Файл: Сенчагов, В. К. Эффективность использования основных фондов (показатели, факторы, стимулы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нениями всех министерств должно оцениваться по пока­ зателю расчетной рентабельности.

Таким образом, влияние платы за фонды на размер фондов экономического стимулирования сохраняется лишь на тех предприятиях и объединениях, которым ми­ нистерство планирует показатель расчетной рентабель­ ности. Это связано с тем, что нормативы фондов поощ­

рения устанавливаются за каждый

пункт

расчетной

рентабельности и оказываются выше,

чем

за показа­

тель общей рентабельности. Поэтому, если предприятие и объединение в уточненном годовом плане предусмат­ ривают более высокую расчетную рентабельность, то в их плане соответственно увеличиваются и фонды поощ­ рения. В случае перевыполнения планового задания по расчетной рентабельности предприятия могут дополни­ тельно увеличить фонды поощрения. Если же показа­ тель расчетной рентабельности не планируется в пяти­ летием плане, а используется лишь на стадии оценки выполнения годового плана, то размер платы не оказы­ вает никакого влияния на фонды стимулирования. Это обусловлено тем, что изменение плана по данному по­ казателю фактически учитывается формально, посколь­ ку оно при образовании поощрительных фондов взве­ шивается по нормативу, установленному к общей, а не к расчетной рентабельности.

В первые годы осуществления хозяйственной рефор­ мы размер платы за фонды учитывался при определении не только расчетной рентабельности, но и прибыли, темп роста которой определялся за вычетом платы за фон­ ды. Это несколько усиливало влияние платы за фонды на материальную заинтересованность коллективов в лучшем использовании производственных фондов. Сей­ час показатель расчетной прибыли применяется только в виде эксперимента на ограниченном числе предприя­ тий. Причем из балансовой прибыли вычитается не вся сумма платы за фонды, а только ее прирост; это оказы­ вает небольшое влияние иа фонды поощрения.

Влияние платы за фонды на размер фондов эконо­ мического стимулирования снижается также в виду то­

го, что экономия по плате

за производственные

фонды

(по сравнению с планом)

в настоящее время

не на­

правляется в фонды поощрения. Главным аргументом в пользу исключения такого рода экономии служит то,

187


что экономия платы за фонды по сравнению с плановы­

ми суммами не увеличивает сверхплановой

прибыли.

В этом случае не учитывается относительный

прирост

балансовой прибыли, получаемой за счет интенсифика­ ции производства и повышения фондоотдачи. Например, в Министерстве нефтяной промышленности в результате

уменьшения основных производственных

фондов на

115 млн. руб. (по сравнению с планом)

фондоотдача

повысилась на 1,1 коп., что способствовало увеличению балансовой прибыли. Если сопоставить дополнительную прибыль, полученную от увеличения фондоотдачи, с раз­

мером дополнительных премий, то последняя составля­ ет лишь 0,3% от ее суммы.

Корректировка расчетной прибыли при исчислении фондов экономического стимулирования снижает заин­ тересованность предприятий и объединений в выявлении

резервов повышения отдачи основных производственных фондов.

С установлением в пятилетием плане показателя общей рентабельности возник вопрос о том, каким образом плата за фонды сможет оказывать влияние на материальную заинтересованность коллективов пред­ приятий и объединений в лучшем использовании произ­ водственных фондов.

Некоторые экономисты считают, что использование показателя общей рентабельности надо сочетать с уси­ лением влияния платы за фонды на финансовые ресур­ сы, остающиеся в распоряжении предприятий.

На предприятиях, перевыполняющих

план прибыли

и рентабельности, образуется экономия

па взносах в

бюджет платы за фонды. Но при образовании фондов поощрения за показатель общей рентабельности такого рода экономия не влияет на размер этих фондов и фи­ нансовые ресурсы предприятий. Действие платы за фон­ ды сохраняется только на предприятиях, невыполняю­ щих план прибыли. Они должны вносить ее в полной сумме независимо от степени выполнения плана, тогда как свободный остаток прибыли поступает в бюджет с учетом выполнения плана прибыли. В этом случае у предприятий уменьшается прибыль, необходимая для осуществления капитальных вложений, и из-за упуще­ ний в работе может образоваться недостаток оборотных средств, который впоследствии предприятия должны

188



покрыть за счет сверхплановой прибыли или временно­ го уменьшения до 30% фондов экономического стиму­ лирования.

Однако в среднем по всем предприятиям, невыпол­ няющим план прибыли, это влияние незначительно. На­ пример, если 25% всех предприятий не выполняют план прибыли на 10%, то взимание платы за фонды с их производственных фондов уменьшает прибыль, остаю­ щуюся в распоряжении этих предприятий на 150 млн. руб., что составляет 0,17% балансовой прибыли. Незна­ чительное влияние платы за фонды на финансовое состояние предприятий связано с большим свободным остатком прибыли.

Действующая система распределения прибыли ха­ рактеризуется следующей особенностью: с одной сторо­ ны, фонды стимулирования предприятий формируются после установления взаимоотношений с бюджетом (че­ рез плату за фонды, рентные и фиксированные плате­ жи), с другой — окончательные взаимоотношения с бюд­

жетом (через

свободный остаток прибыли) устанавли­

ваются после

формирования фондов стимулирования.

Поскольку свободный остаток, как правило, в несколько раз превышает плату за фонды, размер материального поощрения, по существу, мало зависит от повышения от­ дачи производственных фондов. Это противоречие в рас­ пределении прибыли препятствует проявлению в полной мере как распределительной, так и стимулирующей (из­ мерительной) функции платы за фонды. .

Наличие большого свободного остатка прибыли ве­ дет к тому, что плата за фонды, по существу, не являет­ ся границей в распределении прибыли между бюджетом и предприятием. Ведь в основе формирования фондов экономического стимулирования лежат показатели, на которые плата за фонды либо не влияет (реализация, балансовая прибыль, общая рентабельность и др.), либо оказывает незначительное косвенное влияние (расчет­ ная рентабельность).

Усилить влияние платы за фонды на материальную заинтересованность коллективов предприятий и объеди­ нений можно при условии, если доходы бюджета и фи­ нансовые ресурсы предприятий и объединений будут формироваться одновременно исходя из единого норма­ тива, для чего целесообразен переход к долевому мето­

189

ду распределения прибыли. Важным шагом в этом на­ правлении явилось бы изменение методики формирова­ ния фондов стимулирования предприятий, образование фондов экономического стимулирования в доле от рас­ четной прибыли вместо показателей общей и расчетной рентабельности. В результате усилятся распределитель­ ная п стимулирующая (измерительная) функции платы за фонды.

При установлении норм платы на уровне норматива эффективности капитальных вложений и образовании фондов стимулирования в доле от расчетной прибыли для предприятий и объединений будет выгодным вне­ дрение новой техники с коэффициентом эффективности не ниже этого норматива. Переход к показателю рас­ четной прибыли расширит масштаб внедрения фондо­ емкой, но эффективной новой техники. В целом по про­ мышленности расширение границ внедрения новой тех­ ники (при некотором снижении рентабельности отдельных мероприятий) приведет к росту эффективно­ сти производства.

Использование расчетной прибыли в экономическом стимулировании производства требует разработки до­ полнительных материальных и стоимостных нормативов, которые должны обеспечить единство стоимостных и на­ турально-вещественных пропорций. Широкое использо­ вание ЭВМ создает возможность разработки научнообоснованных норм затрат сырья, материалов, топлива, электроэнергии, нормативов использования оборудова­ ния, машин и механизмов, норм выработки, нормативов оборотных средств, которые по мере совершенствования техники и технологии производства следует постоянно пересматривать. С переходом к расчетной прибыли осо­ бое значение приобретает контроль за изменением цен. Расчетная прибыль, полученная за счет роста оптовых цен, не связанная с повышением потребительских пара­ метров продукции и ростом ее эффективности, должна изыматься в бюджет. При этом следует определять фак­ торы ее роста с тем, чтобы поощрять образование только той части, которая получается в результате совершенст­ вования техники и технологии производства, организа­ ции труда и повышения качества продукции.

Для усиления заинтересованности предприятий и объ­ единений в увеличении прибыли за счет более широкого

190


применения новой техники следует предусмотреть повы­ шенный норматив в поощрительные фонды.

Показатель расчетной прибыли, как отмечалось выше, не обеспечивает достаточной заинтересованности в со­ кращении затрат живого труда. Так, объем производст­ ва можно увеличить за счет сокращения численности работников и роста выработки продукции при неизмен­ ном фонде заработной платы и той же расчетной при­ были.

Для преодоления этого недостатка расчетной прибы­ ли, большей сопоставимости затрат живого и овещест­ вленного труда и расширения границ выгодности внедрения новой техники целесообразно освободить чи­ стый доход от элементов, отражающих затраты по вос­ производству рабочей силы, занятой в производственной сфере, и внести соответствующие коррективы в денеж­ ную оценку необходимого продукта.

На наш взгляд, целесообразно увеличить нормы со­ циального страхования и в дальнейшем ввести плату в бюджет в виде начислений на фонд заработной платы. При установлении данного платежа предприятия будут учитывать не только расходы на оплату труда, которые отражаются в себестоимости их продукции, но и расхо­ ды общества по воспроизводству трудовых ресурсов (все виды подготовки кадров и др.), которые осущест­ вляются в настоящее время из общественных фондов потребления, формируемых без целевых взносов пред­ приятий. Это будет стимулировать использование рабо­ чих и. инженерно-технических работников в соответствии с их квалификацией и образовательным уровнем; эконо­ мически вынуждать предприятия более обоснованно формировать свои заявки на квалифицированные кад­ ры и кадры дефицитных профессий; повысит заинтере­ сованность в замене ручного труда машинами. Иными словами, предприятия будут стремиться к выполнению заданий по выпуску продукции, к повышению расчетной прибыли с меньшей численностью работников.

Учитывая, что применение в системе экономического стимулирования показателя расчетной прибыли связано с совершенствованием системы платежей за ресурсы, в настоящее время было бы целесообразно фонд мате­ риального поощрения поставить в прямую зависимость от изменения прибыли за счет экономии удельных за-

191

трат платы за фонды на производство продукции (отно­ шение суммы платы за фонды к объему производства). Изменение прибыли под влиянием сокращения (увели­ чения) удельных затрат платы за фонды на производст­ во продукции определяется путем умножения объема производства продукции в текущем году на разницу удельных затрат платы за фонды в текущем и базисном годах по следующей формуле:

где Эп — увеличение

(уменьшение) прибыли

за

счет

изменения

удельных затрат платы

за

фонды

на производство продукции; П0 и Пі — сумма платы за основные фонды и оборот­

ные средства в базисном и планируемом (отчетном) годах;

До и Ді — объем товарной продукции в базисном и планируемом (отчетном) годах;

— и — —удельные затраты платы за фонды в базисном

До Ді

и планируемом (отчетном) годах.

Данный метод взаимодействия платы за фонды и фондов экономического стимулирования усилит ее влия­ ние на заинтересованность коллективов в сокращении фондоемкости продукции и повышении фондоотдачи. Ведь экономия на плате за фонды возникает только при снижении фондоемкости продукции. Это становится оче­ видным, если приведенную выше формулу выразить в виде

Фо • Нп

Эп =

До

где Фо и Ф |— основные производственные фонды к оборотные средства в базисном и плани­ руемом (отчетном) годах;

 

Нц — стабильная норма платы за фонды;

До

и — — фондоемкость

продукции

в базисном и

Ді

(отчетном)

годах.

 

планируемом

Данные табл. 21 характеризуют изменение удельных затрат платы за фонды на производство продукции по министерствам.

192