Файл: Сенчагов, В. К. Эффективность использования основных фондов (показатели, факторы, стимулы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С увеличением срока службы норма амортизации, исчисленная по этой формуле, уменьшается значитель­ но быстрее, чем при ее определении обычным спосо­ бом. Так, при повышении срока службы с 10 до 20 лет она уменьшается также в 2 раза — с 10 до 5%, а если учесть коэффициент эффективности в -размере 12%, она уменьшается в 5 раз — с 5 до 1 %•

Возможен и другой способ увязки нормы амортиза­ ции с коэффициентом эффективности капитальных вло­ жений и нормой платы за фонды. Норму амортизации можно исчислить обычным методом как обратную сро­ ку службы, но тогда коэффициент эффективности сле­ дует дифференцировать в зависимости от срока служ­ бы основных фондов '.

В расчетах экономической эффективности оба мето­ да дают примерно одинаковые результаты, если соблю­ дается следующее равенство:

Н' -!- Е„ = На + ЕІ,

где На — норма амортизации, рассчитанная с учетом коэффициента эффективности;

Еи — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложеиий;

На — норма амортизации, рассчитанная обычным методом;

Ег,

— нормативный

коэффициент эффективности,

 

дифференцированный в зависимости от сро­

Из

ка службы средств труда.

зависимость

этого

равенства

можно

вывести

коэффициента

эффективности

капитальных

вложений

от изменений срока службы. Расчеты показывают, что она не однозначна: при сроке службы, равном одномугоду, коэффициент эффективности составляет 12%, при меньшем сроке службы он будет еще выше, при увели­ чении срока службы коэффициент эффективности сна­ чала уменьшается,, а затем возрастает. Если срок службы средств трудаувеличится от 8 до 100 лет, коэффициент эффективности повысится с 9,7 до 14%. Здесь важно отметить, что при нарастании срока служ­

бы коэффициент

эффективности будет

ниже,

чем

при

1 См.

Ща в е л е в

Д. С. Динамический

критерий

эффектив­

ности. — В

сб.: «Экономическая эффективность

производства

и хо­

зяйственная реформа». Л., «Наука», 1969, с. 45.

181


сроке службы в один год. Только при бесконечно боль­ шом сроке службы коэффициент эффективности капи­ тальных вложений стремится к 12%.

В связи с этим, на наш взгляд, не точно утвержде­ ние, что с увеличением срока службы коэффициент эффективности должен увеличиваться, а при прибли­ жении к нулю он стремится к V2 нормативного коэффи­

циента эффективности '. Как показывают расчеты, при сроке службы меньше года коэффициент эффективно­

сти, рассчитанный с учетом этого фактора, выше нор­ матива.

Из двух рассмотренных способов увязки норм амор­ тизации ^и коэффициента эффективности капитальных вложении нужно выбрать наиболее приемлемый. Рас­ чет нормы амортизации с учетом фактора времени ве­ дет к некоторому снижению себестоимости продукции, в особенности в фондоемких отраслях с длительными сроками службы основных фондов, а также способст­ вует более правильной оценке экономической эффектив­ ности замены оборудования. При обычном же методе расчета амортизации в отраслях с высокой фондоем­ костью продукции и с длительными сроками службы оборудования норматив эффективности капитальных вложений, по существу, увеличивается и ухудшаются условия внедрения новой техники. Поэтому в этом слу­ чае в целях создания в каждой отрасли одинаковых условий для технического прогресса норматив эффек­ тивности капитальных вложений должен быть широко дифференцирован в зависимости от срока службы ос­ новных фондов. Однако такая дифференциация норма­ тивных коэффициентов сделает невозможным объек­ тивную оценку эффективности мероприятий, имеющих межотраслевое значение. Поэтому, на наш взгляд, бо­ лее правильно установить взаимосвязь срока службы с

коэффициентом эффективности через корректировку норм амортизации.

Таким образом, норматив эффективности капиталь­ ных вложений, как и норму платы за основные фонды, не следует дифференцировать в зависимости от скоро­ сти оборота основных фондов. По нашему мнению, его

См.

В а а г Л.

А.,

З а х а р о в С.

Н. Методы экономической

оценки в

энергетике.

М.,

Госэиергоиздат,

1962, с. 77_78.

182


уровень должен учитываться при корректировке норм амортизации в том случае, когда они используются в расчетах экономической эффективности замены обору­ дования и внедрения новой техники.

Наибольшую трудность представляет согласование норматива платы за фонды с методами финансирова­ ния капитальных вложений. В соответствии с сущест­ вующим порядком часть прибыли направляется в фонд развития производства и на финансирование централи­ зованных капиталовложений, на прирост оборотных средств и другие затраты. Создание всесоюзных и рес­ публиканских промышленных объединений, которое происходит в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприяти­ ях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью», способствует сокращению встреч­ ных финансовых потоков и установлению более тесной связи между их доходами и расходами. В связи с этим увеличится доля прибыли, оставляемая в распоряже­ нии объединений, и, следовательно, уменьшатся возмож­ ности ее изъятия в бюджет в виде платы за фонды. В 1972 г. в промышленности в распоряжении предприя­ тий на финансирование капитального строительства оставалось 13% прибыли.

Некоторые экономисты предлагают оставлять пред­ приятиям часть прибыли, необходимую для матери­ ального поощрения, а остальную перечислять в бюджет в виде платы за фонды и долевых отчислений от массы

расчетной прибыли'. В этом

случае

предполагается,

что потребность предприятий в капитальных

вложе­

ниях будет удовлетворяться

только за

счет

кредита.

Такой подход означает сведение хозрасчета к регули­ рованию эффективности единовременных затрат путем установления норматива платы на уровне норма­ тивного коэффициента эффективности капитальных вложений. На наш взгляд, здесь допускается известная переоценка значения норматива эффективности капи­

тальных вложений. Между тем

один

из

принципов

хозяйственной

реформы выражается в

сочетании

цен­

трализованного

планирования с

хозяйственной

само-

1 См., например,

Темпы, пропорции,

критерии

эффективности.

М., «Экономика», 1968,

с. 125.

 

 

 

 

183


стоятельностыо предприятий и объединений. В этом состоит одно из условий постоянного технического обновления производственного аппарата. Поэтому в распоряжении предприятий, объединений и министерств остается часть финансовых ресурсов, необходимых для их развития.

Другой крайностью явилось бы установление нор­ матива платы за производственные фонды на таком уровне, при котором у предприятий и объединений ос­ танется достаточно средств для финансирования капи­ тальных вложений, оборотных средств н других плано­ вых затрат. В этом случае норматив платы за фонды выполнял бы преимущественно фискальную функцию, его же стимулирующая функция будет принижена. По нашему мнению, противоречие между принципами нор­ мирования платы за фонды и «самофинансированием» можно разрешить следующим образом.

Для обеспечения затрат предприятий на централи­ зованные капитальные вложения, а также для осу­ ществления «самофинансирования» отрасли часть пла­ ты за фонды может оставаться либо у предприятия,

либо централизоваться, как это делается в отношении амортизации. При этом повышенный норматив платы за фонды будет иметь не чисто символический харак­ тер, а являться реальным показателем эффективности производственных фондов, уровень которого дает право предприятиям на формирование фондов стиму­ лирования. Оставление части платы за фонды в рас­ поряжении отрасли для финансирования затрат по расширенному воспроизводству позволит избежать возможного повышения цен, особенно в отраслях с уровнем рентабельности, который сейчас недостаточен для их перевода на «самофинансирование».

Как уже отмечалось, плата за фонды — один из элементов цены и источник затрат на расширенное воспроизводство. Общий норматив отчислений от прибыли, оставляемой в распоряжение отрасли, также определяет уровень цен и возможности финансирования капитальных вложений. Поэтому, если уровень рента­ бельности отрасли рассчитывать путем суммирования платы за фонды и прибыли, направляемой на нужды отрасли, то затраты по расширенному воспроизводству будут учитываться дважды.

184

В приборостроении, например, общий норматив от­ числений от прибыли рассчитывался исходя из зара­ нее установленного уровня рентабельности и сложив­ шихся пропорций распределения прибыли, поэтому здесь казалось бы нет двойного учета одних и тех же затрат. Однако в этой отрасли нормативный уровень рентабельности в процессе пересмотра цен в 1967 г. был в 2 с лишним раза выше, чем проектировалось, и тем самым в рентабельности, по существу, заложен резерв для последующего перехода на «самофинанси­ рование». Поэтому в цене на продукцию приборострое­ ния затраты по расширенному воспроизводству учиты­ ваются один раз в плате за фонды, а другой — в общем нормативе отчислений от прибыли.

С переводом других отраслей на хозрасчетный принцип возмещения затрат из их доходов противоре­ чие между платой за фонды и «самофинансированием» обострится. Отрасли будут стремиться устанавливать цены на таком уровне, чтобы иметь возможность вно­ сить плату за фонды и финансировать свои затраты по расширенному воспроизводству. Поэтому оставление в распоряжении отрасли части или всей суммы платы за фонды для финансирования расширенного воспроизвод­ ства увеличит возможности перехода отраслей на «са­ мофинансирование» и будет препятствовать повыше­ нию цен.

Действенность платы за фонды в системе «самофи­ нансирования» зависит также от способа установления общего норматива отчислений от прибыли, . оставляе­ мой в распоряжении отрасли. Пока он определяется в процентах к балансовой прибыли, изменение которой ие связано с размером платы за фонды, как известно, влияющей на расчетную прибыль. Плата за фонды сможет воздействовать на оставшуюся в . отрасли прибыль, если ее определять по нормативу в процентах не к балансовой, а к расчетной прибыли. С увеличени­ ем расчетной прибыли возрастет также и прибыль, направляемая на нужды развития отрасли.

Можно проверить в порядке эксперимента и другой вариант: плату за фонды учитывать в объеме прибыли, остающейся в распоряжении министерства. При таком порядке распределения прибыли повышение эффектив­ ности использования производственных фондов и изме-

185


нение суммы платы за фонды будут непосредственно сказываться на размере прибыли, предназначенной для развития отрасли. Правда, в этом случае должна изме­ ниться и методика определения общего норматива от­ числений от прибыли: его нужно установить с учетом

абсолютного размера платы за

производственные

фонды.

 

3.Плата за фонды и заинтересованность предприятий

иобъединений в улучшении использования основных фондов

Врешениях XXIV съезда партии предусмотрено по­ высить заинтересованность п ответственность предприя­ тий и объединений в деле разработки оптимальных пла­

нов, максимально учитывающих возможности интенсив­ ного использования действующих производственных фондов, улучшения организации труда и производства.

Заинтересованность предприятий и объединений в

лучшем^ использовании

производственных

фондов в

большой мере зависит

от механизма взаимодействия

платы за фонды с фондами экономического стимулиро­ вания. При помощи платы за фонды необходимо соз­ дать преимущества в материальном поощрении тех кол­ лективов предприятий и объединений, которые наиболее полно используют действующие производственные мощ­ ности и технико-экономические параметры нового обо­ рудования, повышают коэффициент сменности, интен­ сивнее заменяют старую технику новой более произво­ дительной и эффективной, меньше требуют от

вышестоящих организаций дополнительных капитало­ вложений

В текущем пятилетии фонды экономического стиму­ лирования начисляются в плановом порядке за увеличе­ ние показателей общей или расчетной рентабельности, темпов роста реализации (прибыли), производительно­ сти труда и некоторых других показателей. Показатель общей рентабельности стал применяться с 1972 г. при установлении исходных размеров фондов поощрения по годам пятилетки. Вместе с тем министерствам дано пра­ во утверждать предприятиям и объединениям в их пя­ тилетних планах показатель расчетной рентабельности. Кроме того, выполнение плана предприятиями и объеди-

186.