Файл: Паньков, Н. П. Надежность автомобильной техники ЧЗХР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ные в зависимости от назначения и особенностей использования.
Восстанавливаемая система — система, которая в случае воз никновения отказа может быть восстановлена. Аналогично опре деляются «восстанавливаемый агрегат» и «восстанавливаемая деталь».
Восстанавливаемые системы могут неоднократно терять свою работоспособность и восстанавливать ее. Для характеристики на дежности их важно знать, как часто и какой продолжительности бывают такие временные потери работоспособности, во что они обходятся, какова готовность машины к выполнению своих функ ций в каждый данный момент времени.
Невосстанавливаемая система — еистеміа, которая в случае возникновения отказа не подлежит ремонту или ремонт в сущест
вующих условиях |
невозможен |
или экономически нецелесообра |
зен. Аналогично |
определяются |
«невосстанавлив аемый агретат», |
«невосстанавливаемая деталь». |
|
Вынужденный ів большинстве случаев из-за крайнего дефици та и экономически неоправданный ремонт перемонтируемых изде лий не может служить основанием для перевода их в разряд вос станавливаемых. Такой ремонт перемонтируемых изделий в боль шинстве случаев сводится к созданию нового перемонтируемого суррогатного изделия кустарными и дорогостоящими способами, при этоім стоимость ремонта значительно '.превышает стоимость нового изделия.
Автомобиль нами рассматривается как сложная восстанавли ваемая системн многократнаго действия, включающая восстана вливаемые и невосстанавливаемые детали и подсистемы. При чем свойство своевременного устранения возникших неисправно стей, заложенное в конструкцию автомобилей, создает такие же предпосылки для повышения надежности их, как и резервирова ние для систем с непрерывной работой.
Техническая готовность автомобилей — вероятность того, чго автомобили будут работоспособны в произвольно выбранный мо мент времени. Оценивается коэффициентом готовности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОССТАНАВЛИВАЕМАЯ СИСТЕМА»
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К АВТОМОБИЛЮ
Под системой в теории надежности машин понимают совокуп ность совместно действующих элементов, пріедназиаченных для самостоятельного выполнения заданных функций. При этом в за висимости от задаваемого объема функций одно и то же изделие может быть рассмотрено и как система, и как элемент. Таким об разом, под элементом можно понимать не только неразложимую часть системы — деталь, но и узел, состоящий из нескольких деталей, если надежность этого узла изучается независимо от на дежности составляющих его деталей.
14
Возьмем двигатель, укомплектованный узлами смазки, охлаж дения, зажигания и литания.
Естественно, что с точки зрения моторостроительного завода при определении надежности 'выпускаемых им двигателей следует рассматривать их ,ка,к сложную систему. Надежность же узлов электрооборудования, питания, охлаждения должна рассматри ваться как надежность элементов, за качество которых должны нести ответственность заводы-поставщики.
С точки зрения заводов автотракторного электрооборудова ния, карбюраторных и заводов топливной аппаратуры такие эле менты полнокомплектного двигателя как генератор, стартер, кар бюратор, бензонасос и другие комплектующие изделия должны рассматриваться как сложные системы, более низкой сложности в функциональном отношении по сравнению с двигателем, с бо лее ограниченным объемом функций, но состоящие опять-таки из многих элементов. Конечным элементом всякой системы является деталь.
Таким образом, современные автомобили необходимо рас сматривать как .системы, состоящие иіз подсистем, конечным эле ментом которых является деталь.
R свою очередь, детали и узлы автомобиля могут быть вос станавливаемые и ^восстанавливаемые. К числу невосстаназливаемых деталей должны быть отнесены подшипники качения,, резино-технические изделия, сальники и другие детали, которые
относятся к |
так называемым покупным изделиям. |
деталей |
из |
|||
В табл. |
1.2 приведены |
данные о доли |
покупных |
|||
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1.2 |
|
|
Данные по кооперации автомобильных заводов |
|
||||
|
|
|
(в процентах) |
|
|
|
Источники |
Московский |
Горьковский Кременчугский |
Минский |
|
||
автомобильный |
|
|||||
получения |
завод им. Лиха |
автомобильный автомобильный |
автомобильный |
|||
деталей |
чева |
завод |
завод |
завод |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Собственное |
54,0 |
52,0 |
29,7 |
47,0 |
|
|
производство |
|
|||||
Поступающие |
|
|
|
|
|
|
с других |
заво |
|
|
|
|
|
дов по |
коопе |
48,0 |
70,3 |
53,0 |
|
|
рации |
46,0 |
|
различных автомобильных заводах, из которых следует, что наши ведущие заводы получают по кооперация от 46 до 70% деталей, необходимых для выпуска автомобилей. Так, например, 890 заво дов страны поставляют на Горьковский автомобильный завод металлы, материалы и детали, из которых 200 заводов поставля ют покупные изделия 7500 наименований. В свою очередь авто мобильные заводы поставляют другим заводам широкую номен
15
клатуру заготовок и деталей. Так, например, Московский авто мобильный завод ежегодно поставляет по кооперации 400 заво дам страны 3290 наименований деталей на сумму 34 млн. руб.
Агрегаты и системы автомобиля имеют различное количество восстанавливаемых и яевосстанавливаемых деталей. Определяет ся это, с одной стороны, конструктивными соображениями, а с другой — экономическими и зависит от организации ремонта де талей и технического оснащения ремонтных предприятий.
В табл. 1.3 приведены средние данные о доли восстанавливае мых и невосстанавливаемых деталей автомобиля ЗИЛ-130.
|
|
|
Т а б л и ц а 1.3 |
Количество восстанавливаемых и |
невосстанавливаемых |
||
|
деталей (в процентах) |
|
|
Наименование узла, агрегата, |
Деі'али |
||
|
|
||
системы |
Восстанавлива |
Невосстанавли- |
|
|
|||
|
|
емые |
ваемые |
Двигатель |
|
74 |
26 |
Сцепление |
|
32 |
68 |
Коробка передач |
|
58 |
42 |
Карданная передача |
|
72 |
28 |
Задний мост |
|
61 |
39 |
Передний мост |
|
76 |
24 |
Рулевое управление |
|
43 |
57 |
Электрооборудование |
|
28 |
72 |
Тормозная система |
|
33 |
67 |
Система питания |
|
34 |
66 |
Система охлаждения |
|
43 |
57 |
Система смазки |
|
47 |
53 |
Из приведенных данных следует, что при оценке показателей надежности деталей и узлов системы электрооборудования, пи тания, охлаждения, смазки, тормозов, сцепления, рулевого управ ления и некоторых других необходимо пользоваться критериями, применяемыми при оценке невосстанавливаемых изделий. Ремон тируемые детали и узлы, наоборот, требуют применения крите риев, применяемых при оценке восстанавливаемых систем.
При оценке показателей надежности агрегатов, систем и авто мобиля в целом, изготовленных из восстанавливаемых и невос станавливаемых деталей, необходимо применять критерии, реко мендуемые для оценки восстанавливаемых систем.
Изложенные обстоятельства и явились основанием к тому, что при разработке методики оценки технической готовности авто мобилей были рассмотрены приемы оценки показателей надежно сти перемонтируемых и ремонтируемых изделий.
Г л а в а 2
КРИТЕРИИ НАДЕЖНОСТИ АВТОМОБИЛЯ И МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
МЕТОДИКА |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ПОКАЗАТЕЛЕЙ |
НАДЕЖНОСТИ |
|
Эксплуатация |
автомобилей |
представляет |
собой |
'последова |
тельность их различных состояний, »которые |
можно |
представить |
в виде функции. Для оценки технической готовности автомобилей
важно |
рассмотреть два |
состояния. |
Состояние первое — автомо |
биль |
работоспособный. |
Состояние |
второе — автомобиль ремонти |
руется нли подвергается различным видам технического обслу живания, т. е. неработоспособный.
Соответственно этим состояниям функция x(t), описывающая последовательность переходов, принимает два значения: едини ц а — автомобиль работоспособный, нуль — неисправный.
Для определения количественных показателей надежности не обходимо высчитать некоторый функционал, т. е. число, соответ ствующее функции Xi(t). Так как длительности работоспособ ных состояний, ремонтов и технических обслуживаний в процессе эксплуатации автомобиля являются величинами случайными, го величина x f(t) есть реализация случайной функции x(t) = = {х4(£)}, соответствующая всем автомобилям данного типа. По
этому |
оценка |
г-й реализации случайной величины |
<р\ х ^ ) \ |
есть реализация |
случайной величины <о \х (£)] . Количественным |
||
показателем надежности N всей совокупности автомобилей дан |
|||
ного |
типа будет |
математическое ожидание случайной |
величины |
9 Iх (<)] |
N — М у [x(t)\. |
(2.3) |
|
|
|
||
На рис. 2.1 представлена функция x(t), состоящая |
из отрез- |
||
коз, принимающих значения «1» и «О». |
|
T ( t ) !
1 |
0 |
1 |
о |
1 |
Рис. 2.1 Значение функции x(t).
Значение «1» соответствует 'работоспособному состоянию как при работе автомобиля, так и при его хранении. Длительность
2 Заказ As 984. |
1? |