Файл: Прохоцкий, Г. Т. Резервы повышения эффективности производства в автомобильной промышленности. (На основе метода сравнительного анализа).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Скорость резания '/ для расчета на ЭВМ определяется как средневзвешенная величина в зависимости от трудоемкости от дельных операций:
‘ ! _ |
УД * |
+ |
УУг тI |
1 |
У’ nГ). т'М,Uim., |
|
|
|
|
дУмлйН > |
|
У - |
|
|
5 |
ТI и |
|
|
|
|
|
||
Подача определяется аналогично скорости резания* При |
|||||
этом следует отметить, |
что при сборе |
исходной информации рас |
четная подача по отдельным видам обработки указ, зается в раз личных единицах. Для расчета принимаются две подачи: для то карной, сверлильной, расточной и резьбонарезной операций - подача в ли на оборот детали, для фрезерной и зубообрабаты вающей операций - подача в мм в минуту.
В случае различных единиц измерения подача приводится в единый вид о помощью эмлиричеоких формул.
Например, для фрезерной операции в нормативных картах указывается подача на зуб фрезы, подача на оборот фрезы и ми нутная подача. Приведение в единый вид осуществляется в пер вом случае с помощью формулы
^ |
ауо |
, |
где |
^ “ подача на зуб; |
<2, - число зубьев фрезы;
п- - число оборотов фрезы в минуту,
Во втором случае - с помощью формулы
S = S o J n . ,
где Sc(, - подача на оборот фрезы;
tl - число оборотов фрезы в минуту.
Для расчета площади обработки детали принимается ~67ШЩР- ная площадь по всем, операциям одноименной обработки.
Кроме вышеперечисленных аргументов необходим сбор данных по классу точности и классу чистоты обработки, которые также
135
оказывают значительное влияние на величину трудоемкости обра ботки деталей, Однако для обработки на Э1М величины этих аргу ментов использовать фактически невозможно, так как по разным деталям при одном и том ж.о виде обработки они почти одинаковы.
§ 3. Некоторые методологические вопросы построения многофакторных регрессионна* моделей при сравнительном зкономичеоком анализе
Синтетические показатели автомобильных заводов предопре деляются величиной и формой совокупного комплекса взаимодейст вия многообразных элементов заводского производства и формиру ются под влиянием технологических, органиэационно-проиэводст*- венных, социологических, экономических и прочих факторов. Зачаотую эти факторы действуют в разных направлениях, что порож дает особые трудности при анализе и выявлении резервов произ водства. В этой связи практический интерес представляют такие методы, которые бы позволяли изучать всю совокупность действу ющих факторов и на их основе определять функциональные овязи, обеспечивающие выявление путей повышения эффективности произ водства в рассматриваемой отрасли. В этом отношении больше возможности открываются в области сравнительного анализа зат рат на производство однотипных деталей в автомобильной промыш ленности при использовании математических методов. Однако не обходимо отметить, что математические методы сами по себе не вскрывают экономической сущности изучаемого явления и характе ра взаимосвязей между различными факторами и элементами авто мобильного Производства, ^ез тщательного анализа и специальных знаний формальное применение математического аппарата к иссле дованию ряда показателей может привести к грубейшим ошибкам и неверным выводам. Только на основании подлинно научного техни ко-экономического анализа производственных процессов и явлений,
который дает марксистско-ленинская политическая экономия, можно успешно применять экономико-ыатематичвокие методы к решению различных экономических задач.
Существенным преимуществом математических методов перед достаточно широко известным индексным методом, методом аналити
136
ческих группировок, приемом сравнения и другими аналитическами методами является то, что они обеспечивают учет влияния не только по парно отобранным^факторам-аргументам, а и по всей совокупности факторов в целом. Такой анализ позволяет, наряду о констатацией факта соответствия или отклонения в ту или дру гую сторону отдельных показателей, вскрыть причину этих явле ний и показать степень использования имеющихся материальных, трудовых, финансовых и других условий и возможностей предприя тий автомобильной проглышленности.
Изучение показателей с помощью многофакторной регресси онной модели может осуществляться в четыре этапа.
К первому этапу исследования относятоя уточнения поста новки вопроса и предварительного проведения качественного эко номического анализа, в процессе которого определяется цель ис следования, производится выбор функции (показателя), наиболее полно и конкретно отражающей анализируемое явление или процесс, и осуществляется отбор существенных факторов-аргументов.
На этом этапе производится предварительный отбор факторов и обор однородных статистических данных. Правильность отбора иоходных статистических данных в конечном итоге обеспечивает достоверность раоочитываемых показателей, выводов и предложе ний. При нарушении выполнения этого условия можно получить от рицательные результаты и прийти к неправильным выводам и пред ложениям.
Отбор факторов для включения в регрессионную модель дол жен ооновываться прежде всего на глубоком качественном теорети ческо-экономическом анализе с учетом целей и задач исследова ния. При этом следует учитывать, что количество включаемых в модель факторов ограничивается, с одной стороны, объ.емом одно родной исходной информации (с учетом исключения аномальных на блюдений), с другой - техническими трудапстями проведения рас четов. Если объем исходной информации невелик, то при значи тельном количестве включенных в модель факторов сильно увели чиваются доверительные интервалы коэффициентов регрессии и уменьшается их достоверность. В таких случаях, экономическая интерпретация коэффициентов регрессии бывает крайне ненадежна
18. Эак. 6330
и даже неправильна. Поэтому необходимо это условие проверить на критерий, позволяющий устанавливать соответствие между объемом исходной информации и числом факторов: число наблюдений, на основании которых производится расчет параметров корреляцион ной модели, должно превышать число факторов не менее, чем в 6-7 раз. Кроме того, при установлении числа факторов надо учи тывать и следующие условия:
-в корреляционную модель необходимо включать наиболее важные факторы;
-число факторов не должно быть большим, обычно оно равно 3-5. При большем числе факторов модель отановится труднообоз римой, затрудняется ее экономическая интерпретация и онижаетоя практическая пригодность}
-факторы, включаемые в модель, не должны находиться в функционально'* взаимосвязи, Это требование объясняется тем, что функционально связанные факторы дублируют друг друга и од
новременное включение их S уравнение регреооии приводит к боль шим средним квадратичным ошибкам параметров построенной модели.
Такое явление носит название мультиколлиниарности ( W • и, чтобы от нее избавиться, следует иоключить из уравнения один из функционально связанных факторов по .усмотрению последовате ля;
-включаемые в модель факторы должны поддаваться количестпнной оценке. Это требование непосредственно вытекает из мето да расчета параметров регрессионных моделей}
-факторы, включаемые в модель, не должны иметь большей тесноты связи по абоолютной величине чем они имеют о исследуе
мым показателем. При наличии такого явления, один ив факторов необходимо исключить из анализа.
Принимая во внимание исключительную сложность процессов,
протекающих во внутризаводском автомобильном производстве, и очень тесную взаимообусловленность факторов производства.пред ставляется целесообразным проводить отбор факторов-аргументов для включения их в регрессионную модель в две стадии: на пер вой стадии следует отобрать максимально возможное количество факторов, теоретически влияющих на моделируемый процесс, а
138
затем, на второй стадии, на основании дополнительного анализа выбрать наиболее влияющие факторы о учетом изложенных условий. Окончательный отбор факторов-аргументов проводятся с помощью вычисленных коэффициентов парной корреляции всех отобран ный показателей о результирующим показателем, либо графически.
Факторам, имеющим наибольший коэффициент парной корреля ции, отдается предпочтение при второй стадии отбора.
Третьим этапом в построении корреляционной модели являетоя выбор математичеокой формы овязи, т .е . типа аналитической функции, характеризующей зависимость доследуемого явления или процесса от влияющих факторов-аргументов. Выбор математической формы овязи - это один из наиболее сложных а ответственных во просов построения модели. ОТ степени правильноотй выбора ее зависит, насколько полученное корреляционное уравнение будет соответствовать действительному характеру взаимосвязи и выра жать закономерности ее. Однако до настоящего времени потоотыо не разрешен вопроо точного обоснования видов связи, хотя он цолкен ооновнвь.ьоя на конкретном качественном анализе изучае мого явления и влияшщх на него факторов.
Выбор типа уравнения, опиоывшощего корреляционную модель, равносилен выдвижению некоторой гипотезы, выраженной в. матема тической форме, ооглаоно которой й будет Проводиться исследова ние корреляционной связи между факторами. Поэтому, на наш взгляд, не вывывает сомнений точка зрения ряда экономистов, согласно которой тип уравнения должен быть прежде всего отрого обоснован экономически*.
Выбор формы овязи определяется й удобством ее последующей вкономичеокой интерпретации И исследования- "Для эмпирического исследования недостаточно только логически обосновать модель* Она к тому же должна поддаваться математичеокой обработке . , - Последователь должен пойти на компромисс с Теоретически иде альной моделью . . . . Во-первых, число рассматриваемых Отдель ны* Переменных должно быть определено о учетом как возможности получения Данных, так и наличия ресурсов для проведения расче тов . . . . Во-вторых, необходимо попользовать такое функцйональ-
хXайкни В.II., Найденов В .С ., Галуза С,Г. Корреляция и ста тистическое моделирование в экономических расчетах. М., "Экономика*, I9G4.'
139
нов выражение, которое статически приемлемо как при оценке, так и при испытании существенности. Поэтому построение эконо мической модели данного экономического явления зависит от проблем, овяэанных с получением данных и статистической их оценкой"1 .
Необходимо также всегда помнить о числе факторов, включа емых в модель. Многофакторная регрессионная модель, создавае мая путем абстракции, должна охватывать не все, а лишь важней шие стороны изучаемого вопроса. Поэтому любая корреляционная модель лишь о определенной степенью точности имитирует реаль ный производственный процесс.
Извеотно, что с помощью интерполяционных полиномов можно построить уравнение, которое полностью будет отражать влияние выбранных факторов-аргументов на результирующий показатель, если довести чиоло коэффициентов уравнения до числа единиц изу чаемой совокупности. Но такая формула потеряет всякую практи ческую ценность, так как е одной стороны она будет отражать не общую закономерность формирования результирующего признака, а лишь случайные колебания, а о другой - станет громоздкой и не обозримой. Поэтому при выборе формы связи ставится задача отыскать такое уравнение, которое в основных чертах воспроиз водило бы экономический процесо и было бы относительно прос тым как с точки зрения определения его параметров, так и по следующей экономической интерпретации.
Поскольку уравнения множественной регрессии предотавлягот собой совокупность уравнений простой регрессии, то весь процесс выбора формы уравнения целесообразно, прежде воего, рассмот реть на модели, построенной по принципу простой регреосии, ха рактеризующей зависимость исследуемых показателей от какого-ли бо одного фактора. Наиболее удобный и простым' способом выбора формулы уравнения является в данном случае графический способ. Однако он применим в основном при анализе форм связи и построе нии моделей в зависимости от одного какого-либо фактора. При построении многофакторных экономико-математических моделей ис пользование графического метода для выбора формы уравнения,
Хэди Э ., Диллон Д. Производственные функции в сельском хозяйстве. М., "Прогресс", 1965.
140
описывающего зависимость измерения исследуемого показателя от учитываемых факторов, весьма осложнено. Причем возможности использования графического метода выбораформы уравнения зна чительно снижаются по мере включения в экономико-математичес кую модель все большего чиола факторов. Так, при включении в модель двух независимых переменных необходимо строить проотранотвенный график, а при трех и более независимых переменных графические построения вообще неосуществимы.
Поэтому при многофакторном анализе исследу :мых показате лей автомобильных заводов встает проблема использования дру гих способов выбора формы уравнения. Опыт расчетов показыва ет, что наиболее плодотворным ив них является эмпирический
'метод, основанный на сравнении расчетных (теоретических) зна чений иооледуемого явления* полученных на базе использования различных форм уравнений множественной регрессии, с фактичес кими значениями. Адекватнооть построения моделей сравнивают о помощью коэффициентов множественной корреляции (( , множест
венного корреляционного отношения ^ , критерия Фишера F , величины средней квадратичной ошибки б л и показателя средней ошибки аппроксимации £ . '
В анализе исследуемых показателей автомобильных заводов нами попользованы следующие функции:
Л
ч
А
“нА
1
) tОл
чиА
У
II |
сГ«* |
|
|
+■• ■• |
—CL' f ^ |
x } t |
^ |
||
= & |
+ bj |
|
i |
+ ... |
* |
A |
|||
- й |
4- ^ |
I n -х, |
f |
h i e *'% |
- U b O s + if С/Ь |
*■ |
-CL + i
L
КЛ-'Ч' ;
/
Х'/ь -t...' ^ n.
+ C.A - W CX
4
Практически используем только эти шесть функций, так как они.наиболее часто встречаются в экономическом анализе, хотя в общем-то могут иметь место и другие типы уравнений. И дан ном исследовании применяется также метод многошагового регрес сионного анализа с последующим использованием указанных шести форм зависимостей:
у |
) { & * ) ■ •f j x j |
141