Файл: Прохоцкий, Г. Т. Резервы повышения эффективности производства в автомобильной промышленности. (На основе метода сравнительного анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) фотохронометран.

После разработки проекта нормативов и норм, которые будут приняты за базу, производится экспериментальная проверка их с

целью:

- выявления степени отклонения фактических затрат време­ ни от нормативных;

- определения соответствия фактического состояния произ­ водства, технологии и организации труда тем условиям, которые предусматриваются проектом разработки нормативов;

-

проверки полноты учета факторов, влияющих на нормативы;

-

окончательной корректировки нормативов и норм.

Исследования нормирования трудовых затрат осуществляют в соответствии g действующими методическими и инструктивными ма­ териалами. На базе анализа нормативов и норм затрат живого труда определяют трудоемкость изготовления единицы каждой де­ тали, узла или изделия в целом.

Трудоемкость является одним из важнейших показателей, ха­ рактеризующих требуете для изготовления детали или узла зат­ раты труда. Исчисление трудоемкости производится в абсолютных и в относительных величинах. Общая трудоемкость, определяемая укрупненным расчетом в нормо-часах на деталь или' узел, позво­ ляет проводить сравнение с аналогичными конструкциями, оцени­ вать динамику трудовых затрат в результате проведенных органи­ зационно-технических мероприятий. Однако в результате техни­ ческого прогресса в автостроении, проявляющегося в концентра­ ции производственных мощностей и точности, в наличии высоко­ производительного оборудования, совершенствовании технико-экс­ плуатационных параметров изготавливаемых машин, часто бывает трудно, а иногда и невозможно сопоставить общую трудоемкость сравниваемых объектов. Поэтому для сравнительного анализа це­ лесообразно использовать в качестве производных от показателя обшей трудоемкости показатели структурной и удельной трудоем­ кости .

Структурная трудоемкость показывает удельный вес затрат труда по отдельным видам работ и характеризует степень совер­ шенства применяемых методоп технологии, развития заготовитель-; ных процессов и т.п .

45

Для измерения трудоемкости отдельной операции обработки детали принимается штучное или штучно-калькуляционное время. Йтучно-кадькудяционное вреда - это наиболее точная и полная норма времени, которая охватывает воо елементц времени, необ­ ходимого для выполнения операций обработки детали. Б тех ;лу- чаях, когда за одним станком закрепляются детали одного и тоге же типоразмера, вместо штучно-калькуляционного времени прини­ мается штучное вреда, таге как подготовительно-заключительное вреда при этом не требуется.

Удельная трудоемкость рассчитывается путем деления общей трудоемкости на какой-либо параметр, характеризующий исследуе­ мое изделие.Для деталей такими параметрами будут размер обра­ батываемой поверхности а вес. Удельная трудоемкость отличается большой стабильностью, что позволяет наиболее эффективно срав­ нивать однотипные изделия, выпускаемые различными заводами.

Расчет удельной трудоемкости можно вести по формуле

туд =

Fdip.

где Т - удельная трудоемкость;

Тобщ “ 0(5щая трудоемкость;

- площадь обрабатываемой поверхности.

Площадь обрабатываемой поверхности рассчитывается в зави­ симости от конструкции и конфигурации детали по общим правилам расчета геометрических поверхностей.

 

Поскольку величина обрабатываемой поверхности и вес дета­

ли

связаны

между собой соотношением F0(jp =

где

G -

вес детали,

 

то удельную трудоемкость можно представить в несколько'другом

виде, а именно:

^

 

общ

Ъ *

*J7 T*

При сопоставлении деталей, используя в качестве сопоста­ вимых величин размеры обпабатыпае1дцх поверхностей или вес, трудоемкость' изготовления сопоставляемой детали мсодккопредё46


лить по формуле

-

трудоемкость

изготовления

оопоотавляемой детали;

t P -

трудоемкость

изготовления

детали, принятой в ка-

'чеотве базы для сравнения;

ГGn“ соответственно площадь обрабатываемой поверхности

Р> г и вес

базовой детали;

то же

сопоставляемой детали.

'*1

Еолй сравниваемые детали значительно отличаютоя по разме­ рам и весу (более чем в 2-3 раза), то анализ таких деталей не­ обходимо ооущеотвлять через переводные коэффициенты. Общий пе­ реводной коэффициент

 

 

Кобщ = Кс* ^сер * Ксл,

где Кобщ -

общий переводной коэффициент;

К0

-

вер детали;

КСА

-

степень сложности обработки;

Ксер

-

серийность производства.

Если сравниваемые детали не имеют значительного отличия по конструкции, размеру обрабатываемой поверхности и весу, то Коб(ц рассчитывать не обязательно.

Немаловажное значение имеет анализ расчета совокупной трудоемкости деталей и узлов. Порядок и этапы раочета совокуп­ ной трудоемкости по дифференцированному методу предопределяют­ ся ее структурой. Сначала рассчитывается трудоемкость во вспо­ могательных цехах (ремонтных, инструментальных и транспортных' с тем, чтобы распределить затраты рабочего времени вспомога­ тельных работников между основными цехами. Затем рассчитывает­ ся трудоемкость в основных цехах как с учетом затрат рабочего времени работников -только этих цехов (цеховая трудоемкость), так и с учетом услуг.вспомогательных цехов (полпая цеховая трудоемкость). Наконец, рассчитывается совокупная заводокая

47


•трудоемкость путем распределения всех прочих затрат рабочего времени между видами готовой продукции и полуфабрикатами.

Для определения объема услуг (в человеко-часах), оказан­ ных вспомогательными цехами основным, необходимо рассчитывать цеховую трудоемкость единицы уолуг каждого вспомогательного цеха. Для определения взаимных уолуг вспомогательных цехов в человеко-часах составляется шахматная таблица. Величина уолуг определяется умножением объема услуг каждого вспомогательного цеха в натуральном выражении на цеховую трудоемкость единицы услуг. При незначительной величине взаимных уолут вопомогательньпс цехов друг другу их полная цеховая трудоемкость может быть определена делением цехового фонда времени на объем уо­ луг, оказанных только основным цехам.

Цеховая и полная цеховая трудоемкость в основных цехах определяется путем распределения фонда рабочего времени работ­ ников основного цеха, а также услуг вспомогательных цехов меж­ ду видами выпускаемых изделий. '

Суммированием полной цеховой трудоемкости, трудоемкости полуфабрикатов и затрат времени общезаводского пероонала на единицу продукции рассчитывается фактическая заводская оовокунная трудоемкость готовой продукции, позволяющая определить и проанализировать величину трудоемкости всех цехов и на всех стадиях производственного процесса. На базе себестоимости де­ талей и узлов раосчитывается плановая заводская совокупная трудоемкость путем уменьшения фактической совокупной трудоем­ кости на величину выявленных и обоснованных резервов ее сни­ жения по цехам и участкам.

Однако такие расчеты требуют много времени, так как они связаны со обором и обработкой большого количества первичных данных. Цчя облегчения расчетов трудоемкости можно рекомендо­ вать так называемый коэффпциентноук!1упненный метод расчета заводской совокупной трудоемкости. 'Сущность его состоит в том,

что заводская совокупная трудоемкость за данный период опреде­ ляется не прямым счетом, а по коэффициентам соотношения трудо­ емкости различных видов деталей и их узлов за прошлый период.

Коэффициенты устанавливаются на базе Фактической трудоемкости,

рассчитанной по дифФерстглрояшшоку методу за предыдущие годы. 48

За единицу принимается трудоемкость такой детали и узла, кото­ рые занимают наибольшей удельный вес в ассортименте и на дан­ ном предприятии выпуокаютоя продолжительное время.

Коэффициентный метод позволяет раоочитать фактическую трудоемкость всех видов деталей и узлов по любому из заводов в течение одного-двух часов при наличии минимального количест­ ва таких исходных данных, как фонд отработанного времени в це­ лом по заводу (в человеко-часах), количество выпущенных дета­ лей и узлов в натуральном выражении и коэффициентные соотноше­ ния заводской трудоемкости различных видов деталей и узлов за прошедший период. Коэффициентный метод может быть применен не

только душ расчета общей величины заводской трудоемкости,

но

и для расчета отдельных ее слагаемых. Это возможно

потому,

что

структурные соотношения затрат

рабочего времени

по

отдельным

цехам изменяются незначительно

даже за больше

периоды времени.

Сравнительный анализ по выявлению резервов сокращения трудоемкости деталей производится по следующим основным направ­ лениям:

1.Повышение технологичности деталей и узлов машины. Это достигается в результате уменьшения веса деталей и узлов ма­ шины, .упрощения процесса обработки, широкого использования унифицированных деталей. Исследование проводится по каждому за­ воду в отдельности, а затем выбирается оптимальный вариант конструктивно-технологических решений по деталям и узлам.

2.Совершенствование технологических процессов за оЧет по­ вышения механизации и автоматизации таких производственных про­

цессов, как:

I

- механизация всех стадий производства в литейных цехах, применение высокопроизводительных формовочных и стержневых ма­ шин, механизация процесса очистки деталей, сокращение припус­ ков литья и д р .;

-оснащение труда рабочих механизмами т. заготовительных производствах;

-механизация штамповочных производств;

-‘ сокращение доли ручного труда в общей трудоемкости из­ готовления детали.или узла по всем технологическим операциям.

7. Зак. 6330

49



3, Исследование рациональных приемов выполнения операци научной организации производства и управления, влияния затрат на сокращение трудоемкости и управления, влияния затрат на оокращение трудоёмкости административно-управленческих расхо­ дов по следующим факторам:

-внедрение транопортных средств;

-совмещение вспомогательного времени с основным;

-обобщение и внедрение опыта передовиков производства;

-разделение общественного производства;

-улучшение нормирования труда;

-организация управления производством.

Практика ряда предприятий подтверждает, что наиболее пол­ ное выявление резервов роста производительности труда достига­ ется лишь в том случае, если их анализ ведется по структуре трудоемкости каждого вида детали, узла п изделия в целом, по объектам образования резервов, по цехам и участкам с одновре­ менным анализом в каждом-из них важнейших факторов, определяю­ щих данный уровень затрат рабочего времени.

Сокращение' трудоемкости, способствуя увеличению производ­ ственной мощности предприятия или цеха и увеличению выпуска продукции, приводит к уменьшению постоянных расходов на едини­ цу продукции. Поэтому резервы и экономический .уровень произ­ водства деталей и узлов целесообразно характеризовать по пока­ зателю совокупной трудоемкости продукции.

В производственных процессах предприятий все цехи между ообой тесно взаимосвязана. Поэтому факторы, действующие в од­ ном цехе, как правило, влияют ча снижение трудоемкости других цехов. Если выявлять резервы трудоемкости только но факторам и не анализировать структуру трудоемкости, то нельзя подсчи­ тать величину ее снижения за счет затрат рабочего времени во вспомогательных цехах, ремонтно-механическом цехе, электро­ цехе и др.

Проводя сравнительный анализ структуры трудоемкости, на­ до быть уверенным в том, что на всех заводах л каждом одно­ именном цехе затраты рабочего времеш: связаны о выполнением одних и тех же технологических процессов. Это необходимо по­

50

тому, что организационное распределение некоторых производст­ венных операций по цехам на отдельных заводах бывает разным, Эти различия могут быть учтены с помощью заводской совокуп­ ной трудоемкости, которая обеспечит сопоставимость отдельных ее слагаемых.

51