Файл: Кабаков, М. Г. Технология производства гидроприводов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
вносить существенные изменения, если для ее изготовления используется качественно новый технологический процесс. Напри мер, при переходе от литой конструкции заготовки рабочего колеса гидромуфты (колеса с радиальными лопатками) к сварной с сохранением конструктивных форм, отвечающих требованиям технологии литейного производства, себестоимость рабочего ко леса возрастает на 10—15%.
Путем повышения технологичности конструкции машины можно дополнительно .сократить ее трудоемкость в среднем на 15^-25% и снизить себестоимость на 5—6%.
Вопрос создания технологичных конструкций машин и их деталей необходимо рассматривать как комплексный. Техноло гичная машина не представляет собой арифметическую сумму деталей технологичной конструкции._При технологической обра ботке конструктивных форм деталей последние необходимо рас сматривать во взаимосвязи с другими деталями и решать задачу комплексно. Так, цилиндрические золотники технологичнее пло ских, однако обеспечить требуемый рабочий зазор (с учетом допуска на зазор) в распределителе с плоским золотником более просто технологически, поэтому плоские золотники распростра нены сравнительно больше в следящих приводах.
Технологичные конструкции машин и деталей могут созда ваться в процессе разработки конструкции машины, а также при внесении изменений в нее после изготовления чертежей и крити ческого анализа конструкции технологами и рабочими. Опыт изготовления гидроприводов показал, что первый путь наиболее эффективен, так как в этом случае создается не только более тех нологичная конструкция, но и уменьшается цикл подготовки производства новой машины по сравнению с циклом, требующимся при использовании второго пути.
Опыт изготовления гидроприводов на московском машино строительном заводе им. Калинина показал также, что наилучшие результаты достигаются при творческом содружестве конструк торов с технологами и квалифицированными производственниками с самого начала разработки машины.
Итак, основным показателем технологичности конструкции является сокращение трудоемкости и себестоимости изготовления одного изделия по сравнению с другим, конструкция которого позволяет в полной мере использовать дополнительные возмож ности технологических процессов, экономичных при данном масштабе выпуска.
§ 6. СВЯЗЬ КОНСТРУКТИВНОЙ ФОРМЫ ДЕТАЛЕ С ТЕХНОЛОГИЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Зная назначение каждого звена кинематических цепей агре гата или его механизмов, а также законы движения, величину действующих сил и другие факторы (среду
2 М. Г. Кабаков
Рис. |
2. Насос-гидромотор модели 210: |
|
|
а — принципиальная |
схема; б — продольный разрез; |
/ — блок цилинд |
|
ров; 2 — поршень; 3 — шатун; 4 — вал; 5, 10 — крышки; |
6 — шарико |
||
подшипник; 7 — сдвоенный радиально-упорный подшипник; |
8 — корпус; |
||
9 — распределитель; // — центральный |
шип |
|
работать звенья, рабочую жидкость, температуру и т. д.), а также выбрав материал для каждого звена, определяют (рассчитывают) основные конструктивные формы каждого из звеньев. Например, для аксиально-поршневых гидромашин сначала рассчитывают кинематическую схему (рис. 2, а), затем звенья кинематических цепей реализуют в детали, например в детали насоса (рис. 2, б).
Вобщем случае конструктивные формы каждой детали машины
иее механизмов создают исходя из ее назначения, путем ограни чения количества выбранного материала для различных поверх ностей и их сочетаний. Недостаточно выбрать поверхности, обес печивающие требуемые конструктивные формы детали; необхо
димо, чтобы одни поверхности относительно других занимали положение, определяемое взаимными расстояниями и поворотами.
Поверхности, относительно которых определяется положение других поверхностей, принято называть базирующими, или базами. Следовательно, при разработке конструктивных форм детали вначале необходимо сконструировать базирующие поверх ности. Остальные поверхности должны занять относительно их положение, требуемое назначением детали в машине. В общем случае у детали должны быть три базирующие поверхности, пред ставляющие собой систему координат детали. Относительно этих координатных плоскостей определяется положение остальных поверхностей, образующих конструктивные формы детали. В за висимости от выполняемых функций эти поверхности можно раз
18
делить на четыре вида: исполнительные, основные базы, вспомо гательные базы и свободные поверхности.
С помощью исполнительных поверхностей машина или ее механизм выполняет свое назначение.
Основные базы детали определяют положение одной детали относительно других деталей в машине, на которых они монти руются. На рис. 2, б основные базы отмечены точками.
С помощью вспомогательных баз детали определяется поло жение других деталей, присоединяемых к данной, относительно ее основных баз, а тем самым и относительно других деталей машины или ее механизмов. На рис. 2, б вспомогательные базы показаны черточками.
Свободные поверхности не сопрягаются с поверхностями дру гих деталей при работе детали в машине. Такие поверхности помогают вместе с рассмотренными поверхностями придать де тали конструктивные формы, требуемые ее назначением. Приме ром могут служить поверхности стенок корпуса на рис. 2, б, показанные крестиками.
Основные базы детали определяют ее положение относительно других деталей, к которым она присоединяется при работе в ма шине. Поэтому эти поверхности принимают за координатные, и по отношению к ним располагают все остальные поверхности, т. е. вспомогательные базы, исполнительные и свободные.
Между вспомогательными и основными базами каждой из деталей существуют непосредственные связи, определяющие их взаимное положение. Следовательно, чтобы машина или ее меха низмы выполняли свое назначение, необходимо не только создать эти связи, но и уметь управлять ими.
Необходимость в правильных геометрических формах поверх ностей деталей появляется, когда деталь имеет хотя бы одну степень свободы для выполнения основного назначения в машине. Между поверхностями основных баз такой детали и вспомогатель ных баз детали, к которой она присоединяется, возникает трение, порождающее износ сопряженных поверхностей, и, следовательно, изменение расстояний и положения сопрягаемых деталей. В этом случае машина не может экономично выполнять свое назначение
ииногда преждевременно выходит из строя. Поэтому в дополнение
кнеобходимости получения поверхностей деталей правильной геометрической формы появляется требование обеспечить необхо димые шероховатость и качество поверхностного слоя материала. Одной из задач технологии при производстве изделий гидропри вода является экономичное получение деталей, имеющих требуе мые точность размеров, поворотов, геометрической формы по верхностей, их шероховатость и качество поверхностного слоя материала. Для этого исполнительные поверхности и поверх ности основных и вспомогательных баз деталей, как правило, подвергают обработке, а свободные поверхности деталей остав ляют не обработанными.
2* |
19 |
Однако производство элементов гидроприводов отличается некоторыми особенностями, связанными с их назначением и эксплуатацией, и поэтому свободные поверхности деталей гидро агрегатов, за исключением наружных, корпусных, чаще всего обрабатывают. К таким особенностям относят требование балан сировать вращающиеся детали, исключение загрязнения рабочих поверхностей, повышенную усталостную прочность, работу в среде, вызывающей коррозию, использование свободных поверхностей в качестве технологических баз (при обработке рабочих колес гидротрансформаторов), достаточно жесткий допуск на массу детали и т. д. Заданные при конструировании машины формы поверхностей деталей определяют технологию ее изготовления. Например,' при изготовлении рабочих колес гидротрансформа торов с пространственными лопатками для увеличения к. п. д. входные кромки деталей делают закругленными, а выходные заостренными. Желательно, чтобы толщина б кромки на выходе составляла 1—1,5 мм. При отливке рабочих колес в земляные и даже в металлические формы не удается на всех лопатках полу чить б = 1ч-1,5 мм, так как лопатки могут иметь недоливы и трещины. Поэтому при описанном способе изготовления колес технология предусматривает их отливку с б = Зч-4 мм и затем последующую слесарную обработку выходных концов лопаток до б = 1 -г-1,5 мм. Очевидно, что при значительном выпуске машин такая технология изготовления рабочих колес экономически не оправдана. В этом случае более экономично рабочее колесо отли вать под давлением. При этом можно получить закругленные входные и тонкие (б = 1ч-1,5 мм) выходные кромки лопаток.
При разработке детали конструктор должен задавать такие технические требования для выполнения форм поверхностей деталей и их взаимного расположения, которые были бы проще и лучше для технологии их изготовления, контроля и надежности работы.
В качестве иллюстрации рассмотрим принцип действия и технологические особенности золотниковых распределителей сле дящего привода.. Золотниковые распределители этих приводов имеют проходные щели различной формы и размеров, обеспечи вающие требуемое регулирование системы. От точности изготов ления таких щелей зависит точность стабилизации максимальной скорости силового штока. Из всех конструктивных размеров наи большее значение для достижения эксплуатационных требований имеют диаметральные размеры гильз и золотника, определяющие радиальный зазор, и осевые размеры, обеспечивающие необходимое перекрытие и сечение проходных щелей, от которых зависит расходная характеристика. Перекрытия определяют чувствитель ность системы. Поэтому стремятся, чтобы они были минималь ными. Для высокоточных систем перекрытие составляет минус 0,01 — плюс 0,04 мм, диаметральный зазор 0,005—0,035 мм при допуске на зазор 0,003—0,005 мм. Учитывая такие жесткие тре-
20