Файл: Сенчагов, В. К. Эффективность использования основных фондов (показатели, факторы, стимулы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 21
Изменение удельных затрат платы за фонды на производство продукции
|
П л а т а з а ф о н |
|
|
д ы н а 1 |
р у б . |
|
т о в а р н о й п р о |
|
|
д у к ц и и , |
р у б . |
м и н и с т е р с т в |
|
|
|
г . |
г . |
|
1 9 7 0 |
1 9 7 1 |
|
. |
|
Минэнерго |
0 , 1 1 4 |
0 , 1 1 2 |
Миннефтепром |
0 , 1 1 4 |
0 , 1 1 6 |
Миичермет |
0 ,0 4 1 |
0 , 0 4 2 |
Минцветмет |
0 , 0 4 2 |
0 , 0 4 2 |
Минхимпром |
0 , 0 4 2 |
0 ,0 4 1 |
Мннтяжмаш |
0 , 0 4 6 |
0 , 0 4 7 |
Минэлектротех- |
|
|
пром |
0 , 0 2 5 |
0 , 0 2 4 |
Минхиммаш |
0 , 0 4 0 |
0 , 0 3 8 |
Мннстанкопром |
0 , 0 4 1 |
0 , 0 4 3 |
Мішприбор |
0 , 0 2 7 |
. 0 , 0 2 6 |
Минавтопром |
0 ,0 3 1 |
0 , 0 2 8 |
Минсельхозмаш |
0 , 0 2 7 |
0 , 0 2 8 |
Минстройдор- |
|
|
маш |
0 , 0 3 0 |
0 , 0 2 9 |
Минлегпищепром |
0 , 0 3 0 |
0 , 0 3 0 |
Миплеспром |
0 , 0 2 8 |
0 , 0 2 9 |
Минбумпром |
0 , 0 4 0 |
0 ,0 4 1 |
Минстроймате- |
|
|
риалов |
0 , 0 4 0 |
0 ,0 4 1 |
Мнилегпром |
0 , 0 0 3 |
0 , 0 0 8 |
Минпшцепром |
0 , 0 1 3 |
0 , 0 1 3 |
МиНМЯСОМОЛ' |
|
|
пром |
0 , 0 0 8 |
0 , 0 0 8 |
Минрыбхоз |
0 , 0 3 1 |
0 , 0 3 3 |
В с е г о по про |
|
|
мышленным |
|
_ |
министерствам |
_ |
s g ë
С s |
Н |
Ul «5 |
в |
- ^ . 2 cg . |
|
± 1 Щ |
|
. , о “ |
3 3 |
ч е н и е ш е н » з а сч д е л ы з а с): р у б . |
|
е л и е н ь л и я у а т ы н . |
|
У в у м б ы н и п л м л |
+2 7 , 2
—9 , 2
—2 5 , 2
—
+1 2 ,2
—5 , 4
+7 , 8
+5 , 1
—5 , 9
+2 , 8
+2 6 , 0
-6 , 3
+2 , 6
—
—9 , 3
—3 , 1
—6 , 7
—
—
_
— 9 , 9
— 5 6 , 9
В л и я н и е и з м е н е н и я у д е л ь н ы х з а т р а т п л а т ы
з а ф о н д ы н а у в е л и ч е н и е ( + ) , у м е н ь ш е н и е (— ) ,
аднофм а т е ьлаирн о г о щоопр е н и я |
В % |
|
|
|
|
||
\о с |
|
С о с |
|||||
|
|
О _ |
|
{- |
"о |
s |
|
|
|
га С |
|
а |
|||
|
|
О Ч |
|
и |
о |
ч |
|
|
|
у |
3 |
|
о |
а з |
|
|
|
та |
|
|
ІГ та'З |
||
|
|
с С |
|
о. я а. |
|||
|
|
та |
о, |
|
|||
+ 1 3 ,8 |
+ 0 , 7 + 1 0 ,8 |
||||||
— 2 0 ,1 |
— 0 , 3 — 4 , 9 |
||||||
— 1 0 , 7 |
— 0 , 6 — 4 8 , 5 |
||||||
|
— |
— |
|
— |
|
|
|
+ 7 , 6 |
+ 0 , 3 |
|
+ 5 , 4 |
||||
— 5 , 2 |
— 0 , 7 |
|
- 8 , 2 |
||||
+ 7 , 1 |
+ 0 , 6 |
|
+ 5 , 9 |
||||
+ 1 0 ,9 |
+ 1 ,4 + 2 2 , 2 |
||||||
— |
6 , 0 |
— |
1,1 |
— |
2 9 , 5 |
||
+ 3 , 3 |
+ 0 , 4 |
|
+ 4 , 6 |
||||
+ |
19,1 |
+ 2 , 5 |
+ |
1 7 , 2 |
|||
— 6 , 3 |
— 0 , 9 — 8 , 3 |
||||||
+ 6 , 2 |
+ 0 , 6 |
|
_ |
|
|||
|
— |
— |
|
|
— |
|
—5 , 4 — 0 , 6 — 6 2 , 0
—8 , 1 — 0 , 6 — 1 1 , 9
— 5 , 4 |
— 0 , 5 — 3 , 8 |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
_ |
_ _ |
— 1 1 ,4 |
— 1 , 5 — 3 , 8 |
— 1 ,9 — 0 , 1 3 — 3 , 9
Итак, изменение удельных затрат платы за фонды на производство продукции оказывает существенное влияние на увеличение (уменьшение) прибыли. Напри мер, в Минлеспроме вследствие увеличения затрат пла ты на единицу продукции прирост прибыли был на 62% меньше возможного, а в Минхиммаше за счет повы
193
шения фондоотдачи и сокращения удельных затрат по плате за фонды прибыль увеличилась на 22%
Изменение удельных затрат по плате за фонды на производство продукции оказывает существенное влия ние на размеры фондов материального, поощрения. При чем при снижении фондоотдачи они сокращаются, а при ее повышении — увеличиваются, и степень их изменения заметно дифференцируется по министерствам от +3,3%
д о +19,1% и -20% .
Таким образом, если при образовании фондов эконо мического стимулирования учитывать экономию по пла те за фонды, которая образуется благодаря повышению фондоотдачи, то плата за фонды будет оказывать пря мое влияние на материальную заинтересованность кол лективов предприятий и объединений в улучшении ис пользования основных производственных фондов и обо ротных средств.
Важным элементом системы платы за основные фон ды и оборотные средства является предоставление от дельным предприятиям льгот по плате за фонды. Они призваны создать экономические преимущества пред приятиям и объединениям, которые в больших масшта бах осуществляют ввод новых мощностей, сооружают очистные и другие объекты по охране природы и очист ке водного и воздушного бассейнов от загрязнений, про водят мероприятия по улучшению условий труда и охра ны здоровья трудящихся.
От платы за фонды освобождаются основные фонды, законсервированные по решениям Совета Министров
СССР и Совета Министров союзных республик, сооруже ния, предназначенные для очистки водных и воздушных бассейнов от вредных отходов производства; сооруже ния и оборудование, обеспечивающие улучшение охраны труда и промышленной санитарии. Льготы распростра няются также на основные фонды, находящиеся в про-
1 Не во всех министерствах существует прямая зависимость
между изменением удельных затрат платы за фонды и динамикой фондоотдачи, поскольку сумма платы зависит не только от объема производственных фондов, но и от других факторов: пересмотра норм платы за фонды по предприятиям, изменения доли основных фондов, освобождаемых от платы за фонды. Кроме того, фондо отдача рассчитывается по основным фондам, а плата за фонды исчисляется с основных фондов н оборотных средств.
194
цессе освоения, и на основные фонды, созданные за счет фонда развития и кредита банка. Кроме того, в строи тельстве от платы за фонды освобождается незавершен ное производство.
В промышленности в 1971 г. платой за фонды не об лагались 10,4% общей стоимости основных производст венных фондов предприятий, которые уплачивали плату за фонды. В отдельных министерствах удельный вес таких фондов был еще выше: в Миннефтепроме — 40,7%, в Минхимпроме— 15,4, в Минавтопроме — 27,1%. От пла ты за фонды полностью освобождаются планово-убыточ ные предприятия II частично малорентабельные пред приятия.
Некоторые экономисты предлагают отменить боль шинство льгот, включая льготы по фондам, предназна ченным для техники безопасности и по очистным соору жениям. Однако отмена льгот, например по очистным сооружениям, может снизить заинтересованность в их строительстве на действующих предприятиях. Тем бо лее, что в настоящее время строительство таких сооруже ний имеет первостепенное государственное значение, по скольку из общего количества промышленных предприя тий, являющихся источником загрязнения атмосферы и взятых на учет, полностью оборудовано очистными со оружениями только 14% и частично — 26%. В результа те недостатка очистных сооружений 3U сточных, вод про мышленности сливается в водоемы без всякой очистки.
В общем объеме льгот существенное место принад лежит фондам вновь вводимых в действие предприятий, цехов и крупных производственных установок. Первона чально эти фонды освобождались от платы в бюджет на нормативный срок освоения их производственных мощностей, установленный отраслевыми инструкциями. Однако такой порядок не стимулировал быстрейшего освоения вновь введенных в действие мощностей. В це лях создания условий для ускорения освоения мощно стей с 1972 г. плата за фонды взимается с вновь введен ных предприятий, цехов и крупных установок по мере освоения их мощностей в соответствии с плановыми ко эффициентами, установленными на год. На наш взгляд, при невыполнении плановых сроков освоения основных фондов в текущем году норму платы в бюджет следует увеличить в 1,5—2 раза. В дальнейшем же для этих
195
предприятий нужно изменить формы предоставления льгот. Учитывая, что главная функция платы за фонды состоит в контроле за уровнем эффективности дейст вующих и вновь вводимых фондов, необходимо в тече ние периода освоения новых мощностей взимать плату по временно пониженным нормативам.
В настоящее время плата за |
фонды |
взимается со |
|
сверхнормативных |
непрокредитованных банком запасов |
||
неустановленного |
оборудования, |
а также |
излишнего |
оборудования и ненужных запасов материальных ценно стей в том же размере, что со всех основных фондов и оборотных средств. Это не заинтересовывает предприятия в быстром вовлечении в производство такого оборудо вания и материальных ценностей. Вместе с тем только сверхплановые запасы неустановленного оборудования в промышленности в 1971 г. составили 633 млн. руб., в том числе, в черной металлургии— 191,1 млн., в хими ческой промышленности— 141,3 млн. руб. В связи с этим было бы целесообразно усилить ответственность
предприятий за своевременное |
вовлечение |
указанных |
запасов в производство путем |
применения |
штрафных |
санкций по плате за фонды, увеличив в таких случаях ее норматив в 1,5—2 раза.
Введению такого режима платы за фонды должно предшествовать уточнение методики исчисления сверх нормативных остатков товарно-материальных ценностей и неустановленного оборудования и более полное обес печение потребности предприятий в собственных оборот
ных средствах, |
имея в виду на эти |
цели предоста |
вить предприятиям кредит Госбанка на |
несколько лет |
|
с последующим |
его погашением из сверхплановой при |
|
были. |
|
|
В настоящее время влияние платы за фонды прекра щается со времени сдачи оборудования в монтаж и за числения его в незавершенное строительство. Здесь обо рудование может находиться в течение нескольких лет,
и заказчик за |
это не несет должной ответственности. |
По-видимому, |
следует установить плату за фонды за |
сверхнормативные остатки незавершенного строитель ства, числящиеся на балансе заказчика, и за оборудо вание, сданное в монтаж и входящее в состав незавер шенного строительства сверх установленных сроков монтажа.
196
В процессе применения платы за фонды .выявлены некоторые отрицательные стороны предоставления льгот. Предприятия зачастую стремятся увеличить рас четную рентабельность не за счет улучшения использо вания производственных фондов, а за счет повышения удельного веса основных фондов, освобожденных от платы. Анализ данных обследования предприятий пока зывает на существенное отклонение фактических разме ров льгот от плановых. В том случае, если фактический объем основных фондов, освобождаемых от платы, боль ше запланированных, предприятия получают дополни тельные отчисления в фонды экономического стимулиро вания, если же меньше, то фонды экономического сти мулирования необоснованно уменьшаются. Отклонение льгот обусловлено просчетами в процессе планирования ввода и выбытия основных фондов, несвоевременным доведением до предприятий нормативов освоения мощ ностей, нарушением сроков ввода основных производ ственных фондов.
В целях устранения изменений в объеме льгот по плате за фонды на размеры фондов стимулирования в настоящее время действует порядок, согласно которому льготы по плате за фонды не учитываются при опреде лении расчетной рентабельности, если они не были за планированы по основным фондам, ввод которых был предусмотрен в плане. Однако в случае сверхпланового ввода фондов при установлении расчетной рентабельно сти дополнительные льготы по плате за фонды учитыва ются. По нашему мнению, такой двойственный порядок учета льгот нецелесообразен. Исключение из состава основных фондов той их части, за которую предприятия не уплачивают платы за фонды, создает достаточную заинтересованность во внедрении новой техники, и нет необходимости во вторичном стимулировании данного процесса за счет искусственного увеличения расчетной рентабельности. Кроме того, такой порядок мешает раз
работке |
напряженного и обоснованного |
плана ввода |
основных |
фондов, поскольку предприятие |
поощряется |
за сверхплановый ввод дважды: уменьшается взнос по плате за фонды и увеличивается расчетная прибыль, а также расчетная рентабельность и фонды экономического
стимулирования. В связи с этим было бы |
правильно |
льготы, не предусмотренные в плане, при |
определении |
197
фактической расчетной рентабельности |
не учитыіать и |
|
в случае непредусмотренного |
планом |
ввода основных |
фондов. |
■* |
|
* * |
|
Осуществление намеченного Коммунистшеской партией курса на существенное повышение благосостоя ния народа неразрывно связано с повышением эффек тивности экономики. Развитое социалистическое обще ство обладает неоспоримыми преимуществами і воз можностями в неуклонном повышении эффективности обществённого производства.
Значительная часть резервов дальнейшего поіышения эффективности производства сосредоточена в улуч шении качественных показателей технического' уроЕНЯ ос новных производственных фондов путем более потного использования возможностей, открываемых научно-тех нической революцией, а также в увеличении интенсив ности использования действующих основных проізводственных фондов.
Повышению эффективности использования основных фондов будет способствовать применение в практине на роднохозяйственного планирования показателей эффек тивности ресурсов, совершенствование локальных пока зателей эффективности хозяйственной деятельности предприятий и объединений, учет в планировании основ
ных факторов, определяющих тенденцию |
измеіения |
фондоотдачи, усиление заинтересованности |
всех зве |
ньев системы управления в лучшем использованій ос новных производственных фондов путем совершенство вания системы платы за фонды и других экономических рычагов.