ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Необходимым минимумом являются следующие зависимости: коэффициента наполнения "щ- от частоты вращения и среднего эффективного давления ре; индикаторного к. п.д. тц- от частоты вращения, коэффициента избытка воздуха1 а и среднего инди каторного давления рр среднего давления механических по терь рм. п от частоты вращения2.
2. НАПОЛНЕНИЕ ЦИЛИНДРОВ
Для. повышения частоты вращения тракторного дизеля, рабо тающего с регулятором частоты вращения, достаточно изменить затяжку пружины регулятора и увеличить цикловую подачу топ лива. Последнее необходимо для повышения среднего индика торного давления р; с целью увеличения среднего эффективного давления рс и компенсации возрастания среднего давления механических потерь рм. Г1 при новом повышенном скоростном режиме.
Упомянутые средние давления связаны следующей зависи мостью:
Р е + Ь Р с = P i + * P l - ( Р м.„ + А Р м .п ) ’
где ре, Pi и рм. п— средние давления до форсирования: эф фективное, индикаторное и механиче ских потерь;
Аре, Ар,- и Дрм. п — приращения при увеличении соответст вующих средних давлений.
Из сказанного выше следует, что
APi = Ар е -1- Дрк п.
Обозначив средние давления при форсировании реф, р,-ф, р.м. п. ф, получим
Ргф = РеФ + Рм.п.ф
и
Р1Ф= Pi + АРе + Ар„.п-
Повышение р,- до р,-ф, а следовательно, и увеличение цик ловой подачи топлива влечет за собой уменьшение коэффи циента наполнения дизеля, даже при условии малой зависимости наполнения от частоты вращения. Это объясняется изменением теплового состояния дизеля и возрастанием температуры воз душного заряда, что уменьшает его плотность. Однако в боль шинстве дизелей коэффициент наполнения зависит от частоты
1 Здесь, как и п последующем, говорится о коэффициенте избытка возду ха а вне зависимости от температуры воздуха. Влияние температуры при одинаковых значениях а па показатели дизеля мало.
- В механические потери входят также потери насосных ходов при впу ске воздуха в дизель и выпуске отработавших газов.
22
•вращении, понижаясь при ее увеличении. Это происходит'вслед ствие сокращения времени-сечения впускных клапанов и ухуд шения наполнения. Отсюда следует, что понижение коэффи циента наполнения в результате форсирования по частоте вра щения и увеличения среднего эффективного давления может оказаться значительным. На рис. 4 приведено изменение коэф-
Рис. 4. |
Изменение коэффициента |
напол |
Рис. |
5. Изменение коэффициентов |
|||
нения г)т- дизеля А-41 в зависимости от |
наполнения r)v тракторных дизе |
||||||
среднего эффективного давления рс при |
лей |
отечественного |
производства |
||||
разных частотах вращения п: |
в зависимости от частоты враще |
||||||
---------- |
М00 |
о б / м и н ; ------------- |
1600 |
об/мин; |
ния п при среднем |
эффективном |
|
— • — . _ |
1750 |
о б /м и н ;--------1900 |
и 2000 |
об/мин |
|
давлении: |
р (,=6 кгс/см2; ---------А-01; — • — Д -2-10;----------А-41
■фициента наполнения т]у тракторного дизеля А-41 в зависимости от среднего эффективного давления ре для нескольких частот вращения. Из кривых видно влияние обоих факторов — ре и п на т)г. Так, например, форсирование от 1750 до 2000 об/мин при одновременном увеличении ре от 6 до 7 кгс/см2 приводит к уменьшению коэффициента наполнения от 0,815 до 0,775, т. е.
на 5%.
На рис. 5 и 6 показано изменение коэффициентов напол нения в зависимости от частоты вращения некоторых отечест венных и зарубежных тракторных дизелей. Приведенные кривые подтверждают сказанное о различном характере изменения tjv— плавное изменение, мало зависящее от частоты вращения в ши роком ее диапазоне; максимум в некотором интервале частот вращения; волнообразное изменение, свидетельствующее о коле бательном процессе во впускном трубопроводе.
Неоднократно проведенные исследования показывают, что ■с увеличением частоты вращения индикаторный к. п.д. повы шается. На рис. 7 представлена зависимость индикаторного к. п.д. от частоты вращения при трех значениях среднего инди каторного давления, полученная в результате исследования экс периментального образца тракторного дизеля. Увеличение час тоты вращения при форсировании может только частично компенсировать то уменьшение индикаторного к. п.д., которое лропсходит вследствие понижения коэффициента наполнения и увеличения цикловой подачи, обеспечивающей необходимое по-, вышенне р;. Последние два фактора могут привести к такому
23
уменьшению коэффициента изоытка воздуха а, при котором значительно ухудшается индикаторный к. п.д. и топливная эко номичность дизеля. Это вместе с большим возрастанием меха нических потерь и является основной причиной, препятствующей в ряде случаев получению заданных мощности и экономичности при форсировании дизеля повышением частоты вращения без внесения конструктивных пз нений.
Рис. 6. Изменение коэффициента наполнения г\у тракторных дизе лей зарубежного производства в зависимости от частоты враще ния п:
--------ВМС ОЕЛ/2 |
(ре =7 |
кгс/см") |
|
----- -------- «Роллс-РоАс» C6.SFL-101G |
|||
---------- «Перкинс |
6.354» |
^ре ~ 6 |
кгс/ем-) |
-------- «Перкинс |
6.354» |
|
кгс/см-) |
Рис. 7. Изменение индикаторного к. п. д. 1ц экспериментального об
разца тракторного дизеля в зави симости от частоты вращения п при разных значениях среднегоэффективного давления р„\
----- Рс “ 7 кгс/ем:; --------- |
рс =8 кге/гм-; |
—Ре—Ч кге/см-
Очевидно, что одной пз главных задач при форсировании является обеспечение такого воздушного заряда, который позво ляет получить приемлемый коэффициент избытка воздуха а при увеличенной подаче топлива.
Судя по опыту форсирования некоторых тракторных дизелей, допустимыми значениями коэффициента избытка воздуха на номинальном режиме является а^1,45, а на режиме максималь ного крутящего момента 1,25. Эти значения можно прини мать для неразделенных камер сгорания. Снижение механиче ских потерь и улучшение рабочего процесса позволяют улучшить экономичность при указанных значениях а или сохранить имею щийся уровень удельных расходов топлива при меньших коэф фициентах избытка воздуха.
Эффективным средством улучшения показателей дизеля при форсировании является увеличение количествавоздуха, посту пающего в него. Это может быть достигнуто увеличением вре мени открытия клапанов, проходного сечения клапанов за счет изменения их диаметра или числа (реже — высоты подъема), созданием акустического наддува путем подбора впускного тру бопровода оптимальной длины.
3. ФАЗЫ Г АЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Продолжительность открытия клапана, выражаемая в граду сах поворота коленчатого вала дизеля, зависит от профиля кулачка валика механизма газораспределения и обратно про-
24
порциональиа частоте вращения. Отсюда следует, что продол жительность открытия должна быть тем больше, чем больше номинальная частота вращения дизеля.
Однако это положение справедливо только в случае измене ния частоты вращения какой-либо определенной модели. У вы пускаемых тракторных дизелей различных моделей указанная связь между частотой вращения и продолжительностью откры тия клапанов отсутствует. Часто у быстроходных дизелей про должительность открытия клапанов меньше, чем у менее быстро ходных дизелей. Это подтверждается табл. 3, содержащей фазы газораспределения некоторых отечественных и зарубежных тракторных дизелей.
Таблица 3
•Фазы газораспределения некоторых отечественных и зарубежных тракторных дизелей
Страна, запод или фирма
С С С Р , в т з
СССР, ММ3
СССР, «Серп н молот»
СССР, ММ3
СССР, АМЗ
СССР, АМЗ
СССР, ХЗТД США, Форд США, Ннтерненшил Англия, Перкинс
Англия, Роллс-Ройс Англия, ВМС ФРГ, Дейтц Италия, SAME Италия, SAME
|
п об/мин |
|
о* |
вращения |
|
Ej |
|
|
Of |
|
|
5 |
Частота |
|
eg |
||
|
||
«Г |
|
|
’ Д-37Е |
1800 |
|
Д-50 |
1600 |
|
СМД-14 |
1700 |
|
Д-240 |
2200 |
|
А-41 |
1750 |
|
А-03 |
1700 |
|
СМД-60 |
2100 |
|
590Е |
2250 |
|
DVT-573 |
2400 |
|
6.354 |
2400 |
|
C6.SFL-101G |
1800 |
|
ОАЕ/2 |
2000 |
|
F3L 712 |
2300 |
|
954 V |
2000 |
|
1004 V |
2200 |
Впускной |
Выпускной |
|
||||
|
клапан |
|
клапан |
|
||
.т.м.п |
впускаКонец после .т.м.н |
Продолжительность впуска |
выпускаНачало до .т.м.п |
выпускаКонец после .т.м.п |
Продолжительность выпуска |
Перекрытиеклапанов п град |
Началовпускадо |
чатого |
вала |
1 |
|||
|
|
|
. |
1 |
|
|
Градусы |
поворота |
колек- |
|
|||
16 |
40 |
236 |
40 |
16 |
236 |
32 |
10 |
46 |
236 |
56 |
10 |
246 |
20 |
17 |
56 |
253 |
56 |
17 |
253 |
34 |
17 |
56 |
253 |
56 |
17 |
253 |
34 |
20 |
50 |
250 |
50 |
20 |
250 |
40 |
20 |
50 |
250 |
50 |
20 |
250 |
40 |
15 |
47 |
242 |
56 |
17 |
253 |
32 |
8 |
32 |
220 |
35 |
5 |
220 |
13 |
20 |
40 |
240 |
50 |
10 |
240 |
30 |
13 |
43 |
236 |
46 |
10 |
236 |
23 |
12 |
50 |
242 |
60 |
19 |
259 |
31 |
5 |
37 |
222 |
45 |
0 |
225' |
5 |
99 |
45 |
247 |
52 |
16 |
248 |
38 |
Тз |
42 |
235 |
44 |
11 |
235 |
24 |
13 |
42 |
235 |
44 |
11 |
235 |
24 |
Из таблицы видно, что, например, дизели ВМС ОАЕ/2 и SAME 954V имеют одинаковые частоты вращения — 2000 об/ыпн и разные продолжительности открытия впускных клапанов: 222 и 235° Дизель «Форд 590Е» с частотой вращения
25
2250 об/мин имеет продолжительность открытия впускного клапана 220°, а дизель «Роллс-Ройс C6.SFL-101G» при 1800 об/мин — 242°. Отсутствие закономерности между частотой вращения и продолжительностью открытия клапанов, наблюдае мое и у других дизелей, в том числе и отечественных, объяс няется следующим. Продолжительность открытия и частота
вращения |
дизеля могут быть |
связаны |
пропорциональной зави |
|||||||
4V |
|
|
симостью только |
у данного дизеля |
или |
|||||
|
/2 |
у дизелей, имеющих подобные |
конст |
|||||||
0,9 |
|
руктивные элементы и параметры: диа |
||||||||
|
|
метр цилиндра; ход поршня; |
диаметр, |
|||||||
0,8 |
|
V |
высота |
подъема клапанов и их число; |
||||||
0,7 |
|
1/ ' х . |
профиль кулачка; длина, сечение и фор |
|||||||
1000 |
1500 п ,о 5 /н и г |
ма трубопровода. |
Так как |
все |
перечис |
|||||
5 00 |
ленное |
влияет |
|
на наполнение дизеля |
||||||
|
|
|
|
наряду |
с фазами газораспределения, то |
|||||
Рис. |
8. |
Изменение коэф |
у дизелей, не имеющих подобия, повы |
|||||||
фициента наполнения щ- |
шение |
наполнения достигается |
разными |
|||||||
в зависимости от часто |
способами: у одних — увеличением |
вы |
||||||||
ты |
вращения п при раз |
|||||||||
ных |
фазах |
газораспре |
соты подъема |
клапана, |
его диаметра |
|||||
|
|
деления |
и пр., |
у других — изменением |
фаз |
га |
||||
|
|
|
|
зораспределения, что и наблюдается в |
||||||
|
|
|
|
разных моделях. |
|
|
|
|
«Опаздывание закрытия» впускного и «предварение откры тия» выпускного клапана существенно влияют на улучшение наполнения цилиндров дизеля и очистку их от продуктов сго рания и тем эффективнее, чем больше частота вращения. На рис. 8 показано изменение коэффициента наполнения в зависи мости от частоты вращения для двух вариантов фаз газорас пределения [14]. Кривая / соответствует открытию и закрытию впускного клапана в мертвых точках, а кривая 2 — «предваре нию открытия» впускного клапана, равному 10°, и «опаздыва нию закрытия», равному 56°. В обоих случаях средние площади открытия клапанов были одинаковыми из-за разных высот подъема (7,6 и 5,6 мм). При частотах вращения п>1000 об/мин коэффициент наполнения при «опаздывании открытия» больше, чем коэффициент наполнения при отсутствии «опаздывания». Разница в значениях коэффициента возрастает по мере уве личения частоты вращения и при 2200 об/мин составляет около 11%- При частотах вращения п<1000 об/мин наблюдается пре вышение коэффициента наполнения при отсутствии «опаздыва ния» над коэффициентом наполнения при «опаздывании» от крытия. Это объясняется тем, что на малых частотах вращения «опаздывание закрытия» впускного клапана приводит к вытал киванию движущимся поршнем части воздуха, поступившего в цилиндр.
По поводу значения перекрытия клапанов существуют раз ные точки зрения, одна из которых заключается в том, что
26