Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
тения, но соответствующие мировому уровню. Здесь _ предоставляемые получателю права не фиксируются с такой определенностью, как это позволяет лицензионное соглашение. В качестве таких результатов могут высту пать прежде всего проектная и технологическая докумен тация, отчеты о проведенных исследованиях. Передача такой документации может осуществляться по одинако вой для различных социалистических стран исходной це не на одноименную документацию, обеспечивающей ча стичное возмещение затрат с учетом степени амортизации ее в передающей стране.
Наряду с расчетом по каждому передаваемому науч ному результату представляется целесообразным осу ществлять научно-технический обмен на эквивалентной основе путем зачета взаимно предоставляемой докумен тации. Такая практика не получила еще широкого рас пространения в отношениях между странами СЭВ, хотя она довольно широко применяется в научно-техническом сотрудничестве капиталистических фирм, в том числе и, с социалистическими странами. В данном случае приме нима как стоимостная оценка документации, так и более простой способ качественной ее оценки, основанный на системе оценочных показателей. Для этого может быть использована уже рассмотренная выше оценка переда ваемой документации в баллах по ряду согласованных сторонами признаков. Результаты оценки документации, производимой по пятиили десятибалльной системе по каждому признаку, будучи суммированными, могут слу жить показателем ее сравнительной ценности при зачете взаимно передаваемых документов. Более высокие пока затели по каждому из признаков дают больший сумми рованный балл. Такой способ позволяет применять к обмениваемой документации усредненные качественные оценки без учета различий в издержках по разным стать ям исследовательской деятельности по отдельным стра нам.
Если в итоге года или промежуточного периода одна из сторон будет иметь положительное сальдо, то это по будит ее приобрести дополнительную документацию. Отрицательное же сальдо может быть покрыто в необ ходимых случаях за счет поставки товаров, в частности приборов и материалов, необходимых для проведения исследований, за счет дополнительного приема команди руемых специалистов или оказания технических услуг. Но
160
для.этого необходимо иметь согласованную в перевод ных рублях оценку балла и соответствующие переводные коэффициенты. Безвалютный характер научно-техниче ского обмена в таких случаях облегчал бы широкое его применение непосредственно между сотрудничающими министерствами, ведомствами и научно-техническими организациями, минуя посредников, что значительно уп ростило и расширило бы возможности взаимовыгодного использования этой формы научно-технического сотруд ничества. Со временем ее применение могло бы принять многосторонний характер, что еще больше расширило бы масштабы взаимовыгодного обмена научно-техническими достижениями, содействовало бы миграции «технологи ческих» факторов в масштабах интегрированного регио- о'на, формированию своеобразного «технологического клиринга».
Дальнейшее укрепление плановых начал в научно-тех ническом сотрудничестве создает возможность шире ис пользовать научно-технический обмен как ф'актор, уско ряющий специализацию стран СЭВ на проведение опре деленных исследований, позволяя им заранее выявлять заинтересованность каждой из них в результатах пла нируемых в этих странах исследовательских и проектно конструкторских работ и согласовывать проведение таких работ в расчете на несколько стран с предварительной договоренностью между ними о распределении связан ных с этим издержек. В этой связи важное значение при обретает тщательное взаимное ознакомление с предвари тельными проектами планов научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ стран СЭВ на началь ной стадии их координации. Платный обмен научнотехнической документацией предполагает также орга низацию взаимной информации этих стран об имеющих ся у них готовых научно-технических результатах, кото рые могут быть переданы за плату.
Научно-технический обмен включает также взаимную передачу информационных и нормативных материалов, технических инструкций, описаний систем планирования и руководства производством, стандартов и нормалей, ко торые предоставляются обычно безвозмездно с оплатой фактических расходов на изготовление копий и пересыл ку документации. Наряду с этим в отдельных случаях по договоренности безвозмездно могут передаваться так же лицензии и техническая документация, предоставляе-
6 А. Н. Быков |
161 |
мые обычно на платной основе. Мотивом в таких случаях может быть оказание помощи и содействие ускорению научно-технического развития. Представляется обосно ванным, чтобы в тех случаях, когда безвозмездно пере даваемая научно-техническая документация имеет реаль ную стоимость, в соглашениях о ее передаче эта стои мость фиксировалась как показатель объема предостав ленной помощи. Подобная документация не может пере даваться получателями в третьи страны и служить осно вой для производства товаров на экспорт без особой на то договоренности с передавшей ее стороной.
Специфической формой научно-технического обмена является взаимное командирование странами СЭВ спе циалистов для ознакомления с научно-техническими до стижениями и производственным опытом, проведенияконсультаций и т. п. Наибольший объем таких взаимных командировок приходится на Советский Союз, ГДР и Чехословакию. В развитии взаимного обмена специали стами определенную роль сыграл переход на безвалют ную эквивалентную основу, значительно упростивший по рядок их командирования. Сущность его заключается в том, что каждая из двух сотрудничающих стран команди рует своих специалистов в пределах согласованного экви валента (в человеко-днях), а все необходимые расходы по согласованным нормам, связанные с пребыванием ино странных специалистов, берет на себя принимающая сто рона. Дальнейшее развитие этой формы обмена делает необходимым более последовательное соблюдение прин ципа эквивалентности. В то же время это не исключает возможности командирования специалистов сверх согла сованного объема за счет заинтересованной стороны.
Развитие научно-технической интеграции, возрастаю щая роль регулирования связанных с этим экономиче ских и правовых отношений делает необходимой соответ ствующую ориентацию их патентно-лицензионной дея тельности. За последний период значительно активизи ровалось изобретательское творчество в странах СЭВ. Интенсивный рост научно-технических потенциалов стран СЭВ, предпринимаемые меры по увеличению эффектив ности их использования и отдачи создают объективные предпосылки для дальнейшего устойчивого возрастания количества регистрируемых в этих странах национальных изобретений (в том числе по отношению к числу пода ваемых заявок), содержащих конкретные технические
162
решения, обладающие, как правило, мировой новизной. Все это, в свою очередь, создает возможности для акти визации внутрирегиональной лицензионной торговли, для более широкого участия стран СЭВ в международной торговле лицензиями.
Однако для использования имеющихся возможностей необходимы соответствующие предпосылки, в частности расширение масштабов зарубежного патентования, кото рое характеризует не только уровень научно-техническо го развития страны, но и ее готовность активно выступать на внешнем рынке в качестве поставщика лицензий и новой техники. При относительно небольших объемах зарубежного патентования, что объясняется рядом при чин, в том числе сравнительно ограниченными до недав него времени связями с мировым рынком, страны СЭВ, за исключением ГДР и отчасти Польши, недостаточно внимания уделяют внутрирегиональному патентованию, то есть патентованию своих изобретений в других стра нах СЭВ.
Одна из причин недостаточной активности стран СЭВ в вопросах импорта лицензий заключается в том, что закупаемые лицензии далеко не всегда обеспечивают ожидаемый эффект. Это, в свою очередь, объясняется прежде всего недостаточной подготовленностью пред приятий к адаптации зарубежного технического опыта. Многое зависит здесь от проведения необходимых меро приятий каждой из стран. Однако национальные усилия далеко не всегда могут дать наибольший эффект. В ре шении этого вопроса положительную роль могли бы играть специализированные международные хозрасчет ные организации стран СЭВ, которые обобщали бы со ответствующий мировой опыт, имели бы штат высоко квалифицированных специалистов, способных за опре деленное вознаграждение давать необходимые консуль тации и оказывать другую техническую помощь, связан ную с освоением приобретаемых лицензий. Подобные организации могли бы выступать также посредниками при реализации совместных изобретений, которые стано вятся обычным явлением в практике научно-технического сотрудничества, на рынке стран СЭВ и мировом рынке, моглибы выполнять поручения отдельных стран, свя занные с закупкой и продажей лицензий, а также орга низовывать совместные выступления заинтересованных стран при закупке интересующих их лицензий.
6* |
163 |
Дело в том, что страны СЭВ нередко приобретают на мировом рынке одни и те же лицензии и самостоятельно организовывают на их основе производство товаров для внутренних нужд и для экспорта. Это приводит к излиш ним валютным затратам, к выпуску продукции малыми сериями, к несогласованному выходу на рынок с анало гичными товарами. Вместе с тем опыт показывает, что приобретение одной лицензии для нужд нескольких стран может принести значительную экономию, позволит осу ществлять взаимную помощь в ее освоении, наконец, соз даст предпосылки для рациональной организации высо корентабельного производства новой продукции на осно ве его специализации и широкого кооперирования, для согласованной взаимовыгодной ее реализации на внеш них рынках. Таким образом, речь идет о проведении стра нами СЭВ согласованной патентно-лицензионной по литики, увязанной с их экономической и научно-техниче ской политикой, со всей совместной плановой деятель ностью. Для этого необходим эффективно действующий организационный механизм. Хозяйственное обеспечение его деятельности могли бы принять на себя указанные выше специализированные международные организации, которые разрабатывали бы соответствующие варианты и технико-экономические обоснования взаимовыгодных совместных акций в этой области, а также выступали бы посредниками и консультантами при их осуществлении.
Развитие социалистической экономической интегра ции связано с согласованным решением ряда других во просов патентно-лицензионных отношений стран СЭВ, которое способствовало бы более эффективному исполь зованию этого важного инструмента научно-технического прогресса в общих интересах социалистических стран, укреплению их экономических позиций в системе миро хозяйственных связей.
3. Формирование интегрированной научно-технической инфраструктуры
Важной сферой научно-технической интеграции стран СЭВ и одновременно предпосылкой ее успешного развития является их сотрудничество в создании целост ной системы научно-технической инфраструктуры этих стран, то есть комплекса организационно-технических
164
факторов и предпосылок, обеспечивающих эффективное проведение научно-исследовательской деятельности и использование ее результатов на практике. Эффективное использование преимуществ научно-технической интегра ции предполагает проведение согласованных мероприя тий в области подготовки научных и других кадров спе циалистов, рациональное использование в этих целях имеющихся национальных и международных научно-тех нических и учебных центров. Оно предполагает также постепенное создание единой системы научно-техниче ской информации, углубление сотрудничества в области изобретательства и патентного дела, создание эффектив ной международной системы снабжения приборами и материалами, необходимыми для проведения исследова ний. Расширение сотрудничества по этим направлениям не только содействует национальному научно-техниче скому развитию отдельных стран СЭВ, но и служит пред посылкой развития кооперирования их научных потен циалов, осуществления общих программ в различных об ластях науки и техники, формирования крупных между народных научно-технических комплексов. Таким обра зом, речь идет о всемерном содействии закономерному процессу дальнейшей интернационализации науки и тех ники на основе социалистических межгосударственных отношений.
Для успешного развертывания научно-технической революции необходимы опережающие темпы роста чис ленности специалистов по ведущим отраслям науки, опре деляющим уровень научно-технического прогресса и са мой науки. Трудности здесь заключаются в том, что про порции темпов роста численности и удельный вес специа листов различных отраслей науки быстро меняются и требуют периодической корректировки с учетом тенден ций и перспектив развития науки. Эта революция вызы вает непрерывное расширение номенклатуры и профилей используемых в народном хозяйстве специалистов, резко повышает требования к их квалификации и переквалифи кации, уровню теоретической подготовки.
Рациональное решение связанных с этим проблем, особенно для небольших государств, обладающих много отраслевой экономикой и развитой научной базой, может быть найдено лишь на путях широкого кооперирования с другими странами, концентрации подготовки кадров, особенно по дефицитным специальностям, р сиеццализи-
рованных научных и учебных центрах, национальных и международных, расширения обмена профессорско-пре подавательским персоналом, опытом постановки учебно го процесса, методическими и иными разработками. Не удивительно, что вопросы сотрудничества в области под готовки кадров составляют важное направление деятель ности многих всемирных и региональных организаций. Социалистические страны, в которых вопросы подготовки кадров специалистов решаются на общегосударственном уровне и регулируются на плановой основе, имеют объек тивные возможности проводить согласованную долго срочную политику в этой области, основанную на со вместном прогнозировании предполагаемых потребностей на перспективу и рациональном использовании имеющих ся предпосылок и возможностей. Такая долгосрочная по литика соответствовала бы особенностям данной пробле мы, обусловленным длительностью периода подготовки новых кадров и большой инерционностью кадровой струк туры.
Сотрудничество в области подготовки научных и дру гих кадров специалистов в основном осуществляется между социалистическими странами на двусторонней основе в соответствии с заключенными соглашениями. На многосторонней основе в рамках СЭВ с середины 60-х годов проводится разработка ежегодных сводных балансов потребностей и возможностей подготовки на учных кадров для других братских стран в отдельных странах СЭВ, а также издаются информационные мате риалы о проводимых в этих странах международных ме роприятиях по подготовке кадров. Определенная работа в этой области проводится в международных научно-тех нических организациях и центрах, а также в рамках ко ординации исследований. Формами ее являются прове дение семинаров, научных конференций, организация курсов и летних школ.
Дальнейшее развитие научно-технической интеграции связано с углублением такого сотрудничества, с прове дением наиболее важных мероприятий на многосторон ней основе. В этой связи заслуживает, например, внима ния деятельность Международного математического цент ра в Варшаве, основной целью которого является повы шение квалификации научных работников академических и других научных учреждений стран-участниц в наибо лее актуальных областях математики и ее приложения.
1бб
Для этого центр организует краткосрочные и долгосроч ные специализированные курсы, стажировки, семинары, симпозиумы, летние школы, коллоквиумы, научные кон ференции, встречи специалистов, а также осуществляет исследования, исходя при этом из необходимости един ства процессов обучения и исследований, организует на учно-информационную деятельность.
Подобная практика в дальнейшем может получить применение и в отношении других наиболее актуальных направлений современной науки и техники. При этом новые международные центры по подготовке кадров мо гут создаваться как при ведущих национальных, так и международных организациях социалистических стран.
Последовательная специализация стран СЭВ на опре деленных направлениях науки и техники, укрепление кооперационных связей между ними делают необходи мым постепенно расширять возможности миграции на учно-технических кадров в регионе этих стран, которая позволяла бы их ученым и специалистам шире прини мать участие в работе научно-исследовательских и про изводственных организаций по интересующему их профи лю, участвовать в конкурсах на замещение вакантных должностей в других братских странах. Осуществляемая во взаимных интересах и на организованных плановых началах, такая миграция ученых и специалистов не име ла бы ничего общего с теми уродливыми формами, кото рые она в виде «утечки умов» принимает в капитали стических странах. При этом обеспечивалось бы более рациональное использование наиболее квалифицирован ных кадров специалистов в интересах всех социалисти ческих стран, открывались бы дополнительные возмож ности для взаимного обмена научным, техническим и производственным опытом и повышения квалификации научных работников и других специалистов. Таким обра зом, более широкое распространение возможностей на учно-технической интеграции на сферу подготовки и ис пользования кадров специалистов представляет собой существенный резерв ускорения темпов научно-техниче ского прогресса и интенсификации народного хозяйства в социалистических странах.
Другое важное направление — сотрудничество в обла сти научно-технической информации. Быстрый рост числа научно-технических публикаций, непрерывный рост раз личных данных, не попадающих в существующие системы
167