Файл: Сенчагов, В. К. Эффективность использования основных фондов (показатели, факторы, стимулы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
С увеличением срока службы норма амортизации, исчисленная по этой формуле, уменьшается значитель но быстрее, чем при ее определении обычным спосо бом. Так, при повышении срока службы с 10 до 20 лет она уменьшается также в 2 раза — с 10 до 5%, а если учесть коэффициент эффективности в -размере 12%, она уменьшается в 5 раз — с 5 до 1 %•
Возможен и другой способ увязки нормы амортиза ции с коэффициентом эффективности капитальных вло жений и нормой платы за фонды. Норму амортизации можно исчислить обычным методом как обратную сро ку службы, но тогда коэффициент эффективности сле дует дифференцировать в зависимости от срока служ бы основных фондов '.
В расчетах экономической эффективности оба мето да дают примерно одинаковые результаты, если соблю дается следующее равенство:
Н' -!- Е„ = На + ЕІ,
где На — норма амортизации, рассчитанная с учетом коэффициента эффективности;
Еи — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложеиий;
На — норма амортизации, рассчитанная обычным методом;
Ег, |
— нормативный |
коэффициент эффективности, |
|||
|
дифференцированный в зависимости от сро |
||||
Из |
ка службы средств труда. |
зависимость |
|||
этого |
равенства |
можно |
вывести |
||
коэффициента |
эффективности |
капитальных |
вложений |
от изменений срока службы. Расчеты показывают, что она не однозначна: при сроке службы, равном одномугоду, коэффициент эффективности составляет 12%, при меньшем сроке службы он будет еще выше, при увели чении срока службы коэффициент эффективности сна чала уменьшается,, а затем возрастает. Если срок службы средств трудаувеличится от 8 до 100 лет, коэффициент эффективности повысится с 9,7 до 14%. Здесь важно отметить, что при нарастании срока служ
бы коэффициент |
эффективности будет |
ниже, |
чем |
при |
|
1 См. |
Ща в е л е в |
Д. С. Динамический |
критерий |
эффектив |
|
ности. — В |
сб.: «Экономическая эффективность |
производства |
и хо |
зяйственная реформа». Л., «Наука», 1969, с. 45.
181
сроке службы в один год. Только при бесконечно боль шом сроке службы коэффициент эффективности капи тальных вложений стремится к 12%.
В связи с этим, на наш взгляд, не точно утвержде ние, что с увеличением срока службы коэффициент эффективности должен увеличиваться, а при прибли жении к нулю он стремится к V2 нормативного коэффи
циента эффективности '. Как показывают расчеты, при сроке службы меньше года коэффициент эффективно
сти, рассчитанный с учетом этого фактора, выше нор матива.
Из двух рассмотренных способов увязки норм амор тизации ^и коэффициента эффективности капитальных вложении нужно выбрать наиболее приемлемый. Рас чет нормы амортизации с учетом фактора времени ве дет к некоторому снижению себестоимости продукции, в особенности в фондоемких отраслях с длительными сроками службы основных фондов, а также способст вует более правильной оценке экономической эффектив ности замены оборудования. При обычном же методе расчета амортизации в отраслях с высокой фондоем костью продукции и с длительными сроками службы оборудования норматив эффективности капитальных вложений, по существу, увеличивается и ухудшаются условия внедрения новой техники. Поэтому в этом слу чае в целях создания в каждой отрасли одинаковых условий для технического прогресса норматив эффек тивности капитальных вложений должен быть широко дифференцирован в зависимости от срока службы ос новных фондов. Однако такая дифференциация норма тивных коэффициентов сделает невозможным объек тивную оценку эффективности мероприятий, имеющих межотраслевое значение. Поэтому, на наш взгляд, бо лее правильно установить взаимосвязь срока службы с
коэффициентом эффективности через корректировку норм амортизации.
Таким образом, норматив эффективности капиталь ных вложений, как и норму платы за основные фонды, не следует дифференцировать в зависимости от скоро сти оборота основных фондов. По нашему мнению, его
См. |
В а а г Л. |
А., |
З а х а р о в С. |
Н. Методы экономической |
оценки в |
энергетике. |
М., |
Госэиергоиздат, |
1962, с. 77_78. |
182
уровень должен учитываться при корректировке норм амортизации в том случае, когда они используются в расчетах экономической эффективности замены обору дования и внедрения новой техники.
Наибольшую трудность представляет согласование норматива платы за фонды с методами финансирова ния капитальных вложений. В соответствии с сущест вующим порядком часть прибыли направляется в фонд развития производства и на финансирование централи зованных капиталовложений, на прирост оборотных средств и другие затраты. Создание всесоюзных и рес публиканских промышленных объединений, которое происходит в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприяти ях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью», способствует сокращению встреч ных финансовых потоков и установлению более тесной связи между их доходами и расходами. В связи с этим увеличится доля прибыли, оставляемая в распоряже нии объединений, и, следовательно, уменьшатся возмож ности ее изъятия в бюджет в виде платы за фонды. В 1972 г. в промышленности в распоряжении предприя тий на финансирование капитального строительства оставалось 13% прибыли.
Некоторые экономисты предлагают оставлять пред приятиям часть прибыли, необходимую для матери ального поощрения, а остальную перечислять в бюджет в виде платы за фонды и долевых отчислений от массы
расчетной прибыли'. В этом |
случае |
предполагается, |
|
что потребность предприятий в капитальных |
вложе |
||
ниях будет удовлетворяться |
только за |
счет |
кредита. |
Такой подход означает сведение хозрасчета к регули рованию эффективности единовременных затрат путем установления норматива платы на уровне норма тивного коэффициента эффективности капитальных вложений. На наш взгляд, здесь допускается известная переоценка значения норматива эффективности капи
тальных вложений. Между тем |
один |
из |
принципов |
|||
хозяйственной |
реформы выражается в |
сочетании |
цен |
|||
трализованного |
планирования с |
хозяйственной |
само- |
|||
1 См., например, |
Темпы, пропорции, |
критерии |
эффективности. |
|||
М., «Экономика», 1968, |
с. 125. |
|
|
|
|
183
стоятельностыо предприятий и объединений. В этом состоит одно из условий постоянного технического обновления производственного аппарата. Поэтому в распоряжении предприятий, объединений и министерств остается часть финансовых ресурсов, необходимых для их развития.
Другой крайностью явилось бы установление нор матива платы за производственные фонды на таком уровне, при котором у предприятий и объединений ос танется достаточно средств для финансирования капи тальных вложений, оборотных средств н других плано вых затрат. В этом случае норматив платы за фонды выполнял бы преимущественно фискальную функцию, его же стимулирующая функция будет принижена. По нашему мнению, противоречие между принципами нор мирования платы за фонды и «самофинансированием» можно разрешить следующим образом.
Для обеспечения затрат предприятий на централи зованные капитальные вложения, а также для осу ществления «самофинансирования» отрасли часть пла ты за фонды может оставаться либо у предприятия,
либо централизоваться, как это делается в отношении амортизации. При этом повышенный норматив платы за фонды будет иметь не чисто символический харак тер, а являться реальным показателем эффективности производственных фондов, уровень которого дает право предприятиям на формирование фондов стиму лирования. Оставление части платы за фонды в рас поряжении отрасли для финансирования затрат по расширенному воспроизводству позволит избежать возможного повышения цен, особенно в отраслях с уровнем рентабельности, который сейчас недостаточен для их перевода на «самофинансирование».
Как уже отмечалось, плата за фонды — один из элементов цены и источник затрат на расширенное воспроизводство. Общий норматив отчислений от прибыли, оставляемой в распоряжение отрасли, также определяет уровень цен и возможности финансирования капитальных вложений. Поэтому, если уровень рента бельности отрасли рассчитывать путем суммирования платы за фонды и прибыли, направляемой на нужды отрасли, то затраты по расширенному воспроизводству будут учитываться дважды.
184
В приборостроении, например, общий норматив от числений от прибыли рассчитывался исходя из зара нее установленного уровня рентабельности и сложив шихся пропорций распределения прибыли, поэтому здесь казалось бы нет двойного учета одних и тех же затрат. Однако в этой отрасли нормативный уровень рентабельности в процессе пересмотра цен в 1967 г. был в 2 с лишним раза выше, чем проектировалось, и тем самым в рентабельности, по существу, заложен резерв для последующего перехода на «самофинанси рование». Поэтому в цене на продукцию приборострое ния затраты по расширенному воспроизводству учиты ваются один раз в плате за фонды, а другой — в общем нормативе отчислений от прибыли.
С переводом других отраслей на хозрасчетный принцип возмещения затрат из их доходов противоре чие между платой за фонды и «самофинансированием» обострится. Отрасли будут стремиться устанавливать цены на таком уровне, чтобы иметь возможность вно сить плату за фонды и финансировать свои затраты по расширенному воспроизводству. Поэтому оставление в распоряжении отрасли части или всей суммы платы за фонды для финансирования расширенного воспроизвод ства увеличит возможности перехода отраслей на «са мофинансирование» и будет препятствовать повыше нию цен.
Действенность платы за фонды в системе «самофи нансирования» зависит также от способа установления общего норматива отчислений от прибыли, . оставляе мой в распоряжении отрасли. Пока он определяется в процентах к балансовой прибыли, изменение которой ие связано с размером платы за фонды, как известно, влияющей на расчетную прибыль. Плата за фонды сможет воздействовать на оставшуюся в . отрасли прибыль, если ее определять по нормативу в процентах не к балансовой, а к расчетной прибыли. С увеличени ем расчетной прибыли возрастет также и прибыль, направляемая на нужды развития отрасли.
Можно проверить в порядке эксперимента и другой вариант: плату за фонды учитывать в объеме прибыли, остающейся в распоряжении министерства. При таком порядке распределения прибыли повышение эффектив ности использования производственных фондов и изме-
185
нение суммы платы за фонды будут непосредственно сказываться на размере прибыли, предназначенной для развития отрасли. Правда, в этом случае должна изме ниться и методика определения общего норматива от числений от прибыли: его нужно установить с учетом
абсолютного размера платы за |
производственные |
фонды. |
|
3.Плата за фонды и заинтересованность предприятий
иобъединений в улучшении использования основных фондов
Врешениях XXIV съезда партии предусмотрено по высить заинтересованность п ответственность предприя тий и объединений в деле разработки оптимальных пла
нов, максимально учитывающих возможности интенсив ного использования действующих производственных фондов, улучшения организации труда и производства.
Заинтересованность предприятий и объединений в
лучшем^ использовании |
производственных |
фондов в |
большой мере зависит |
от механизма взаимодействия |
платы за фонды с фондами экономического стимулиро вания. При помощи платы за фонды необходимо соз дать преимущества в материальном поощрении тех кол лективов предприятий и объединений, которые наиболее полно используют действующие производственные мощ ности и технико-экономические параметры нового обо рудования, повышают коэффициент сменности, интен сивнее заменяют старую технику новой более произво дительной и эффективной, меньше требуют от
вышестоящих организаций дополнительных капитало вложений
В текущем пятилетии фонды экономического стиму лирования начисляются в плановом порядке за увеличе ние показателей общей или расчетной рентабельности, темпов роста реализации (прибыли), производительно сти труда и некоторых других показателей. Показатель общей рентабельности стал применяться с 1972 г. при установлении исходных размеров фондов поощрения по годам пятилетки. Вместе с тем министерствам дано пра во утверждать предприятиям и объединениям в их пя тилетних планах показатель расчетной рентабельности. Кроме того, выполнение плана предприятиями и объеди-
186.