Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
формах повышения производственной квалификации,— около 14 млн. чел. в системе партийной учебы, в школах коммунистического труда и народных универ ситетах. В 1971/72 уч. г. в стране работало около 29 тысяч народных университетов по самым различным отраслям знаний. Народные университеты экономиче ских знаний и экономические факультеты народных уни верситетов технических и сельскохозяйственных знаний включаются в общую систему экономического образо вания трудящихся. За последние годы в целом но стране более, чем в два раза увеличен прием студентов по экономическим специальностям в высшие и средние
специальные учебные заведения, |
что видно было выше |
п на примере Таджикистана. |
|
Экономическая подготовка в |
настоящее время вы |
ступает в качестве важного условия повышения научно
го уровня хозяйствования, роста инициативы, актив ности трудящихся в управлении производством, в осу ществлении намеченной XXIV съездом КПСС програм мы развития народного хозяйства.
В основу экономического образования трудящихся положено изучение выработанной на XXIV съезде КПСС экономической политики партии, закономерностей эко
номического |
развития общества, ленинских принципов |
и методов |
хозяйствования, экономики н организации |
производства.
Экономическая подготовка рассматривается сейчас как обязательная, важная сторона квалификации каж дого работника. Установлено, что присвоение разрядов рабочим и колхозникам, повышение в должности сне циалистов, руководящих работников должны осущест вляться с учетом их экономической подготовки, овла дения определенным комплексом необходимых для это го экономических знаний. Соответствующие изменения вносятся в тарифно-квалификационные справочники.
В 1972/73 уч. году в соответствии с Постановлением ПК КПСС была поставлена задача, как н в течение всей текущей пятилетки, охватить экономической учебой работников промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.
Уже в 1972/73 уч. году экономической учебой были охвачены руководители предприятии и хозяйственных организаций, примерно ‘/з специалистов народного хо зяйства, 15—20 процентов рабочих и колхозников.
С октября 1972 г. начала работать система эконо мического образования, созданная в соответствии с по становлением ЦК КПСС «Об улучшении экономиче ского образования трудящихся». Ь эту систему входят различные формы учебы, в которых изучаются реко
мендованные типовыми |
учебными |
программами кур |
|
сы: «Наука и практика |
управления»— для |
руководя |
|
щих кадров министерств |
и ведомств; |
«Основы |
научного |
управления социалистическим производством» — для руководителей предприятий, объединений, колхозов и совхозов; «Основы экономики и управления производ
ством»— для |
руководителей |
подразделений |
и специа |
||||
листов |
предприятий, |
колхозов |
и совхозов; |
«Основы |
|||
экономических |
знаний» — для |
рабочих и колхозников; |
|||||
«Основы экономики труда и |
производства» — для мо |
||||||
лодых рабочих и колхозников. |
|
школах, |
кружках, |
||||
Эти учебные курсы |
изучаются: в |
||||||
\ пиверситетах |
марксизма-ленинизма, |
экономических се |
|||||
минарах |
системы партийной |
и |
комсомольской учебы; |
в институтах, учебных комбинатах и на курсах повы шения квалификации; в двухгодичных экономических школах, школах коммунистического труда и народных университетах; в профессионально-технических учили щах и на курсах подготовки рабочих при предприя тиях.
Совершенствуется экономическое образование сту дентов вузов и учащихся техникумов. Постановление указало на обеспечение более глубокой экономической подготовки учищихся профтехучилищ, внесения соответ ствующих дополнений в учебные планы и программы.
Экономическая подготовка всех слоев населения осу ществляется при помощи средств массово-политиче ской, производственной пропаганды и культурно-про светительной работы.
§ ,'i. Экономика народного образования и ее экономическая эффективность
В настоящее время развивается новая отрасль эко номической науки ■экономика народного образования, методической основой которой является политическая
экономия.
Экономика народного образования исследует: эко номические вопросы среднего, среднего специального, высшего образования и профессионально-технического обучения, вопросы подготовки и переподготовки кад ров массовой квалификации, т. е. изучает характер про явления экономических законов в одной из отраслей народного хозяйства - в народном образовании, в том числе и закона соответствия развития рабочей силы характеру и уровню развития средств производства; движение материальных и денежных средств, плано мерно направляемых нашим обществом на расширен ное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему народного образования в целях удовлет ворения потребностей народного хозяйства, пауки, куль туры и воспитания нового человека —- строителя ком мунистического общества. Затраты на образование — это часть национального дохода, направляемая на вос производство квалифицированной рабочей силы и вос питание подрастающего поколения.
В последние годы появилась и новая отрасль эко
номики народного образования |
экономика профессио |
нально-технического обучения, |
|
В экономической литературе давно проводятся ис |
|
следования, целью которых |
является показ влияния |
профессионально-технической подготовки, образователь ного уровня рабочих па производительность труда, на эффективность производства, на рост национального дохода. После Великой Октябрьской социалистической революции исследование влияния различных факторов квалификации промышленных рабочих иа производи тельность труда были продолжены академиком С. Г. Стр'умилиным, нроф. Б. Бабынипым и В. Люстнхом. Работы этих авторов, вышедшие в свет в 20—30 гг. и сохранившие ценность в современных условиях орга низации производства, долгое время оставались един ственными в экономической литературе.
В последние годы дальнейшее исследование этой проблемы нашло свое отражение в работах С. Г. Стру-
милина, а также |
экономистов А. |
Г. Аганбеняна, |
В. Ф. Жамина, Г. А. Егизаряна и других. |
||
С. . Г. Струмилин |
проанализировал |
эффективность |
народного образования на показателях среднего и выс шего образования; его методика подсчета основана на разнице экономического эффекта, полученного от тру да квалифицированного н неквалифицированного. По его расчетам, каждый рабочий, участвующий в сфере материального производства, не только окупает все затраты на образование, по и создает прибавочный про дукт для общества в интересах общественного потреб ления и накопления. В связи с повышением квалифи
кации |
растет и |
заработная |
плата рабочего. Гак, исхо |
|||
дя |
из |
данных |
межотраслевого |
баланса |
производства |
|
и |
распределения продукта |
за |
1959 г., нм высчитано, |
|||
что на |
каждые |
100 рублей |
оплаты труда |
в сфере ма |
териального производства создавалось не менее 88руб. прибавочного продукта. С. Г. Струмилин впервые рас считал, что затраты на народное образование обеспе чивают существенный прирост производительности об щественною труда, что находит выражение в увеличе нии национального дохода. По его расчетам, в i960 г. за счет вложения средств в народное образование и по вышения при этом квалификации рабочих было создано 23% национального дохода (который в текущих ценах 1960 г. достигал 146,6 млрд, руб.), что п денежном вы ражении составило не менее 33,7 млрд, руб.1 Динамику национального дохода ом исчисляет по двум показате лям: по росту основных производственных фондов и росту народного образования (учитывая только сред нее и высшее образование). Эти показатели свидетель ствуют о народнохозяйственном эффекте среднего и высшего образования в нашей стране.
Большой вклад в разработку проблем теории и прак тики экономики народного образования внес проф.
1 См. стать» С. Г. Струмнлина в «Экономической газете» .NTs 14, 1962 г. и в сборнике «Повышение производительности труда—важ нейшее условие строительству коммунизма», Экономнздат, 1963.
1G7
В. А. Жамшь1 Он провел исследование по той же мето дологии, но с поправками, основанными па новых став ках зарплаты, введенных в период се упорядочения it промышленности в 1960—1961 гг.mi с учетом не только промышленности, по и сельского хозяйства. Им были получены новые, данные: около 27% национального до хода в 1962 г. было создано за счет вложения средств в народное образование и роста в связи с этим квали фикации труда.12 В других работах им применена дру- 1 ая методика исследования.3 Она заключается в исполь зовании рассчитанных им коэффициентов редукции (путем приведения различных по сложности видов тру да к простому труду) для подсчета прироста нацио нального дохода и производительности труда за счет повышения квалификации работников. Методология проведения таких расчетов ранее не была разработа на. В. Л. Жаминым впервые исчислены коэффициенты редукции труда работников народного хозяйства и про мышленности (вторично в соавторстве с Г. А. Егназаряном.) Первый вариант подсчета дал средневзвешен ное значение коэффициента редукции труда по промыш ленности, строительству и транспорту СССР равное 1.4. Это означает, что повышение квалификационного уровня в этих отраслях^ материального производства обеспечивает прирост массы простого труда (или, что одно и то же, количества работников) на 40%. Коэф фициент редукции по народному хозяйству в целом, по
данным расчетам, составляет 1,36. |
В. Л. Жаминым и |
F. Л. Нгиазаряном позже в 1964 г. были получены дру |
|
гие показатели редукции с. учетом |
ряда изменении в |
общественном производстве.4 Средневзвешенное значе ние коэффициента редукции для народного .хозяйства
равно 1,38, |
а для промышленности |
|
1,42; |
исчислены |
||||||
1 |
В. А. Ж |
а м и н. |
Экономика образования |
(вопросы |
теории и |
|||||
практики). «Просвещение», М., 1969, |
и др. работы. |
|
|
|||||||
2 |
Статья |
В, А. Ж.амнна |
«Эффективность |
народного |
образова |
|||||
ния». |
«Экономическая |
газета», |
№ 17, |
1965, стр. |
5. |
|
|
|||
3 Монография «Основные закономерности воспроизводства ра |
||||||||||
бочей |
силы в период развернутого строительства |
коммунизма», |
||||||||
нзд. |
МГУ, |
1965, стр. |
131— 135; В. |
А. . Жамнн, |
Г. |
А. |
Егпазарян |
|||
Эффективность |
квалифицированного |
труда. |
|
М., |
«Экономика»- |
|||||
1968, |
сгр. 185— 187. |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
В. А. Ж |
а м и н |
и Г. А. |
Е г п а з а р я н . |
Эффективность ква |
|||||
лифицированного труда. М., |
«Экономика», 1968, |
стр. |
189. |
коэффициенты редукции по каждой категории про мышленно-производственного персонала, что является количественным выражением среднего уровня сложно сти труда данной категории по отношению к труду ра бочих I-.ro разряда.
По расчетам В. Л. Жамнпа, прирост национального дохода в I960 г. за счет повышения квалификации ра бочих материального производства был равен 38,8 млрд, руб., а в 1964 г. — 52,2 млрд, руб. Следовательно, при рост физического объема национального дохода за счет квалифицированного труда за 5 лет (с 1960 но 1964 i r.s
составил 52,2 38.8=-13,4 |
млрд, руб., а среднегодовой |
|
прирост за этот период - |
13,4 млрд. руб. |
0 |
•— ---- £— *----- =2,68 млрд. |
||
|
О |
|
р\б. Заслуживает внимания и определение автором доли прироста национального дохода за 1960 1964 гг., созданной квалифицированным тредом. Общий средне годовой прирост физического объема национального дохода за 1960-1964 гг. составил 8,6 мчрд. руб. Доля прироста, связанная с повышением квалификации тру
да в |
эти годы, составляет |
2,68 млрд. руб. 1П0 =30.3%,1 |
|
|
8,6 млрд. |
Экономическое значение повышения квалификацион |
||
ного |
уровня состоит в том, |
что сложный труд, созда |
вая в единицу времени большую стоимость, чем прос той, обеспечивает рост производительности труда и, соответственно, рост национального дохода.
В. Л. Жамнп этот прирост, используя методику С. Г. Струмилина, сопоставляет с текущими затратами государства на просвещение и затратами на основные фонды просвещения, науки и искусства, которые осу ществляются при строительстве соответствующих уч реждений, и получает данные, свидетельствующие о вы сокой ‘экономической эффективности и рентабельности народного образования па 1960 г.
Превышение прироста национального дохода над текущими затратами за год на просвещение составило
1 В. Л. Ж а и п п. Экономика образования. (Вопроси теории и практики). М, «Просвещение», 1969, стр. 312—313.
169