Файл: Мухин, А. И. Международный монополистический бизнес в ФРГ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
Поэтому они идут на установление с предприятиями ФРГ самых тесных производственных связей. До известной сте пени это расширяет рынок сбыта западногерманских фирм, производящих различные виды, сырья, энергии, полуфабрикатов, некоторые узлы, детали и т. д.
Однако с течением времени в этой области намети лись изменения, которые угрожали разрушить сложив шиеся в определенной степени выгодные для ряда фирм ФРГ связи. Некоторое время назад в США среди экспор теров капитала велась пропаганда, целью которой было побудить американские предприятия за границей в мак симально возможной степени удовлетворять потребно сти предприятий во всякого рода сырье, материалах, де талях и т. д. путем покупки их у других американских предприятий. Эта кампания известна под сокращенным названием «BUSH» («Buy US here» —■«покупай амери канское», т. е. американцы должны покупать американ ское и будучи за границей). Такая практика стала рас сматриваться как «патриотический долг» американских менеджеров 13. Ясно, что такая автаркическая тенденция была вызвана стремлениями сократить расходование долларов за границей, если речь шла о расходах невоен ного характера. Таким образом, американские дочерние фирмы при сохранении отмеченной тенденции в какой-то мере могут превратиться в замкнутую группировку, отно сительно мало связанную с западногерманским рынком по линии их материально-технического снабжения. Все это позволяет рассматривать сферу господства американ ского капитала в западногерманской экономике как по тенциально самодовлеющий сектор.
Что касается финансового обеспечения американских дочерних обществ, то они связаны с западногерманскими банками главным образом по линии так называемого фи нансового обслуживания (ведение текущих счетов и т. д.), а в отношении кредита они опираются на несравненно более могущественные американские банкирские дома и банковские корпорации непосредственно или на их фили алы в ФРГ: «Эссо АГ» через «Стандард ойл оф НьюДжерси» на «Чейз Манхэттен бэнк», контролируемый Рокфеллерами, «Адам Опель АГ» через «Дженерал моторз» на «Морган гэрэнти траст компани», контролиру емый семействами Морганов и Дюпонов, и т. д. Практи ка получения займов в Западной Европе, в том числе в самой ФРГ, отнюдь не ставит американские дочерние об
82
щества в зависимость от западногерманских банкой, так как эта мера вызвана не финансовой слабостью амери канских банков,, а конъюнктурно-политическими сообра жениями американского правительства, заинтересован ного в укреплении доллара.
Источники, формы финансирования инвестиций американских монополий и их прибыли
Статистика США дает сведения об источниках и формах финансирования по весьма простой схеме. 'Еже годный прирост прямых инвестиций складывается из ввоза нового капитала и реинвестированной прибыли. За 1961—1970 годы соотношение этих компонентов ко
лебалось очень сильно, однако |
без ясно |
выраженной |
тенденции. Например, доля реинвестиций |
изменялась |
|
от 6,0% в 1964 году (минимум) |
до 52,1% |
в 1969 году |
(максимум). В 1972 году эта доля составляла 37,7%. Обычно эта доля составляет 10—20%, а доля вновь ввозимого капитала — 90—80% и .
В действительности объем и доля реинвестиций боль ше, так как определенная часть прибылей, переведен ных в США, не распределяется там в качестве диви дендов, а возвращается в ФРГ под видом вновь ввезен ного капитала, облагаемого налогом по весьма низкой ставке в 2,5 %• Делается это путем использования на логового законодательства ФРГ в интересах американ ских монополий, полностью или почти полностью вла деющих капиталом своих дочерних обществ в ФРГ, как это мы видели выше. Полученные в форме дивидендов прибыли облагаются в ФРГ по ставке 15%, а нерас пределенные прибыли — по ставке 51 %• Такая структу ра налогообложения не благоприятствует самофинан сированию инвестиций, к чему обычно стремятся моно полии. Однако многие корпорации США фактически осуществляют такое самофинансирование своих дочер них обществ в ФРГ в широких масштабах. Это могут позволить себе американские монополии, дочерние об щества которых имеют возможность свести выплату ди видендов к фикции со всеми вытекающими отсюда реальными выгодами. Эти общества выплачивают своим хозяевам всю или почти всю прибыль в форме необыч но высоких дивидендов.
83
Особенно характерно это для дочернего общества «Форд-верке АГ». При величине акционерного капитала в 140 млн. марок оно выплатило дивиденд в размере
195% в 1968 году и 216% — в 1970 году15. В 1971 го ду акционерный капитал «Форд-верке АГ» повышен до 720 млн. марок, в связи с чем дивиденды снизились
(в 1971 г. — до 28, в 1972 г. — до 22%). Необычно вы сокие дивиденды.выплачивают и некоторые другие круп ные американские дочерние общества в ФРГ — «Адам Опель АГ» (49,3% в 1969 г., 30,4% в 1971 г., акционер ный капитал 850 млн. марок), «СЭЛ» (45% в 1970 г., акционерный капитал 207 млн. марок, в 1971 и 1972 гг. дивиденд снизился до 16%), «Кодак АГ» (25,3%, в 1972 г., акционерный капитал 112 млн. марок).
Приведенные данные позволяют утверждать, что фак тически реинвестирование происходит в огромных мас штабах, но благодаря «кругообразным трансакциям» прибылей только небольшая часть фактически произ веденных реинвестиций отражается в отчетах монопо
лий.
Соотношение долей реинвестиций и вновь ввозимого капитала зависит от многих как внутренних, так и внешних причин, однако влияние конъюнктуры очевид но. В годы депрессий и кризисов, когда прибыли в той или иной степени сокращаются (хотя обычно и не так сильно, как об этом свидетельствуют публикуемые мо
нополиями |
балансы), сокращается доля |
реинвестиций; |
в периоды |
«бумов» их доля, надротив, |
сильно возра |
стает, а в сочетании с другими факторами она дости гает рекордных величин. Именно так случилось в 1961 и 1969 годах, когда периоды высокой конъюнктуры со впали с проведенными ревальвациями марки.
Курс западногерманской марки по отношению к аме риканскому доллару был и до известной степени остает ся завышенным. К. Блаухорн считает, что по своей по купательной способности 1 доллар США соответствовал в свое время не 4, а только 2,60 марки ФРГ. Он при водит пример, когда американский предприниматель, ко торый в ФРГ покупал предприятие за 12 млн. марок, номинально соответствующих 3 млн. долл., в действи тельности платил за него, пользуясь выгодным обмен ным курсом, только 7,8 млн. марок. И наоборот, одно и то же предприятие или оборудование обходилось в США на 35% дороже, чем в Ф РГ16. Того же мнения
84
придерживался профессор Йельского университета в США Генри Валлих, который считал реальным обмен ный курс западногерманской марки на доллар 3:1, а не 4 :1 17. Приведенные оценки реальных обменных кур сов, в те годы очень сильно отличавшихся от официаль ных курсов, показывают, сколь выгодно было американ ским монополиям ввозить свой капитал в ФРГ, когда расхождение курсов было максимальным. Проведенные в 1961, 1969 и последующих годах ревальвации до из вестной степени сблизили фактический и официальный обменные курсы, и ввоз нового американского капитала становился в эти годы относительно менее выгодным делом, его доля снижалась, а доля реинвестиций соот ветственно возрастала. Этому способствовала и деваль вация доллара.
Накоплению капитала американскими компаниями в ФРГ, росту их прибылей, а следовательно, росту их реинвестиций и объему капиталовложений в целом бла гоприятствуют налоговые льготы. Как указывалось вы ше, прибыли американских компаний, полученные в ФРГ и распределенные в форме дивидендов, до недавнего времени облагались подоходным налогом по ставке 15%. Будучи переведенными в США, они облагаются налогом также по ставке 15% • Следовательно, прибыли амери канских дочерних компаний за границей облагались на логами максимум в 30%. В то же время западногер манские компании могут облагаться налогом по ставке до 51% (налог на нераспределенную прибыль). Явное неравенство в условиях налогообложения, что в извест ной мере влияет на конкурентоспособность, вызывало многочисленные протесты предпринимателей и общест венности ФРГ. С 1 января 1965 г. ставка подоходного налога на прибыли американских компаний в ФРГ бы ла повышена до 25%. Таким образом, их суммарное на логообложение возросло с 30 до 40%. Это означает, что налоговые льготы для них сохранились, хотя и несколь ко уменьшились.
Имея в виду откровенные мошенничества некоторых американских дочерних обществ в ФРГ, прибегающих к мнимым трансакциям своих прибылей с целью макси мального снижения налога на прибыль и, следователь но, повышения своей конкурентоспособности, советник министерства хозяйства, специалист в области двойного налогообложения доктор Гельмут Дебатин писал:
85
«В результате такому дочернему обществу с кругооборо
том капитала, включающим трансферт, излишне было отказывать в самофинансировании (так как оно не нуждалось в нем. —А .М .), но зато ему не нужно было платить налогов, которыми облагались немецкие пред приятия и концерны за удержанные ими прибыли. Ис кажения в конкуренции, которые возникали благодаря таким кругообразным трансакциям, очевидны. При этом должно быть ясно, что речь идет не о компенсации раз личий в налогообложении, но специально о том, что при одном и том же положении дел в экономике американ ские' концерны могли добиться преимуществ в конку рентной борьбе благодаря трансакциям, которые для не мецких фирм были недоступны» 18.
В западногерманской печати отмечается, что наи большие налоговые льготы до указанной налоговой ре формы получали американские дочерние компании в ав томобильной и химической промышленности.
Статистика иностранных инвестиций ФРГ, публикуе мая, правда, нерегулярно, позволяет более детально оз накомиться с формами финансирования американских инвестиций в ФРГ. Средства, полученные извне, под разделяются на полученные непосредственно из США и полученные через другие страны. В свою очередь, ка питал, полученный из США, делится на долгосрочный и краткосрочные кредиты, которые уже впоследствии бы ли превращены в долгосрочные кредиты и собственный (акционерный, паевой) капитал.
Наибольший интерес представляет резкое возраста ние доли американского капитала, поступающего в ФРГ через «третьи» страны. Это явление наиболее непосредст венно отражает кризис американского доллара под влиянием непомерных расходов за границей. Перелом ным в этом отношении был 1965 год, когда доля аме риканских средств, проникающих в ФРГ через третьи страны, резко возросла (с 7 до 26% всего годового при роста прямых американских инвестиций в ФРГ); воз росла также доля краткосрочных кредитов, конверти рованных в долгосрочные кредиты и собственный капи тал (с 11 до 27%). В результате доля прямых поступ лений непосредственно из США в 1965 году составила всего 29% (против 60% в предыдущем году) 19.
В дальнейшем поступления из США долгое время оставались на низком уровне, хотя объем прямых част-
86
ных инвестиций США в ФРГ продолжал расти. Тенден ция к сокращению отлива валюты из США и замене ее валютой западноевропейских стран получила название «экспансии доллара без доллара». Такая форма экспан сии нанесла определенный ущерб экономике западноев ропейских стран, которые сами нуждались в свободных капиталах.
Различные авторы, отмечая «неограниченный спрос» американских фирм на капитал отдельных западноевро пейских стран, указывали, что это сужало возможности финансирования на нормальных условиях самих запад ноевропейских фирм. «В случае длительного массиро ванного спроса это может нарушить функциональные способности банков»20, — дипломатично предостерегал один из таких авторов. Этого не отрицали и сами аме риканцы. Американский журнал «Форин афферс» при знавал, что «размер и успех американских предприятий за границей дают им возможность поглощать непропор ционально большую долю скудных местных ресурсов»21.
Подытоживая ход дискуссии и раскрывая самую суть взаимоотношений США и Западной Европы, возник ших в последние годы на почве вывоза американского капитала, когда дефицит платежного баланса США гро зит ограничить их экспансию на рынке капиталов, бюл летень Немецкого экономического института (ГДР) писал: «Западноевропейское хозяйство, таким образом, оплачивает своего собственного конкурента, финанси рует его прогрессирующее экономическое опекунство сверхкрупными американскими концернами»22. Мобили зация средств таким способом властями США никак не ограничивалась, поскольку она непосредственно не влия ла на состояние платежного баланса США.
Важным источником долларовой валюты, используе мой для финансирования американских инвестиций в странах Западной Европы, в том числе ФРГ, является рынок евродолларов. «В конечном счете самой постоян ной клиентурой, использующей рынок евродолларов в (Западной. — А. М.) Европе, являются заграничные фи лиалы американских предприятий, — пишут француз ские прогрессивные экономисты К. Гу и Ж--Ф- Ландо.— Можно с достаточным основанием считать, что за счет евродолларов обеспечивается от одной трети до полови ны потребностей в капитале американских филиалов, действующих в (Западной. — А. М.) Европе»23.
87
Наряду с получением иностранных займов для це лей финансирования своих капиталовложений в Запад ной Европе в местной валюте и использованием рынка евродолларов предоставление патентов и лицензий ком паниям ФРГ и других западноевропейских стран также не требует со стороны американских корпораций рас ходов долларовой валюты. Как указывалось выше, соб ственно торговля патентами и лицензиями между США и ФРГ складывается для США весьма ^благоприятно. Однако здесь важно показать не результаты торговли ими, а итоги лицензионных и патентных соглашений между американскими и западногерманскими фирмами и предприятиями.
Как известно, эти соглашения не находят непосред ственного отражения в платежных балансах обеих стран, так как не являются обычными денежными сделками. В условиях научно-технического превосходства США за ключение таких соглашений позволяет американским фирмам использовать это обстоятельство для «безде нежного» ввоза капитала и устанавливать с западногер манскими фирмами-лицензиатами не только разного ро да выгодные связи, но и постепенно подчинить эконо мически относительно слабые фирмы. Предоставление патентов и лицензий влечет за собой установление од ной из двух форм зависимости: либо фирма-лицензиарий обязуется выплачивать наличными лицензиату опреде ленную долю прибыли, получаемую в связи с использо ванием лицензий, либо эта доля прибыли реализуется лицензиатом путем получения им определенного пакета акций, а также пая или других прав на собственность и прибыль фирмы-лицензиария. Как.правило, такие ус ловия первоначально не являются тяжелыми, и вло жение капитала в такой форме идентично не прямым капиталовложениям, а портфельным. Тем не менее, имея дело с мощными в экономическом и финансовом отно шениях американскими монополиями, располагающими к тому же собственным научно-исследовательским по тенциалом, западногерманские компании-аутсайдеры быстро теряют былую независимость, и нередко влияние
американских «совладельцев» |
становится решающим. |
В кругах западногерманских |
промышленников эффек |
тивность такого метода американской экспансии оцени вается как серьезная угроза их экономической незави симости.
Среди многочисленных косвенных методовпроникно вения американского капитала в экономику ФРГ пре доставление технической документации занимает одно из первых мест. В принципе этот метод не является но вым. Еще в межвоенный период такие соглашения бы ли заключены, например, между «ИГ Фарбениндустри» и «Стандард ойл». В подобных случаях, когда сторона ми лицензионного соглашения выступали крупные моно полии, это приводило к переплетению их капиталов или основанию смешанных компаний. Если же иностранны ми лицензиями пользовались экономически слабые аут сайдеры, последним часто грозила потеря независимо сти. Но лишь в период научно-технической революции научно-технические знания и опыт, воплощенные в соот ветствующей документации, уникальном оборудовании, созданном на их основе, и т. д. стали своеобразным, при том массовым, «научным товаром», играющим все боль шую роль в «невидимом экспорте» промышленно раз витых стран и одновременно превратившимся в мощное оружие американских монополий, вывозящих капитал за границу, особенно в промышленно развитые страны.
Продажа патентов и лицензий -США в ФРГ и заклю чение лицензионных соглашений между компаниями двух стран получили большой размах начиная с сере дины Г)0-х годов. Стоимость товаров, произведенных в ФРГ по американским лицензиям, давно уже превы шает стоимость американского товарного экспорта в эту страну. Большому размаху деятельности американских корпораций в этой области способствовала организация в тот период во Франкфурте-на-Майне дочернего обще ства американской компании «Коламбиа интернешнл компани», которая занимается организацией обмена па тентами и лицензиями, а также должна содействовать прямым капиталовложениям США и слияниям амери канских и западноевропейских фирм.
Уже в начале периода широкой экспансии монопо лий США в ФРГ ряд крупнейших компаний ФРГ свя зали себя определенными обязательствами по отноше нию к американским трестам, приобретя у них ли цензии на производство новейших видов оборудования. Так, например, концерн Ханиэля приобрел у «Дженерал электрик» лицензию на производство и сбыт атомных реакторов. Машиностроительная компания «Зимаг Зигенер машиненбау» получила лицензию «Морган инд-
89