Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Рассмотрим взаимодействие отдельных элементов спускового регулятора при его работе на примере регулятора с маятником (рис. 105, а). При указанном направлении вращения ходового ко леса 7 палетта А называется входной, палетта В — выходной. На этих палеттах различают поверхности покоя 1 , 4 и импульсные плоскости 2, 5. Нормали, проведенные к поверхностям 1 и 4,. про ходят через ось вращения 6 анкера 3, поэтому давление зуба ходового колеса на поверхность покоя не создает момента по отно шению к оси вращения анкера. При подходе маятника 8 к верти кальному положению зуб ходового колеса попадает на импульсную
а - с маятником; б — с системой «баланс-спираль»; в — без собственных колебаний.
плоскость палетты и создает момент по отношению к оси 6. Ходо вое колесо поворачивается на ползуба и перебрасывает анкер до тех пор, пока зуб колеса, находящийся под выходной палеттой, не дойдет до ее поверхности покоя. При этом повороте ходовое колесо передает маятнику импульс энергии. Маятник продолжает двигать ся влево, зуб ходового колеса скользит по поверхности покоя вы ходной палетты, которая при этом опускается. Ходовое колесо не подвижно. Дойдя до крайнего левого положения, маятник под действием силы тяжести (вращающей силы) движется обратно, выходная палетта поднимается, а ходовое колесо продолжает оставаться неподвижным. Затем зуб ходового колеса попадает на импульсную плоскость 5 выходной палетты, анкеру снова сообща ется энергия, ходовое колесо повернется еще на ползуба и т. д. Таким образом, за полный период колебания маятника ходовое колесо поворачивается на один зуб. Если пх.к — число оборотов ходового колеса, zx.K— число зубьев, Т — период колебаний маят-
159
пика, то ях.к= 60/Т zx.KНедостатком регулятора с маятником явля ется зависимость его работы от положения в пространстве.
Система «баланс — спираль» (рис. 105, б) представляет собой совокупность баланса 9 —.массивного колеса, укрепленного на оси 10, и волоска 11, один конец которого крепится на втулке ба ланса, другой — на плате. Баланс регулятора точно уравновешен, поэтому работа регулятора не зависит от положения в пространстве. Период колебаний баланса меньше периода колебаний маятника, составляет 0,4—0,1 с. Это объясняется тем, что габаритные размеры малы, следовательно, мал и запас кинетической энергии, велико влияние трения. Последнее может быть уменьшено, если увеличить кинетическую энергию путем увеличения угла отклонения и умень шения периода колебаний Т.
Регуляторы без собственных колебаний
Регулятор без собственных колебаний представлен на рис. 105, в. Баланс выполняется в виде стержня с двумя инерционными гру зами. Центр тяжести колебательной системы находится на оси вра щения анкера. Колебания баланса происходят благодаря взаимо действию анкера и ходового колеса. Входная и выходная палетты расположены таким образом, что давление со стороны зуба ходо вого колеса всегда создает момент относительно оси вращения ан кера. Период колебаний баланса определяется формулой
где йб — коэффициент пропорциональности; / б — момент инерции баланса относительно его оси вращения; Мх.к — момент на оси хо дового колеса.
К преимуществам регулятора данного типа следует отнести про стоту конструкции, возможность регулировки периода (Т) переме щением вдоль стержня инерционных грузов, устойчивость в работе при различных толчках, безотказность трогания с места, независи мость работы от положения в пространстве. Основным недостатком регулятора является зависимость периода колебаний от величины момента на ходовом колесе.
Эти регуляторы применяются в тех случаях, когда нет необхо димости в стабилизации скорости с высокой точностью или требует ся малая выдержка времени (менее 1 мин).
§ 7. УСПОКОИТЕЛИ
Успокоители предназначены для снятия собственных (свобод ных) колебаний подвижных систем приборов, которые появляются при сотрясениях, толчках приборов, а также при резком изменении измеряемой величины. Энергия свободных колебаний расходуется на преодоление сил сопротивления, возникающих при перемещении
160
элементов успокоителя, связанных с подвижной системой прибора. В зависимости от природы сил сопротивления успокоители могут быть с воздушным, жидкостным, сухим, внутренним сопротивлени ем, а также магнитоиндукционными. Классификация успокоителей представлена на схеме 2. Наибольшее распространение получили воздушные, жидкостные и магнитоиндукционные успокоители.
Сухого |
|
Воздушные — |
Поршне вые |
|
трения |
|
Крыльчатые |
||
|
|
|||
|
|
|
— Секторные |
|
Внутреннего |
|
|
— Кольцевые |
|
Успокоители |
—Магнитоиндукционные — Каркасные |
|||
трения |
||||
|
|
__ В виде об |
||
|
|
|
||
|
|
|
мотки |
|
|
|
|
Поршневые |
|
С обратной |
|
|
Пластинчатые |
|
|
|
|
||
связью |
|
! — Жидкостные |
Резервуарные |
|
|
|
|
||
|
|
|
•Капиллярные |
|
Схема 2. |
Классификация успокоителей |
|
Работа успокоителя характеризуется коэффициентом успокое ния С и степенью успокоения (3. Коэффициент успокоения численно равен силе (или моменту силы) торможения при линейной (или угловой) скорости подвижной системы, равной единице. Сила успо коения, создаваемая успокоителем, P=cdx/dt, где л: — линейное перемещение подвижной системы прибора. Момент силы успокое ния M = cdy/dt (ф — угол поворота подвижной системы). Отсюда коэффициент успокоения для поступательного движения с = = P/dx/dt, для вращательного движения c—M/dy/dt. Степень успо коения для поступательного движения определяется по формуле
р = с/2 "|/' кт\ для вращательного движения
Р = с12УЩ
где <7 — жесткость подвеса подвижной системы прибора; т — масса подвижной системы; / — момент инерции подвижной системы отно сительно оси вращения.
Обычно в приборах применяют успокоитель со степенью успо коения р < 1 . При этом амплитуда собственных колебаний подвиж ной системы будет с течением времени уменьшаться, т. е. колебания
161
будут затухающими. При р=1 подвижная система без колебаний плавно подходит к положению равновесия. При р)>1 подвижная си стема также без колебаний, но более медленно подходит к положе нию равновесия. Наименьшее время успокоения, как правило, по лучается при р < 1 .
Рис. 106. Воздушные успокоители.
Рассмотрим некоторые типы успокоителей. На рис. 106, а пред ставлен воздушный успокоитель поршневого типа. При перемеще нии поршня 2 внутри цилиндра 1 воздух проталкивается через очень узкий кольцевой зазор между поршнем и цилиндром и через капилляр 3, рабочее сечение которого можно менять с помощью специального винта 4.
Крыльчатый воздушный успокоитель (рис. 106,6) состоит из камеры/и одного или двух крыльев 2, жестко связанных с подвиж ной системой прибора. При перемещении крыла в камере получа ется перепад давлений, что и создает силу успокоения. Крыльчатый воздушный успокоитель можно получить без применения специаль ной камеры (с открытым крылом).
Для создания больших сил торможения применяются жидкост ные успокоители. Поршневой жидкостный успокоитель (рис. 107, а) состоит из поршня 1, перемещающегося в цилиндре 2, заполненном жидкостью. Для регулировки коэффициента успокоения предусма тривают капилляр 3, сечение которого можно менять винтом 4.
На рис. 107, б изображен пластинчатый успокоитель. Необходи мый коэффициент успокоения получают подбором вязкости жид кости, глубины погружения пластин и расстояния между ними.
Капиллярный успокоитель (рис. 107, в) представляет собой си стему двух взаимно перпендикулярных капилляров. Через рабочий капилляр проходит одна из растяжек 3, на которых подвешена -под вижная система прибора. Капилляр 2 предусмотрен для обеспече ния постоянного заполнения жидкостью рабочего капилляра 1. Ве
162
личина необходимого успокоения устанавливается подбором вяз кости жидкости опытным путем. Можно отметить также резерву арные успокоители. Резервуарный успокоитель прост по устройству. В резервуар, заполненный жидкостью, помещают всю подвижную
|
2 |
Масло |
|
ч^ |
|
” ---- |
Ш |
т Г 1 - |
|
|
__J
Рис. 107. Жидкостные успокоители.
систему прибора. Величина торможения приблизительно равна пер вой степени скорости движения системы.
Строго линейную зависимость сил торможения от скорости пере мещения подвижной системы прибора обеспечивают магнитоиндук-
Рис. 108. Магнитоиндукционные успокоители.
ционные успокоители (рис. 108). В них сила или момент торможе ния создаются в результате возбуждения вихревых токов в про воднике, перемещающемся в магнитном поле постоянного магнита (или электромагнита). В качестве проводника могут быть исполь зованы диски (рис. 108, а) или секторы из алюминия или меди, а также металлические каркасы (рис. 108, б), на которых обычно располагают обмотки подвижных систем.
163
ГЛАВА 12. ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ
ВИБРАЦИИ
§ 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ КОЛЕБАНИЙ
Вибрацией называют колебательный процесс в механических системах. Колебательный процесс характеризуется таким движе нием материальной точки, при котором наблюдается периодическое прохождение этой точкой одного и того же положения устойчивого равновесия. Понятия вибрация и механические колебания являются синонимами. Однако в технике принято называть одни колебатель ные процессы механическими колебаниями (например, колебание электрона на орбите, колебание маятника и т. п.), а другие — вибра циями (например, вибрация станка при обработке деталей, вибра ция фундаментов сооружений и т. п.). Как правило, вибрациями в технике называют вредные колебательные процессы. Вибрация возникает в механизмах, приборах и их элементах, различных со оружениях вследствие несовершенства их конструкции. Она может появиться в результате периодических толчков, сотрясений, при больших ускорениях движущихся неуравновешенных масс, при периодическом изменении давления пара в паровых котлах и т. д. Значение вибрации в технике очень велико. Явление вибрации не обходимо учитывать при проектировании, производстве и эксплуа тации зданий, судов, самолетов, металлорежущих и деревообраба тывающих станков, турбин, паровых котлов и т. д.
В целлюлозно-бумажном производстве с непрерывным произ водственным циклом при больших скоростях протекания техноло гических процессов и больших мощностях периодические меняю щиеся параметры процессов вызывают нежелательные, вредные колебания машин, аппаратов, котлов, компрессорных установок, фундаментов, измерительной и регулирующей аппаратуры и т. д. Вибрации бумагоделательных машин возникают вследствие зазо ров в подшипниках, неуравновешенности валов, из-за несовершен ства их формы, а также неоднородности материала. При больших размерах валов и больших скоростях их вращения подобные ошиб ки приводят к появлению значительных периодических сил, создаю щих вибрации.
Если частота вредных колебаний (вибрации) совпадет с собст венной частотой какого-либо устройства, наступит явление резо нанса, в результате которого могут произойти поломки, разруше ния, а если речь идет об измерительной аппаратуре, то появятся недопустимо большие погрешности измерения того или иного пара метра технологического процесса. По статистическим данным около 70—80% поломок и аварий в машиностроении являются результа том недопустимо больших вибраций.
Для снижения степени воздействия вибрации на различные объ екты широко применяют амортизаторы и гасители колебаний. При этом систему амортизации целесообразно проектировать таким об разом, чтобы частота вредной вибрации объекта оказывалась
1 6 4