ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
Рис. 2. Необходимое число полей зрения |
|
|
|
водительности 450—500 |
мл/мин. Для этого |
топливо |
заливалось |
в бутыль емкостью 20 л |
и по стеклянному |
сифону |
подавалось в |
ротор суперцентрифуги. Загрязнения осаждались на стенках ро тора. Из ротора в фарфоровый стакан сливался концентрат топ ливных загрязнений, а из бутыли и сифона в другой стакан сли вался остаток топлива, которым затем смывали загрязнения с днища и корпуса ротора суперцентрифуги. При помощи супер центрифуги FS-45 из топлива Т-1 и ТС-1 выделялись частицы за грязнений размером 1—3 мкм (90—95%), размером 3—5 мкм (95—100%) и размером более 5 мкм (100%).
Из концентрата загрязнений объемом 500—600 мл, полученно го после центрифуги, топливо отгонялось в вакууме при темпе ратуре 50—80° и остаточном давлении 2—10 мм рт. ст. От оста точного топлива загрязнения отмывались в колбе изопентаном, который отделялся деконтацией. Затем загрязнения сушились в
колбе |
до постоянного |
веса при комнатной |
температуре. Разность |
|
между |
весом |
колбы |
с загрязнениями и первоначальным ее ве |
|
сом составляет |
воздушносухие загрязнения, |
которые при 105° вы- |
1 2
сушивались до постоянного абсолютного сухого веса. Разность ве сов воздушно- и абсолютно сухих загрязнений отвечала содержа нию в них структурной воды.
Абсолютно сухие загрязнения растирали в агатовой ступке до однородной массы и делили на две части. В одной определяли содержание С, H, S и N известными методами микроанализа. Содержание углерода и водорода определяли скоростным микроме-
тодом [34], серы |
— окислительным микрометодом [35], азота — |
по методу Дюма |
[36]. Для определения С, H, S и N микромето |
дами 'необходимо 50—60 мг абсолютно сухих загрязнений. Рас* хождение между параллельно полученными определениями допу
скалось 0,1 %. |
|
|
|
|
|
|
|
Вторую часть загрязнений |
подвергали |
озолению |
при 500— |
||
550°С (ГОСТ 1461—52). В золе |
определяли |
количество |
металлов |
|||
и металлоидов. Температура, 'принятая для |
озоления, |
исключала |
||||
потери легкокипящих |
соединений 'Металлов |
(V, К, |
Na, Cd, Zn) |
|||
от |
испарения. |
|
|
|
|
|
|
Количественное определение в золе 24 элементов |
(Na, Mg, Al, |
||||
Si, |
P, К, Ca, Ti, V, Cr, Mn, Fe, |
Co, Ni, Си, |
Zn, Mo, Ag, Cd, Sb, |
|||
Ba, |
Pb, Bi, Sn производилось эмиссионным спектральным методом |
|||||
[37] на спектрографе |
ИСП-28. Точность определения |
10—15% от |
носительных. При этом для анализа необходимо 20—30 мг золы или 30—50 мг абсолютно сухих загрязнений. Состав золы, полу ченный спектральным методом, пересчитывался в процентах на абсолютно сухой осадок.
Разница между 100 и суммой процентов найденных элементов отвечала общему содержанию кислорода в органической и неорга нической части загрязнений. Определяемое содержание серы так же должно быть отнесено к органической части загрязнений [6].
Таким образом, для полного количественного анализа загряз нений необходимо 80—110 мг абсолютно сухих загрязнений.
Определение свободной (эмульсионной) воды в топливах про изводилось нефелометрическим методом на приборе «Акваскан» английской фирмы British Petroleum [16—19, 38]. Прибор опреде
ляет свободную |
воду в топливах |
Т-1, ТС-1 и т. д. с содержанием |
от 0 до 0,004%, при этом точность |
определения от 0 до ±0,0005%. |
|
Определение |
суммарной воды в топливах осуществлялось гид- |
ридкальциевым методом (ГОСТ 8287—57), основанным на замере объема водорода, выделившегося при реакции гидрокальция с во дой,
СаН2 + 2Н 2 О^Са(ОН) 2 + 2Н2 .
По количеству выделившегося водорода, измеренному в Газовой бюретке, рассчитывали содержание воды. Отклонение полученных значений при содержании в топливе воды менее 0,005%) состав ляет 20%, а при содержании воды более 0,025%—5%. Разность в процентном содержании между суммарной 'и свободной водой соответствует содержанию растворенной в топливах воды.
13
З А Г Р Я З Н Е Н Н О С Т Ь Т О П Л И В Т-1 И ТС-1
До 1959 г. на нефтеперерабатывающих заводах очистка топ лива производилась в основном за счет отстоя в мерниках и то варных резервуарах. Железнодорожные цистерны для транспор тировки топлив подготавливались в обычном порядке. На складах
ГСМ аэропортов |
очистка топлив производилась |
за счет отстоя |
в резервуарах и в топливозаправщиках фильтрами с чехлом шелк— |
||
фетр — шелк. В топливных системах самолетов |
устанавливались |
|
сетчатые фильтры |
с размером ячеек около 40 мкм. |
Топливо в аэропорты поступало в железнодорожных цистернах с содержанием загрязнений от 8 до 200 г/т. Из 14 обследованных железнодорожных цистерн только в четырех содержание загряз
нений ібыло менее 50 г/т. Размер частиц загрязнений |
достигал |
||
1100 мкм, а содержание свободной воды 0,028%. |
|
|
|
На складе ГСМ аэропорта из 15 обследованных |
резервуаров |
||
только в шести содержание загрязнений было менее |
50 г/т, а в |
||
некоторых достигало |
300—500 г/т. Из 20 обследованных |
цистерн |
|
топливозаправщиков |
в трех содержание загрязнений |
превышало |
50г/т.
Втопливные баки самолетов заправлялось топливо с содер жанием загрязнений от 4 до 20 г/т, при этом количество частиц
размером до 105 мкм составляло 95%, |
а размером от 105 до |
|
425 мкм |
— 5%. В баках самолетов загрязненность топлива до |
|
стигала |
55 г/т, а в топливной системе |
после фильтров низкого |
давления |
— 11 г/т, а перед форсунками |
— 9 г/т [38, 39]. |
В1959 г. была улучшена очистка топлив на нефтеперерабаты вающих заводах: была введена многократная фильтрация через тканевые фильтры, усилен 'Контроль за подготовкой железнодо рожных цистерн к заливу топливом. На складах ГСМ аэропортов введена двойная фильтрация топлива через фильтры с чехлами ТФЧ-16с ,или ТФЧ-150-200с (три слоя фильтросванбоя — один слой шелка), устанавливаемые перед топливозаправщиками и в топливозаправщиках. В топливных системах самолетов стали ус танавливать фильтры с тонкостью фильтрации 20 мкм. С мартаапреля 1960 г. на самолетах Ил-18 и Ан-10 'начали устанавливать фильтры из бумаги АФБ-1К.
В1964 г. на некоторых нефтеперерабатывающих заводах при выдаче из товарных резервуаров топлива стали очищать при по мощи фильтров с чехлами ТФЧ-16с или ТФЧ-150-200с или с чех
лами в два слоя нетканого материала (фильтры ФГН). Повыше-' но качество зачистки железнодорожных цистерн и стали широко внедряться железнодорожные цистерны с нижним сливом.
На складах ГСМ аэропортов была введена тронная фильтрация. При заливе топливозаправщиков через фильтр с чехлом ТФЧ-16с или ТФЧ-150-200с, через фильтр-сепаратор CT 500-2 и через фильтр топливозаправщика с чехлом ТФЧ-16с или ТФЧ-150-200с. В топлив ных системах самолетов стали применяться фильтры из никелевой сетки саржевого плетения 80/720 (ТУ-1—61).
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
|
Необходимое |
число полей |
зрения для получения |
результата с заданной |
ошибкой |
и доверительной |
вероятностью а — 0,9 |
|
||||||||||
|
Показатель |
|
|
|
|
|
Численные |
вначения |
|
|
|
|
|
||||
Среднее |
количество |
ча |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
стиц |
загрязнений, шт.: |
|
|
50 и более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в |
1 поле |
зрения . |
. |
. |
30 |
20 |
10 |
5 |
1 |
|
0,5 |
0,1 |
0,05 |
0,02 |
|
||
в |
1 мл при увеличении: |
18 300 |
10 980 |
7 320 |
3 660 |
1 830 |
366 |
183 |
37 |
18 |
7 |
|
|||||
225Х |
|
|
|
|
|
||||||||||||
131Х . . . . . |
. . |
|
4 420 |
2 650 |
1770 |
885 |
442 |
88 |
|
44 |
9 |
4 |
2 |
|
|||
Необходимое число |
полей |
4 |
6 |
8 |
13 |
25 |
50 |
|
50 |
70 |
70 |
100 |
|
||||
Ошибка |
определения: |
|
|
|
|||||||||||||
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
относительная, % |
• |
• |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
|
20 |
30 |
40 |
50 |
|
||||
абсолютная, шт/мл, при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
увеличении: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
225 X |
|
|
|
|
1830 |
1 098 |
732 |
366 |
183 |
55 |
|
37 |
11 |
7 |
3 |
|
|
131Х |
|
|
|
|
442 |
265 |
177 |
88 |
44 |
13 |
• |
9 |
3 |
1,6 |
1,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Загрязненность топлив Т-1 и ТС-1 на нефтеперерабатывающих |
заводах |
Т а б л и ц а |
3 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Промывка конденсатом |
|
|
Промывка |
технической водой |
|
|
|
||||
|
|
Показатель |
|
|
Дистиллят |
Т-1 |
Дистиллят |
|
Т-1 |
|
Дистиллят |
|
ТС-1 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Количество |
загрязнений, |
г/т |
3,0 |
1,72 |
|
2,6 |
|
3,23 |
|
2,8 |
|
4,0 |
|
||||
Количество |
частиц, |
шт/мл, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
размером, мкм: |
|
|
9610 |
2815 |
4240 |
4940 |
|
3150 |
|
3820 |
|
||||||
1—3 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
3—5 |
|
|
|
|
540 |
305 |
120 |
180 |
|
320 |
|
260 |
|
||||
5—10 |
|
|
|
|
72 |
55 |
55 |
|
55 |
|
65 |
|
86 |
|
|||
10—15 |
|
|
|
|
161 |
140 |
80 |
|
90 |
|
160 |
|
180 |
|
|||
15—20 |
|
|
|
|
18 |
18 |
18 |
|
20 |
|
20 |
|
24 |
|
|||
20—30 |
|
|
|
|
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
Характеристика загрязнений топлив Т-1 |
и ТС-1 на нефтеперерабатывающих |
заводах |
|
|||
|
|
T - l |
|
|
|
ТС-1 |
|
Показатель |
|
Промывка |
Отложения |
с фильтров |
после |
|
|
Дистиллят |
|
|
|
|
|
Из товарного |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
конденсатом |
технической водой |
А ВТ |
мерников |
резервуара |
||
|
|
||||||
|
|
|
|||||
|
4,4 |
Отсутствие |
4,6 |
|
|
|
|
|
57,2 |
73,9 |
78,5 |
74,8 |
88,3 |
91,9 |
|
Элементы, %: |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
— |
— |
12,84 |
|
6,43 |
2,46 |
|
— |
— |
— |
3,14 |
|
2,49 |
1,81 |
S |
— |
— |
— |
0,52 |
|
0,33 |
0,35 |
|
— |
— |
— |
0,57 |
|
0,14 |
0,28 |
О |
— |
— |
— |
37,59 |
46,12 |
50,83 |
|
Fe |
10,8 |
2,16 |
5,3 |
40,39 |
38,15 |
48,18 |
|
Si |
4,3 |
6,8 |
0,94 |
1,08 |
|
0,32 |
0,05 |
Ca . . . |
3,9 |
3,87 |
1,2 |
0,672 |
|
1,27 |
0,5 |
Mg |
0,8 |
1,5 |
1,02 |
2,15 |
|
0,58 |
Отсутствие |
Na |
2,79 |
2,58 |
9,2 |
Отсутствие |
|
3,18 |
» |
AI |
1,26 |
1,48 |
6,8 |
0,18 |
|
0,34 |
0,04 |
Zn |
4,40 |
3,74 |
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
Отсутствие |
|
Cu |
0,63 |
0,13 |
0,04 |
0,01 |
|
0,05 |
0,16 |
П р и м е ч а н и я . |
1. Мп, Ni, Ti, Ва, Pb, Sn, Cr — присутствуют в небольших |
количествах. 2. Be, Bi, Mo, Со, Р, Ag, Cd, Sb, |
V —• отсутствуют. 3. — не определялось. 4. Примечание справедливо для табл. 4, 5, 7 и 8.
В последние годы на некоторых нефтеперерабатывающих заво дах для очистки топлив от эмульсионной воды наряду с электродегидраторами стали .применяться фильтры-сепараторы CT 500-2. На складах ГСМ аэропортов для предварительной очистки топлив, сливаемых из железнодорожных цистерн, стали применять фильтры ФГН-120 с чехлом в два слоя из нетканого материала, а в фильт рах топливозаправщиков 'и заправочных агрегатах централизован ных заправщиков стали применять унифицированные пакеты с бу мажными и фторопластовыми фильтроэлементами, обеспечивающи ми очистку топлива от частиц соответственно 5—7 и 10—12 мкм.
З А Г Р Я З Н Е Н Н О С Т Ь Т О П Л И В Т-1 И ТС-1 Н А Н Е Ф Т Е П Е Р Е Р А Б А Т Ы В А Ю Щ И Х З А В О Д А Х
Чистота топлив. поступающих с нефтеперерабатывающих заво дов в основном зависит от конечной стадии их очистки, связанной с щелочной •обработкой, промывкой водой и фильтрацией. На одних заводах при промывке используется техническая вода, содержащая большое количество минеральных солей и примесей размерами ме нее 20—25 мкм, а на других — конденсат. В первом случае топливо
имеет примерно в 2 раза |
большую загрязненность и содержит зна |
||||
чительное количество |
соединений Fe, Al и Na. |
После промывки |
|||
и фильтрации из топливного дистиллята удаляется |
значительное |
||||
количество продуктов |
коррозии заводского оборудования (табл. |
||||
3, 4). |
|
|
|
|
|
Топлива Т-1 и ТС-1 на нефтеперерабатывающих заводах подвер |
|||||
гаются |
многократной |
фильтрации. В частности, топливо ТС-1 про |
|||
ходит |
четырехкратную |
фильтрацию: вначале |
два |
однослойных |
фильтра из ткани фильтродиагональ, установленных после установ ки АВТ и после цеховых мерников, затем через два двухслойных фильтра из той же ткани, установленных перед товарными резер вуарами и перед железнодорожными цистернами. Однослойные фильтры удаляют из топлива крупные частицы загрязнений, пред ставляющие собой в основном продукты коррозии Fe и в меньшей
степени продукты минерального |
происхождения, содержащие Si, |
Ca и Al, перешедшие в топливо |
из перерабатываемой нефти. |
Топливо ТС-1 в условиях производства значительно загрязнено продуктами коррозии заводского оборудования (Fe), обусловленно го содержанием в топливе коррозийно-активных сернистых соеди нений. Топливо Т-1 в большей степени загрязнено продуктами ми нерального происхождения Si, Ca, Al, перешедшими из нефти, и в меньшей степени — продуктами коррозии Fe.
З А Г Р Я З Н Е Н Н О С Т Ь Т О П Л И В Т - 1 И ТС-1 В Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н Ы Х Ц И С Т Е Р Н А Х
Топливо Т-1 из железнодорожных цистерн, прибывших на скла
ды горюче-смазочных |
материалов аэропортов (табл. 5), содержит |
||
в средней пробе загрязнений 1,89—3,23--^/т |
с размером.ластнй |
1— |
|
30 мкм и количеством |
4079—12630 шт\мл, |
à-топливо ТС-1 |
за- |