Файл: Гинзбург, И. Б. Автоматическое регулирование и регуляторы в промышленности строительных материалов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
При этом на выходе усилителя появляется переменное напря жение, фаза которого отличается от предыдущей на 180°. Для выбора оптимальных значений начальных токов в рабочих об мотках сердечников (равных половине максимального зна чения токов) применяется начальное смещение постоянным то ком, который подается в обмотки смещения от трансформатора Тр2 через диоды Ді и Д2 и резисторы Ri и R2. Для улучшения динамических характеристик усилителя в цепи рабочих обмоток включены резисторы R3 и Д4 и конденсаторы Сі и С2. Последние, кроме этого, уменьшают наводки на входе и остаточное напря жение на выходе усилителя. Этот же источник питания служит для получения постоянного тока, используемого для управления усилителем УМД при дистанционном управлении исполнитель ным механизмом и при управлении от регулирующего прибора.
Имеется ряд магнитных усилителей от УМД-4 до УМД-160, которые используются в зависимости от мощности исполнитель ных механизмов. В системе автоматического регулирования элек трической аналоговой ветви ГСП в качестве пускателя приме нен тиристорный усилитель У-101, на выходные клеммы которого подключается трехфазный электродвигатель исполнитель ного механизма МЭО-Б. Одна фаза двигателя непосредственно, подключена к фазе сети, а две другие его фазы подключаются через тиристорные ключи, осуществляющие пуск и реверс дви гателя.
Тиристорный усилитель рассчитан на подключение двигателей мощностью до 1,1 кВт; номинальное значение управляющего напряжения — 24 В постоянного тока, для дистанционного уп равления имеется источник напряжения 24 В постоянного тока.
2. Исполнительные механизмы
Элементами исполнительных механизмов, как следует из блок-схемы (рис. 69), являются электродвигатели, редукторы, тормозное устройство, датчики положения, указатели положения и микропереключатели. Эти элементы смонтированы, как пра вило, в едином корпусе.
Э л е к т р о д в и г а т е л и являются одним из основных узлов исполнительного механизма. Практически во всех исполнитель ных механизмах постоянной скорости применяются асинхрон ные двигатели переменного тока. При этом используются как однофазные, так и трехфазные двигатели. Схемы управления электродвигателями, питаемые от однофазной сети, проще, чем при питании от трехфазной сети. При незначительной мощности двигателей обычно используются двухфазные асинхронные дви гатели или трехфазные с фазосдвигающей емкостью; питание — от двухфазной сети. При больших мощностях целесообразно использовать трехфазные двигатели с питанием от трехфазной сети.
ПО
Первые бесконтактные исполнительные механизмы (ИМ-2Б, МЭК-10Б, МЭК-25Б) работали на базе электродвигателя типа АДП-362. Для более совершенных бесконтактных исполнитель ных механизмов (МЭО) используется специальная серия асин хронных однофазных конденсаторных малоинерционных двига телей типа ДАУ. Однофазное питание двигателя упрощает коммутацию электрических цепей и исключает необходимость применения защиты электродвигателя при исчезновении напря жения в одной из фаз, что требуется при трехфазном питании.
Двигатели типа ДАУ способны работать в режиме короткого замыкания. В этом случае не приходится опасаться перегрузок двигателя, а с исполнительного механизма снимаются ограни чения по числу и продолжительности включений. Кроме того, механизм не выходит из строя при заклинивании регулирующих органов. В системе автоматического регулирования электриче ской аналоговой ветви ГСП используются исполнительные ме ханизмы типа МЭО-Б с трехфазными электродвигателями.
Р е д у к т о р ы |
предназначены для |
согласования частоты |
вращения выходного вала с частотой |
вращения приводного |
|
электродвигателя. |
Передаточное отношение редуктора і лежит |
|
в пределах 20-^-50 000. |
|
|
Существует два |
типа редукторов — на базе червячной пере |
дачи и на базе цилиндрических передач. Редукторы на цилин дрических передачах имеют значительно большие габариты и массу, худшие динамические характеристики. Если регулирую щий орган (движок реостата) пассивен, то можно использо вать редуктор с цилиндрической передачей, если активен (обла дает большими обратными усилиями), то необходимо применить редуктор с червячной передачей.
Бесконтактные исполнительные механизмы типа МЭО по строены преимущественно на базе редукторов, образованных из цилиндрических и планетарных передач. Поэтому недостатком таких редукторов является малая величина передаточного отно шения, практически осуществляемого в одной ступени, и отсут ствие торможения от действия обратного момента. Положитель ным свойством этих редукторов являются малый люфт, проч ность и долговечность. Редукторы в исполнительных механиз мах типа МЭО-Б построены на базе червячной передачи.
Ручное управление механизмом осуществляется вращением маховика ручного привода.
Т о р м о з н о е у с т р о й с т в о служит для останова привод ного электродвигателя с целью ограничения выбега при отсут ствии управляющего сигнала. Кроме того, тормозное устройство зачастую препятствует перемещению регулирующего органа за счет его активной реакции.
Торможение электродвигателя с червячным редуктором осу ществляется чисто электрическим путем без введения дополни тельных электромеханических устройств. Широко используется
ill
способ электрического торможения двигателя с помощью конденсаторов, включенных на время торможения параллельно, фазам двигателя и создающих противоэлектродвижущую силу.
Основные характерные особенности работы тормоза в испол нительном механизме — высокая эксплуатационная надежность при значительном числе включений и большое быстродействие. Поэтому, кроме электрического тормоза, применяются также электромагнитные тормозные устройства. Принципиальная элект рическая схема исполнительного механизма типа МЭО приво дится на рис. 73. На клеммы 1—2 выведены концы обмотки возбуждения электродвигателя OB, последовательно с которой включен конденсатор С. Обмотка управления ОУ выведена на
клеммы 3—4. |
Параллельно с обмоткой управления включена |
обмотка электромагнита ЭМ тормозного механизма. |
|
Д а т ч и к и |
п р е д е л ь н о й и н ф о р м а ц и и по своему |
назначению бывают концевыми и предельных моментов. Пер вые выключают электродвигатели при достижении исполнитель ным устройством заданного положения, вторые — при превыше нии заданного предельного момента в системе электродвига тель — редуктор. Основой этих устройств являются различного рода контактные и бесконтактные переключатели. Наибольшее распространение получили контактные микропереключатели. Пе реключатель (В1 — ß 4) имеют один нормально замкнутый и один нормально разомкнутый контакты с независимыми цепями
(рис. 73).
При отсутствии усилия на переключатель подвижный контакт находится в исходном положении под действием пружины. При нажатии на кулачок переключателя контакт размыкается, цепь двигателя обесточивается и двигатель отключается. Нормально разомкнутые контакты могут служить датчиками в рхемах сигнализации и контроля положения регулирующего органа.
Кулачки микропереключателей закрепляются на валу в необ ходимых положениях. Микропереключатели конструктивно объ единены в один узел, унифицированный для различных испол нительных механизмов^ Таким узлом является блок типа БДП-6. На передней стенке блока находятся шкала местного указателя положения со стрелкой и флажки для указания пределов на стройки конечных положений.
Д а т ч и к и п о л о ж е н и я (ДПі — ДП2) — применяются как дистанционные указатели положения регулирующего органа и как датчики отрицательной обратной связи. Обычно в качестве датчиков положения используются либо контактные потенцио метры (реохорды), либо бесконтактные индукционные датчики.
В исполнительных механизмах МЭО и МЭО-Б чаще всего установлены два индукционных датчика, один из которых ис пользуется для осуществления обратной связи по положению регулирующего органа с регулирующим прибором, второй — для дистанционного указателя положения.
1і2
с
9 0 - |
-1в2 |
|
0- |
||
—О О"^ |
||
13 ts- |
|
|
|
ш , |
|
16 0- |
|
|
|
Шг |
|
19 0- |
^ |
|
|
||
23 0 - |
|
|
26 0 - |
Г ] |
Рис. 75. Принципиальная электрическая схема многооборотного исполнительного механизма типа МЭМ
Рис. 73. Принципиальная элек трическая схема исполнитель ного механизма типа МЭО
Рис. 74. Принципиальная схема дистанционного указа теля положения
5 Заказ № 2375 |
113 |
Два индукционных датчика конструктивно входят в блок БДИ-6. Центральный вал блока соединяется с выходным валом исполнительного механизма с помощью муфты. Поворот вала блока датчиков вызывает перемещение плунжеров датчиков при посредстве кулачка с участками профиля по спирали Архимеда. В зависимости от настройки по одному из профилей .обкаты вается ролик, поворачивающий рычаг, концы которого переме щают плунжеры датчиков.
Намечается выпуск исполнительных механизмов с датчи ками обратной связи по положению с выходными унифициро ванными сигналами 5—0—5 мА.
Д и с т а н ц и о н н ы й у к а з а т е л ь п о л о ж е н и я (ДУП) предназначен для передачи на щит оператора сведений о поло жении регулирующего органа в системе регулирования. Указа тель (рис. 74) состоит из измерительного моста и узла пита ния. Датчик перемещения подключается на клеммы 3—4—5 ука зателя положения. Плечи неуравновешенного измерительного моста образуются потенциометром R3, обмотками датчика пере мещения (или активным сопротивлением в случае реостатного датчика) и резисторами Ri и Re- В диагональ моста включен измерительный прибор ИП (микроамперметр 0—100 мкА). Чув ствительность ИП выбирается потенциометром Re. Выпрямление тока осуществляется полупроводниковыми диодами Д 3 и Д і. Мост балансируется потенциометром R3. Резисторы Rv, Ri и R6 являются балансными и служат для ограничения тока в цепях питания моста и питания датчика. Указатель положения пи тается переменным напряжением 220 В (клеммы 1—2). Стабили троны Д і и Дг предназначены для стабилизации напряжения питания моста. Резистор Ri обеспечивает режим работы стабили тронов. При изменении положения выходного вала исполнитель ного механизма меняется соотношение сопротивлений плеч дат чика положения. Это приводит к изменению тока в диагонали моста, измеряемого прибором ИП, шкала которого отградуи рована в процентах. Показания ИП соответствуют положению выходного вала исполнительного механизма в процентах от полного угла поворота вала.
В целом схемы соединения регулирующих приборов с пуска телями и исполнительными механизмами работают следующим образом. При заданном значении регулируемой величины регу лирующий прибор сбалансирован, ни одна из катушек магнит ного пускателя не обтекается током, его контакты разомкнуты и электродвигатель исполнительного механизма 'неподвижен.
Если регулируемая величина отклоняется от заданного зна чения за пределы зоны нечувствительности регулирующего при бора, на выходе электронного блока прибора появляется напря жение, в результате чего пускатель срабатывает и включает электродвигатель исполнительного механизма, который начи нает перемещать регулирующий орган в сторону восстановления
114