Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где k — количество измерений параметра qu в результате которых получается ряд значений (6qi)y.

(8<7i )i .

( S ?i )2. • . •

, 3 (<7i)y.

• •

■ ,

3( <7i)*,

 

(3 <7->)i.

(8 ^ 2)2 .

,

(3 Ы

г

 

3 9 2)• fc,(

 

(3<?Jo (3?«Ь> ■

> (3<?«)/>

. (3?я)й-

 

П р и м е р . Для

кривошипно-шатуппого

механизма,

рассмотренного

ранее,

уравнение ошибки положения которого получено

в §

2, 3 настоящей

главы,

предельная величина

ошибки положения равна

 

 

 

 

A jc = — Д a tg р -)- Д I/ cos 8 -)- Д г cos(a -f- ji)/cos 3.

Здесь Да, А/, Дг — допуски на соответствующие размеры а, I, г.

Определим вероятностную ошибку положения механизма. Дис­ персия ошибки положения механизма будет

(tg Р) а21.

1 \2

cos(a + 8)

1 Icos S

cos 8

 

 

 

1

)

.

COS(g - f 8)

 

?

2 -

2

4

Здесь

tg р =

—Хх;

 

j=1

COS 8

 

 

cos 8

 

з,

aj ■

 

 

 

 

 

k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4

 

V о й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h--1

;

o a — a d

a 0;

 

 

br = rd— r0\

aI = - Т Ь Г " ' °8 =

—j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

achld>rd— действительные значения размеров

а, 1, г механизма; а 0,

/о. г0 — номинальные значения соответствующих размеров.

 

 

Следует

заметить,

что

дисперсии a2, а2,

... , о„можно опре­

делить в ряде случаев не по соотношениям

(10.5)

при измерениях

действительных ошибок

параметров

( 6 q i ) ,

а

исходя из

значений

допусков (Дqi) на соответствующий параметр. Основываясь на многочисленных опытных данных, часто удается найти соотноше­ ние между средним квадратическим отклонением параметра (а* =

= У з2) и значением соответствующего допуска (Дд*). Напри­ мер, в приборостроении распространено соотношение Д^ч-Зст*.

ГЛАВА 11. РЕГУЛЯТОРЫ СКОРОСТИ. УСПОКОИТЕЛИ

§ 1. ОСНОВНЫЕ п о н я т и я

При автоматизации технологических процессов химических про­ изводств, в частности целлюлозно-бумажного производства, особен­ но остро встает задача строгого контроля и регулирования во вре­ мени любого технологического процесса. Это часто обеспечивается приборами или другими средствами автоматизации, у которых ско­ рость движения рабочего органа постоянна или меняется по опре­ деленному закону.

1 4 7


Задачу стабилизации скорости рабочего органа прибора решают специальные устройства, называемые регуляторами скорости. Ско­ рость движения будет равномерной в том случае, если момент дви­ жущих сил равен моменту сил сопротивления: МДв = -Мсопр, т. е.

■М дв— -М с о п р = 0 .

Все регуляторы скорости построены на принципе поглощения избыточной энергии, т. е. создания положительного тормозного мо­ мента. Таким образом, в приборе, снабженном регулятором ско­ рости, уравнение энергетического баланса будет Мдв— (Л4С0Пр+ + Мрег)= 0 . Регулятор сам не может выработать энергию и разо­ гнать систему до. номинальной скорости. Он лишь принимает избы­ ток энергии. Различают регуляторы прерывистого и непрерывного действия.

К регуляторам непрерывного действия относятся центробежные регуляторы с трением между твердыми телами; регуляторы с тре­ нием о среду (воздух, жидкость); индукционные регуляторы (с тор­ можением вихревыми токами)-

§ 2. ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ СКОРОСТИ С ТРЕНИЕМ МЕЖДУ ТВЕРДЫМИ ТЕЛАМИ

Эти регуляторы обеспечивают постоянство скорости вращения рабочего звена прибора. Момент торможения регулятора должен возрастать с увеличением скорости и убывать с ее уменьшением. Все регуляторы с трением между твердыми телами основаны на использовании центробежной силы и носят название центробежных регуляторов. По направлению силы, создающей тормозной момент, они бывают осевого и радиального действия.

Регуляторы радиального действия

Центробежный регулятор радиального действия представлен на рис. 97. Внутри тормозной чашечки 1 вращается ось 4 регуля­ тора. На оси имеется специальная муфта, к которой крепятся плос­ кие прямые пружины 3 с инерционными грузами 2 на свободных концах. В период покоя регулятора плоские пружины 3 располага­ ются параллельно оси регулятора! При вращении последней инер­ ционные грузы начинают расходиться. Если скорость вращения увеличится выше расчетной, инерционные грузы под действием центробежных сил прижмутся к поверхности тормозной чашечки. Таким образом возникнет тормозной момент — момент регулятора.

Обозначим через R внутренний радиус чашечки; р — зазор между инерционными грузами и чашечкой в состоянии покоя регу­ лятора; г0 — расстояние от центра тяжести грузика до оси регуля­ тора; т — массу грузика; ю — угловую скорость вращения оси ре­

гулятора; I — рабочую длину прдмой пружины 3.

В состоянии по­

коя момент регулятора Л1рег= 0; в период работы

 

M per = 2f(F— P)R.

(11.1)

148


В уравнении (11.1) коэффициент 2 означает, что в рассматривае­ мом случае торможение создается двумя инерционными грузика­ ми; (FР) — сила, с которой каждый грузик прижимается к тор­ мозной чашке; F — центробежная сила одного грузика; Р — про­ тиводействующая сила одной плоской пружины. Центробежная сила грузика равна F= (r0-\-p)mw2, где (г0+ р) — радиус вращения груза в положении касания; f — коэффициент трения скольжения между грузиком и чашкой.

Известно, что прогиб плоской пружины под действием силы Р

при консольном креплении равен р= Р/3/3£7; I= bh3/ 12,

отсюда Р =

— bh3E/Al3.

(11.1), по­

Подставляя полученные значения F и Р в уравнение

лучим

 

М рсг = 2т Щ г 0+ р) со2 - W % f R .

(И.2)

Из уравнения (11.2) видно, что для определенной конструкции ре­ гулятора все величины, кроме со, постоянны, поэтому

Мрет= Ci со2 - С,.

(11.3

Рис. 97. Центробежный регулятор радиального действия.

Здесь Ci и С2 — постоянные коэффициен­ ты, зависящие от параметров регулятора:

C1 = 2mRf(r0 + P)-, С2 = m E *JR ,

Изменение момента М рег связано с изменением скорости. Раньше уже отме­ чалось, что в период установившегося движения угловая скорость не является постоянной, а меняется циклически с из­ менением угла поворота ведущего звена, поэтому такой регулятор не может соз­ дать абсолютно постоянной скорости. Для оценки качества регулятора опре­

деляют

коэффициент

неравномерности

угловой

скорости 6= (сОщах —®min)/o)cp,

который

характеризует

работу системы

вместе с данным регулятором; коэффици­ ент неравномерности момента регулято­

ра е = ( М т а х —

M in in )/ М е р . Тогда коэффици­

ент качества

регулятора будет 60 = б/е.

Чем меньше б0, тем выше качество регу­ лятора. Область скоростей, характерная

для

регуляторов данного типа, 105—

314

с-1. Рассмотренный регулятор может

работать при любом направлении вра­ щения.

Р е г у л я т о р с р ы ч а г о м — г р у ­ зом. Другой вид центробежного регуля­

149


тора радиального действия представлен на рис. 98. Ось 6 регуля­ тора расположена перпендикулярно к плоскости чертежа. Инерци­ онные грузы 1 в период покоя прижимаются с помощью пружин 2 к упорам 5, прикрепленным к муфте 4. При увеличении скорости вращения оси 6 выше номинальной рычаги под действием центро­ бежных сил, прижимаясь к тормозной колодке 3, создают тормоз­ ной момент. Такой регулятор компактен и может быть закрыт ко­ жухом. Момент регулятора будет

M peT = 2fNR,

(11.4)

1де коэффициент 2 учитывает два инерционных груза; N — сила нормального давления; R — внутренний радиус тормозной колодки.

Рис. 98. Центробежный 'регулятор с рычагом — грузом.

Условием равновесия системы является равенство нулю суммы моментов относительно оси О) всех сил, действующих на систему, т. е.

FU - NI-, - fNl, - Я ( /3 + 1Ъ) = 0.

Отсюда

(Ц.5)

Центробежная сила равна F = mr0со2, здесь т — масса одного рычага. Сила сопротивления винтовой пружины Р зависит от пара­ метров пружины, а именно:

р _ XGrf4

где X — прогиб пружины в осевом направлении; G — модуль упру-

1Ъ0 I


i ости при сдвиге; d — диаметр

проволоки пружины; D — диаметр

пружины; п — число витков.

 

 

значение F и Р, а полученное зна­

Подставив в уравнение (11.5)

чение N в уравнение

(11.4),

получим уравнение (11.3), в котором

р

2f R l j ^ m

 

__ XG fR (l3 + l5)d l

1 —

/ 3 - г / б

 

2 ” 4 D3n(l3 + fbT-

Очевидно, что здесь момент регулятора также зависит от со2. Диа­ пазон рабочих скоростей регулятора тот же, что и у предыдущегоНастройка регулятора производится путем подтяжки пружин 2.

Регуляторы осевого действия

Регулятор осевого действия показан на рис. 99. Некоторое коли­ чество инерционных грузов 1 крепится на соответствующем числе плоских пружин 2. Пружины одним концом закреплены на не­ подвижной колодке 3, а другим — на подвижной колодке 4, жестко

соединенной с тормозным диском 5. При разгоне регулятора, вследствие удаления инерционных грузов от оси вращения, под­ вижная колодка перемещается влево до упора диска в тормозную колодку 6. Настройка регулятора достигается изменением зазора между диском и колодкой, т. е. вне самого регулятора — в этом достоинство его конструкции. Момент такого регулятора равен Mver= zfNR. Здесь N — опорная реакция, вызванная одним инер­ ционным грузом; 2 — число инерционных грузов. Если выразить N через центробежную силу и силу сопротивления пружины, то мо­ мент регулятора запишется в виде уравнения (11.3), в котором

п _

2zfRm(r0 +. X) (21!— L) .

п

%Z2zfREbh^Lx - L)

 

Cl

71s X

° 2

. г,а Lx

151