ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
1. К а л и н и н |
Э. К., Я р х о |
С. А. О влиянии неизотермичности |
нг. коэффициент |
сопротивления |
при турбулентном движении воды |
г. трубах с искусственными турбулизаторами потока. Теплофизика высоких температур, 1966, № 5.
2. М и г а й В. К., Н о в о ж и л о в И. Ф. Теплообмен в трубах с внутренними поперечными выступами. «Известия высших учебных заведений», 1965, «Энергетика», 1965, № 11.
3. Ч у г а е в |
Р. |
Р. Гидравлика. |
М.— Л., Госэнергоиздат, 1963. |
|
4. W. M o l e г. |
Untersuchungen |
zun |
Klarung vom Widerstand |
|
und Stromung in |
gewahlten Rohren |
und |
Schlauchen. Konstruktion, |
|
9, Heft 4, 1967. |
|
|
|
|
К. И. ШИМКО, A. E. ЕЛИСЕЕВ
ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ВОДЫ
ВПЕРФОРИРОВАННЫХ ТРУБАХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ
ВОГРАНИЧЕННОМ ОБЪЕМЕ ЖИДКОСТИ
Вмелиоративной практике получил распространение полиэтиленовый дренаж. Внедрение пластмассового дре нажа требует установления расчетных зависимостей,
учитывающих неравномерность движения жидкости в дырчатых трубах, усложненного отводом или присо единением части расхода.
Исследования течений с переменной массой проводи лись на установке, состоящей из внутренней перфори рованной полиэтиленовой трубы диаметром 37 мм с от верстиями диаметром 4 мм вдоль трубы по четырем образующим в шахматном порядке через 5 см, симмет рично расположенной в стеклянном трубопроводе диа метром 200 мм и длиной 16,74 м. Питание установки осу ществлялось из открытого резервуара высотой 1,1 м. Измерение давления по длине внутренней и внешней труб проводилось пьезометрами, расположенными сим метрично относительно отверстий в стенках перфори рованного трубопровода (рис. 1). Соединение места от бора давления с пьезометрами осуществлялось посред ством резиновых трубок. Для измерения скоростей во внутренней трубе применялась специально сконструиро ванная напорная трубка, выполненная из стальных по лых игл диаметром 2 мм. Исследования М. М. Сапож никова [4] показали, что измерительные приборы не вы-
91
зывают нарушения поля скоростей, если диаметр напор ных трубок в 10—12 раз меньше диаметра исследуемой трубы. Это условие было выдержано при конструирова нии трубки. Положение датчика скорости фиксировалось внутри рабочей трубы через 5 мм.
-—
'-
2,13 |
1,69 |
3 |
636 |
1,92 |
6 |
7 |
3,92 |
1,54 |
|
||||
|
|
16,79 |
|
|
|
|
_L
на i,s 1,1 (г os оа ал на (» « № 1.1
Рис. |
1. Схема установки и эпюры скоростей в контрольных сечениях |
|
2, 3 |
и 7 при напоре Я=0,934 м при значениях |
УСр и УШах м/сек |
|
соответственно: |
|
|
а — 1,09; 1,17; 6 — 0,72; 0,78; в — 1,23; |
1,27. |
По длине перфорированной трубы скорости измеря лись в семи контрольных сечениях в нескольких сериях опытов. В первой серии опытов отсутствует сток в на ружном трубопроводе, во второй — сосредоточенный сток через отверстие в наружном трубопроводе, в треть ей — сосредоточенный сток через два отверстия в наруж ном трубопроводе, расположенных симметрично относи тельно перфорированной трубы. Расход воды на выходе из трубопроводов замерялся мерным треугольным водо сливом и проверялся весовым способом. При выполне нии каждого опыта расход поддерживался постоянным.
По результатам экспериментальных исследований по строены эпюры скоростей для внутреннего перфориро ванного трубопровода (рис. 1). Из анализа эпюр скоро стей следует, что для участка трубопровода, где он работает как распределитель воды (второе и третье конт рольные сечения), эпюра имеет такой же вид, как и для
92
потока в обычных трубах круглого сечения. На участке, где перфорированный трубопровод работает как сборник воды, закономерности изменения скоростного поля от сутствуют. На рис. 1 представлена эпюра скоростей в седьмом контрольном сечении, находящемся на этом
Рис. 2. Распределение расходов и давлений по длине в двухконтур ной установке при отсутствии стока из наружного трубопровода:
/ — опытные |
для внутреннего перфорированного трубопровода; 2 — для на |
ружного |
трубопровода; 3 — расчетные для внутреннего трубопровода. |
участке. Как видно из рисунка, в большинстве опытов максимальная скорость не проходит по оси движения как для распределителя. Это объясняется ускорением потока в пристенном слое вследствие увеличения расхо да через дырчатую поверхность трубопровода.
По эпюрам определялась средняя скорость и расход по длине перфорированного трубопровода (рис. 2). Усло вие неразрывности в двухконтурной установке удовлет воряется, если расход постоянный в совпадающих попе речных сечениях внутреннего и наружного трубопроводов. Поэтому, построив кривую расхода по длине внутреннего перфорированного трубопровода, представлялось воз можным определить характер изменения расходов по длине наружного трубопровода: Q„ — Q0— QB. Перете кание жидкости между трубами наблюдалось с помощью индикатора через наружный стеклянный трубопровод.
93
В результате проведенных опытов установлено, что изменение расхода по длине в каждом рассматриваемом поперечном сечении внутренней трубы для всех сечений описывается показательной функцией:
Qx= Qoexp ^-----; |
|
0) |
|
Qx= QoexP |
К |
. |
(2) |
где Qx — расход в рассматриваемом сечении пер форированной трубы;
L — общая длина трубопровода;
Q0 — расход в начальном сечении;
х— расстояние от начала трубы до рас сматриваемого сечения;
иkz— коэффициенты, характеризующие собой интенсивность распределения и притока воды.
Уравнение (1) описывает движение жидкости в пер форированном трубопроводе на участке, где имеет место раздача воды, а уравнение (2) — на участке, где он работает как сборник воды.
Решая совместно систему двух уравнений, определя ем координату точки х и расход в сечении Qx, общие для обеих зависимостей, характеризующих собой переход от распределителя к сборнику.
Рассмотрим характер изменения коэффициентов k\ и k2. При изменении расхода, протекающего по наруж ной трубе (вторая и третья серии опытов), параметр kx не изменяется, в то время как k2, характеризующий ис течение жидкости в конечном участке дырчатого тру бопровода, претерпевает существенные изменения. Ко эффициенты ki и k2являются постоянными для данного способа подвода и отвода воды из трубопровода вне за висимости от создаваемого напора (рис. 3), но находят ся в прямой зависимости от коэффициента перфорации р, равного отношению площади отверстий к площади се чения трубы (таблица).
Данные получены при использовании перфорирован
ных труб двух диаметров D = 37 м м , |
D = 20 м м и измене |
ний перфорации. |
позволяют также |
Экспериментальные материалы |
94
Рис. 3. Распределение расходов по длине в перфорированном тру бопроводе при различных напорах:
1 — Н = 0,934 м; |
2 — // = 0,586 м\ |
3 — Н = 0,386 м. |
|
|
Таблица |
р |
к1 |
К, |
0,120 |
0,080 |
0,162 |
0,302 |
0,116 |
0,195 |
0,604 |
0,176 |
0,418 |
0,906 |
0,214 |
0,635 |
1,208 |
0,246 |
0,897 |
1,812 |
0,271 |
1,100 |
2,406 |
0,320 |
1,620 |
проследить за изменением давлений в трубопроводах. Как показали опыты первой серии (в случае отсутствия стока из наружного трубопровода (рис. 2), давление по всей длине наружного трубопровода остается посто янным, а в дырчатом трубопроводе давление постепенно уменьшается до тех пор, пока не сравняется с давлени ем в наружном трубопроводе. Этот участок характери зуется раздачей воды дырчатой трубой. На участке, где давление будет меньше, чем в наружном трубопроводе, внутренний трубопровод начинает работать как сборник воды. Резкое падение давления на этом участке обуслов
95
ливается в основном потерей напора на образование ско рости течения. Как видно из рис. 2, изменение расхода вдоль трубы сопровождается изменением давления и, следовательно, по соотношению давлений во внутреннем и наружном трубопроводах можно определить характер эпюры расхода в двухконтурной установке.
На основании выполненных исследований возможно определить изменение напора по длине перфорирован ного трубопровода. Последовательность определения пьезометрического напора сводится к следующему: по зависимости (1) определяется средняя скорость по дли не. После этого находится производная скорости по длине
d» |
= ___Qo_ ехр f |
h x |
|
dx |
L to |
\ |
L |
Полученное значение подставляется в уравнение уста новившегося движения потока с переменным вдоль пути расходом [3]
,, , |
2vdv , ,, |
' |
... |
d h -\--------- |
dhw—0, |
|
(4) |
|
8 |
|
|
где h — пьезометрический напор для горизонтальной трубы;
v — средняя по сечению скорость основного по тока;
hw — потери напора по длине между сечениями, определяемые по формуле Дарси:
dhw= к dx о2 |
( 5 ) |
~D '~2g' |
|
к— коэффициент гидравлического сопротивления, вычисляется для гидравлических гладких труб по формуле Блазиуса:
,0,3164
|
£ 0,2 5 • |
Число Рейнольдса Rt— |
v ■D |
------ . |
|
|
v |
Подставив (3) и (5) в уравнение (4) после интегрирова
96