Файл: Взоров, Б. А. Форсирование тракторных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимым минимумом являются следующие зависимости: коэффициента наполнения "щ- от частоты вращения и среднего эффективного давления ре; индикаторного к. п.д. тц- от частоты вращения, коэффициента избытка воздуха1 а и среднего инди­ каторного давления рр среднего давления механических по­ терь рм. п от частоты вращения2.

2. НАПОЛНЕНИЕ ЦИЛИНДРОВ

Для. повышения частоты вращения тракторного дизеля, рабо­ тающего с регулятором частоты вращения, достаточно изменить затяжку пружины регулятора и увеличить цикловую подачу топ­ лива. Последнее необходимо для повышения среднего индика­ торного давления р; с целью увеличения среднего эффективного давления рс и компенсации возрастания среднего давления механических потерь рм. Г1 при новом повышенном скоростном режиме.

Упомянутые средние давления связаны следующей зависи­ мостью:

Р е + Ь Р с = P i + * P l - ( Р м.„ + А Р м .п ) ’

где ре, Pi и рм. п— средние давления до форсирования: эф­ фективное, индикаторное и механиче­ ских потерь;

Аре, Ар,- и Дрм. п — приращения при увеличении соответст­ вующих средних давлений.

Из сказанного выше следует, что

APi = Ар е -1- Дрк п.

Обозначив средние давления при форсировании реф, р,-ф, р.м. п. ф, получим

Ргф = РеФ + Рм.п.ф

и

Р1Ф= Pi + АРе + Ар„.п-

Повышение р,- до р,-ф, а следовательно, и увеличение цик­ ловой подачи топлива влечет за собой уменьшение коэффи­ циента наполнения дизеля, даже при условии малой зависимости наполнения от частоты вращения. Это объясняется изменением теплового состояния дизеля и возрастанием температуры воз­ душного заряда, что уменьшает его плотность. Однако в боль­ шинстве дизелей коэффициент наполнения зависит от частоты

1 Здесь, как и п последующем, говорится о коэффициенте избытка возду­ ха а вне зависимости от температуры воздуха. Влияние температуры при одинаковых значениях а па показатели дизеля мало.

- В механические потери входят также потери насосных ходов при впу­ ске воздуха в дизель и выпуске отработавших газов.

22


•вращении, понижаясь при ее увеличении. Это происходит'вслед­ ствие сокращения времени-сечения впускных клапанов и ухуд­ шения наполнения. Отсюда следует, что понижение коэффи­ циента наполнения в результате форсирования по частоте вра­ щения и увеличения среднего эффективного давления может оказаться значительным. На рис. 4 приведено изменение коэф-

Рис. 4.

Изменение коэффициента

напол­

Рис.

5. Изменение коэффициентов

нения г)т- дизеля А-41 в зависимости от

наполнения r)v тракторных дизе­

среднего эффективного давления рс при

лей

отечественного

производства

разных частотах вращения п:

в зависимости от частоты враще­

----------

М00

о б / м и н ; -------------

1600

об/мин;

ния п при среднем

эффективном

— • — . _

1750

о б /м и н ;--------1900

и 2000

об/мин

 

давлении:

р (,=6 кгс/см2; ---------А-01; — • — Д -2-10;----------А-41

■фициента наполнения т]у тракторного дизеля А-41 в зависимости от среднего эффективного давления ре для нескольких частот вращения. Из кривых видно влияние обоих факторов — ре и п на т)г. Так, например, форсирование от 1750 до 2000 об/мин при одновременном увеличении ре от 6 до 7 кгс/см2 приводит к уменьшению коэффициента наполнения от 0,815 до 0,775, т. е.

на 5%.

На рис. 5 и 6 показано изменение коэффициентов напол­ нения в зависимости от частоты вращения некоторых отечест­ венных и зарубежных тракторных дизелей. Приведенные кривые подтверждают сказанное о различном характере изменения tjv— плавное изменение, мало зависящее от частоты вращения в ши­ роком ее диапазоне; максимум в некотором интервале частот вращения; волнообразное изменение, свидетельствующее о коле­ бательном процессе во впускном трубопроводе.

Неоднократно проведенные исследования показывают, что ■с увеличением частоты вращения индикаторный к. п.д. повы­ шается. На рис. 7 представлена зависимость индикаторного к. п.д. от частоты вращения при трех значениях среднего инди­ каторного давления, полученная в результате исследования экс­ периментального образца тракторного дизеля. Увеличение час­ тоты вращения при форсировании может только частично компенсировать то уменьшение индикаторного к. п.д., которое лропсходит вследствие понижения коэффициента наполнения и увеличения цикловой подачи, обеспечивающей необходимое по-, вышенне р;. Последние два фактора могут привести к такому

23


уменьшению коэффициента изоытка воздуха а, при котором значительно ухудшается индикаторный к. п.д. и топливная эко­ номичность дизеля. Это вместе с большим возрастанием меха­ нических потерь и является основной причиной, препятствующей в ряде случаев получению заданных мощности и экономичности при форсировании дизеля повышением частоты вращения без внесения конструктивных пз нений.

Рис. 6. Изменение коэффициента наполнения г\у тракторных дизе­ лей зарубежного производства в зависимости от частоты враще­ ния п:

--------ВМС ОЕЛ/2

(ре =7

кгс/см")

----- -------- «Роллс-РоАс» C6.SFL-101G

---------- «Перкинс

6.354»

е ~ 6

кгс/ем-)

-------- «Перкинс

6.354»

 

кгс/см-)

Рис. 7. Изменение индикаторного к. п. д. 1ц экспериментального об­

разца тракторного дизеля в зави­ симости от частоты вращения п при разных значениях среднегоэффективного давления р„\

----- Рс “ 7 кгс/ем:; ---------

рс =8 кге/гм-;

Ре—Ч кге/см-

Очевидно, что одной пз главных задач при форсировании является обеспечение такого воздушного заряда, который позво­ ляет получить приемлемый коэффициент избытка воздуха а при увеличенной подаче топлива.

Судя по опыту форсирования некоторых тракторных дизелей, допустимыми значениями коэффициента избытка воздуха на номинальном режиме является а^1,45, а на режиме максималь­ ного крутящего момента 1,25. Эти значения можно прини­ мать для неразделенных камер сгорания. Снижение механиче­ ских потерь и улучшение рабочего процесса позволяют улучшить экономичность при указанных значениях а или сохранить имею­ щийся уровень удельных расходов топлива при меньших коэф­ фициентах избытка воздуха.

Эффективным средством улучшения показателей дизеля при форсировании является увеличение количествавоздуха, посту­ пающего в него. Это может быть достигнуто увеличением вре­ мени открытия клапанов, проходного сечения клапанов за счет изменения их диаметра или числа (реже — высоты подъема), созданием акустического наддува путем подбора впускного тру­ бопровода оптимальной длины.

3. ФАЗЫ Г АЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Продолжительность открытия клапана, выражаемая в граду­ сах поворота коленчатого вала дизеля, зависит от профиля кулачка валика механизма газораспределения и обратно про-

24


порциональиа частоте вращения. Отсюда следует, что продол­ жительность открытия должна быть тем больше, чем больше номинальная частота вращения дизеля.

Однако это положение справедливо только в случае измене­ ния частоты вращения какой-либо определенной модели. У вы­ пускаемых тракторных дизелей различных моделей указанная связь между частотой вращения и продолжительностью откры­ тия клапанов отсутствует. Часто у быстроходных дизелей про­ должительность открытия клапанов меньше, чем у менее быстро­ ходных дизелей. Это подтверждается табл. 3, содержащей фазы газораспределения некоторых отечественных и зарубежных тракторных дизелей.

Таблица 3

•Фазы газораспределения некоторых отечественных и зарубежных тракторных дизелей

Страна, запод или фирма

С С С Р , в т з

СССР, ММ3

СССР, «Серп н молот»

СССР, ММ3

СССР, АМЗ

СССР, АМЗ

СССР, ХЗТД США, Форд США, Ннтерненшил Англия, Перкинс

Англия, Роллс-Ройс Англия, ВМС ФРГ, Дейтц Италия, SAME Италия, SAME

 

п об/мин

о*

вращения

Ej

 

Of

 

5

Частота

eg

 

«Г

 

’ Д-37Е

1800

Д-50

1600

СМД-14

1700

Д-240

2200

А-41

1750

А-03

1700

СМД-60

2100

590Е

2250

DVT-573

2400

6.354

2400

C6.SFL-101G

1800

ОАЕ/2

2000

F3L 712

2300

954 V

2000

1004 V

2200

Впускной

Выпускной

 

 

клапан

 

клапан

 

.т.м.п

впускаКонец после .т.м.н

Продолжительность впуска

выпускаНачало до .т.м.п

выпускаКонец после .т.м.п

Продолжительность выпуска

Перекрытиеклапанов п град

Началовпускадо

чатого

вала

1

 

 

 

.

1

 

Градусы

поворота

колек-

 

16

40

236

40

16

236

32

10

46

236

56

10

246

20

17

56

253

56

17

253

34

17

56

253

56

17

253

34

20

50

250

50

20

250

40

20

50

250

50

20

250

40

15

47

242

56

17

253

32

8

32

220

35

5

220

13

20

40

240

50

10

240

30

13

43

236

46

10

236

23

12

50

242

60

19

259

31

5

37

222

45

0

225'

5

99

45

247

52

16

248

38

Тз

42

235

44

11

235

24

13

42

235

44

11

235

24

Из таблицы видно, что, например, дизели ВМС ОАЕ/2 и SAME 954V имеют одинаковые частоты вращения — 2000 об/ыпн и разные продолжительности открытия впускных клапанов: 222 и 235° Дизель «Форд 590Е» с частотой вращения

25


2250 об/мин имеет продолжительность открытия впускного клапана 220°, а дизель «Роллс-Ройс C6.SFL-101G» при 1800 об/мин — 242°. Отсутствие закономерности между частотой вращения и продолжительностью открытия клапанов, наблюдае­ мое и у других дизелей, в том числе и отечественных, объяс­ няется следующим. Продолжительность открытия и частота

вращения

дизеля могут быть

связаны

пропорциональной зави­

4V

 

 

симостью только

у данного дизеля

или

 

/2

у дизелей, имеющих подобные

конст­

0,9

 

руктивные элементы и параметры: диа­

 

 

метр цилиндра; ход поршня;

диаметр,

0,8

 

V

высота

подъема клапанов и их число;

0,7

 

1/ ' х .

профиль кулачка; длина, сечение и фор­

1000

1500 п ,о 5 /н и г

ма трубопровода.

Так как

все

перечис­

5 00

ленное

влияет

 

на наполнение дизеля

 

 

 

 

наряду

с фазами газораспределения, то

Рис.

8.

Изменение коэф­

у дизелей, не имеющих подобия, повы­

фициента наполнения щ-

шение

наполнения достигается

разными

в зависимости от часто­

способами: у одних — увеличением

вы­

ты

вращения п при раз­

ных

фазах

газораспре­

соты подъема

клапана,

его диаметра

 

 

деления

и пр.,

у других — изменением

фаз

га­

 

 

 

 

зораспределения, что и наблюдается в

 

 

 

 

разных моделях.

 

 

 

 

«Опаздывание закрытия» впускного и «предварение откры­ тия» выпускного клапана существенно влияют на улучшение наполнения цилиндров дизеля и очистку их от продуктов сго­ рания и тем эффективнее, чем больше частота вращения. На рис. 8 показано изменение коэффициента наполнения в зависи­ мости от частоты вращения для двух вариантов фаз газорас­ пределения [14]. Кривая / соответствует открытию и закрытию впускного клапана в мертвых точках, а кривая 2 — «предваре­ нию открытия» впускного клапана, равному 10°, и «опаздыва­ нию закрытия», равному 56°. В обоих случаях средние площади открытия клапанов были одинаковыми из-за разных высот подъема (7,6 и 5,6 мм). При частотах вращения п>1000 об/мин коэффициент наполнения при «опаздывании открытия» больше, чем коэффициент наполнения при отсутствии «опаздывания». Разница в значениях коэффициента возрастает по мере уве­ личения частоты вращения и при 2200 об/мин составляет около 11%- При частотах вращения п<1000 об/мин наблюдается пре­ вышение коэффициента наполнения при отсутствии «опаздыва­ ния» над коэффициентом наполнения при «опаздывании» от­ крытия. Это объясняется тем, что на малых частотах вращения «опаздывание закрытия» впускного клапана приводит к вытал­ киванию движущимся поршнем части воздуха, поступившего в цилиндр.

По поводу значения перекрытия клапанов существуют раз­ ные точки зрения, одна из которых заключается в том, что

26