Файл: Сенчагов, В. К. Эффективность использования основных фондов (показатели, факторы, стимулы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
нениями всех министерств должно оцениваться по пока зателю расчетной рентабельности.
Таким образом, влияние платы за фонды на размер фондов экономического стимулирования сохраняется лишь на тех предприятиях и объединениях, которым ми нистерство планирует показатель расчетной рентабель ности. Это связано с тем, что нормативы фондов поощ
рения устанавливаются за каждый |
пункт |
расчетной |
рентабельности и оказываются выше, |
чем |
за показа |
тель общей рентабельности. Поэтому, если предприятие и объединение в уточненном годовом плане предусмат ривают более высокую расчетную рентабельность, то в их плане соответственно увеличиваются и фонды поощ рения. В случае перевыполнения планового задания по расчетной рентабельности предприятия могут дополни тельно увеличить фонды поощрения. Если же показа тель расчетной рентабельности не планируется в пяти летием плане, а используется лишь на стадии оценки выполнения годового плана, то размер платы не оказы вает никакого влияния на фонды стимулирования. Это обусловлено тем, что изменение плана по данному по казателю фактически учитывается формально, посколь ку оно при образовании поощрительных фондов взве шивается по нормативу, установленному к общей, а не к расчетной рентабельности.
В первые годы осуществления хозяйственной рефор мы размер платы за фонды учитывался при определении не только расчетной рентабельности, но и прибыли, темп роста которой определялся за вычетом платы за фон ды. Это несколько усиливало влияние платы за фонды на материальную заинтересованность коллективов в лучшем использовании производственных фондов. Сей час показатель расчетной прибыли применяется только в виде эксперимента на ограниченном числе предприя тий. Причем из балансовой прибыли вычитается не вся сумма платы за фонды, а только ее прирост; это оказы вает небольшое влияние иа фонды поощрения.
Влияние платы за фонды на размер фондов эконо мического стимулирования снижается также в виду то
го, что экономия по плате |
за производственные |
фонды |
(по сравнению с планом) |
в настоящее время |
не на |
правляется в фонды поощрения. Главным аргументом в пользу исключения такого рода экономии служит то,
187
что экономия платы за фонды по сравнению с плановы
ми суммами не увеличивает сверхплановой |
прибыли. |
В этом случае не учитывается относительный |
прирост |
балансовой прибыли, получаемой за счет интенсифика ции производства и повышения фондоотдачи. Например, в Министерстве нефтяной промышленности в результате
уменьшения основных производственных |
фондов на |
115 млн. руб. (по сравнению с планом) |
фондоотдача |
повысилась на 1,1 коп., что способствовало увеличению балансовой прибыли. Если сопоставить дополнительную прибыль, полученную от увеличения фондоотдачи, с раз
мером дополнительных премий, то последняя составля ет лишь 0,3% от ее суммы.
Корректировка расчетной прибыли при исчислении фондов экономического стимулирования снижает заин тересованность предприятий и объединений в выявлении
резервов повышения отдачи основных производственных фондов.
С установлением в пятилетием плане показателя общей рентабельности возник вопрос о том, каким образом плата за фонды сможет оказывать влияние на материальную заинтересованность коллективов пред приятий и объединений в лучшем использовании произ водственных фондов.
Некоторые экономисты считают, что использование показателя общей рентабельности надо сочетать с уси лением влияния платы за фонды на финансовые ресур сы, остающиеся в распоряжении предприятий.
На предприятиях, перевыполняющих |
план прибыли |
и рентабельности, образуется экономия |
па взносах в |
бюджет платы за фонды. Но при образовании фондов поощрения за показатель общей рентабельности такого рода экономия не влияет на размер этих фондов и фи нансовые ресурсы предприятий. Действие платы за фон ды сохраняется только на предприятиях, невыполняю щих план прибыли. Они должны вносить ее в полной сумме независимо от степени выполнения плана, тогда как свободный остаток прибыли поступает в бюджет с учетом выполнения плана прибыли. В этом случае у предприятий уменьшается прибыль, необходимая для осуществления капитальных вложений, и из-за упуще ний в работе может образоваться недостаток оборотных средств, который впоследствии предприятия должны
188
покрыть за счет сверхплановой прибыли или временно го уменьшения до 30% фондов экономического стиму лирования.
Однако в среднем по всем предприятиям, невыпол няющим план прибыли, это влияние незначительно. На пример, если 25% всех предприятий не выполняют план прибыли на 10%, то взимание платы за фонды с их производственных фондов уменьшает прибыль, остаю щуюся в распоряжении этих предприятий на 150 млн. руб., что составляет 0,17% балансовой прибыли. Незна чительное влияние платы за фонды на финансовое состояние предприятий связано с большим свободным остатком прибыли.
Действующая система распределения прибыли ха рактеризуется следующей особенностью: с одной сторо ны, фонды стимулирования предприятий формируются после установления взаимоотношений с бюджетом (че рез плату за фонды, рентные и фиксированные плате жи), с другой — окончательные взаимоотношения с бюд
жетом (через |
свободный остаток прибыли) устанавли |
ваются после |
формирования фондов стимулирования. |
Поскольку свободный остаток, как правило, в несколько раз превышает плату за фонды, размер материального поощрения, по существу, мало зависит от повышения от дачи производственных фондов. Это противоречие в рас пределении прибыли препятствует проявлению в полной мере как распределительной, так и стимулирующей (из мерительной) функции платы за фонды. .
Наличие большого свободного остатка прибыли ве дет к тому, что плата за фонды, по существу, не являет ся границей в распределении прибыли между бюджетом и предприятием. Ведь в основе формирования фондов экономического стимулирования лежат показатели, на которые плата за фонды либо не влияет (реализация, балансовая прибыль, общая рентабельность и др.), либо оказывает незначительное косвенное влияние (расчет ная рентабельность).
Усилить влияние платы за фонды на материальную заинтересованность коллективов предприятий и объеди нений можно при условии, если доходы бюджета и фи нансовые ресурсы предприятий и объединений будут формироваться одновременно исходя из единого норма тива, для чего целесообразен переход к долевому мето
189
ду распределения прибыли. Важным шагом в этом на правлении явилось бы изменение методики формирова ния фондов стимулирования предприятий, образование фондов экономического стимулирования в доле от рас четной прибыли вместо показателей общей и расчетной рентабельности. В результате усилятся распределитель ная п стимулирующая (измерительная) функции платы за фонды.
При установлении норм платы на уровне норматива эффективности капитальных вложений и образовании фондов стимулирования в доле от расчетной прибыли для предприятий и объединений будет выгодным вне дрение новой техники с коэффициентом эффективности не ниже этого норматива. Переход к показателю рас четной прибыли расширит масштаб внедрения фондо емкой, но эффективной новой техники. В целом по про мышленности расширение границ внедрения новой тех ники (при некотором снижении рентабельности отдельных мероприятий) приведет к росту эффективно сти производства.
Использование расчетной прибыли в экономическом стимулировании производства требует разработки до полнительных материальных и стоимостных нормативов, которые должны обеспечить единство стоимостных и на турально-вещественных пропорций. Широкое использо вание ЭВМ создает возможность разработки научнообоснованных норм затрат сырья, материалов, топлива, электроэнергии, нормативов использования оборудова ния, машин и механизмов, норм выработки, нормативов оборотных средств, которые по мере совершенствования техники и технологии производства следует постоянно пересматривать. С переходом к расчетной прибыли осо бое значение приобретает контроль за изменением цен. Расчетная прибыль, полученная за счет роста оптовых цен, не связанная с повышением потребительских пара метров продукции и ростом ее эффективности, должна изыматься в бюджет. При этом следует определять фак торы ее роста с тем, чтобы поощрять образование только той части, которая получается в результате совершенст вования техники и технологии производства, организа ции труда и повышения качества продукции.
Для усиления заинтересованности предприятий и объ единений в увеличении прибыли за счет более широкого
190
применения новой техники следует предусмотреть повы шенный норматив в поощрительные фонды.
Показатель расчетной прибыли, как отмечалось выше, не обеспечивает достаточной заинтересованности в со кращении затрат живого труда. Так, объем производст ва можно увеличить за счет сокращения численности работников и роста выработки продукции при неизмен ном фонде заработной платы и той же расчетной при были.
Для преодоления этого недостатка расчетной прибы ли, большей сопоставимости затрат живого и овещест вленного труда и расширения границ выгодности внедрения новой техники целесообразно освободить чи стый доход от элементов, отражающих затраты по вос производству рабочей силы, занятой в производственной сфере, и внести соответствующие коррективы в денеж ную оценку необходимого продукта.
На наш взгляд, целесообразно увеличить нормы со циального страхования и в дальнейшем ввести плату в бюджет в виде начислений на фонд заработной платы. При установлении данного платежа предприятия будут учитывать не только расходы на оплату труда, которые отражаются в себестоимости их продукции, но и расхо ды общества по воспроизводству трудовых ресурсов (все виды подготовки кадров и др.), которые осущест вляются в настоящее время из общественных фондов потребления, формируемых без целевых взносов пред приятий. Это будет стимулировать использование рабо чих и. инженерно-технических работников в соответствии с их квалификацией и образовательным уровнем; эконо мически вынуждать предприятия более обоснованно формировать свои заявки на квалифицированные кад ры и кадры дефицитных профессий; повысит заинтере сованность в замене ручного труда машинами. Иными словами, предприятия будут стремиться к выполнению заданий по выпуску продукции, к повышению расчетной прибыли с меньшей численностью работников.
Учитывая, что применение в системе экономического стимулирования показателя расчетной прибыли связано с совершенствованием системы платежей за ресурсы, в настоящее время было бы целесообразно фонд мате риального поощрения поставить в прямую зависимость от изменения прибыли за счет экономии удельных за-
191
трат платы за фонды на производство продукции (отно шение суммы платы за фонды к объему производства). Изменение прибыли под влиянием сокращения (увели чения) удельных затрат платы за фонды на производст во продукции определяется путем умножения объема производства продукции в текущем году на разницу удельных затрат платы за фонды в текущем и базисном годах по следующей формуле:
где Эп — увеличение |
(уменьшение) прибыли |
за |
счет |
изменения |
удельных затрат платы |
за |
фонды |
на производство продукции; П0 и Пі — сумма платы за основные фонды и оборот
ные средства в базисном и планируемом (отчетном) годах;
До и Ді — объем товарной продукции в базисном и планируемом (отчетном) годах;
— и — —удельные затраты платы за фонды в базисном
До Ді
и планируемом (отчетном) годах.
Данный метод взаимодействия платы за фонды и фондов экономического стимулирования усилит ее влия ние на заинтересованность коллективов в сокращении фондоемкости продукции и повышении фондоотдачи. Ведь экономия на плате за фонды возникает только при снижении фондоемкости продукции. Это становится оче видным, если приведенную выше формулу выразить в виде
Фо • Нп
Эп =
До
где Фо и Ф |— основные производственные фонды к оборотные средства в базисном и плани руемом (отчетном) годах;
|
Нц — стабильная норма платы за фонды; |
||
До |
и — — фондоемкость |
продукции |
в базисном и |
Ді |
(отчетном) |
годах. |
|
|
планируемом |
Данные табл. 21 характеризуют изменение удельных затрат платы за фонды на производство продукции по министерствам.
192