Файл: Мухин, А. И. Международный монополистический бизнес в ФРГ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
жиниринг» на производство кранового оборудования для металлургических заводов.
Больше всего американских лицензий получила хими ческая промышленность. По-видимому, это было связа но с отставанием ФРГ в области производства синте тических материалов, которое США освоили гораздо раньше. Себестоимость этого производства в США бы ла значительно ниже при более широком ассортименте на базе нефти и природного газа (в ФРГ едва ли не до середины 60-х гг. в качестве сырья по преимуществу использовались бурый и каменный уголь и карбид кальция). Входящая в группу «ИГ Фарбениндустри» крупная компания «Хемише верке Хюльс» образовала с «Гудри процесс корпорейшн» на основе использова ния лицензий последней смешанное общество «Гудри Хюльс» для производства и сбыта катализаторов для химической и нефтехимической промышленности.
Таким образом, «ввоз» американского передового опыта и открытий в технической и научной областях не свидетельствует об альтруизме американских моно полий. Наоборот, возможность использования выгодных для производства американских новинок оплачивается достаточно дорого. Монополии ФРГ платят за это, как правило, наличными, затем собственными патентами и лицензиями, а также принимают на себя различные обя зательства, чаще всего касающиеся ограничения их дея тельности определенным кругом стран (соглашения о разделе рынков). Мелкие и средние фирмы оплачивают американскую техническую «помощь» гораздо более вы сокой ценой — ценой своей независимости. Поэтому ка питаловложения США, особенно прямые, отнюдь не всегда способствуют повышению научно-технического уровня национального производства.
Для немонополизированных предприятий ФРГ (а та ких в количественном отношении гигантское большинст во, и именно они больше всего нуждаются в обновле нии основного капитала) получение такой «помощи» равнозначно частичной, а затем и полной «американи зации». Кроме того, необходимо иметь в виду, что наи более важные открытия и изобретения не продаются и не передаются американскими монополиями существу ющим западногерманским предприятиям. Если новые открытия в технике трудно приложимы к существую щим отраслям и предприятиям в ФРГ и, следователь
90
но, их реализация особенно выгодна из-за отсутствия конкуренции самим американским монополиям, они строят собственные новые предприятия, которые осна щаются ввезенным из США уникальным оборудованием. При этом монополисты рассуждают таким образом: «Продажа лицензий — это легкие деньги (она не свя зана ни с инвестициями, ни с риском). Но это делает продавца пассивным и отделяет его от главной области роста. Предприятие, которое не занимается учредитель ством ни в Европе, ни в Америке, в конце концов от стает от тех, которые это делают»24.
То, что путем основания дочерних обществ и филиа лов в Западной Европе национальная промышленность стран — импортеров капитала США автоматически не обогащается новым научно-производственным опытом, не подлежит сомнению. Можно считать обоснованным мнение французской буржуазной газеты «Монд», что «американцы не хотят ничему учить Европу. Они хотят обосноваться в ней, как они это сделали во всех других странах, и в частности в Латинской Америке»25. Лишь в редких случаях, когда производство какого-либо то вара целиком или в основном связано с перспективами его сбыта в странах Западной Европы, особенно ЕЭС, там основываются американские исследовательские цент ры. При этом они используют местные научные кадры, что надо рассматривать как плохо замаскированное «по хищение умов» е целью их эксплуатации монополиями США по «месту жительства» этих кадров. Как прави ло, исследовательские работы американских монополий вне США носят узкоприкладной, а не проблемный ха рактер.
Неуклонный рост американских инвестиций и разно образие форм их проникновения в ФРГ в условиях же стокого и хронического кризиса платежного баланса США свидетельствуют о глубокой заинтересованности американских монополий в захвате, удержании и ук реплении их позиций в экономике ФРГ. Основой такой заинтересованности является высокая прибыль на вло женный капитал, однако нельзя сбрасывать со счетов политические и военные аспекты американской эконо мической экспансии.
Выступая на общем собрании промышленно-торговой палаты Франкфурта-на-Майне и американского торго вого представительства в ФРГ с объяснением американ-
91
ской политики в области прямых частных капиталовло жений США в ФРГ, американский посол Макги 20 ок тября 1964 г. признал, что среди различных обстоя
тельств, |
стимулирующих |
ввоз американского капитала |
в ФРГ, |
на первом месте |
стоит «простое и осознанное |
стремление к прибыли». Он отметил также «крайне притягательный политический и социальный климат» ФРГ, связав это обстоятельство, между прочим, с член ством ФРГ в НАТО. Он отметил «впечатляющие темпы экономического роста ФРГ, что означает высокие дохо ды, растущую покупательную способность и растущий спрос на товары и услуги со стороны немецкого наро да». Небезынтересным было его признание, что «аме риканские фирмы находят в Германии (ФРГ. — А.М .) условия, которые очень схожи с условиями их собствен ной страны». Трудностью, по его мнению, является по ложение с рабочей силой, особенно квалифицированной.
Все отмеченные благоприятные для монополий США условия помогают получению высокой прибыли. К чис лу таких условий мргут быть отнесены также следую
щие.
ФРГ — крупнейший производитель и экспортер про мышленной продукции в группе стран ЕЭС со всеми вытекающими отсюда последствиями. К тому же ФРГ, особенно ее прирейнские районы, пользуется наиболее выгодным транспортно-географическим положением по сравнению с другими странами ЕЭС, что стало особен но выгодным после полной отмены внутренних таможен ных сборов.
Западногерманский рынок расширяется не только
всвязи с известным экономическим ростом ФРГ, но и благодаря механическому приросту населения, который
впоследние годы имеет место в связи с большим при током иностранной рабочей силы (максимально почти до 2,3 млн. человек в середине 1973 г.); немалое зна чение в расширении емкости внутреннего рынка имел известный рост реальной заработной платы западногер манских рабочих, завоеванный ими в ходе классовой борьбы.
Денежное обращение в ФРГ относительно меньше
подвержено инфляции, чем в других странах ЕЭС, а по отношению к доллару США курс западногерманской марки, несмотря на неоднократные ревальвации, остает ся все же заниженным, что выгодно всем западногерман
92
ским экспортерам, в том числе дочерним компаниям аме риканских монополий.
Иностранный капитал в ФРГ не подвергается нало говой дискриминации, а фактически пользуется налого выми льготами. Многие американские предприятия в ФРГ перерабатывают импортное сырье и продовольст вие, используют импортные источники энергии (в пер вую очередь нефть), контролируемые на мировом ка питалистическом рынке нередко теми же американски ми монополиями в развивающихся странах, в некото рых странах развитого капитализма, например в Кана де, или на территории самих США и в их владениях. Это дает им серьезные преимущества в конкурентной борьбе, вытекающие из возможности оплачивать эги то вары близко к себестоимости.
Можно считать, что непосредственное влияние на обеспечение достаточно высокой нормы прибыли амери канских предприятий в ФРГ оказывают следующие об стоятельства:
1) «Правильный» с точки зрения монополий США выбор для инвестирования своего капитала предприя тий новых, наиболее быстро растущих, динамичных от раслей, продукция которых пользуется широким спро сом на рынке, что обеспечивает им относительно более полное использование производственных мощностей, поддержание высоких сбытовых цен и рост оборотов предприятий. Огромное значение имеет участие амери канского капитала в производстве вооружения как наи более прибыльного из всех отраслей. Такой выбор сфе ры приложения капитала США в ФРГ вытекает прежде всего из серьезного превосходства американских моно полий в научно-технической области, а также в области организации производства.
2) Относительно низкая почасовая заработная плата западногерманских рабочих в сочетании с высокой про изводительностью и особенно интенсивностью труда, их хорошей профессиональной выучкой, позволяющей им использовать в процессе труда современное оборудова ние и новейшие технологические и организационные ме тоды.
Заработная плата в США номинально в 2—3 раза выше, чем в западноевропейских странах. В 1965 году почасовая заработная плата в промышленности ряда стран с учетом покупательной способности составляла
93
(в марках) в США 8,70, Англии — 5,05, ФРГ — 4,54, Швейцарии — 4,53, Нидерландах — 4,42, Бельгии — 3,93, Франции — 3,11 и в Италии — 2,4526. Но принтом надо учитывать, что производительность труда в США выше почти в такой же пропорции. Примерно равные соотношения в уровнях почасовой заработной платы и производительности труда означают, что удельные расходы на заработную плату, то есть расходы ее на единицу продукции, мало, а с течением времени все меньше отличаются от американских. Таким образом, относительно низкая заработная плата в ФРГ, как и в других западноевропейских странах, не является не посредственным источником высоких прибылей для мо нополий США. Она является таким источником лишь в сочетании с большим превосходством в производитель ности труда на американских предприятиях в ФРГ, что вытекает из их гораздо более высокого технического и организационного уровня производства, более совер шенной системы сбыта и т. п. Иначе говоря, западногерманский рабочий, занятый на американском пред приятии, получает за свой труд примерно столько же, сколько на других аналогичных предприятиях ФРГ, но производит столько же продукции, сколько производит рабочий в США, то есть гораздо больше.
Относительная дешевизна западногерманской рабо чей силы, которая как фактор притяжения американ ского капитала продолжает и сейчас играть выдающую ся роль, не в последнюю очередь обусловлена также применением западногерманскими предпринимателями определенных ограничительных мер против профсоюзов
ирабочего движения в целом.
3)Относительно низкие издержки по сбыту, связан ные с небольшими транспортными расходами (по срав нению с предприятиями, действующими в самих США
ивынужденными расходовать средства на оплату пе ревозки своих товаров через Атлантический океан) и особенно с освобождением от необходимости уплачивать
таможенные сборы на обширном рынке ЕЭС, который поглощает не только огромную продукцию предприятий американских дочерних обществ, филиалов и участий, но и самих родительских компаний в США.
4) Сохранение налоговых льгот для крупных аме
риканских монополий, контролирующих свои предприя тия в ФРГ.
94
Т а б л и ц а 14
Норма прибыли на американский капитал в ФРГ и в других странах и районах мира в 1969— 1972 годах (»/о)
Год
Р азв и в а ю щ и е ся страны |
П ромыш ленно разви ты е страны |
Зап адн ая Европа |
ЕЭС (6 стран ) |
|
J |
|
|
и
Он
е
Ф ранция |
И талия |
А нглия |
К анада |
1969 |
18,7 |
8,6 |
8,9 |
9,2 |
11,4 |
9,5 |
5,1 |
6,9 |
7,5 |
1970' |
17,2 |
8,7 |
9,5 |
10,6 |
13,6 |
9,1 |
4,3 |
7,4 |
7,1 |
1971 |
18,5 |
9,2 |
9,7 |
10,2 |
11,8 |
10,1 |
3,6 |
8,6 |
8,1 |
1972 |
20,2 |
10,6 |
12,0 |
12,1 |
14,4 |
12,2 |
7,4 |
11,1 |
8,7 |
Источник: Рассчитано по «Survey of Current Business» за соответст вующие годы.
5) Высокая норма прибыли в ФРГ сочетается с ее относительной устойчивостью, гарантией от национали зации или каких-либо внезапных ограничений в дея тельности иностранных монополий. Таким образом, эко номические и политические условия страны благоприят ствуют извлечению американскими монополиями в те чение последних лет самой высокой прибыли, которая выше не только, чем в самих США, но и в других раз витых капиталистических странах. Американские ин вестиции принесли в 1969—1972 годах еще большие доходы разве только в развивающихся странах, однако здесь приложение американского капитала связано с растущим политическим риском; кроме того, основные вложения капитала произведены в них в добывающую промышленность, торговлю и т. п., а не в обрабатыва ющую индустрию, перспективы развития которой, в про тивоположность сырьевым отраслям, в принципе без
граничны.
Данные табл. 14 можно считать показательными, так как они относятся к годам как высокой, так и пада ющей конъюнктуры в ФРГ и в других странах. Указан ный период не является исключением. С 1957 по 1966 год средняя норма прибыли на американский капитал в ФРГ составила 12,3% против 9,5 по ЕЭС в целом и
11,7% в Англии27.
Зависимость нормы прибыли от конъюнктуры оче видна, однако амплитуды колебаний нормы прибыли
95
Т а б л и ц а 15
Движение нормы прибыли на американский капитал и размер годового прироста промышленной продукции в ФРГ (%)
|
г. |
г. |
г. |
г . |
г. |
г. |
г. |
|
19G0 |
1965 |
1966 |
1967 |
1968 |
1969 |
1970 |
Норма при |
14,7 |
9,0 |
6,8 |
6,4 |
6,9 |
11,4 |
13,6 |
были |
11,0 |
5,6 |
1,8 |
—1,7 12,3 |
12,5 |
6,9 |
|
Прирост |
|||||||
промышлен |
|
|
|
|
|
|
|
ной продук |
|
|
|
|
|
|
|
ции |
|
|
|
|
|
|
|
Сй
сч
tr г^. ey* 05
11,8 14,4
1,6 3,4
1 Предварительные данные.
Источники: «Survey of Current Business» и «Экономическое положе ние капиталистических и развивающихся стран» (при ложение к журналу «Мировая экономика и международ ные отношения») за соответствующие годы.
значительно меньше, чем конъюнктуры (см. табл. 15). В 1972 году чистая прибыль американских компаний в ФРГ, по данным американской официальной статистики, составила 902 млн. долл., из которых 497 млн. долл, было переведено в США, что ненамного меньше суммы новых капиталовложений США в ФРГ (658 млн. долл.)28.
Определение абсолютного объема чистой прибыли американских дочерних обществ в ФРГ наталкивается на трудность двоякого рода. Во-первых, компании, име ющие юридическую форму обществ с ограниченной от ветственностью, вообще не обязаны публиковать свои балансы. Подавляющее большинство американских до черних компаний в ФРГ функционирует именно в фор ме таких обществ. Не публикуют своих балансов и се мейные фирмы. Филиалы, будучи юридически несамо стоятельными предприятиями, вообще не составляют самостоятельных балансов.
Во-вторых, в разрешении поставленного вопроса су ществует трудность принципиального порядка. Она за ключается, как указывалось выше, в недоброкачествен ности публикуемых акционерными компаниями балан сов, составление которых подчинено одной главной це ли: в максимальной степени скрыть действительный раз-
96