Файл: ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ под редакцией С.А.Болдуевой .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119

У больных с пароксизмальной ФП без доказанного органического поражения миокарда РЧА может рассматриваться как метод лечения первого ряда до назначения антиаритмических препаратов. У остальных пациентов (лица с персистирующей идиопатической ФП, пациенты с различными заболеваниями сердца) выбор метода лечения: РЧА или антиаритмическая терапия — должен быть индивидуальным.

«Изоляция устьев легочных вен»

Для выполнения данной процедуры в устья легочных вен вводят циркулярный картирующий катетер, а с помощью так называемого орошаемого аблационного электрода производится сегментарная аблация в области устьев легочных вен. Чтобы сделать процедуру безопасной и снизить риск стеноза легочных вен, было предложено проводить аблацию в области предсердия, вокруг одной или, преимущественно, всех легочных вен. Для данных вмешательств в основном используются радиочастотные волны, хотя существуют и альтернативные источники энергии, такие как криотермия, ультразвук и лазерное излучение, которые сейчас исследуются.

Недавно (<48 ч) развившийся пароксизм ФП/ТП

Нестабильная гемодинамика или другие тяжелые осложнения

Да

 

Нет

 

 

 

Медикаментозная

кардиоверсия

Электрическая кардиоверсия (ЭИТ)

Органическое

 

Органическое

поражение сердца (+)

 

поражение сердца (–)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Амиодарон в/в

Амиодарон в/в, прокаинамид в/в, флекаинид в/в, ибутилид в/в, вернакалант в/в, пропафенон per os или в/в

Примечание: Некоторые лекарственные препараты, указанные на схеме, в нашей стране не зарегистрированы.

Схема 5.1. Восстановление синусового ритма


120

Кардиоверсия при ФП/ТП

<48 ч от начала пароксизма

 

 

Да

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-недельная

 

 

Череспищеводное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кардиоверсия

 

 

 

 

 

терапия анти-

 

 

 

 

ЭхоКГ

(медикаментозная/электриче-

 

 

 

 

 

 

 

 

коагулянтами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ская)+ гепарин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

per os + уреже-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние ЧСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение об антиаритмической

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

Тромбы

 

терапии и назначении антитромбо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тромбов

 

 

тических препаратов (антиагреганты,

 

 

 

 

в ЛП

 

 

 

 

 

в ЛП

 

 

антикоагулянты, длительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если сохраняются тромбы в ЛП, длительная антикоагулянтная терапия

3-недельная терапия антикоагулянтами per os + + урежение ЧСС

Cхема 5.2. Восстановление синусового ритма (в зависимости от сроков развития пароксизма)

Антитромботическая терапия проводится дезагрегантами или пероральными антикоагулянтами (антагонисты витамина К). Решение вопроса о том, какой препарат следует назначить, происходит на основании данных об основных факторах риска (табл. 5.2).

Если у пациента имеется ≥2 баллов, то ему следует назначить пероральный антикоагулянт (антагонист витамина К) — варфарин.

Если у пациента имеется 1 балл, то можно выбрать между антикоагулянтами (которым отдается предпочтение) или ацетилсалициловой кислотой (75–325 мг/сут).

Если у пациента нет ни одного фактора риска — 0 баллов, то можно обойтись без антитромботической терапии.

При назначении варфарина и других антагонистов витамина К необходимо регулярно контролировать уровень МНО (международное нормализованное



121

Таблица 5.2

Подходы к профилактике тромбоэмболических осложнений у больных с фибрилляцией предсердий (шкала CHA2DS2-VASc)

Фактор риска

Балл

 

 

Хроническая сердечная недостаточность/дисфункция левого желудочка

1

 

 

Артериальная гипертензия

1

 

 

Возраст ≥75 лет

2

 

 

Сахарный диабет

1

 

 

Инсульт/ТИА/системные эмболии

2

 

 

Сосудистые заболевания (предшествующий инфаркт миокарда, заболевания

1

периферических артерий или атеросклероз аорты)

 

 

 

Возраст 65–74 года

1

 

 

Женский пол

1

 

 

отношение — отношение протромбинового времени сыворотки больного к протромбиновому времени стандартной сыворотки, с учетом ее международного индекса чувствительности), поддерживая его на уровне 2,0–3,0. Доза препарата может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от результатов МНО.

В настоящее время появились и другие препараты, обладающие антикоагулянтным действием, при использовании которых контроль МНО не требуется. Это блокаторы Xa-фактора — ривароксабан, апиксабан и прямой ингибитор тромбина дабигатран. Доказано, что их применение, по сравнению с варфарином, приводит к снижению частоты развития серьезных кровотечений.

ЭКСТРАСИСТОЛИЯ

Экстрасистолия (ЭС) — это преждевременное возбуждение всего сердца или какого-либо его отдела (предсердия, желудочки), вызванное внеочередным импульсом, исходящим из предсердий, АВ-соединения или желудочков. Различают ЭС функционального и органического характера.

ЭС функционального характера возникают как вегетативная реакция на эмоциональное напряжение, курение, злоупотребление кофе, алкоголем, у лиц с нарушением вегетативной регуляции или даже у здоровых людей.

ЭС органического происхождения возникают, как правило, вследствие органического поражения миокарда в виде очагов некроза, кардиосклероза, воспаления, метаболических нарушений (хроническая ИБС, острый ИМ, гипертоническая болезнь, миокардит, кардиомиопатии и др.).

ЭС токсического происхождения возникают, в частности, при интоксикации сердечными гликозидами, при воздействии антиаритмических препаратов (проаритмический побочный эффект) и т. д.

Основными механизмами развития ЭС являются: re-entry и триггерная активность (см. выше).


122

Клиническая картина

Экстрасистолия не всегда ощущается больными. Некоторые пациенты вообще не отмечают никаких изменений состояния, несмотря на то, что у них имеется частая экстрасистолия, даже бигеминия. Другие больные ощущают каждую экстрасистолу, чаще всего жалобы появляются, если экстрасистолия возникает на фоне брадикардии. В момент возникновения ЭС появляется ощущение перебоев в работе сердца, «кувыркания», «провала», «сердце переворачивается»; также больные описывают «остановку» или «замирание» сердца, что соответствует длинной компенсаторной паузе, следующей за ЭС. Бывает, что после такой остановки сердца больные ощущают сильный толчок в грудь, который обусловлен усиленным сокращением желудочков после ЭС. Во время длинной компенсаторной паузы происходит увеличение диастолического наполнения желудочков, вследствие чего происходит увеличение ударного выброса в первом постэкстрасистолическом комплексе.

При физикальном обследовании (при исследовании пульса) обычно достаточно легко устанавливают факт преждевременного сокращения сердца. Аускультативно во время экстрасистолического сокращения выслушиваются несколько ослабленные преждевременные I и II (или только один) экстрасистолические тоны, а после них — громкие I и II тоны сердца, соответствующие первому постэкстрасистолическому желудочковому комплексу. В том случае, если у больного очень частая экстрасистолия, к примеру, бигеминия (см. ниже), при исследовании пульса может сложиться впечатление об его урежении, так как во время экстрасистолического сокращения происходит ослабление ударного выброса, пульсовая волна на периферических артериях значительно слабее и может не определяться.

Общие ЭКГ-признаки ЭС: основным электрокардиографическим признаком ЭС является преждевременность возникновения желудочкового комплекса QRST (желудочковая экстрасистолия) и/или зубца Р (предсердная экстрасистолия) по отношению к основному ритму.

Некоторые важные определения

Интервал сцепления (предэкстрасистолический интервал) — это расстояние от предшествующего экстрасистоле очередного цикла P–QRST основного ритма до экстрасистолы (см. рис. 5.17).

Компенсаторная пауза — это расстояние от ЭС до следующего за ней цикла P–QRST основного ритма (см. рис. 5.17).

Неполная компенсаторная пауза — пауза, возникающая, чаще всего, после предсердной ЭС или ЭС из АВ-соединения. Неполная компенсаторная пауза включает время, необходимое для того, чтобы эктопический импульс, возникший в предсердиях или АВ-соединении, достиг СА-узла и разрядил его, а также время, которое требуется для подготовки в синусовом узле очередного импульса. Поэтому компенсаторная пауза в данном случае несколько длиннее, чем расстояние между двумя комплексами P–QRST синусового происхождения. Это видно на рисунке 5.17, а — расстояние между P–QRST синусового происхождения равно 0,56 с, а компенсаторной паузы — 0,60 с. Если сложить предэкстрасистолический интервал (интервал сцепления) и постэкстрасистолический интервал