ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
тнвпому давлению, так и по частоте вращения незначителен и относительные величины примерно такие же, что п величины,
приведенные выше, для дизеля А-41. |
превышает |
25%, а |
Форсирование по частоте вращения не |
||
по среднему эффективному давлению 15%. |
В случае |
примене |
ния наддува без повышения частоты вращения увеличение /л- может составлять примерно 30%, по при наддуве возрастает максимальное давление р:, а жесткость dp/diр уменьшается. Причина этого заключается в следующем. При наддуве повы шаются давление /у- и температура Тс (в конце сжатия), что влечет за собой увеличение р: п В то же время повышение температуры Г,- и увеличение теплоемкости газов уменьшает степень повышения давления К и жесткость dp/d<р. Последнее происходит благодаря улучшению испарения топлива и сокра щению задержки воспламенения. Так, например, применение наддува без повышения частоты вращения па дизеле Л-41 при водит к увеличению мощности на 28% и росту максимального давления pz па 15%, но при этом уменьшаются /, примерно па 15% и dpjdср примерно па 25%.
7. ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС
Повышение частоты вращения дизеля, среднего индикатор ного давления с применением турбонаддува или без пего из меняет условия рабочего процесса, в результате чего изменя ется количество выделяющейся теплоты и ее распределение на совершение работы и потери.
Существующие методы позволяют определить количества теплоты, отводимой в воду, масло, с отработавшими газами и теряемой с теплоизлучением от дизеля. Общее количество располагаемой теплоты определяют, условно полагая,-что все расходуемое топливо сгорает полностью. Во многих случаях теплоизлучение, потерю теплоты от неполноты сгорания топли ва вычисляют как «остаточный член» баланса, представляю щий разность между количеством располагаемой теплоты и суммарной потерей теплоты в воду, масло и с отработавшими газами, определенной экспериментально.
Результаты таких исследований дизеля Д-240 показаны на рис. 85. Изменение количества теплоты, превращенной в эффек тивную работу и представляющей упомянутые выше потери, дано в % от общей располагаемой теплоты, в зависимости от среднего эффективного давления при 2200 об/мин. В этих ис следованиях теплота, отводимая в масло, не определялась, она входит в «остаточный член» баланса, представляющий сумму потерь на теплоизлучение, неполноту сгорания топлива и учи
тывающий также неточности при определении других величин, входящих в тепловой баланс.
128
Кривая 1 показывает изменение количества теплоты, прев ращенной в эффективную работу. С увеличением среднего эффективного, а следовательно, и индикаторного давления уменьшается индикаторный к. и. д. При этом механический к. п. д. т]м увеличивается, так как среднее давление механиче ских потерь при постоянной частоте вращения мало изменяется в рассматриваемом диапазоне средне го эффективного давления. Эффектив ный к. п. д.
|
|
Че = 11дЛ.м- |
|
|
|
|
|
|
Поэтому в том диапазоне увеличе |
|
|
|
|
||||
ния нагрузок, где еще не наблюдается |
|
|
|
|
||||
значительное |
уменьшение |
гр(/?е=2-т- |
|
|
|
|
||
-^6 кгс/см2), эффективный к. п. д. по |
|
|
|
|
||||
вышается |
от |
25 |
до 34%. |
При ре> |
|
|
|
|
> 6 кгс/см2 вследствие более резкого |
|
|
|
|
||||
снижения |
г); |
эффективный |
к. п. д. |
|
|
|
|
|
начинает уменьшаться. |
|
Рис. |
85. Зависимость |
рас |
||||
Потеря теплоты в воду определяет |
пределения |
теплоты в |
%, |
|||||
ся отрезками ординат между кривыми |
введенной в дизель Д-240, |
|||||||
1 и 2. Эта потеря мало зависит от |
от |
среднего |
эффективного |
|||||
давления рс при 2200 об/мин |
||||||||
нагрузки |
и равна |
примерно |
22—21%. |
|
|
|
|
Отработавшие газы уносят 27—32% теплоты (отрезки ординат между кривыми 2 и 3). Потери теплоты в масло, теплоизлуче нием и вследствие неполноты сгорания изображены отрезками ординат между кривой 3 и горизонтальной линией, соответст вующей 100%. Они изменяются в исследованном диапазоне
среднего эффективного давления, уменьшаясь от 26 |
до 13% |
при росте ре от 2 до 6 кгс/см2. Ординаты штриховой |
кривой 4 |
показывают теплоту, превращенную в индикаторную |
работу, |
а отрезки ординат между кривыми 1 и 4 соответствуют меха ническим потерям, превращающимся в теплоту.
Приведенные результаты и аналогичные им, полученные при исследованиях других дизелей, позволяют сделать следующие выводы. В воду передается теплота от газов через стенки цилиндра, через кольца и поршень и теплота, возникающая вследствие трения колец и поршня. Теплота, передаваемая от газов, увеличивается с повышением ре пропорционально расхо ду топлива, а теплота, эквивалентная работетрения, мало из меняется по ре при постоянной частоте вращения. Поэтому ко личество теплоты, передаваемой в воду, почти не зависит от ре. Теплота, уносимая отработавшими газами, зависит от их температуры, которая растет с повышением ре, чем и объясня ется увеличение этой доли теплоты.
Вмасло отводится главным образом теплота, возникающая
врезультате трения в различных механизмах дизеля и в мень шей степени поступающая непосредственно от газов. Поэтому
129
количество теплоты, отводимой в масло, уменьшается с увели чением /л- Это объясняет уменьшение «остаточного члена» (см. рис. 85), несмотря на увеличение входящих в него потерь от неполноты сгорания и теплоизлучения. Ординаты кривой 4 до горизонтальной линии, соответствующей 100% располагае мой теплоты, означают суммарные потерн (кроме мехапиче-
Рис. 86. Зависимость рас |
Рис. 87. Зависимость ко |
Рис. 88. Зависимость ко |
||||||||
пределения теплоты в %, |
личества теплоты, отво |
личества |
теплоты, отво |
|||||||
введенной |
в |
дизель |
димой |
в масло, от сред |
димой в масло, от час |
|||||
Д-240, |
от |
частоты вра |
него |
эффективного |
дав |
тоты вращения |
п дизеля |
|||
щения |
п при постоянном |
ления |
ре дизеля |
А-41: |
А-41 при |
р,- в |
кгс/см2; |
|||
среднем |
эффективном |
/ — 2000 |
об/мин; |
|
/ — 2,5; 2 — 4,5; |
3 — 6.8; |
||||
давлении |
pc—QA кгс/см2 |
2 — 1750 |
об/мин; |
|
4 |
— 6,22 |
|
|||
|
|
|
|
.7— 1400 |
об/мин |
|
|
|
|
скнх), которые растут с повышением ре из-за увеличения тем пературы газов п неполноты сгорания.
На рпс. 86 показана зависимость тех же составляющих теплового баланса дизеля Д-240, что и на рис. 85, но от часто ты вращения при постоянном среднем эффективном давлении /Л> = 6,4 кгс/см2. Теплота, превращенная в эффективную работу (кривая 1), в широком диапазоне частот вращения (1200— 2200 об/мин) остается одинаковой и равной 34%, уменьшаясь
до 32% при 1000 |
об/мин и до 33% от располагаемой |
теплоты |
|||
при 2400 об/мин. |
Потери |
теплоты в |
воду |
(разность |
ординат |
кривых 1 и 2) составляют |
27% при |
1000 |
об/мип и |
21% при |
2400 об/мин. Теплота, уносимая отработавшими газами, увели чивается с повышением частоты вращения от 23 до 32% (от резки ординат между кривыми 2 и 3). Прочие потери теплоты, включая и теплоту, отводимую в масло, уменьшаются при уве личении частоты вращения от 16 до 12%. Ординаты штриховой кривой 4 соответствуют теплоте, превращенной в индикаторную работу, а отрезки между кривыми 1 и 4 — теплоте, эквивалент ной механическим потерям.
Вследствие того, что при рассматриваемых исследованиях среднее эффективное давление поддерживалось постоянным, а механические потери при увеличении частоты вращения повы шались, требовалось увеличение индикаторного давления, т. е.
цикловой подачи топлива. Это вызывало рост температур га зов и увеличение потерь теплоты с выпускными газами. Вместе с тем повышение частоты вращения сокращает время процессов, что уменьшает теплоотвод в воду. Сумма потерь, составляю щих «остаточный член баланса», уменьшается, но в значи тельно меньшей мере, чем при увеличении ре, т. е. примерно на 3% .Объясняется это тем, что потеря теплоты в масло, не определявшаяся отдельно в этих исследованиях, а входящая в «остаточный член», увеличивается с ростом частоты вращения вследствие повышения механических потерь. Это и замедляет уменьшение «остаточного члена» баланса, происходящее изза уменьшения неполноты сгорания. Последнее сказывается и на росте индикаторного к. п. д. В результате сумма потерь теплоты (без учета механических потерь), выражаемая орди натами над кривой 4, уменьшается с повышением частоты вращения.
Теплота, отводимая в масло, уменьшается с увеличением ре при постоянной частоте вращения. Это показано на рис. 87, где представлены результаты исследования дизеля А-41 с непо средственным измерением теплоты, отводимой в масло. Такой характер изменения этой доли теплоты сохраняется при раз ных частотах вращения. Кривая 1 соответствует 2000, кривая 2—1750 и кривая 3—1400 об/мин. На рис. 88 дана зависимость теплоты, отводимой в масло, от частоты вращения при трех
значениях рс, равных 2,5; |
4,5 и 6,8 кгс/см2. |
Штриховая кривая |
4 соответствует значению |
ре= 6,22 кгс/см2 |
при номинальной |
мощности.
Приведенные величины потерь теплоты в воду, масло и с отработавшими газами находятся в пределах, полученных при исследованиях других тракторных дизелей. Упомянутые вели чины характеризуют степень совершенства дизеля по рабочему процессу и конструкции. Так, например, потеря теплоты с от работавшими газами является неизбежной, однако ее величина может быть снижена за счет улучшения процесса сгорания и уменьшения температуры газов. Потеря от неполноты сгорания i-ie является неустранимой и зависит от совершенства процессов смесеобразования и сгорания. Потери теплоты в воду, масло и и теплоизлучением также не являются необходимыми для со вершения цикла, а возникают вследствие смазки механизмов дизеля и поддержания температуры деталей в допустимых пре делах. Поэтому в дизелях уменьшение теплоты, отводимой в масло и воду, против необходимой приводит к ненадежной ра боте деталей, а в высокофорсированных дизелях, например, масляное охлаждение поршней требует даже увеличения теп
лоотдачи в масло.
Кроме относительных потерь теплоты важно при форсиро вании дизелей знать изменение абсолютных количеств теплоты, отводимой в воду и масло. Это позволяет определить те изме
131