ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1 |
||
|
|
|
|
|
|
Классы |
чистоты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Число частиц |
загрязнений в объеме жидкости |
100+0,5 см1 |
не более |
|
|
|
||||||||||||
Класс |
|
|
|
|
|
при размере |
частиц, мкм |
|
|
|
|
М а с с а |
заг |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рязнений, |
|||
чистоты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
не |
||
жидкости |
от 0,5 |
св. |
1 |
св. |
2 |
св. |
5 |
св. |
10 |
сн. |
25 |
св. |
50 |
св. |
100 |
Волок |
более |
||
|
до I |
до |
2 |
до |
5 |
до |
10 |
до 25 |
до 50 |
до |
100 |
до 200 |
на |
|
|
|
|||
00 |
800 |
400 |
' 32 |
|
8 |
|
4 |
|
1 |
От |
А. |
0. |
А. 0. |
|
|
|
|||
0 |
1600 |
800 |
63 |
|
16 |
|
8 |
|
2 |
сут |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ствие |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1600 |
125 |
|
|
32 |
|
16 |
|
3 |
|
|
От |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не |
нор |
||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
|
4 |
|
1 |
сут |
|||||
|
|
|
250 |
|
63 |
|
|
|
От |
мируется |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ствие |
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
125 |
|
63 |
|
8 |
|
2 |
|
|
сут |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ствие |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
250 |
|
125 |
|
12 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Не нормируется |
|
500 |
|
250 |
|
25 |
|
4 |
|
1 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
|
|
|
|
|
1000 |
|
500 |
|
50 |
|
6 |
|
2 |
1 |
0,0002 |
|||
7 |
|
|
|
|
|
2 000 |
1 000 |
100 |
|
12 |
|
4 |
2 |
0,0002 |
|||||
8 |
|
|
|
|
|
4000 |
2 000 |
200 |
|
25 |
|
6 |
3 |
0,0004 |
|||||
9 |
|
|
|
|
|
8 000 |
4 000 |
400 |
|
50 |
|
12 |
4 |
0,0006 |
|||||
10 |
|
|
|
|
|
16 000 |
8 000 |
800 |
|
100 |
|
25 |
5 |
0,0008 |
|||||
11 |
|
|
|
|
|
31 500 ' 1600 |
1600 |
200 |
|
50 |
10 |
0,0016 |
|||||||
12 |
|
|
|
|
|
63 000 |
31 500 |
3 150 |
400 |
100 |
20 |
0,0032 |
|||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
63 000 |
6 300 |
800 |
200 |
40 |
0,005 |
||||||
14 |
|
|
|
|
|
|
125 000 |
12 500 |
1600 |
400 |
80 |
0,008 |
|||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 000 |
3150 |
800 |
160 |
0,016 |
|||||
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 000 |
6 300 |
1600 |
315 |
0,032 |
|||||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 500 |
3150 |
630 |
0,063 |
||||
П р и м е ч а н и я . |
1. |
Отсутствие — означает, |
что при |
взятии одной |
пробы |
||||||||||||||
жидкости |
частицы |
заданного |
размера |
не обнаружены |
или при взятии |
несколь |
|||||||||||||
ких проб |
общее |
число |
обнаруженных |
частиц |
меньше |
числа |
взятых |
проб. |
2. А. О. — абсолютное отсутствие частиц загрязнений. 3. Масса загрязнений для классов 6—12 дана факультативно, т. е. не является обязательным контрольным параметром. Контроль может вводиться по усмотрению разработчика системы,, применяющего жидкость.
8
топлив крайне |
необходимо. Это первый |
шаг на пути приведения |
|
в |
соответствие |
классов чистоты обработки поверхностей, допусков |
|
и |
посадок и |
чистоты рабочих сред. |
В соответствии с ГОСТ |
17216—71 классы чистоты авиационного топлива должны будут указываться в технических требованиях на их изготовление, транс портировку, хранение и применение.
Для обеспечения необходимого класса чистоты нужны соот ветствующие средства, гарантирующие очистку топлива по дан ному классу чистоты: фильтры, фильтры-сепараторы, центрифуги, а также методы и приборы для определения загрязненности топ лив.
Классы чистоты дают бесспорные преимущества и удобства. Действительно, если для топливной системы летательного аппа рата требуется 6 или 7-й класс чистоты топлива, то нет необхо димости требовать чистоту этого же класса от топлива, выпу скаемого с нефтеперерабатывающего завода. В процессе транспор тировки, хранения и заправки это топливо будет загрязняться и все затраты на его очистку в заводских условиях будут напрасны. Повышение чистоты топлив на пути от нефтеперерабатывающего завода до топливной системы самолета должно 'быть ступенча тым.
глава п. ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ
АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ
М Е Т О Д Ы И С С Л Е Д О В А Н И Я З А Г Р Я З Н Е Н Н О С Т И
Для исследования загрязненности на всем пути поступления топлив от нефтеперерабатывающего завода до топливной аппара туры летательного аппарата отбирались пробы в количестве 20 л и снимались фильтрационные элементы фильтров грубой и тонкой очистки. Загрязнения из проб топлив и с фильтрационных элемен тов анализировались.
Определение дисперсионного состава загрязнении производи
лось путем просмотра под микроскопом МБИ-6 пробы топлива, залитой в кювету, с одновременным замером при помощи окуля ра-линейки размера частиц 'и подсчета их количества [17]. Перед определением микроскоп собирался для работы в проходящем
свете с полевой и апертурной диафрагмами, |
апланатическим кон |
||
денсором |
с панкратической системой |
ПК-3, бинокулярной насад |
|
кой 2,5х , |
окулярами Гюйгенса 10х , в |
одном |
из которых помеща |
лась окуляр-линейка, и объективом планахроматом 9x0,20. Об
щее увеличение составляло 225х , |
а цена деления окуляра-линей |
|
ки — 5 мкм. Кювету тщательно |
промывали |
и чистоту проверяли |
под микроскопом. Пробу топлива |
энергично |
перемешивали и за- |
9
ливали в кювету до высоты |
10 мм. Кювету закрывали покровным |
|
стеклом |
или чашкой Петри |
и ставили под колпак или в эксика |
тор для |
полного осаждения |
частиц загрязнений размером - более |
1 мкм. Время осаждения проверялось по кривым и контролиро валось просмотром столба топлива.
Затем кювета устанавливалась .на предметный столик микро скопа и проводился подсчет частиц по пятимикронным интервалам размеров 1—5; 5—10; 10—15; 15—20 мкм и т. д.
Необходимое число полей зрения каждого интервала для по лучения результатов с доверительной вероятностью 0,9 опреде лялось по табл. 2, для чего в нескольких полях зрения подсчитывалось среднее количество частиц для каждого интервала [32].
Подсчет частиц проводился в 100 полях зрения. Интервал про смотра полей зрения / определялся по необходимому числу полей зрения п:
п
Частицы измерялись по наибольшему размеру, условно прини
маемому за диаметр. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Количество |
частиц |
загрязнений _по интервалам |
размеров з |
||||||||
1 мл вычислялось |
по формуле Х = Кх, где х — среднее |
количество |
|||||||||
частиц данного |
интервала в полях |
зрения. Оно определяется как |
|||||||||
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
s*/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
Xi —количество частиц |
данного интервала |
размеров в |
каж |
|||||||
дом |
поле зрения; п — число |
просмотренных |
полей зрения для каж |
||||||||
дого интервала. Коэффициент перевода количества частиц |
из по |
||||||||||
ля зрения в миллиметрах равен: |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
1000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
S — площадь |
ноля |
зрения, мм2; h — высота |
топлива |
в |
кюве |
|||||
те, мм; 1000 — объем 1 мл, |
мм3. |
|
|
|
|
|
|
||||
Следовательно, |
относительная |
ошибка |
результатов |
определе |
|||||||
ния |
(табл. 2) зависит |
от количества частиц в поле зрения |
и ко |
леблется от 10 до 50%:
10002л;/
Shn
Для оценки ошибок измерений, проводимых данным методом, определялся дисперсионный состав частиц загрязнений одной про бы топлива в 250 полях зрения. Анализ разброса результатов под счета по каждому полю показал, что вариация результатов зави-
10
сит |
от количества |
частиц |
Ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
в |
одном |
поле. |
Зависи |
280 |
t — |
|
|
|
|
|
|
|
||||
мость |
коэффициента |
ва |
^ZW |
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ЛN |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
риации |
от количества ча |
х220 |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Щ-200\ |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
стиц в одном поле |
зрения |
« 180 |
|
к г |
|
|
|
|
|
|
||||||
| Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
представлена на рис. 1. |
S /ад |
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|||||||
|
Для определения необ |
е ПО |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ходимого |
количества |
по |
S 100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
лей |
|
зрения |
использова |
1so |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
•в-, |
|
|
|
|
|
|
|
|
лась |
формула |
|
|
|
е-Но4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
е |
Д-*отн |
|
|
|
|
ОріОЩ №1}± |
Qß. |
Ol ± |
2_ |
5 Ю 20 50 100 |
||||||
|
|
ОХ; |
' |
|
|
|
Т |
7 |
и 37 7» |
ш хв m |
тшіпттоошоо |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее |
|
. |
частиц |
» Іполе |
щния |
, шт |
||
где |
|
е |
— |
относительная |
количество |
о |
^ |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ошибка |
в |
долях |
средней |
Рис. 1. Зависимость |
коэффициента |
вариации |
||||||||||
квадратичной |
ошибки; |
от количества частиц |
|
|
|
|
||||||||||
Л х о т „ |
— |
относительная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ошибка, %; ô-v,—средняя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
квадратичная ошибка, % (коэффициент вариации). |
|
|
|
|||||||||||||
|
Эная |
величину |
е, |
можно определить |
необходимое |
количество |
полей зрения. Для этого задаемся величиной доверительной ве роятности относительной ошибки измерения. Для данной методи ки принимали доверительную вероятность а = 0,9.
Результаты определения необходимого числа полей зрения для
получения относительной |
ошибки измерения, |
равной 30%, |
20%, |
||
15% я 10%, представлены |
на рис. 2. Как видно из рисунка, ми |
||||
нимальное число полей зрения при среднем |
количестве |
частиц |
|||
0,02 и 0,05 составляет |
соответственно |
273 и 120. Учитывая |
весьма |
||
малое относительное |
количество этих |
частиц |
(соответственно 7 и |
18 шт. в 1 мл), целесообразно уменьшить необходимое число по лей зрения за счет некоторого увеличения относительной ошибки результата при определении указанных частиц.
На основании полученной закономерности влияния количества частиц на коэффициент вариации (см. рис. 1) и проведенных рас четов (см. рис. 2) установлено необходимое число полей зрения (табл. 2).
Определение весового содержания твердых воздушносухих за
грязнений проводилось по |
ГОСТ 10577—63 |
путем |
фильтрации |
||
0,5 л топлива через биологический |
мембранный |
фильтр |
№ 4, |
||
ГОСТ 8985—59, имеющий |
средний |
диаметр |
пор 0,9 мкм. |
После |
фильтрации топливо отмывалось и'зопентаном, фильтр с загрязне ниями высушивался при комнатной температуре до постоянного веса и взвешивался. По разности веса чистого и загрязненного фильтров определялось количество загрязнений. Чувствительность метода 0,0002% загрязнений, расхождение между параллельными определителями не превышает +12% от среднего арифметической^ значения [33].
Параллельно из остальной части пробы (19,5 л) загрязнения выделялись на суперцентрифуге FS-45 при 30 000 об/мин и произ-
11