Файл: Кадыров, Х. К. Синтез математических моделей биологических и медицинских систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постоянная времени обучения крысы в лабиринте составляет три, т. е. равна трем испытаниям. Учитывая, однако, что значение вероятности в начале обучения составляет 0,5, следует за число ис­ пытаний, приводящих к величине вероятности 0,707 от «скачка на входе системы», равного 0,5, взять восемь испытаний, которые обес­ печивают вероятность поворота направо, равную 0,85.

Условный рефлекс. Рассмотрим особенности режима переобу­ чения на примере формирования рефлекса. Простой условный реф­ лекс связан с организацией реакций животного на сочетание условного и безусловного раздражителей. Для того чтобы образо­ валась связь между одним состоянием среды (условный раздражи­ тель) и другим (безусловный раздражитель), необходимо чтобы удов­ летворялся принцип временного интервала. При далеко отстоящих во времени двух состояниях среды связь между ними не образуется. Режим формирования условного рефлекса отличен от режима 'обучения, рассмотренного выше, в частности от режима обучения 'крыс в лабиринте. Отличие состоит в том, что если обучение начи­ нается полностью дезорганизованной реакцией (равная вероятность любой реакции на любое состояние среды), то начало формирования 'условного рефлекса характеризуется детерминированной реакцией животного. В процессе образования условнорефлекторной связи происходит разрушение старого детерминизма и возникновение но­ вой нейрофизиологической модели среды.

Особенно наглядно это обстоятельство проявляется при проведе­ нии опытов по выработке защитных рефлексов. Рассмотрим экспег рименты Р. Соломона и Л. Винна, проведенные в 1952 г. на собаках [38]. Схема опыта следующая. Условный раздражитель — свет лам­ почки — опережал на 10 сек безусловный — удар электрическим

•током. Если в течение 10 сек собака прыгала через барьер, то удар током не производился. Положительной считалась реакция укло­ нения от удара током.

Математическая модель. Для такой простой среды процесс фор­ мирования нейрофизиологической модели полностью описывается

двумя относительными частотами (вероятностями): р — относитель­

ной частотой уклонения и q = 1 — р — относительной частотой удара током. Будем, как и раньше, считать, что относительная час­ тота уклонения подчиняется решению дифференциального уравне­ ния первого порядка

р(т) = Се~ат + - ^ .

(7.32)

Для определения неизвестных постоянной интегрирования и частного решения примем, что в начале испытания относительная частота уклонения равна нулю, а в конце — единице:

Р

при т = 0,

С = ---- —

Р .

при т — со.

— = 1

198


Теперь решение (7.41) принимает вид

P(m) =

(7.33)

?(/п) =

Максимум неопределенности для данной системы событий при р = q приходится на следующий критический шаг формирования рефлекса:

(7.34)

Такое критическое число шагов необходимо, чтобы разрушить прежний детерминизм нейронной сети, вырабатывающей реакцию. С тк-го шага начинается образование новой детерминированной реакции, образование связи между условным и безусловным разд­ ражителями.

Параметры модели. Единственной неизвестной величиной в ре­ шении (7.33) является параметр формирования рефлекса а. Этот параметр можно определить по экспериментальным значениям относительной частоты. Если при этом использовать все точки, то получим среднее значение параметра йср = 0,11. Тогда решение принимает вид

Ргр = 3 - е ,-о.п

(7.35)

Решение (7.35) может быть использовано в качестве модели «сред­ ней собаки» и служить для экстраполяции экспериментальных зна­ чений относительных частот для следующего шага. При этом по ре­ зультатам первого шага находят значение а, которое используется для расчета относительной частоты для второго шага и т. д.

Для рассмотренного случая формирования рефлекса у собак определим критическое число шагов, необходимых для разрушения прежней детерминированной реакции (отсутствие прыжка через барьер при зажигании лампочки):

6. Решение задач диагностики

Развитие общей и клинической медицины в последние годы увели­ чивает нозологию болезней, рост клинических специальностей и методов исследований, что значительно затрудняет диагностический процесс.

На современном этапе развития медицинской науки диагноз ставится врачом не только на основании собственно осмотра, дан­ ных лабораторных анализов и биохимических исследований, но и ряда иммунологических, электрофизиологических и других ис­ следований. Таким образом, перед врачом ставится все более трудная

199

Т а б л и ц а

26.

Информационные

веса, упорядоченные

по степени

важности

(отдель-

но для каждого класса)

 

п p U ) , %

п

Р ( 0 , % п р ( 1 ) . % п

р(<).% п р (0,% /1

Р(0.% п

р Ѵ ) . % п

Р Ѵ ) , %

п Р ( 1 ) , % П р ( 0 . %

п Р ( 0 , % гг Р ( і ) . % П Р ( 0 , % П Р ( і ) . % П Р ( 0 . % П р ( і ) , %

 

 

 

I класс

 

 

 

 

 

 

II класс

 

 

г

6

0,84

125

0,70

20

0,65

63

0,51

18

0,838

119

0,838

9

0,73

80

0,61

15

 

84

 

25

 

113

 

31

 

82

 

32

 

10

 

111

 

74

 

24

 

120

 

37

 

138

 

41

 

23

 

52

 

16

 

25

 

121

 

28

 

8

0,59

Ь ь

 

33

 

36

 

17

 

26

 

122

 

135

 

15

 

56

 

126

 

142

 

18

 

38

 

123

 

84

 

2

 

59

 

du

 

143

 

73

0,50

40

 

124

 

89

0,65

56

 

65

 

87

 

12

 

85

 

41

 

125

 

39

 

33

 

66

 

85

 

79

 

127

 

43

 

126

 

3

 

29

0,51

72

 

144

0,67

91

0,63

ПО

 

50

 

127

 

17

 

14

I'

78

 

97

89

124

 

51

 

128

 

34

 

4

j:

81

 

92

 

131

 

76

 

59

 

129

 

58

 

5

,1

86

 

93

 

3!

 

39

 

64

 

130

 

74

 

75

94

 

9

 

90

 

54

 

65

 

131

 

63

 

Ц

 

95

 

128

 

119

 

53

 

66

 

136

 

141

 

49

 

98

 

129

 

28

 

42

 

67

 

139

 

60

0,63

30

 

99

 

130

 

67

 

2

 

68

 

140

 

92

 

133

 

100

 

136

 

51

 

70

 

77

 

142

 

93

 

106

 

101

 

137

 

24

 

88

 

79

 

143

 

96

 

114

 

102

 

112

 

118

0,60

58

0,49

81

 

144

0,76

97

 

72

0,49

103

 

104

 

48

81

83

 

10

44

 

61

120

 

49

 

11

 

141

 

85

 

88

 

112

 

19

 

121

 

57

 

4

 

14

 

86

 

70

 

104

 

71

 

122

 

107

 

5

 

21

 

87

 

46

 

105

 

132

 

123

 

68

 

105

 

133

 

94

 

90

 

107

 

12

 

132

 

30

 

80

 

3

 

95

 

91

 

108

 

54

 

135

 

69

 

71

 

47

 

98

 

78

0,73

11

 

117

0,48

108

0,80

140

 

82

 

45

 

99

 

45

21

 

16

 

1

75

0,65

115

 

13

 

100

 

6

 

53

 

48

 

27

 

19

 

116

 

106

 

101

 

7

 

35

 

1

 

38

 

44

 

62

 

114

0,48

102

 

47

 

137

 

134

 

35

 

83

 

117

 

134

 

103

 

118

 

57

 

113

0,47

64

 

40

 

77

 

138

 

109

 

27

 

52

0,61

62

 

43

0,70

92

 

29

 

 

 

110

 

32

 

55

 

42

 

7

96

 

26

 

 

 

111

 

73

 

22

 

13

 

8

 

109

 

37

 

 

 

115

 

69

 

23

 

20

 

46

 

34

 

139

 

 

 

116

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

III

класс

 

 

 

 

 

 

IV

класс

 

 

 

 

 

 

 

93

0,71

5

0,55

10

0,86

143

0,86

46

 

98

0,55

3

0,83

128

0,83

112

 

49

 

18

 

144

 

96

 

133

 

9

 

129

 

27

 

60

 

24

 

21

0,82

105

 

1

0,54

18

 

130

 

30

 

29

 

25

 

27

 

134

 

63

 

24

 

131

 

88

0,68

33

 

26

 

32

 

7

0,67

70

 

25

 

134

 

83

8

 

28

 

35

 

8

 

71

 

26

 

136

 

75

 

80

 

55

 

36

 

9

 

78

 

35

 

137

 

6

 

16

0,54

59

 

38

 

22

 

84

 

43

 

138

 

51

 

135

 

68

 

52

 

23

 

113

 

59

 

139

 

22

 

11

 

69

 

53

 

47

 

116

 

64

 

140

 

23

 

14

 

79

 

64

 

76

 

120

 

68

 

141

 

57

 

58

 

81

 

66

 

77

 

122

 

69

 

142

 

53

 

19

 

82

 

90

 

92

 

137

 

70

 

143

 

5295

 

95

 

83

 

91

 

93

 

138

 

79

 

144

 

72

 

113

 

85

 

99

 

106

 

140

 

81

 

84

0,79

28

 

15

0,53

86

 

104

 

108

 

11

0,53

85

 

67

 

56

 

107

 

87

 

109

 

118

 

15

 

86

 

32

 

40

0,65

31

 

100

 

3

0,73

141

0,57

30

 

87

 

10

 

117

 

117

 

101

 

6

 

12

34

 

92

 

17

 

118

 

116

 

102

 

17

 

16

 

42

 

96

 

34

 

47

 

44

 

103

 

19

 

31

 

50

 

97

 

76

 

46

 

71

 

ПО

 

29

 

33

 

58

 

100

 

65

 

50

 

62

 

119

 

39

 

40

 

61

 

101

 

39

 

55

 

42

0,52

121

 

48

 

41

 

75

 

102

 

41

 

73

 

114

 

123

 

56

 

62

 

97

 

103

 

54

 

78

0,57

7

 

124

 

65

 

74

 

112

 

104

 

77

0,71

132

 

98

 

125

 

67

 

88

 

132

 

110

 

21

 

133

 

99

 

126

 

72

 

94

 

2

0,52

119

 

89

 

36

 

61

 

127

 

73

 

95

 

13

 

120

 

37

 

45

 

82

 

128

 

89

 

107

 

14

 

121

 

109

 

63

 

12

 

129

 

135

 

111

 

49

 

122

 

90

 

20

 

94

0,51

130

 

4

0,70

114

 

51

 

123

 

91

 

48

 

1

131

 

5

 

115

0,55

60

 

124

 

66

 

38

 

2

 

136

 

37

 

44

117

 

125

 

105

 

74

0,55

13

 

139

 

43

 

54

 

20

0,51

126

 

106

 

4

108

 

142

 

45

 

57

 

80

 

127

 

111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задача оценки огромной массы сведений как по своей, так и по

Мы исследовали четыре класса желудочно-кишечных заболева­

смежным специальностям.

ний: рак желудка (первый класс), хронический гипоацидный гас­

В связи с этим разработка математических методов, позволяю­

трит (второй класс), хронический гиперацидный гастрит (третий

щих механизировать процесс диагностики и внедрение их в ме­

класс)

и язвенная

болезнь двенадцатиперстной кишки (четвертый

дицинскую практику, приобретает большое научное и практическое

класс). Для этого совместно с врачами клинической больницы № 2

значение.

Министерства здравоохранения УзССР была разработана специаль­

Применение методов, описанных в гл. 6, для распознавания не­

ная форма истории болезни, состоящая из 144 симптомов. Исполь­

врологических, хирургических, желудочно-кишечных и некото­

зуя эту форму, мы перекодировали все истории болезней, накоплен­

рых инфекционных заболеваний дало хорошие результаты.

ные в архиве клиники по этим классам заболеваний. Разработан­

Из-за громоздкости полученных результатов исследования раз­

ная форма истории

болезни состояла из следующих пяти групп

личных заболеваний изложим только один из них.

данных:

1) данные

анамнеза — всего 39 признаков (симптомов);

200

201.


2) субъективные данные — 35 признаков;

3) объективные данные —

17

признаков; 4) данные лабораторного

анализа — 28

признаков;

5)

данные рентгенологических исследований — 25 признаков.

 

На первом этапе исследования определялись меры

важности

(информационные веса) каждого симптома. Результаты сведены в табл. 26, где в первом столбце приведены номера симптомов, а во втором — соответствующие им информационные веса в процентах

(рис. 9).

Далее было произведено упорядочение по убыванию значений р (г), которое дало возможность для всех классов выделить группы

признаков так, что величины р (і) внутри группы отличаются друг от друга незначительно, а между группами — существенно различ­ ны. Отметим, что внутри класса число признаков, образующих группу, различно для разных групп. При переходе от одного класса к другому оно также изменяется. Для всех классов наблюдаются группы как с максимальными (в среднем) значениями информаци­ онных весов признаков, так и с минимальными (в среднем) величи­ нами р (і). Согласно алгоритмам, описанным в гл. 4, наименьшие значения р (і) образуют группу наименее важных (малоинформа­ тивных) с точки зрения описания классов признаков. Поэтому при реализации процедуры сокращения признакового пространства объектов они должны исключаться в первую очередь.

Вследствие того что величины р (г) (г = 1, п) внутри групп раз­ личаются незначительно, сокращение признаков проводилось груп­ пами. Последовательное сокращение признакового пространства сопровождалось монотонным понижением процента распознавания

2 0 2

векторов-строк для каждого класса болезни, что наглядно пока­ зано на рис. 10, где по вертикали отложена точность распознава­ ния в процентах, а по горизонтали — число отсеянных симпто­ мов.

При реализации исследовательской процедуры исключения групп признаков контроль конца сокращений осуществляется срав­

нением подсчитываемого значения функционала / с оценкой ]. При / (Г) < / процедура продолжается, если же значение / (Г) > > /, то процесс отбрасывания групп заканчивается и оставшиеся

Рис. 10. Точность диагноза в функции числа отброшенных симптомов.

(неисключенные) группы образуют окончательный «несжимаемый»

набор признаков (при заданной величине оценки /), описывающий конкретный класс в системе изучаемых классов.

Функционал / (Г) задавался в виде

/ (Г) =

(ті/ ч- S ßu/лг«/),

И = 174, / = Т74, и ф і ,

 

 

(7.36)

где та — число объектов и-го

класса; у — число объектов и-ѵо

класса, для которых алгоритм голосования отказался проводить

распознавание; xUj — число

отнесений объектов из класса и в

класс /; у, ßu/ — константы,

задающие величину штрафа при пере-

путывании классов и и /.

 

Выражение (7.36) при сокращении числа признаков, описыва­

ющих объекты первого класса, принимает, например,

вид

/ (Г) = ~т 1 у + 2 ßi/*i/),

/ = 2, 3, 4.

(7.37)

203


Н е п р а в и л ь н о е о т н е с е н и е х ц у с т а н а в л и в а е т с я т а к :

_

[ !,

если

Г\ (sQ) — Tf (sQ) < О,

q = TJnlt

u

[О,

если

r^ s ,) — r,(s 9) > 0 ,

/ = 2,3,4,

где I \ (sq) и Г/ (Sq) — число голосов (7.37), поданных строкой перво­ го класса соответственно за свой и за остальные классы.

Если Г\ (Sq) = Гу (Sq), Т О У = 1.

Аналогично записываются выражения / (Г) и xUj для других классов. Для простоты принято у = ß„/ = 1, хотя в общем случае

константа у,

как правило, не равна константе ßu/- (например, у =

= у , ßB/ =

1; содержательно это отражает тот факт, что при ре­

шении практических задач отказ от распознавания может штрафо­ ваться меньше, чем неправильное распознавание объекта).

Оценка / для всех классов была принята равной 0,15. Это означает, что допустимое ухудшение качества распознавания (по сравнению с полной таблицей) при сокращении числа признаков не должно превышать уровня 15%. Напомним также, что пц = т%=

— тъ — тл = 20.

Результаты сокращения групп признаков по классам, получен­ ные с помощью ЭВМ «Минск-22» и отражающие динамику уменьше­ ния числа признаков и роста/, представляются следующим образом:

I

к л а с с

 

 

 

 

 

 

 

 

п'—

2

13

27

33

50

56

79

94

100

f

-

о

0

0

0

0,05

0,1

0,1

0 ,1 5

0,1

II к л а с с

 

 

 

 

 

 

 

 

г і

4

10

16

28

33

40

56

61

82

/

-

о

0

0

0

0 ,0 5

0 ,0 5

0,1

0 ,1 5

0 ,1 5

III к л а с с

 

 

 

 

 

 

 

 

п'

4

13

21

29

37

47

55

67

83

/

-

0

0

0

0

0 ,0 5

0,1

0,1

0 ,1 5

0 ,1 5

I V

к л а с с

 

 

 

 

 

 

 

 

п' —

2

9

21

34

39

54

67

77

91

f

-

о

0

0

0

0

0 , 0 5

0 ,0 5

0,1

0 ,1 5

Здесь п' — число отбрасываемых признаков, а / — соответству­ ющие значения функционала качества.

Анализ результатов показывает, что при заданной оценке

/ = 0,15 для разных классов число исключаемых признаков раз­ лично. Соответственно, остающиеся для описания объектов приз­ наки образуют «несжимаемые» наборы разной длины в зависимости от классов. Факт зависимости числа неисключенных, важных при­ знаков от класса представляется чрезвычайно интересным. Воз­ можно, при детальном изучении этого явления в небогатых и пред­ ставительных статистиках объектов и классов удастся обнаружить более тесную связь между числом информативных признаков, описывающих объекты, и спецификой конкретного класса (в данном случае, вида заболевания). Например, такая связь может проявиться между числом признаков и частотой практической ветре-

204