Файл: Прохоцкий, Г. Т. Резервы повышения эффективности производства в автомобильной промышленности. (На основе метода сравнительного анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическим средством планомерной организации рациональ­ ного потребления сырья, материалов, топлива и электроэнергии является научно обоснованное установление плановой меры расхода соответствующих материальных ресурсов. Поэтому нормой расхода материалов предусматривается максимально допустимая величина соответствующих затрат на единицу продукции применительно к плановому уровню техники и организации производства.

Анализ использования норм расхода материальных ресурсов следует начинать о анализа структуры индивидуальной нормы рас­ хода материальных ресурсов. Под структурой норм расхода мате­ риалов понимается и соотношение отдельных затрат.

Схематически ее можно представить так:

При анализе индивидуальной нормы раохода требуется точное определение количества материала, которое необходимо для изго­ товления детали. В норму ке отходов и потерь оледует включать лишь минимальные потери, обусловленные технологией производст­ ва. Далее, пользуясь аналитически-расчетннм, опытно-лаборатор­ ным, или отчетно-статистическим методами, устанавливается нор­ ма раохода материалышх ресурсов предприятия. Следующим важным этапом является определение основных источников и путей эконо­ мии материальных ресурсов на предприятиях отрасли. Некоторые из них указаны в табл.З.

39


Источники экономки

Снижение веса деталей, узлов и машин

Таблица 3

Пути экономии

Ликвидация чрезмерных аанаоов прочности, упрощение конструкций, применение облегченных материалов п др.

Уменьшение отходов и

Внедрение новой техники и прогрес­

-отерь

сивной технологии, улучшение ка­

 

чества сырья, обеспечение предпри­

 

ятий сырьем и материалами необхо­

 

димых размеров, совершенствование

 

материального и морального стиму­

 

лирования работников, совершенст­

 

вование нормирования раохода ма­

 

териалов и др.

Комплексная переработ­

Комбинирование производства, со­

ка сырья и использование

вершенствование технологии и хи­

отходов

мизации производства, внедрение

 

хозрасчета и др.

Экономия материальных ресурсов может осуществляться на всех стадиях производства - на стадии проектирования, констру­ ирования и изготовления деталей и узлов.

При анализе оледует иметь в виду, что в процессе выпол­ нения плана предприятие может без ущерба для качества изделий проводить замену дефицитных и дорогостоящих материалов более дешевыми, имеющимися в достаточном количестве. Влияние замены материалов определяется расчетным путем как разница между сто­ имостью материалов, подлежащих израсходованию на фактический выпуск этих деталей п узлов по плановым нормам и ценам, и стоимостью фактически израсходованных материалов.

Стоимость пзт!асходованн1.к на производство деталей, узлов сырья и материалов зависит но только от изменения цен на них,

40


но также и от изменения уровня транспортно-заготовительных расходов. При определении фактических размеров транспортно-за­ готовительных расходов особо выделяются штрафы, уплаченные же­ лезной дороге за сверхнормативный проотой вагонов под погруз­ кой и разгрузкой, суммы взыскания поставщиком за невывоз мате­ риалов в установленные сроки и затраты по обработке некондици­ онного материала. Выделение этих расходов должно сопровождать­ ся выяснением причин их возникновения.

В экономический анализ оебестоимооти изготовления детали включается и анализ технологических процессов. Показателем ра­ циональности технологических процессов е отношении использова­ ния металла могут служить технологические затраты металла, т .е . потери и отходы металла в процесое производства. Этот по­

казатель обычно определяется в абсолютных и относительных чис­ лах в двух вариантах: процент потерь металла, определяемый как разница между общим раоходом металла и весом машины, дета­ ли или узла, и технологические потери на единицу мощности (ем­ кости).

При выявлении резервов снижения оебеотоимооти изготовле­ ния деталей и узлов целесообразно осуществлять анализ удельно­ го веса затрат и вспомогательных производств. Например, внед­ рение современной прогрессивной технологии в литейном цехе, вытеснение свободной ковки и переход на штамповку, применение скоростных и безокислйтельных методов наглядно ойидетельотвуют о возможности экономии материалов в автомобильной промыш­ ленности путем внедрения прогрессивной технологий производст­ ва.

Большое количество металла иопольэу.етоя в заготовительных цехах, вследствие чего существенное значение имеет технология резки и способы раскроя листового материала. Достаточно ска­ зать, что отходы листового проката составляют 1/3 всех отходов металла в автомобилестроении. Коэффициент использования метал­ лическоголиста по отдельным заводам и по разным изделиям ко4 леблется от 0,42 до 0,93. Никакими особенностями уровня произ­ водства деталей и узлов такие колебания нельзя оправдать, хотя форш и габариты детали (заготовки) оказывают влияние на вели­

чину расхода.

Значительная часть этих расхождений -

следствие

различного уровня технологи)! и организации произлодства.

6. Зак. 5330

'

41 :


Экономии материалов способствует практика заказа заводампоотавщикам мерных и кратких размеров проката., Поскольку по­ ставка такого проката обычно связана с доплатами поставщику, каждому занаеу в этом случае должны предшествовать аналитичес­ кие раочеты,

Ванным звеном в борьбе за сохранность и экономию материаль­ ных реоурсов является рациональное ведение складского хозяйст­ ва. На большинстве заводов оклада не имеют достаточного коли­ чества веоов, что ведет к приемке материалов без проверю] веса. Нередко ценные материалы хранятся на площадках под навесом или даже под открытым небом. Потери, связанные со складированием, весьма разнообразны - это потери от порчи и снижения качества материала, особенно от коррозии металла, потери, связанные с перебоями в снабжении рабочих мест.

Организация рационального использования отходов - одна из важнейших задач. Передача отходов на друтие заводи для основ­ ного производства или даже предварительная обработка их в ря­ де случаев целесообразны.'Например, на Горьковском автозаводе в кузнечном цехе организован специальный участок, на котором производится перетяжка кольцевых отходов на различные заготов­ ки. Не способствует рациональному использованию отходов сущест­ вующая практика планирования сдачи ыеталлоотходов. .Установле­ ние заданий по объему сдачи металлоотходов без расчетно-анали- тичеокого обоснования путем корректирования отчетных данных не содействует рациональному использованию металла, а ведет к одаче в металлоотходы исправимого бршса, а иногда и годных за­

 

готовок. Не на воех предприятиях применяется многократное ис­

 

пользование смазочных материалов, восстановление изношенных

 

деталей или частей.

 

 

 

Все изменения уровня затрат сырья и материалов по факто­

 

рам и предприятиям учитываются в

такой

последовательности:

 

- отклонения от норм расхода материалов на отдельные де­

 

тали и увлы;

 

 

'

- изменения в количестве и структуре

отходов;

-замена материалов и изменения рецептуры;

-изменения в установленном порядке цен и тарифов;

-изменения кооперированных поставок;

-изменения уровня транспортно-заготовительных расходов

и др. 42


Немаловажное значение в еконоши материальных ресуроов имеет анализ расхода топлива и энергии на технологические нуж­ ды. Анализ затрат осуществляется теми же способами, что и ана­ лиз расходования друтих материальных ценностей. Некоторые о со ­ бенности анализа возникают при расходе взаимозаменяемых видов топлива. Б этом случае, помимо влияния норм и цен, оказывает­ ся также и изменение структуры потребляемого топлива.

В заключение по форме J3 I анализируются заводские меро­ приятия по экономии материалов, топлива и энергии за год, при­ нятые в техпромфинплане (форма IO-TLT) предприятия.

§ 3. Анализ трудоемкости изготовления деталей и изделий

Для анализа трудовых затрат используют: а) нормативы вре­ мени; б) нормативы численности; в) нормы обслуживания.

Нормативы времени - это показатели, регламентирующие затраты времени на выполнение отдельных элементов работы. Нор­ мативы численности - это показатели, регламентрумщие числен­ ность работников, необходимую для выполнения единицы объема работы или отдельной функции. Н орт обслуживания - это регла­ ментированное количество оборудования, установок, аппаратов, площадей и т .д ., которое в течение рабочей смены или месяца должен обслуживать один рабочий или группа рабочих.

Для анализа нормативов и норм трудовых затрат выполняет­ ся следующий комплекс работ: сбор материалов, изучение и сис­ тематизация собранны::'материалов, обобщение передового опыта, исследование трудовда процессов в производстве, проведение экспериментальных работ, обработка и анализ материалов иссле­ дования, установление проекта нормативов, экспериментальная проверка намеченных нормативов.

В зависимости от характера анализа нормирования работ применяются различные способы исследования трудовых процессов, а именно:

а)

фотография рабочего дня;

 

б)

хронометраж трудовых процессов,

включая хронометраж

с использованием киносъемки;

;

43

rf>- ip.

Наименование

внедряемых

мероприятий

мероприятия по эко­ номии* сывья в мате­ риалов

Мероприятия по за­ мене дефицитных а

дорогостояппх ма­ териалов

Мероприятия по эко­ номии" топ.лива

Мероприятия по эко­ номен электричес­ кой п других видов энергии

Форш £ I

Анализ мероприятий по экономии материальных ресурсов

J

 

С р о к и

н

<4

Плановые затраты на tЭффективность '>

 

 

 

±970

г . ,

руб.

!мероприятий до

j

 

 

 

о

* «

 

 

 

 

!конца планируе­

\

 

 

 

о

aJ t=£

 

б

том числе но

м ого года

 

 

 

Я

К о

 

i

 

 

 

шР

 

лоточникам ша-

 

 

 

 

»-ц

 

 

г

 

 

H

>4

§ ро

 

нанситовання

 

i

 

 

О

<D О

 

 

 

 

 

i

 

 

О

о

О 2

 

ж _

 

 

i

 

 

aJ

 

Жо

 

 

 

 

о

Q

с?

 

а <8

б<

 

i

к

Рч

О Рч

 

Б*Я

 

%D

 

Еч\Г

О К

о

а ih

Я

 

I

Ф

CO

C3

О >>

я о

 

j

Й

Рч

 

о сс

Рн

э §

 

 

i

5

 

Э

 

|о с

Ф

РчЯ

©

 

i

о

 

p1

 

£

 

СО

 

 

ж

 

* « о

О

£ §

р<

 

!

с

 

о

 

! § §

 

о

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

t о ж