Файл: Взоров, Б. А. Форсирование тракторных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тнвпому давлению, так и по частоте вращения незначителен и относительные величины примерно такие же, что п величины,

приведенные выше, для дизеля А-41.

превышает

25%, а

Форсирование по частоте вращения не

по среднему эффективному давлению 15%.

В случае

примене­

ния наддува без повышения частоты вращения увеличение /л- может составлять примерно 30%, по при наддуве возрастает максимальное давление р:, а жесткость dp/diр уменьшается. Причина этого заключается в следующем. При наддуве повы­ шаются давление /у- и температура Тс (в конце сжатия), что влечет за собой увеличение р: п В то же время повышение температуры Г,- и увеличение теплоемкости газов уменьшает степень повышения давления К и жесткость dp/d<р. Последнее происходит благодаря улучшению испарения топлива и сокра­ щению задержки воспламенения. Так, например, применение наддува без повышения частоты вращения па дизеле Л-41 при­ водит к увеличению мощности на 28% и росту максимального давления pz па 15%, но при этом уменьшаются /, примерно па 15% и dpjdср примерно па 25%.

7. ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС

Повышение частоты вращения дизеля, среднего индикатор­ ного давления с применением турбонаддува или без пего из­ меняет условия рабочего процесса, в результате чего изменя­ ется количество выделяющейся теплоты и ее распределение на совершение работы и потери.

Существующие методы позволяют определить количества теплоты, отводимой в воду, масло, с отработавшими газами и теряемой с теплоизлучением от дизеля. Общее количество располагаемой теплоты определяют, условно полагая,-что все расходуемое топливо сгорает полностью. Во многих случаях теплоизлучение, потерю теплоты от неполноты сгорания топли­ ва вычисляют как «остаточный член» баланса, представляю­ щий разность между количеством располагаемой теплоты и суммарной потерей теплоты в воду, масло и с отработавшими газами, определенной экспериментально.

Результаты таких исследований дизеля Д-240 показаны на рис. 85. Изменение количества теплоты, превращенной в эффек­ тивную работу и представляющей упомянутые выше потери, дано в % от общей располагаемой теплоты, в зависимости от среднего эффективного давления при 2200 об/мин. В этих ис­ следованиях теплота, отводимая в масло, не определялась, она входит в «остаточный член» баланса, представляющий сумму потерь на теплоизлучение, неполноту сгорания топлива и учи­

тывающий также неточности при определении других величин, входящих в тепловой баланс.

128


Кривая 1 показывает изменение количества теплоты, прев­ ращенной в эффективную работу. С увеличением среднего эффективного, а следовательно, и индикаторного давления уменьшается индикаторный к. и. д. При этом механический к. п. д. т]м увеличивается, так как среднее давление механиче­ ских потерь при постоянной частоте вращения мало изменяется в рассматриваемом диапазоне средне­ го эффективного давления. Эффектив­ ный к. п. д.

 

 

Че = 11дЛ.м-

 

 

 

 

 

Поэтому в том диапазоне увеличе­

 

 

 

 

ния нагрузок, где еще не наблюдается

 

 

 

 

значительное

уменьшение

гр(/?е=2-т-

 

 

 

 

-^6 кгс/см2), эффективный к. п. д. по­

 

 

 

 

вышается

от

25

до 34%.

При ре>

 

 

 

 

> 6 кгс/см2 вследствие более резкого

 

 

 

 

снижения

г);

эффективный

к. п. д.

 

 

 

 

начинает уменьшаться.

 

Рис.

85. Зависимость

рас­

Потеря теплоты в воду определяет­

пределения

теплоты в

%,

ся отрезками ординат между кривыми

введенной в дизель Д-240,

1 и 2. Эта потеря мало зависит от

от

среднего

эффективного

давления рс при 2200 об/мин

нагрузки

и равна

примерно

22—21%.

 

 

 

 

Отработавшие газы уносят 27—32% теплоты (отрезки ординат между кривыми 2 и 3). Потери теплоты в масло, теплоизлуче­ нием и вследствие неполноты сгорания изображены отрезками ординат между кривой 3 и горизонтальной линией, соответст­ вующей 100%. Они изменяются в исследованном диапазоне

среднего эффективного давления, уменьшаясь от 26

до 13%

при росте ре от 2 до 6 кгс/см2. Ординаты штриховой

кривой 4

показывают теплоту, превращенную в индикаторную

работу,

а отрезки ординат между кривыми 1 и 4 соответствуют меха­ ническим потерям, превращающимся в теплоту.

Приведенные результаты и аналогичные им, полученные при исследованиях других дизелей, позволяют сделать следующие выводы. В воду передается теплота от газов через стенки цилиндра, через кольца и поршень и теплота, возникающая вследствие трения колец и поршня. Теплота, передаваемая от газов, увеличивается с повышением ре пропорционально расхо­ ду топлива, а теплота, эквивалентная работетрения, мало из­ меняется по ре при постоянной частоте вращения. Поэтому ко­ личество теплоты, передаваемой в воду, почти не зависит от ре. Теплота, уносимая отработавшими газами, зависит от их температуры, которая растет с повышением ре, чем и объясня­ ется увеличение этой доли теплоты.

Вмасло отводится главным образом теплота, возникающая

врезультате трения в различных механизмах дизеля и в мень­ шей степени поступающая непосредственно от газов. Поэтому

129


количество теплоты, отводимой в масло, уменьшается с увели­ чением /л- Это объясняет уменьшение «остаточного члена» (см. рис. 85), несмотря на увеличение входящих в него потерь от неполноты сгорания и теплоизлучения. Ординаты кривой 4 до горизонтальной линии, соответствующей 100% располагае­ мой теплоты, означают суммарные потерн (кроме мехапиче-

Рис. 86. Зависимость рас­

Рис. 87. Зависимость ко­

Рис. 88. Зависимость ко­

пределения теплоты в %,

личества теплоты, отво­

личества

теплоты, отво­

введенной

в

дизель

димой

в масло, от сред­

димой в масло, от час­

Д-240,

от

частоты вра­

него

эффективного

дав­

тоты вращения

п дизеля

щения

п при постоянном

ления

ре дизеля

А-41:

А-41 при

р,- в

кгс/см2;

среднем

эффективном

/ — 2000

об/мин;

 

/ — 2,5; 2 — 4,5;

3 — 6.8;

давлении

pc—QA кгс/см2

2 — 1750

об/мин;

 

4

— 6,22

 

 

 

 

 

.7— 1400

об/мин

 

 

 

 

скнх), которые растут с повышением ре из-за увеличения тем­ пературы газов п неполноты сгорания.

На рпс. 86 показана зависимость тех же составляющих теплового баланса дизеля Д-240, что и на рис. 85, но от часто­ ты вращения при постоянном среднем эффективном давлении /Л> = 6,4 кгс/см2. Теплота, превращенная в эффективную работу (кривая 1), в широком диапазоне частот вращения (1200— 2200 об/мин) остается одинаковой и равной 34%, уменьшаясь

до 32% при 1000

об/мин и до 33% от располагаемой

теплоты

при 2400 об/мин.

Потери

теплоты в

воду

(разность

ординат

кривых 1 и 2) составляют

27% при

1000

об/мип и

21% при

2400 об/мин. Теплота, уносимая отработавшими газами, увели­ чивается с повышением частоты вращения от 23 до 32% (от­ резки ординат между кривыми 2 и 3). Прочие потери теплоты, включая и теплоту, отводимую в масло, уменьшаются при уве­ личении частоты вращения от 16 до 12%. Ординаты штриховой кривой 4 соответствуют теплоте, превращенной в индикаторную работу, а отрезки между кривыми 1 и 4 — теплоте, эквивалент­ ной механическим потерям.

Вследствие того, что при рассматриваемых исследованиях среднее эффективное давление поддерживалось постоянным, а механические потери при увеличении частоты вращения повы­ шались, требовалось увеличение индикаторного давления, т. е.


цикловой подачи топлива. Это вызывало рост температур га­ зов и увеличение потерь теплоты с выпускными газами. Вместе с тем повышение частоты вращения сокращает время процессов, что уменьшает теплоотвод в воду. Сумма потерь, составляю­ щих «остаточный член баланса», уменьшается, но в значи­ тельно меньшей мере, чем при увеличении ре, т. е. примерно на 3% .Объясняется это тем, что потеря теплоты в масло, не определявшаяся отдельно в этих исследованиях, а входящая в «остаточный член», увеличивается с ростом частоты вращения вследствие повышения механических потерь. Это и замедляет уменьшение «остаточного члена» баланса, происходящее изза уменьшения неполноты сгорания. Последнее сказывается и на росте индикаторного к. п. д. В результате сумма потерь теплоты (без учета механических потерь), выражаемая орди­ натами над кривой 4, уменьшается с повышением частоты вращения.

Теплота, отводимая в масло, уменьшается с увеличением ре при постоянной частоте вращения. Это показано на рис. 87, где представлены результаты исследования дизеля А-41 с непо­ средственным измерением теплоты, отводимой в масло. Такой характер изменения этой доли теплоты сохраняется при раз­ ных частотах вращения. Кривая 1 соответствует 2000, кривая 2—1750 и кривая 3—1400 об/мин. На рис. 88 дана зависимость теплоты, отводимой в масло, от частоты вращения при трех

значениях рс, равных 2,5;

4,5 и 6,8 кгс/см2.

Штриховая кривая

4 соответствует значению

ре= 6,22 кгс/см2

при номинальной

мощности.

Приведенные величины потерь теплоты в воду, масло и с отработавшими газами находятся в пределах, полученных при исследованиях других тракторных дизелей. Упомянутые вели­ чины характеризуют степень совершенства дизеля по рабочему процессу и конструкции. Так, например, потеря теплоты с от­ работавшими газами является неизбежной, однако ее величина может быть снижена за счет улучшения процесса сгорания и уменьшения температуры газов. Потеря от неполноты сгорания i-ie является неустранимой и зависит от совершенства процессов смесеобразования и сгорания. Потери теплоты в воду, масло и и теплоизлучением также не являются необходимыми для со­ вершения цикла, а возникают вследствие смазки механизмов дизеля и поддержания температуры деталей в допустимых пре­ делах. Поэтому в дизелях уменьшение теплоты, отводимой в масло и воду, против необходимой приводит к ненадежной ра­ боте деталей, а в высокофорсированных дизелях, например, масляное охлаждение поршней требует даже увеличения теп­

лоотдачи в масло.

Кроме относительных потерь теплоты важно при форсиро­ вании дизелей знать изменение абсолютных количеств теплоты, отводимой в воду и масло. Это позволяет определить те изме­

131