Файл: Паньков, Н. П. Надежность автомобильной техники ЧЗХР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ работ, выполненных вышеприведенными авторами, показал, что в настоящее время вырисовываются два направле­ ния развития теории надежности. Первое направление включает работы, в которых сделаны попытки синтезировать надежные си­ стемы из менее надежных элементов, второе связано с динами­ ческим анализом изменений надежности систем во времени.

Вместе с этим, необходимо отметить, что стройной теории на­ дежности машин у нас нет. В имеющейся литературе многие во­ просы, в том числе терминология и критерии надежности машин, трактуются с различных позиций.

Применяемые термины имеют различное толкование, что ли­ шает их однозначности и не дает возможности объективно сравнивать числовые значения этих показателей, полученных раз­ ными организациями.

Вместе с этим, необходимо отметить, что путаница происходит еще и оттого, что понятия, относящиеся к невосстанавливаемым системам, применяют к восстанавливаемым и наоборот. Более того, часто .путают количественные показатели свойств автомоби­ ля и сами свойства. Типичным примером является утверждение; «У такого-то автомобиля надежность 56 или 37 процентов». Оно

неправильно, так как

надежность — это свойство автомобиля,

а 56 процентов — один

из .количественных показателей этого

свойства, например, вероятности безотказной работы.

Кроме этого, нельзя одними и теми же критериями определить надежность простейшей детали и сложнейшей машины, каким является автомобиль. Для одних деталей важнейшей характери­ стикой надежности будет долговечность их работы, определяемая расчетным сроком службы, а для других — удобство и быстрота замены при выходе из строя.

Автомобиль рассчитывается, как правило, на длительную ра­ боту. Поэтому полностью исключить отказы его пока невозможно. Раз это так, то необходимо стремиться к тому, чтобы эти отказы наступали возможно реже и требовали минимальных трудовых и материальных затрат на их устранение.

Г л а в а 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

и

ТЕРМИНОЛОГИЯ

 

За .последние 10—15 лет .в связи с разработкой основных по­

ложений теории надежности

'машин

терминология

претерпела-

серьезные

изменения. Наряду с удачными терминами

появилось

много противоречивых толкований одних и тех же понятий.

С целью

упорядочения

этого

вопроса в 1965 г.

Академия

наук СССР издала специальный

бюллетень, в котором были из­

ложены основные понятия и терминология. Более того, в 1967 г. Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартиза­

ции был

внесен на

утверждение ГОСТ

13377-67 «Надежность

в технике.

Термины», который был утвержден Комитетом

стан­

дартов и измерительных

приборов при Совете Министров

СССР

и введен в

действие

с

1 июля 1968 г.

Этих терминов

автор

и придерживался при изложении материала, дополнив их специ­ альными терминами, не вошедшими в ГОСТ, но получившими права гражданства.

Эксплуатация автомобилей — совокупность различных фаз су­ ществования автомобиля, начиная с транспортировки, хранения и кончая подготовкой к использованию по назначению, собствен­ но использованием, а также техническим обслуживанием и ре­ монтом.

Надежность автомобилей — свойство их выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в задан­ ных пределах в течение требуемого промежутка времен,и или тре­ буемой наработки. Она обуславливается безотказностью, ремон­

топригодностью, сохраняемостью и долговечностью деталей

и уз­

лов.

Из этого

определения следует, что надежность автомоби­

ля —

сложное

свойство, которое определяется различными

соче­

таниями более простых. Например, надежность шарикового под­ шипника определяется безотказностью его работы, надежностьколенчатого вала двигателя — безоткаізн,остью, долговечностью

9


и рем-o,непригодностью, а надежность автомобиля — совокупно­

стью всех четырех свойств.

Безотказность— свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени, ха­ рактеризующегося на практике, как правило, периодичностью технического обслуживания. Безотказность наиболее полню ха­ рактеризуется законом распределения времени безотказной -рабо­

ты для перемонтируемых изделий

и параметром

потока отказов

для ремонтируемых.

автомобиля,

выражающееся

Ремонтопригодность — свойство

в его приспособленности к восстановлению исправности и к под­ держанию заданного технического ресурса (путем предупрежде­ ния, обнаружения и устранения неисправностей и отказов. Коли­ чественно -она оценивается трудоемкостью восстановления рабо­ тоспособности, что определяется затратами труда и средств на предупреждение, обнаружение и устранение неисправностей и от­ казов с учетом квалификации обслуживающего персонала, уров­

ня

технической оснащенности

и системы

организации

ремонта.

ми

Долговечность — свойство

автомобиля

длительно, с

перерыва­

на технические обслуживания и ремонты сохранять работо­

способность до предельного состояния, оговоренного в техниче­ ской документации.

Предельное состояние для автомобиля определяется физиче­ ской невозможностью его дальнейшей эксплуатации или недопу­

стимым снижением эффективности.

безотказности

Б различных

машинах и

механизмах роль

и долговечности может быть различной.

других -машин

Если работа

машины мало

связана с работой

и механизмов, ее -отказ не вызывает опасности для людей, нару­ шение работоспособности исправной работы преимущественно вызывается 'постепенно нарастающими закономерными процесса ми, воздействие которых может быть учтено и ослаблено систе­ мой планово-предупредительных технических обслужи виний и ре­ монтов, то для таких машин решающая роль принадлежит показателяім долговечности. Если же отказ .машины связан с опасно­ стью для жизни и здоровья людей, либо с перерывами в работе большого взаимосвязаннаго комплекса машин, то для таких ма­ шин решающая роль принадлежит безотказности их.

1 ранспортные автомобили -относятся к разряду машин, для которых решающее значение приобретают показатели долговеч­ ности.

Автомобили ібоевюй группы и, особенно, автомобили и гусе­ ничные тягачи, входящие в состав ракетных комплексов, -относят­ ся к разряду машин, для которых решающая роль принадлежит безотказности.

Если рассматривать автомобиль как сложную восстанавлива­ емую систему, состоящую из подсистем, по-разному влияющих на его работоспособность и безотказность, то для одних подсистем

10


решающая роль будет принадлежать безотказности, а

для дру­

гих —долговечности. Так, например, тормоза

и рулевое

управле­

ние обеспечивают безопасность движения.

Для них решающая

роль принадлежит безотказности. Для таких агрегатов, как дви­

гатель, коробка передач, задний мост, рама,

кузов на первый

план выдвигаются критерии долговечности.

со временам

дает

Изменяемость многих параметров машин

основание говорить о различных состояниях

автомобиля.

Пред­

ставляют интерес, в (Первую очередь, исправное, неисправное, ра­ ботоспособное и неработоспособное состояния.

Исправное состояние — это такое, при котором автомобиль или тягач удовлетворяет всем требованиям, установленным

ГОСТом или ТУ как в отношении

основных, так и второсте­

пенных свойств.

при котором основные

Работоспособное состояние — такое,

свойства автомобиля находятся в допустимых границах и он мо­ жет достаточно эффективно выполнять заданные функции.

Неисправное состояние — такое, при котором

автомобиль

в данный момент івремени не удовлетворяет хотя бы

одному из

требований, установленных ГОСТом

или ТУ как в отношении

основных, так и второстепенных свойств.

аівтомобиля, при

Неработоспособное состояние —состояние

Котором он не удовлетворяет требованиям

ГОСТа или ТУ в от­

ношении 'основных (функциональных)

свойств.

 

Отказ — событие, состоящее ів переходе автомобиля в нерабо­ тоспособное состояние, в результате чего его нужно заменить или отремонтировать. Другими словими, отказ — это полная или частичная, временная или окончательная утрата работоспособ­ ности.

Таким образам, понятие неисправности более широкое, чем понятие работоспособности. Если автомобиль исправен, то он обязательно и работоспособен. Но, если он работоспособен, то это еще не значит, что он в полной мере исправен.

Накопление мелких неисправностей может привести к потере работоспособности, к отказу.

В зарубежной литературе встречается такое толкование отка­ за, которое учитывает ожесточенную конкуренцию фирм. Так, например, в программе надежности при конструировании авто­ мобилей фирмой Форд указывается, что под отказом следует по­ нимать любое отступление от стандарта или жалобу со стороны потребителя на шум, пропускающее уплотнение или другие не­ удобства.

Понятие о работоспособности автомобилей и их отказах явля­ ются центральными понятиями при анализе надежности.

Срок службы —календарная продолжительность эксплуата­ ция автомобиля до момента (возникновения предельного состоя­ ния, при котором он подлежит списанию.

11


Срок службы или ресурс до

первого капитального (ремонта —

наработка нового автомобиля до момента

возникновения

пре­

дельного состояния, установленного техническими условиями.

под­

Межремонтный срок

службы — наработка

автомобиля,

вергшегося .ремонту, до

момента

возникновения

предельного

со­

стояния, установленного техническими условиями.

в

километрах.

Наработка — пробег

автомобиля, измеряемый

Техническое обслуживание — комплекс работ

для

поддержа­

ния исправными или только работоспособными автомобилей при

подготовке

и использовании их по

назначению,

при

хранении

и транспортировании.

работ для

поддержания

Ремонт

автомобилей — комплекс

и восстановления исправности или работоспособности их.

Текущий

ремонт — ремонт, который выполняется в

процессе

эксплуатации для гарантийного обеспечения работоспособности автомобиля, и включающий замену иля восстановление его от­ дельных частей и их регулировку.

Средний ремонт — ремонт, который выполняется в процессе эксплуатации автомобиля для поддержания гарантированного запаса хода и включает замену или капитальный ремонт не ме­

нее двух и не более половины агрегатов его.

осуществляется

Капитальный ремонт — ремонт,

который

с целью восстановления исправности

и полного

или близкого

к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлени­ ем любых его частей, включая базовые, и их регулировкой.

Система технического обслуживания и ремонта—комплекс взаимосвязанных положений и норм, которые определяют орга­ низацию и порядок проведения работ по техническому обслужи­ ванию и ремонту автомобилей для заданных условий эксплуата­ ции с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативной документации.

Периодичность технического обслуживания —наработка или

время между двумя последовательно

проводимыми техническими ■

обслуживаниями автомобилей одного

вида.

Продолжительность

технического

обслуживания — время про­

ведения одного технического обслуживания автомобиля.

Цикл технического

обслуживания —наименьший повторяю­

щийся период эксплуатации автомобиля, в течение которого осу­

ществляются

в определенной последовательности

установленные

виды технического обслуживания.

повторяющийся

период

Ремонтный

цикл — наименьший

эксплуатации

автомобиля, в течение

которого

осуществляются

в определенной последовательности установленные виды техниче­ ского обслуживания и ремонта, предусмотренные .нормативной документацней.

Суммарная продолжительность технического обслуживания.

суммарное время проведения технических обслуживании автомо­ билей за определенный период эксплуатации.

12


Удельная суммарная

продолжительность

технического обслу­

живания— отношение

суммарной

продолжительности

техниче­

ского обслуживания к наработке

автомобиля за один

и тот

же

период эксплуатации.

 

обслуживания —трудозатраты

на

Трудоемкость

технического

проведение одного технического обслуживания автомобиля.

 

Суммарная

трудоемкость

технического

обслуживания — сум­

марные трудозатраты на проведение технических обслуживании автомобиля за определенный период эксплуатации.

Стоимость

технического

обслуживания — стоимость проведе­

ния одного технического обслуживания автомобиля.

Суммарная

стоимость

технического обслуживания — суммар­

ная стоимость проведения технических обелуживаний автомобиля за определенный период эксплуатации.

Вероятность выполнения технического обслуживания в задан­ ное время —вероятность того, что действительная продолжитель­ ность данного технического обслуживания автомобиля не превы­

сит заданную продолжительность.

между .двумя последователь­

Межремонтный период — время

но проведенными ремонтами автомобиля.

ре­

Продолжительность ремонта —время проведения одного

монта автомобиля.

ремонтов — суммарная

про­

Суммарная продолжительность

должительность проведения ремонтов автомобиля за определен­ ный период эксплуатации его.

Удельная суммарная продолжительность ремонтов — отноше­ ние суммарной продолжительности ремонтов к наработке автомо­

биля за один и тот же период эксплуатации.

проведение

одного

Трудоемкость ремонта — трудозатраты

на

ремонта автомобиля.

ремонтов—суммарные

трудозатра­

Суммарная трудоемкость

ты на проведение ремонтов

автомобиля

за определенный

период

• эксплуатации.

 

 

 

проведения

одного

ремонта

Стоимость ремонта —стоимость

автомобиля.

стоимость ремонтов — суммарная

стоимость

про­

Суммарная

ведения ремонтов автомобиля за определенный

период

его эксплу­

атации.

выполнения

ремонта в

заданное

время— вероят­

Вероятность

ность того, что действительная

продолжительность

данного

ре­

монта автомобиля не превысит заданную продолжителность.

 

Запасная часть —составляющая

часть автомобиля, предназна­

ченная 'Для замены находившейся в экоплуатации

такой же части

с целью обеспечения исправности или только

работоспособности

автомобиля.

 

 

части,

инструменты,

принадлеж­

Комплект ЗИП — запасные

ности, материалы и другое имущество, необходимые

для техни­

ческого обслуживания и ремонта

автомобилей и

скомплектозан-

13