Файл: Прохоцкий, Г. Т. Резервы повышения эффективности производства в автомобильной промышленности. (На основе метода сравнительного анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.Класс

|

 

 

Г р у

п'п

н д е

т а л е й

 

 

 

 

деталей

!

I

Г 2

! 3 ! 4 !

5

Г 6

! 7

! 8

!

Э

J. 10

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барабаны

Тормоз­

Бараба­

Бараба­

 

 

 

 

 

 

 

 

ные ба­

ны йрикны гру­

 

 

 

 

 

 

 

 

рабаны

вионные

зоподъ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

емного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устрой­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ства

 

 

 

 

 

 

 

У1

Кресто-

'Вилки

ъ'Пшце-

 

 

 

 

 

 

 

Kneeто-

 

 

 

 

 

 

 

вйны

вины

 

каода-

вне

 

 

 

 

 

 

 

 

кацда-

ков

концы.

 

 

 

 

 

 

 

 

нов

 

 

кардан-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

над ва-

 

 

 

 

 

 

 

ЛОЗ

га

Дюки

У1!1

Прочие

Маховики О.:анцн

Циошкд— Ц ьД К К Д -

ры од-

рп

ковен-

много-

црзке

венцо-

 

вые

Вв'от-ш Колеса

Диски

Роторы

Роторы

 

и бло-

вентиля--

вентк-

цектро-

 

кв

тороз

ляторов

бедных

 

 

 

 

насосов

Гас-

Иестеп-

Кош: -

Звез-

 

терки,

ни,

чес-

дочки

 

генцц

ваш

к:;е

 

 

колеса


 

 

 

 

 

Цродолкение

Класс !

:

Г р у п п ы

д е т а л е й

деталей!— :— :--------------------

.--------------

'-----------------------------------------------

 

-— ----------------------------

_____ I _ __I_ 1 _ _2_ _!_ _ 3

_4_

_ 5 _!_ _ £._!_ _ ? _ 1 _ 8 _ _!_ _9„ _ J. _Ifi

IX

 

 

Вилки

 

 

Рычаги С од­

С двумя Шатуны

Балки

Тразеп--

Попереч­

ним

к более

перед­

пере­

сн

ные р&мк

основ­

ОСИОЕ-

ней

ключе­

 

 

ным

НШ/Ш от­

оси

ния

 

 

отвер­

верстия­

 

 

 

 

стием

ми

 

 

 

 

Глава П

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕЩШ-ЭКОНОЬМЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ■ ЭМВДТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА '

§ I . Анализ оебеотоимо'оти деталей, узлов и агрегатов машин

Себестоимость представляет собой сумму денежных расходов предприятия на производство и реализацию продукции. Оебеотоимооть продукции - один из основных качественных показателей работы предприятия. То обстоятельство, что этот показатель не находится в чиоле централизованно планируемых, не уменьшает его значения; Во-первых, показатель себестоимости в значитель­ ной мере выражает результаты воей производотвенно-хозяйствен- ной деятельности коллектива предприятия. Во-вторых, себестои­ мость образует основу цены любого вида товара. В-третьих, се­ бестоимость служит одним из основных элементов, определяющих величину и уровень рентабельности производства.

Наибольшее практическое значение имеет сравнительный ана­ лиз себестоимости отдельных деталей и узлов машин и изделий, поокольку имеется возможность расчленения и детализации зат­ рат по отдельным составляющим, Сравнения в разрезе калькуля­ ционных статей позволяют тщательно и всесторонне рассмотреть производство конкретного вида продукции вплоть до отдельных элементов и операций, отразить затраты на изделия по воем пе­ ределам и по предприятию в целом, всесторонне вскрыть имеющие­ ся недостатки-. В большинстве случаев невозможно воспользовать­ ся готовыми данными учета себестоимости детали или узла, по­ скольку себестоимость отдельных.деталей или частей продукции обычно не калькулируется, Это затруднение Преодолевается пу­ тем определения фактической себестоимости детали или узла, ис­ ходя из производственных условий.

Сравнение себестоимости целесообразно проводить по от­ делы ™ калькуляционным статьям, а именно по: I) материалам!

2)покупным полуфабрикатам,комплектующим изделиям и услугам кооперированных предприятий за минусом возвратных отходов}

3)топливу и энергии для технологических целей; 4) основной

заработной плате производственных рабочих; 5) дополнительной

5. Зак. ЬЗЗО

33


эарплате производственных рабочих; 6) отчислениш на социаль­ ное страхование с заработной платы производственных рабочих; 7) расходам по освоению новых видов продукции; 0) возмещению износа инструментов и приопособлегшй целевого назначения; 9) расходам по эксплуатации в содержанию оборудования; 10) це­ ховым расходам; II) общезаводским и другим расходам.

Это только перечень ооновных статей, а некоторые из них имеют свои подразделения. Например, статьи; "Расходы по экс­ плуатации и содержанию оборудования" и "Цеховые расходы", объ­ единяемые на предприятиях одним названием "Раоходы по обслужи­ ванию производства и управлению", делятся еще на 23 статьи.

Расчет себестоимости по всем статьям, применяемым на предприятиях, является очень сложным. Некоторые данные невоз­ можно получить, поокольку группировка статей па разных пред­ приятиях неодинакова. Существующая цеховая и заводская отчет­ ность часто не оодержпт необходимых сведений. Для пх опреде­ ления понадобилось бы проводить значительный по объему допол­ нительный анализ отчетных данных. Однако и это не гарантирова­ ло бы повышения качества анализа, так как получении? сведения вое не останутся недостаточно точными. Даже самый тщательный подсчет себестоимости изготовления детали не может быть а б с о -' лютно точным, потому что первичный учет не всегда отражает вое необходимые затраты.

Значительное влияние на точность сведений оказывают коле­ бания отоимости изготовления специального оборудования, при­ способлений и оснастки, стоимости ремонта и эксплуатации обо­ рудования, содержания и расходов по эксплуатации транспорта, износа малоценных и быстроизнашпьающихся инструментов и расхо­ дов на их восотановление, расходов по содержанию цехового и заводского административного и обслуживающего персонала и т .д . на разных предприятиях и колебания этих же элементов в течение квартала на одном предприятии. Недостаточная точность объясня­ ется и тем, что при определении себестоимости детали по отдель­ ным операциям некоторые элементы со значительным удельным весом

в себестоимость не входят. К ним относятся: отоимость электро­ энергии и сжатого воздуха, эксплуатационные расходы на содержа­ ние помещений, заработная плата административного, технического

34

и обслуживающего персонала, стоимость эксплуатации общезавод­ ского и цехового транспорта, складов, аппарата снабжения и сбыта и другие раоходы, распределяемые пропорционально основ­ ной заработной плате на изделие.

Таким образом, расочитывая себестоимость изготовления де- ■ талей по большому количеству походных данных, которые в основ­ ном определяются предположительно, трудно подсчитать точную величину себестоимости. Поэтому для сравнительного анализа не­ обходим более простой метод, позволяющий с достаточной точ­ ностью определять себестоимость изготовления детали. В основу упрощенного метода подсчета себестоимости детали должны быть положены такие показатели, по которым на предприятиях ведется достаточно точный учет, что позволит производить сравнение без дополнительных уточнений. Например, для правильной оценки от­ носительной экономической эффективности изготовления деталей лучше всего использовать цеховую себестоимость детали. Это обусловлено тем, что цеховая себестоимость детали прямо зави­ сит от вида, размеров и материала детали, опоообов и средств ее изготовления. Причем эти затраты составляют 80-905? всей себестоимости детали.

На практике при анализе затрат на изготовление деталей применяется обычный (бухгалтерский) метод калькуляция цеховой себестоимости, которая определяется путем сложения затрат на заготовку, заработной платы производственных рабочих, затрат на амортизацию и ремонт специального оборудования и оснастки, цеховых' (накладных) расходов. Первые, три составляющие цеховой себестоимости относятся к прямым затратам, а последняя - к косвенным.

При сравнительном анализе следует стремиться к тому, что­ бы возможно большее число элементов себестоимости рассчитыва­ лось прямым порядком. Ведь нормируемая или фактическая величи­ на того или иного вида затрат на изготовление детали зависит от размера заготовки, состава операций по ее обработке, харак­ тера и количества оборудования, способа изготовления и других прямых элементов.

Количественный анализ относительной экономической эффек­ тивности изготовления сопоставляемых деталей состоит л расчете частных (натуральных и обоих) экономических показателей. К та—

35


ким показателям можно отнести: трудоемкость детали (человеко­ час/,деталь) или обратный ой показатель роста производительнос­ ти (шт/чедовеко-час), материалоемкость (кг/деталь), отанкосмкость (станко-час/деталь), энергоемкоотъ ( киловатт-час/детадъ), ннструментоемкооть (часы использования инструмента на детальоперацию) и др. Эти показатели выражают удельную величину зат­ рат живого труда или средств производства, По ним можно опре­ делять экономии или перераоход какой-то части общественного труда за счет улучшения техники, технологии или организации производства по изготовлению деталей. На практике вышеуказан­ ные экономические показатели называют тединко-э конof.niчески ми показателями.

Наиболее важными показателями, по которым будет произво­ диться анализ, /шляются трудоемкость и материалоемкость. Су­ щественным достоинством этих показателей является то, что они имеют поотоянотво единиц, в которых измеряются их величины.

При использовании частных технико-экономических показате­ лей следует учитывать, что при сопоставлении различных вариан­ тов одни показатели имеют преимущества, в то время как другие показатели - недостатки. Например, уменьшение материалоемкости заготовки детали иногда может прилеоти к. увеличению трудоемкос­ ти ее изготовления. .Иля приведения такух вариантов в сравнимый вид и определения эффективности выбираемого варианта составля­ ется баланс, отражающий достоинства и недостатки сравниваемых вариантов.

На уровень себестоимости продукции большое влияние оказы­ вают затраты на оырье и материалы, на полуфабрикаты, получае­ мые со стороны, на топливо и электроэнергию, технологические затраты, зарплата производственных рабочих с начислениями на социальное страхование.

Прямые затраты занимают значительный удельный' вес в себе­ стоимости деталей и узлов. Затраты на сырье в материалы, топ­ ливо и электроэнергию в 1971 г . составили в автомобильной про­ мышленности СССР более 68$.

36

§ 2. Анализ использования материальных реаурсов

Общая материальность для однотипных деталей различных ма­ рок машин колеблется в широких пределах. Она зависит от приме­ няемых методов производства, технологических и организационных условий, конструктивных методов расчета, выбранных материалов и других параметров. Совершенство применяемой технологии, эф­ фективность использования материалов наиболее полно отражает коэффициент использования материалов 1^.

Фактический коэффициент использования материалов опреде­ ляется отношением чистого веоа деталей к фактическому расходу 'материала на изготовление единицы продукции, а плановый коэф* фицнент - отношением чистого веоа детали к плановой норме рас­ хода.

Представляет некоторый интерес анализ показателя структур­ ной материалоемкости, который характеризует относительные зат­ раты различных материалов на изделие, Однакс в связи о отсутст­ вием учета структуры материалов на предприятиях такой анализ не производится .л

Для анализа используется удельная материалоемкость, кото­ рая рассчитывается путем деления общей материалоемкости на ка­ кой-либо параметр, характеризующий исследуемое изделие или ав­ томобиль в целом, а именно: трудоемкость, величина зарплаты на изделие, мощность и грузоподъемность автомобиля. Используя раз­ личные показатели удельной материалоемкости, можно определить интегральный показатель удельной материалоемкости. Например,

отношение веса детали к трудоемкости равно

1 ,4 ,

к варплате -

2,1,

к мощности автомобиля - 0,2, к

грузоподъемности

-

1,1,

тогда

интегральный показатель равен

0,647

(1,4

• 2,1

1 ,1 ).

Этот показатель более стабильный, чем любой из составляющих его частных показателей, Так как при их перемножении нивелиру­ ются случайные отклонения и погрешности расчетов по одному только параметру .

Для приведения сравниваемых по расходу металла, деталей в сопоставимый вид применяется коэффициент приведения. Коэффици­ ент приведения чистого веса детали показывает, на сколько боль­ ше или меньше расходуется материала на однотипную деталь иссле-

37


дуемого завода по сравнению с чистым весом детали, принятой за эталон. Тогда с помощью коэффициента приведения можно определить экономию материала, которая была бы достигнута на всех сравниваемых заводах при условии достижения на них такого же уровня использования материала, как на заводе, деталь которо­ го принята за эталон.

С помощью коэффициента приведения молло определить и про­ грессивность установленных норм расхода материала на деталь.

Коэффициент приведения определяется по формуле

G эт

КпР GcP '

где К„р - коэффициент приведения;

Q ._ - чистый вес детали, принятой за эталон сравнения;

G Cp - то же по сравниваемому заводу.

Пример. Полуооь заднего моста автомобиля Л1АВ—500 имеет вео заготовки 22,3 кг, чистый вес - 15,5 кг, норма расхода металла - 22,7 кг, коэффициент использования металла - 0,7 .

Полуось заднего моста автомобиля КрАЗ-210 имеет соответствен­ но следующие значения: 33,3 кг, 27,1 кг и 33,0 кГ.

Польвуяоь формулой, определим коэффициент приведения:

 

К

в 27,1

в

J 7

 

* 4

15,5

 

Определим вес заготовки детали МАЗ-500 при изготовлении

ее в условиях КрАЗа:

 

 

 

^lAr. МАЬ'5*Г

^

_

зз^з = 19(6

 

i (7

Определив норму расхода при тех же условиях,

 

 

_ 33,0 = IS ,8 кг,

МАИОО'

 

 

1,7

н

 

 

 

получим экономию металла, которую можно было бн получить на УАЗе дри использовании опыта КрАЗа:.

22,7 - 10,0 = 2,9 кг.

38