ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
одного из сигналов на АВМ и запись совместных вероят ностей в МОЗУ. Возможна независимая работа этих узлов от двух приемников скоростей.
Техническая характеристика САГИ |
|
а) приемник скоростей: |
|
Диапазон измеряемых скоростей, см)сек |
0-4-300 |
Размер'рабочей части, мм |
0,3-fjl |
Рабочее напряжение, в |
1 4- 1,2 |
Получаемый ток, мка |
104-300 |
Постоянная времени, сек. |
0, 14-0,00 |
б) узлы обработки сигнала: |
|
Диапазон изменения обрабатываемого сигнала, в |
±100 |
Наибольшая частота сигналов, гц |
100-f-150 |
Продолжительность накопления сигнала, сек. |
60-г3000 |
Дискретность преобразования входного сигнала, в |
0,1 |
Минимальное время нахождения сигнала вадресе, мксек |
100 |
Частота счетчика, гц |
10000 |
Емкость МОЗУ, слов |
4096 |
Питание от сети трехфазного переменного тока: |
220/380 |
напряжение, в |
|
частота, гц |
50 |
Потребляемая мощность, кет |
5-4-6 |
Занимаемая площадь, м2 |
4 |
Вес, кг |
1200 |
Узел получения и оперативной обработки части дан ных (гидравлическая циркуляционная установка, устрой ства для измерения скоростей и АВМ) предназначен для получения исходной информации о кинематике по тока в аналоговой форме, формирования сигналов и опе ративного получения основных статистических характе ристик турбулентности одной из измеряемых величин или смешанных моментов второго порядка двух изме ряемых величин.
Выходящие с суммирующих усилителей (рис. 2) три
сигнала V -*, Ve , V9 , которые ставятся в соответствие
/и /
—>
модулю вектора скорости /ы/ и двум углам его простран ственного положения 0 и <р, являются исходной инфор мацией о поведении скорости в турбулентном потоке.
Эти сигналы в зависимости от того, какие необходимо получить статистические характеристики, подаются ли бо на аналоговую вычислительную машину, либо в узел накопления информации.
102
Как уже указывалось выше, аналоговая вычислитель ная машина в узле получения и оперативной обработки данных используется для формирования электрических сигналов от приемника скоростей, ввода их по каналам связи в узел накопления и предварительной обработки данных.
Рис. 2. Электрическая схема измерения скоростей и формирования
сигналов |
по напряжению: |
1 — приемник скорости (катоды); |
2 — анод; 3 — суммирующие усилители |
по |
напряжению. |
При обработке сигналов на АВМ модуль вектора скорости получается на выходе' блока нелинейности
/u/=f(v) путем пропускания через него сигнала V/ul.
Преобразующая функция имеет вид/ ы/ =1— |
(К0 и |
К — постоянные; п — показатель степени). С использо ванием нескольких блоков нелинейности, усилителей, блоков умножения и деления машины МНБ можно по лучить приближенные значения компонент скорости нь
и2, и3.
Удобство обработки информации эксперимента на АВМ определяется наличием в ее составе решающих уси лителей и различных функциональных блоков, обеспечи вающих осуществление разнообразных математических операций в реальном масштабе времени над электриче скими сигналами Искомые статистические харак теристики случайных сигналов, являющиеся информаци ей о поведении скорости течения жидкости, получаются
103
после пропускания их через структурные схемы, собирае мые из усилителей и функциональных блоков АВМ. Ука занная методика обработки обладает еще и тем достоин ством, что допускает непрерывный контроль за промежу точными и конечными результатами путем вывода на индикаторы сигналов из различных участков структур ной схемы и оперативное вмешательство в процесс эк сперимента. Структурная схема обработки сигналов за висит от вида получаемых статистических характеристик случайной величины. Наиболее простой вид имеет схема, если предназначена для получения безусловных цент ральных моментов.
Для получения набора характеристик пространствен ных турбулентных течений в систему включен узел на копления и предварительной обработки полного объема данных (рис. 1), состоящий из преобразователя напря жение-код, блока управления магнитным оперативным запоминающим устройством (МОЗУ), сумматора, блока управления перфорацией и перфоратора.
Электрические схемы преобразователя напряжениекод, блока управления МОЗУ, сумматора, блока уп равления перфорацией выполнены на стандартных ячей ках ЭВМ «Минск-22». При подключении этих схем к МОЗУ не требуется согласование характеристик вход ных и выходных сигналов (амплитуда, длительность, крутизна фронтов, нагрузочная способность и др.).
Преобразователь напряжение-код предназначен для преобразования в двоичные коды трех напряжений, по ступающих с устройства формирования сигнала.
Блок управления МОЗУ предназначен для управле ния работой МОЗУ в комплексе с преобразователем на пряжение-код и сумматором. Он вырабатывает серию командных импульсов, необходимых для занесения в МОЗУ импульса генератора по адресу, соответствую щему трем входным сигналам.
Магнитное оперативное запоминающее устройство предназначено для приема, накопления информации о совместной вероятности пульсаций модуля вектора ско рости и двух углов его пространственного положения или трех компонент и выдачи этой информации на перфо рацию.
Накапливающий сумматор времени реализует опе рацию сложения импульсов, соответствующих опреде ленному адресу МОЗУ.
104
Накопленная в МОЗУ информация выводится на те леграфную ленту перфоратора с помощью блока управ ления перфорацией.
Окончательная обработка информации, полученной в узле накопления и предварительной обработки дан ных, осуществляется на ЭЦВМ «Минск-22» по програм ме [9]. Результаты обработки печатаются на широкой ленте. При этом выдаются основные статистические ха рактеристики трех случайных величин, 16 координат без условных распределений каждой из случайных величин, графики этих распределений и 16 матриц совместных распределений двух величин при заданных значениях третьей.
Ниже приводится пример выдачи на печать основ ных статистических характеристик трех случайных ве личин.
Сумма вероятностей Р = +9970586+00 Математическое ожидание ХСР1=+3664088+02 Математическое ожидание ХСР2=+6087030+01 Математическое ожидание ХСРЗ=+7387876+01
Момент 12 М=+6152244+01 Момент 22 М = + 1271605+01 Момент 32 М = + 1913713+01 Момент 13 М = + 1384629+01 Момент 23 М=+6327411 —р1 Момент 33 М=+2517011+00 Момент 14 М = + 1051211 +03 Момент 24 М=+5417255 +01 Момент 34 М = + 1516372+0%
Коэффициент асимметрии 1К=—9073675—01
Коэффициент эксцесса |
1К=+2777302+01 |
Коэффициент асимметрии 2К=+4412629—01
Коэффициент эксцесса |
2 К = + 3350228+01 |
Коэффициент |
асимметрии |
З К = +9507577—01 |
Коэффициент |
эксцесса |
З К = +4140491+01 |
Коэффициент корреляции 12К=-—2199705+00 Коэффициент корреляции 13К=+2232423+00 Коэффициент корреляции 23К=—1377710+00
Разработанная система автоматизации гидравличе ских исследований, включа-ющая предварительную об работку первичной информации и завершающую обра ботку на ЭЦВМ, обеспечивает оперативное получение практически полного набора статистических характери стик турбулентности сложных случаев течения жидкости при сокращении использования машинного времени ЭЦВМ в 3+5 раз по сравнению со способом накопле ния первичной информации на магнитной ленте и пол ной обработке ее на ЭЦВМ.
105
Применение системы расширяет возможности иссле дований и повышает результативность инженерных ре шений, принимаемых на основе гидравлического модели рования, повышает производительность труда научных исследований в Юч-20 раз.
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
1. В а с и л ь ч е н к о Г. В., |
Н е л и п о в и ч Н. Б. Приборы для |
измерения скоростей течения |
жидкости электрохимическим спосо |
бом. «Труды координационных совещаний по гидротехнике», вып. 51.
М.—Л., «Энергия», 1969. |
Г. В., Н е л и п о в и ч Н. Б. Выбор опти |
2. В а с и л ь ч е н к о |
мального режима работы электромеханических диффузионных пре
образователей скорости. |
«Проблемы водного |
хозяйства». Минск, |
«Наука и техника», 1971. |
Г. В., Н е л и п о в и ч |
Н. Б. Устройство для |
3. В а с и л ь ч е н к о |
измерения величины и направления скорости течения жидкости. Ав торское свидетельство № 366644 от 25/IX 1970 г.
4. К а л и н о в и ч А. С. Статистическая обработка первичной ин формации о пространственных турбулентных течениях. Госфонд ал горитмов и программ. Регистр. № П000150, 1972.
5. Ко тю к А. Ф., О л ь ш е в с к и й В. В., Ц в е т к о в Э. И. Методы и аппаратура для анализа характеристик случайных про цессов. М., «Энергия», 1967.
6. К у л и к о в с к и й Л, Ф. Автоматические информационно-из мерительные приборы. М., «Энергия», 1967.
7. Ч е г о л и н П. М. Автоматизация спектрального и корреляци онного анализа. М., «Энергия», 1969.
М. И. БИРИЦКИЙ
ТАХОМЕТРИЧЕСКИЕ РАСХОДОМЕРЫ С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИ-МАГНИТНЫМ УРАВНОВЕШИВАНИЕМ РОТОРА
Тахометрические расходомеры обладают высокими метрологическими качествами, к которым относятся:
Qm > 10; б) ма а) значительный диапазон измерения — 1
Qu
лая погрешность ± (1,5-1-0,25) %; в) незначительная инерционность. Это позволяет использовать их для из мерения пульсирующих расходов.
Основным недостатком турбинно-тахометрических расходомеров является ограниченный срок службы, ко торый практически обусловлен наличием подшипнико
106
вых опор ротора. Когда измеряемый поток обладает хорошими смазывающими и охлаждающими свойствами, расходомеры сохраняют градуировочную характеристи ку в течение нескольких тысяч часов. Но если в условиях эксплуатации возможны гидравлические удары, а поток обладает агрессивными свойствами, ограничивающими выбор материалов для подшипников и осей ротора, то срок службы расходомеров сокращается до нескольких часов. Поэтому с целью увеличения срока службы тахометрических расходомеров используется гидродинами ческое уравновешивание ротора и применяются гидро динамические подшипники.
Один из расходомеров с гидродинамическим уравно вешиванием ротора предложили Л. Л. Бошняк и Л. Н. Бызов [1]. Здесь ротор выполнен в виде тонкостен ного диффузора. Регулирование осевого положения ро тора достигается за счет вспомогательного потока, по отношению к которому ротор является золотником с от рицательной обратной связью. К недостаткам такой схемы следует отнести наличие вспомогательного пото ка, направленного навстречу основному, инерционность которого влияет на динамические свойства расходомера, а конфузорные и диффузорные участки вызывают боль шую неравномерность потока, пригодность для измере ния малых расходов.
С другой стороны, в приборостроении все большее применение находит магнитная подвеска [2]. Однако она для компенсации возникающих боковых усилий требует применения центрирующих устройств — механических при применении постоянных магнитов и электромагнит ных для соленоидов.
Известен поплавковый расходомер с электромагнит ным уравновешиванием поплавка [3]. Он состоит из ци линдрического вертикально расположенного корпуса, внутри которого помещен поплавок. Расходомер выпол нен составным из стального сердечника или постоянного магнита, помещенного в антикоррозийный материал, на котором жестко закреплены два цилиндра из ферромаг нитного материала. На корпусе размещен соленоид, удерживающий поплавок, следящая система из двух ка тушек и электромагнитная центрирующая система в ви де явнополюсного статора из трех, четырех и более по люсов, предотвращающая прилипание поплавка к стенке корпуса.
107
Недостатком поплавкового расходомера с электро магнитным уравновешиванием поплавка является зна чительное сужение потока и большой вес поплавка,
аследовательно, инерционность.
В1968 г. автор предложил тахометрические расхо домеры с гидродинамически-магнитным уравновешива нием ротора [4], свободные от вышеперечисленных недо статков.
Схема расходомера с гидродинамически-магнитным |
уравновешива |
|||||
|
|
|
нием ротора: |
|
|
|
а |
1 — корпус |
расходомера; |
2 — ротор; 3 — винтовые |
лопасти; |
4 — соленоид; |
|
б |
1 — корпус |
5 — электрическая катушка. |
лопасти; |
4 — соленоид; |
||
расходомера; |
2 — ротор; 3 — винтовые |
|||||
5 — направляющий аппарат; |
6 — конический поплавок; |
7 — электрическая |
||||
|
|
|
катушка. |
|
|
|
Расходомер (рис. 1, а) состоит из корпуса, выпол ненного из немагнитопроводного материала, в котором помещен тонкостенный цилиндрический ферромагнит ный ротор с винтовыми лопастями. На корпусе расходо мера установлен соленоид, электромагнитным полем которого удерживается ротор и электрическая катушка, регистрирующая перемещение ротора. Возможно не сколько вариантов регистрация расхода жидкости: а) по вертикальному перемещению ротора; б) по числу обо ротов ротора; в) по току в соленоиде, удерживающему ротор в заданном положении.
На рис. 1,6 изображен аналогичный расходомер, от личающийся наличием конусного поплавка, расположен ного внутри ротора, и направляющего аппарата. Попла вок позволяет изготавливать ротор с различной объем ной массой.
Расходомеры устанавливаются на вертикальных уча стках трубопроводов. Рассмотрим силы, действующие на ротор. Последний гидродинамически-магнитно уравно
108
вешен тогда, когда равнодействующая всех приложен ных к нему сил остается равной нулю в широком диапа зоне режимов работы
F + P + Fu = О,
где F — сила, действующая на ротор в направлении потока;
Р— сила, определяемая соотношением объемной массы ротора и плотности жидкости;
FM— сила, создаваемая магнитным полем соле ноида.
В горизонтальном направлении на ротор действуют радиальные как центрирующие, так и децентрирующие силы. Центрирующими силами являются магнитное по ле, гироскопический эффект, возникающий при быстром вращении ротора, а также силы, обусловленные вяз костью жидкости. При эксцентричном положении рото ра гидравлическое сопротивление в щелевом канале между внешней поверхностью ротора и корпусом не одинаково по окружности. Согласно уравнению Бернул ли статическое давление максимально в том месте, где минимальна скорость потока, а там, где максимальна скорость, минимально давление. Радиальная сила, обра зованная неравномерностью статического давления по внешней поверхности ротора, центрирует его в корпусе, что позволяет отказаться от центрирующих устройств. К децентрирующнм радиальным силам, которые выво дят ротор из равновесия, т. е. концентричного положения по отношению к корпусу расходомера, относятся центро бежная сила при несбалансированном роторе, гидроди намические силы, вызываемые асимметрией ротора и других деталей, а также внешние возмущающие силы, вибрация и др. Необходимо стремиться к тому, чтобы децентрирующие силы были минимальными или от сутствовали.
К достоинствам расходомеров с гидродинамическимагнитным уравновешиванием ротора относятся: 1) дли тельный срок службы, обусловленный отсутствием тру щихся деталей; 2) устойчивость к гидравлическим ударам; 3) полная герметизация внутренней полости расходомера, что особенно важно при измерении расхода агрессивных и токсичных сред.
Тахометрические расходомеры с гидродинамически-
109
магнитным уравновешиванием ротора характеризуются цилиндрическими внутренними и внешними поверхностя ми ротора, что расширяет диапазон измеряемых скоро стей, повышает чувствительность, и их наиболее целесо образно применять в системах автоматического регули рования расхода.
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
1. |
Б о ш н я к Л. Л., |
Б ы з о в Л. Н. Тахометрические расходо |
|
меры. Л., «Машиностроение», 1968. |
А. С. Магнитная |
||
2. |
К а ц н е л ь с о н |
О, Г., Э д е л ь ш т е й н |
|
подвеска в приборостроении. М.—Л., «Энергия», |
1966. |
3.К а ц н е л ь с о н О. Г. Поплавковый электромагнитный расхо домер. Авт. свид. СССР № 146983.
4.Б и р и ц к и й М. И. Расходомер. Авт. свид. СССР № 300763.