоздкости полученных результатов исследования раз |
ная форма истории |
болезни состояла из следующих пяти групп |
|
личных заболеваний изложим только один из них. |
данных: |
1) данные |
анамнеза — всего 39 признаков (симптомов); |
200 |
201. |
2) субъективные данные — 35 признаков; |
3) объективные данные — |
||
17 |
признаков; 4) данные лабораторного |
анализа — 28 |
признаков; |
5) |
данные рентгенологических исследований — 25 признаков. |
||
|
На первом этапе исследования определялись меры |
важности |
(информационные веса) каждого симптома. Результаты сведены в табл. 26, где в первом столбце приведены номера симптомов, а во втором — соответствующие им информационные веса в процентах
(рис. 9).
Далее было произведено упорядочение по убыванию значений р (г), которое дало возможность для всех классов выделить группы
признаков так, что величины р (і) внутри группы отличаются друг от друга незначительно, а между группами — существенно различ ны. Отметим, что внутри класса число признаков, образующих группу, различно для разных групп. При переходе от одного класса к другому оно также изменяется. Для всех классов наблюдаются группы как с максимальными (в среднем) значениями информаци онных весов признаков, так и с минимальными (в среднем) величи нами р (і). Согласно алгоритмам, описанным в гл. 4, наименьшие значения р (і) образуют группу наименее важных (малоинформа тивных) с точки зрения описания классов признаков. Поэтому при реализации процедуры сокращения признакового пространства объектов они должны исключаться в первую очередь.
Вследствие того что величины р (г) (г = 1, п) внутри групп раз личаются незначительно, сокращение признаков проводилось груп пами. Последовательное сокращение признакового пространства сопровождалось монотонным понижением процента распознавания
2 0 2
векторов-строк для каждого класса болезни, что наглядно пока зано на рис. 10, где по вертикали отложена точность распознава ния в процентах, а по горизонтали — число отсеянных симпто мов.
При реализации исследовательской процедуры исключения групп признаков контроль конца сокращений осуществляется срав
нением подсчитываемого значения функционала / с оценкой ]. При / (Г) < / процедура продолжается, если же значение / (Г) > > /, то процесс отбрасывания групп заканчивается и оставшиеся
Рис. 10. Точность диагноза в функции числа отброшенных симптомов.
(неисключенные) группы образуют окончательный «несжимаемый»
набор признаков (при заданной величине оценки /), описывающий конкретный класс в системе изучаемых классов.
Функционал / (Г) задавался в виде
/ (Г) = |
(ті/ ч- S ßu/лг«/), |
И = 174, / = Т74, и ф і , |
|
|
(7.36) |
где та — число объектов и-го |
класса; у — число объектов и-ѵо |
класса, для которых алгоритм голосования отказался проводить
распознавание; xUj — число |
отнесений объектов из класса и в |
класс /; у, ßu/ — константы, |
задающие величину штрафа при пере- |
путывании классов и и /. |
|
Выражение (7.36) при сокращении числа признаков, описыва
ющих объекты первого класса, принимает, например, |
вид |
|
/ (Г) = ~т 1 (уу + 2 ßi/*i/), |
/ = 2, 3, 4. |
(7.37) |
203
Н е п р а в и л ь н о е о т н е с е н и е х ц у с т а н а в л и в а е т с я т а к :
_ |
[ !, |
если |
Г\ (sQ) — Tf (sQ) < О, |
q = TJnlt |
„ |
u |
[О, |
если |
r^ s ,) — r,(s 9) > 0 , |
/ = 2,3,4, |
’ |
где I \ (sq) и Г/ (Sq) — число голосов (7.37), поданных строкой перво го класса соответственно за свой и за остальные классы.
Если Г\ (Sq) = Гу (Sq), Т О У = 1.
Аналогично записываются выражения / (Г) и xUj для других классов. Для простоты принято у = ß„/ = 1, хотя в общем случае
константа у, |
как правило, не равна константе ßu/- (например, у = |
= у , ßB/ = |
1; содержательно это отражает тот факт, что при ре |
шении практических задач отказ от распознавания может штрафо ваться меньше, чем неправильное распознавание объекта).
Оценка / для всех классов была принята равной 0,15. Это означает, что допустимое ухудшение качества распознавания (по сравнению с полной таблицей) при сокращении числа признаков не должно превышать уровня 15%. Напомним также, что пц = т%=
— тъ — тл = 20.
Результаты сокращения групп признаков по классам, получен ные с помощью ЭВМ «Минск-22» и отражающие динамику уменьше ния числа признаков и роста/, представляются следующим образом:
I |
к л а с с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п'— |
2 |
13 |
27 |
33 |
50 |
56 |
79 |
94 |
100 |
|
f |
- |
о |
0 |
0 |
0 |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
0 ,1 5 |
0,1 |
II к л а с с |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
г і |
— |
4 |
10 |
16 |
28 |
33 |
40 |
56 |
61 |
82 |
/ |
- |
о |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 5 |
0 ,0 5 |
0,1 |
0 ,1 5 |
0 ,1 5 |
III к л а с с |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
п' |
— |
4 |
13 |
21 |
29 |
37 |
47 |
55 |
67 |
83 |
/ |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 ,0 5 |
0,1 |
0,1 |
0 ,1 5 |
0 ,1 5 |
I V |
к л а с с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п' — |
2 |
9 |
21 |
34 |
39 |
54 |
67 |
77 |
91 |
|
f |
- |
о |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 , 0 5 |
0 ,0 5 |
0,1 |
0 ,1 5 |
Здесь п' — число отбрасываемых признаков, а / — соответству ющие значения функционала качества.
Анализ результатов показывает, что при заданной оценке
/ = 0,15 для разных классов число исключаемых признаков раз лично. Соответственно, остающиеся для описания объектов приз наки образуют «несжимаемые» наборы разной длины в зависимости от классов. Факт зависимости числа неисключенных, важных при знаков от класса представляется чрезвычайно интересным. Воз можно, при детальном изучении этого явления в небогатых и пред ставительных статистиках объектов и классов удастся обнаружить более тесную связь между числом информативных признаков, описывающих объекты, и спецификой конкретного класса (в данном случае, вида заболевания). Например, такая связь может проявиться между числом признаков и частотой практической ветре-
204