Файл: Прохоцкий, Г. Т. Резервы повышения эффективности производства в автомобильной промышленности. (На основе метода сравнительного анализа).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Практическим средством планомерной организации рациональ ного потребления сырья, материалов, топлива и электроэнергии является научно обоснованное установление плановой меры расхода соответствующих материальных ресурсов. Поэтому нормой расхода материалов предусматривается максимально допустимая величина соответствующих затрат на единицу продукции применительно к плановому уровню техники и организации производства.
Анализ использования норм расхода материальных ресурсов следует начинать о анализа структуры индивидуальной нормы рас хода материальных ресурсов. Под структурой норм расхода мате риалов понимается и соотношение отдельных затрат.
Схематически ее можно представить так:
При анализе индивидуальной нормы раохода требуется точное определение количества материала, которое необходимо для изго товления детали. В норму ке отходов и потерь оледует включать лишь минимальные потери, обусловленные технологией производст ва. Далее, пользуясь аналитически-расчетннм, опытно-лаборатор ным, или отчетно-статистическим методами, устанавливается нор ма раохода материалышх ресурсов предприятия. Следующим важным этапом является определение основных источников и путей эконо мии материальных ресурсов на предприятиях отрасли. Некоторые из них указаны в табл.З.
39
Источники экономки
Снижение веса деталей, узлов и машин
Таблица 3
Пути экономии
Ликвидация чрезмерных аанаоов прочности, упрощение конструкций, применение облегченных материалов п др.
Уменьшение отходов и |
Внедрение новой техники и прогрес |
-отерь |
сивной технологии, улучшение ка |
|
чества сырья, обеспечение предпри |
|
ятий сырьем и материалами необхо |
|
димых размеров, совершенствование |
|
материального и морального стиму |
|
лирования работников, совершенст |
|
вование нормирования раохода ма |
|
териалов и др. |
Комплексная переработ |
Комбинирование производства, со |
ка сырья и использование |
вершенствование технологии и хи |
отходов |
мизации производства, внедрение |
|
хозрасчета и др. |
Экономия материальных ресурсов может осуществляться на всех стадиях производства - на стадии проектирования, констру ирования и изготовления деталей и узлов.
При анализе оледует иметь в виду, что в процессе выпол нения плана предприятие может без ущерба для качества изделий проводить замену дефицитных и дорогостоящих материалов более дешевыми, имеющимися в достаточном количестве. Влияние замены материалов определяется расчетным путем как разница между сто имостью материалов, подлежащих израсходованию на фактический выпуск этих деталей п узлов по плановым нормам и ценам, и стоимостью фактически израсходованных материалов.
Стоимость пзт!асходованн1.к на производство деталей, узлов сырья и материалов зависит но только от изменения цен на них,
40
но также и от изменения уровня транспортно-заготовительных расходов. При определении фактических размеров транспортно-за готовительных расходов особо выделяются штрафы, уплаченные же лезной дороге за сверхнормативный проотой вагонов под погруз кой и разгрузкой, суммы взыскания поставщиком за невывоз мате риалов в установленные сроки и затраты по обработке некондици онного материала. Выделение этих расходов должно сопровождать ся выяснением причин их возникновения.
В экономический анализ оебестоимооти изготовления детали включается и анализ технологических процессов. Показателем ра циональности технологических процессов е отношении использова ния металла могут служить технологические затраты металла, т .е . потери и отходы металла в процесое производства. Этот по
казатель обычно определяется в абсолютных и относительных чис лах в двух вариантах: процент потерь металла, определяемый как разница между общим раоходом металла и весом машины, дета ли или узла, и технологические потери на единицу мощности (ем кости).
При выявлении резервов снижения оебеотоимооти изготовле ния деталей и узлов целесообразно осуществлять анализ удельно го веса затрат и вспомогательных производств. Например, внед рение современной прогрессивной технологии в литейном цехе, вытеснение свободной ковки и переход на штамповку, применение скоростных и безокислйтельных методов наглядно ойидетельотвуют о возможности экономии материалов в автомобильной промыш ленности путем внедрения прогрессивной технологий производст ва.
Большое количество металла иопольэу.етоя в заготовительных цехах, вследствие чего существенное значение имеет технология резки и способы раскроя листового материала. Достаточно ска зать, что отходы листового проката составляют 1/3 всех отходов металла в автомобилестроении. Коэффициент использования метал лическоголиста по отдельным заводам и по разным изделиям ко4 леблется от 0,42 до 0,93. Никакими особенностями уровня произ водства деталей и узлов такие колебания нельзя оправдать, хотя форш и габариты детали (заготовки) оказывают влияние на вели
чину расхода. |
Значительная часть этих расхождений - |
следствие |
различного уровня технологи)! и организации произлодства. |
||
6. Зак. 5330 |
' |
41 : |
Экономии материалов способствует практика заказа заводампоотавщикам мерных и кратких размеров проката., Поскольку по ставка такого проката обычно связана с доплатами поставщику, каждому занаеу в этом случае должны предшествовать аналитичес кие раочеты,
Ванным звеном в борьбе за сохранность и экономию материаль ных реоурсов является рациональное ведение складского хозяйст ва. На большинстве заводов оклада не имеют достаточного коли чества веоов, что ведет к приемке материалов без проверю] веса. Нередко ценные материалы хранятся на площадках под навесом или даже под открытым небом. Потери, связанные со складированием, весьма разнообразны - это потери от порчи и снижения качества материала, особенно от коррозии металла, потери, связанные с перебоями в снабжении рабочих мест.
Организация рационального использования отходов - одна из важнейших задач. Передача отходов на друтие заводи для основ ного производства или даже предварительная обработка их в ря де случаев целесообразны.'Например, на Горьковском автозаводе в кузнечном цехе организован специальный участок, на котором производится перетяжка кольцевых отходов на различные заготов ки. Не способствует рациональному использованию отходов сущест вующая практика планирования сдачи ыеталлоотходов. .Установле ние заданий по объему сдачи металлоотходов без расчетно-анали- тичеокого обоснования путем корректирования отчетных данных не содействует рациональному использованию металла, а ведет к одаче в металлоотходы исправимого бршса, а иногда и годных за
|
готовок. Не на воех предприятиях применяется многократное ис |
||
|
пользование смазочных материалов, восстановление изношенных |
||
|
деталей или частей. |
|
|
|
Все изменения уровня затрат сырья и материалов по факто |
||
|
рам и предприятиям учитываются в |
такой |
последовательности: |
|
- отклонения от норм расхода материалов на отдельные де |
||
|
тали и увлы; |
|
|
' |
- изменения в количестве и структуре |
отходов; |
-замена материалов и изменения рецептуры;
-изменения в установленном порядке цен и тарифов;
-изменения кооперированных поставок;
-изменения уровня транспортно-заготовительных расходов
и др. 42
Немаловажное значение в еконоши материальных ресуроов имеет анализ расхода топлива и энергии на технологические нуж ды. Анализ затрат осуществляется теми же способами, что и ана лиз расходования друтих материальных ценностей. Некоторые о со бенности анализа возникают при расходе взаимозаменяемых видов топлива. Б этом случае, помимо влияния норм и цен, оказывает ся также и изменение структуры потребляемого топлива.
В заключение по форме J3 I анализируются заводские меро приятия по экономии материалов, топлива и энергии за год, при нятые в техпромфинплане (форма IO-TLT) предприятия.
§ 3. Анализ трудоемкости изготовления деталей и изделий
Для анализа трудовых затрат используют: а) нормативы вре мени; б) нормативы численности; в) нормы обслуживания.
Нормативы времени - это показатели, регламентирующие затраты времени на выполнение отдельных элементов работы. Нор мативы численности - это показатели, регламентрумщие числен ность работников, необходимую для выполнения единицы объема работы или отдельной функции. Н орт обслуживания - это регла ментированное количество оборудования, установок, аппаратов, площадей и т .д ., которое в течение рабочей смены или месяца должен обслуживать один рабочий или группа рабочих.
Для анализа нормативов и норм трудовых затрат выполняет ся следующий комплекс работ: сбор материалов, изучение и сис тематизация собранны::'материалов, обобщение передового опыта, исследование трудовда процессов в производстве, проведение экспериментальных работ, обработка и анализ материалов иссле дования, установление проекта нормативов, экспериментальная проверка намеченных нормативов.
В зависимости от характера анализа нормирования работ применяются различные способы исследования трудовых процессов, а именно:
а) |
фотография рабочего дня; |
|
б) |
хронометраж трудовых процессов, |
включая хронометраж |
с использованием киносъемки; |
; |
43
rf>- ip.
Наименование
внедряемых
мероприятий
мероприятия по эко номии* сывья в мате риалов
Мероприятия по за мене дефицитных а
дорогостояппх ма териалов
Мероприятия по эко номии" топ.лива
Мероприятия по эко номен электричес кой п других видов энергии
Форш £ I
Анализ мероприятий по экономии материальных ресурсов
J |
|
С р о к и |
н |
<4 |
Плановые затраты на tЭффективность '> |
|||||
|
|
|
±970 |
г . , |
руб. |
!мероприятий до |
||||
j |
|
|
|
о |
* « |
|
|
|
|
!конца планируе |
\ |
|
|
|
о |
aJ t=£ |
|
б |
том числе но |
м ого года |
|
|
|
|
Я |
К о |
|
|||||
i |
|
|
|
шР |
|
лоточникам ша- |
|
|||
|
|
|
»-ц |
|
|
|||||
г |
|
|
H |
>4 |
§ ро |
|
нанситовання |
|
||
i |
|
|
О |
<D О |
|
|
|
|
|
|
i |
|
|
О |
о |
О 2 |
|
ж _ |
|
|
|
i |
|
|
aJ |
|
Жо |
|
|
|
||
|
о |
Q |
с? |
|
а <8 |
б< |
|
|||
i |
к |
Рч |
О Рч |
|
Б*Я |
|
||||
%D |
|
Еч\Г |
О К |
о |
а ih |
Я |
|
|||
I |
Ф |
CO |
C3 |
О >> |
я о |
|
||||
j |
Й |
Рч |
|
о сс |
Рн |
э § |
|
|
||
i |
5 |
|
Э |
|
|о с |
Ф |
РчЯ |
© |
|
|
i |
о |
|
p1 |
|
£ |
|
СО |
|
||
|
ж |
|
* « о |
О |
£ § |
р< |
|
|||
! |
с |
|
о |
|
! § § |
|
||||
о |
|
X |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
о |
|
t о ж |
|
|
|
|
|